Электропривод постоянного тока

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока. Целью изобретения является повышение быстродействия и устойчивости электропр -геода в переходных процессах. Устройство содержит накопительньш конденсатор 5, напряжение на котором сравнивается с напряжением на резисторе 10. Если напряжение на конденсаторе 5 больше, чем напряжение на резисторе 10, то тиристорный переключатель 8 ется. Через транзистор 14 подается импульс на форсировку .разгона двигателя . Когда скорость двигателя достигает заданной величины, транзистор 14 отключается и снижается сигнал форсировки. 2 ил. а 9 ОО СП 4 СлЭ ««vj 00

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (511 4 Н 02 P 5/06 ф/ PPQ /1ri sy °

Я I j

g P ; щ

1 .

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3845346/24-07 (22) 22.01.85 (46) 23.11.87, Бюл. № 43 (71) Грузинский политехнический институт им. В.И.Ленина (72) А.С,Бобохидзе, М,И.Гольдбаум, A.Â.Ïåñâèàíèäçå, И.Т.Рухадзе и H,È,Ðóõàäçå (53) 621.316.7 18.5 (088.8) (56) Патент Японии № 52-47129, кл. Н 02 Р 5/06, 1977.

Авторское свидетельство СССР

¹ 847475; кл. Н 02 P 5/06, 1981.

{54) ЗЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока. Целью изобретения является повышение быстродействия и устойчивости электропривода в переходных процессах. Устройство содержит накопительньп конденсатор 5, напряжение на котором сравнивается с напряжением на резисторе 10. Если напряжение на конденсаторе 5 больше, чем напряжение на резисторе 10, то тиристорный переключатель 8 включается. Через транзистор 14 подается импульс на форсировку разгона двигателя. Когда скорость двигателя достигает заданной величины, транзистор 14 отключаетс и снижается сигнал форсировки. 2 ил, 1354378

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электроприводами постоянного тока.

Цель изобретения — повышение быстродействия и устойчивости электропривода в переходных процессах, На фиг. 1 приведена принципиальная схема электропривода постоянного тока; на фиг. 2 — функциональная схема электропривода.

Электропривод постоянного тока содержит двигатель, якорная обмотка 1 которого подключена к регулируемому источнику 2 питания и шунтирована последовательно соединенными тормозным резистором 3 и тиристором оптопары 4 с целью принудительного отключения, блок управления регули- 20 руемым источником питания„ содержащий накопительный конденсатор 5,подключенный через резистор 6 к стабилизированному источнику питания.Общая точка соединения накопительного конденсатора 5 и резистора 6 соединена с катодом диода 7 и анодом тиристорного переключателя 8, катод которого соединен с отрицательным выводом стабилизированного источни- ЗО ка питания. Один управляющий электрод тиристорного переключателя 8 через диод 9 связан с резистором 10 и с положительным выводом стабилизированного источника питанИя, другой управ- 3В ,ляющий электрод тиристорного переключателя 8 через диод 11 связан с базой транзистора 12, переход эмиттер — коллектор которого связан со стабилизированным источником питания, 40 а коллектор соединен с базой транзистора 13 и с эмиттером транзистора 14, база которого соединена с, эмиттером транзистора 13, с коллектором транзистора 15, переход эмиттер — коллек- 45 тор которого связан со стабилизированным источником питания. База транзистора 15 через резистор 16 соединена с анодом диода 7 и через переход коллектор — эмиттер транзистора 17 Бо соединена с отрицательным выводом стабилизированного источника пита-. ния, который через диод 18 соединен с базой транзистора 17, связанной . через конденсатор 19 и магнитоуправляемый контакт 20 со стабилизированным источником питания.

Коллектор транзистора 12 связан с базой транзистора 21, переход коллектор — эмиттер которого через светодиод оптопары 4 связан со стабилизированным источником питания, к которому через светодиод оптопары 22 подключен переход коллектор — эмиттер транзистора 23, база которого связана с коллектором транзистора 14. Устройство, кроме того, содержит транзисторы 24 и 25 диоды 26 и 27, форсировочный резистор 28, управляющий регулятор 29, контакт 30 командоконтроллера. Вывод резистора 10 через диод 26 соединен с катодом диода 27, соединенного через управляющий резистор 29 с входом регулируемого источника 2 питания и с базой транзистора 24, эмиттером связанного с положительным выводом стабилизированного источника питания, а коллектором через форсировочный резистор 28

1 и переход коллектор — эмиттер транзистора 25 соединен с отрицательным выводом стабилизированного источника питания. База транзистора 25 связана с коллектором транзистора 14.

Катод диода 27 через контакт 30 соединен с отрицательным выводом стабилизированного источника питания. Цепь принудительного отключения тиристора оптопары 4 содержит конденсатор 31, резистор 32 и тирнстор оптопары 22, который через конденсатор 31 шунтиру" ет тиристор оптопа.ры 4, а через резистор 32 соединен с якорной обмоткой двигателя.

Электропривод работает следующим образом.

При подаче напряжения на зажимы стабилизированного источника питания через резистор 6 заряжается накопительный конденсатор 5. Напряжение на зажимах конденсатора 5 сравнивается с напряжением на резисторе 10.

Если напряжение на зажимах конденсатора.5 больше напряжения на резисторе 10, на один из управляющих электродов тиристорно:.-о переключателя 8 подается напряжение, и переключатель

8 включается. При этом через второй управляющий электрод тиристорного переключателя 8 открывается транзистор

12 и в его коллекторную цепь подается импульс задающей скорости с длительностью паузы

Конденсатор 19 заряжается через база-эмиттерную цепь транзистора 17.

При замыкании магнитоуправляемых контактов 20 через диод 18 включается

1354378 транзистор 17, которьгй открывает транзистор 15 в его коллекторную цепь подается импульс фактической скорости с паузой t равной вре(р 1 мени одного оборота вала двигателя.

Функциональная схема (фиг. 2) содержит выпрямитель ЗЗ, двигатель 34, генератор 35 фактической скорости,.

Осуществляется сравнение импульсов фактической и заданной скоростей.Ллгоритм управления выражается следующим образом:

Y = Х1 ° Х2, где Х1 — сигнал, поступающий от элемента сравнения;

Х2 — сигнал на форсирование,поступающий от выпрямителя, Если tq-t„, -О, Х1=1, Х2=1, Y=1, Если О, X1=0 X2=0 Y=0.

Ъ

При этом, если t >-t+ О, включается транзистор 14, который включает транзистор 23 и оптопару

22. При этом через транзистор 14 подается импульс на форсировку разгона двигателя, включается транзистор 24 и форсированный резистор 28 подключается параллельно к управляющему резистору 29, благодаря чему на зажим якоря подается повышенное напряжение питания, двигатель разгоняется с форсированием, t уменьшается.

Когда скорость двигателя 34 достигает заданной величины (t =t+), транзистор 14 отключается и снимает сигнал форсировки, транзистор 23 отключается, отключает форсировочный резистор 28, Двигатель 34 работает на новой механической характеристике с заданной скоростью. Чередование импульсов фактической скорости осуществляется при помощи магнитоуправляемых контактов 20, включение которых происходит в тот.момент, когда они оказываются в зоне действия постоянного магнита, укрепленного на валу двигателя 34, т.е. в тот момент, когда вал двигателя 34 совершит один оборот. При включении магнитоуправляемых контактов через диод 7 обесточивается накопительный конденсатор 5, отключается транзистор 12 и снимается импульс задающего напряжения.

Таким образом устройство обеспечивает устойчивость и быстродействие переходных процессов разгона двигателя как на малых, так и на больших ступенях скорости.

Формула и з обретения

Электропривод постоянного тока, содержащий двигатель, якорная обмотка которого подключена к регулируемому источнику питания и шунтирована последовательно соединенными тормозным резистором и тиристором первой оптопары с целью принудительного отключения с второй оптопарой, блок управления регулируемым источником питания, содержащий накопительный конденсатор, подключенный через первый резистор к стабилизированному источнику питания, общая точка сое20 динения накопительного конденсатора и первого резистора соединена с катодом первого диода и с анодом тиристорного переключателя, катод которого соединен с отрицательным выводом

25 стабилизированного источника питания, один управляющий электрод которого через второй диод связан с вторым резистором и с положительным выводом стабилизированного источника

30 питания, другой управляющий электрод тиристорного переключателя через третий диод связан с базой первого транзистора, переход эмиттер — коллектор которого связан со стабилизированным источником питания, а коллектор сое35 динен с базой второго транзистора и с эмиттером третьего транзистора, база которого соединена с эмиттером второго транзистора и с коллектором четвертого транзистора, переход эмит. тер — коллектор которого связан со стабилизированным источником пита. ния, а база четвертого транзистора через второй резистор соединена с

45 анодом первого диода и через переход коллектор — эмиттер пятого транзистора — с отрицательным выводом стабилизированного источника питания, который через диод соединен с базой пятого транзистора, связанной через конденсатор и магнитоуправляемый контакт со стабилизированным источником питания, коллектор второго транзистора связан с базой шестого транзистора переход кОллектОр эмиттер через светодиод первой оптоо пары связан со стабилизированным источником питания, к которому через светодиод второй оптопары подключен

1354378

Составитель Ю.Воробьев

Редактор Л.Зайцева Техред И.Верес

КорректоР Л. Пилипенко

Заказ 5711/53 Тираж 659 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, R-35, Раушская наб,, д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 переход коллектор — эмиттер седьмого транзистора, база которого связана с коллектором третьего транзистора, отличающийся тем, что, с целью повышения быстродействия и устойчивости в переходных процессах, в блок управления дополнительно введены восьмой и девятый транзисторы, пятый и шестой диоды, форсировочный резистор, управляющий резистор, контакт командоконтроллера, при этом второй вывод первого резистора через пятый диод соединен с катодом шестого диода, соединенного через управляющий резистор с входом регулируемого источника питания и с базой восьмого транзистора, эмиттером связанного с положительным выводом ста5 билизированного источника питания, а коллектором через форсировочный резистор и переход коллектор — эмиттер девятого транзистора соединен с отрицательным выводом стабилизированногo источника питания, база девятого транзистора связана с коллектором третьего транзистор», катод шестого диода через контакт командоконтроллера соединен с отрицательным выводом стабилизированного источника питания.

Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах с подчиненным регулированием, Целью изобретения является повышение надежности за счет снижения перерегулирования и устранения бросков тока

Изобретение относится к электротехнике , и м.б

Изобретение относится к электротехнике и м.б

Изобретение относится к подъе.мным установкам и позволяет повысить производительность шахтной подъемной установки, снизить непроизводительные потери электроэнергии за счет увеличения производной тока якорной цепи при наложении механических тормозов путем преобразования контура регулирования ЭДС электродвигателя в контур регулирования тока якорной цепи

Изобретение относится к электротехнике и м.б

Изобретение относится к электротехнике и м.б

Изобретение относится к электротехнике , в частности к автоматизированному электроприводу постоянного тока с последовательной коррекцией

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано 18 для управления электродвигателями постоянного тока в механизмах циклического действия

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при создании систем управления электродвигателями в металлургии, химической промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх