Отопительное устройство для транспортного средства
Изобретение относится к устройствам для обогрева кузовов транспортных средств с использованием тепла выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания и позволяет повысить эффективность и безопаснЪсть. Отопительное устройство для транспортного средства содержит источник тепла. образованный выхлопными газами двигателя внутреннего сгорания 1, и установленный в тракте выхлопных газов кожухотрубный теплообменник 2. Отопительное устрс йство снабжено турбокомпрессором И, турбина 10 которого установлена перед теплообменником 2 в выхлопном тракте, имеющем обводной канал 7 с установленной в нем диафрагмой 9, а компрессор 13 подключен посредством всасывающего патрубка 14 к кузову 15 транспортного средства и посредством нагнетающего патрубка 16 к теплообменнику 2, соединенному с системой воздухораздачи 17 кузова подающим патрубком 18 с установленными в нем диафрагмой 19 и заслонкой 20. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. /5 № . / J8 W 20 наЛ. 05 сд о© ю О) сл ,г
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕаЪБЛИН
„„8!.) „„1358285
А1 (51)5 В 60 Н !/18
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ASTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
2 27 2Ó
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
RO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (46) 15.06.91. Бюл. - 22 (21) 3991764/.11 (22) 18.12.85 (72) А. В. Кирейцев и Б. П. Папенко (53) 629.113.06:628.81 (088.8) (56) Патент Германии № 470296, кл. 63 с 73, 1929. (54) ОТОПИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО
ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к устройствам для обогрева кузовов транспортных средств с использованием тепла выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания и позволяет повысить эффективность и безопасность.
Отопительное устройство для транспортного средства содержит источник тепла, образованный выхлопными газами двигателя внутреннего сгорания 1, и установленный в тракте выхлопных газов кожухотрубный теплообменник 2. Отопительное устр :йство снабжено турбокомпрессором 11 турбина 10 которого установлена перед теплообменником 2 в выхлопном тракте, имеющем обводной канал 7 с устаноеленной в нем диафрагмой 9, а компрессор 13 подключен посредством всасывающего патрубка 14 к кузову 15 транспортного средства и посредством нагнетающего патрубка 16 к теплообменнику 2, соединенному с системой воздухораздачи 17 кузова подающим патрубком
18 с установленными в нем диафрагмой 19 и заслонкой 20. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
1358285
50
Изобретение относится к оборудованию транспортных средств, в частности к устройствам для. обогрева транспортных средств с использованием тепла выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания, и мо. жет быть использовано для обогрева кузовов транспортных средств.
Цель, изобретения — повышение эффективности и безопасности.
На фиг. l изображено отопительное устройство, установленное на транспортном средстве; на фиг, 2 — схема отопительного устройства.
Отопительное устройство для транспортного средства содержит источник тепла, образованный выхлопными газами двигателя внутреннего сгорания 1, и кожухотрубный теплообменник 2, установленный в тракте выхлопных газов. Впускным патрубком
3 теплообменник 2 соединен с выхлопной трубой 4, а выпускным 5 — с глушителем шума 6.
Впускной натрубок 3 выполнен в виде двух рукавов: обводного канала 7 и основного канала 8. В трассе обводного канала
7 установлена диафрагма 9, а в трассе основного канала 8 — турбина 10 турбокомпрессора 11.
Турбина !О жестко связана общим валом 12 с компрессором 13, который посредством всасывающего патрубка 14 воздухо- вода подключен к кузову 15 транспортного средства и посредством нагнетающего натрубка !6 воздуховода — к теплообменнику 2.
Теплообменник 2 сообщается с системой воэдухораздачи 17 кузова 15 подающим патрубком 18 воздуховода, снабженным на выходе диафрагмой 19, установленной перед заслонкой 20, которая позволяет регулировать величину теплопоступлений в кузов 15. Составной частью теплообменника 2 являются трубы 21.
При движении транспортного средства выхлопные газы от двигателя внутреннего сгорания по выхлопной трубе 4 и через впускной патрубок 3 поступают в теплообменник 2. Большая часть выхлопных газов направляется по основному каналу 8, в котором установлена турбина 10, а меньшаяпо обводному каналу 7 через диафрагму 9.
На турбине 10 турбокомпрессора 11 и диафрагме 9 срабатывается перепад давлений. Прн расширении в турбнне 10 выхлопные газы совершают рабату, приводя ее во вращение, которое передается компрессору 13, насаженному с турбиной 10 на один общий вал 12. Чем большая часть выхлопных газов пройдет по основному
45 каналу 8 через турбину 10, тем более эффективно будут использованы потери мощности двигателя внутреннего сгорания 1, связанные с поджатием выхлопа, так как выхлопные газы, идущие по обводному каналу 7 через диафрагму 9, полезной работы при расширении не совершают (это обстоятельство следует учитывать при подборе турбокомпрессора к системе из числа выпускаемых отечественной промышленностью).
После расширения в турбнне 10 и диафрагме 9 выхлопные газы поступают в кожухотрубный теплообменник 2, где отдают свое тепло, прогоняясь по трубам 21. 3атем выхлопные газы по выпускному патрубку 5 поступают в глушитель шума 6 и выбрасываются наружу.
Компрессор 13, вращаясь, втягивает через всасывающий патрубок 14 воздух иэ кузова 15 транспортного средства и подает его по нагнетающему патрубку 16 в теплообменник 2. Воздух омывает снаружи трубы 21 теплообменника 2 и при этом нагревается.
Затем теплый воздух по подающему патрубку 18 направляется через систему воздухораздачи 17 в кузов 15 транспортного средства. Диафрагма 19, установленная в патрубке 18, создает ротиводавление, исключающее возможность попадания выхлопных газов в воздушный тракт в случае прогара теплообменника, обеспечивая безопасность работы в кузове.
В летнее время года, когда нет необходимости в обогреве кузова 15, диафрагму
9 удаляют из обводного канала ?, а заслонкой 20 полностью перекрывают подающий патрубок 18.
Формула изобретения
1. Отопительное устройство для транспортного средства, содержащее теплообмен ник, сообщенный воэдуховодом с салоном трансйортного средства и установленный в выхлопном тракте двигателя, турбокомпрессор для подачи воздуха иэ теплообменника в салон, турбина которого установлена в. выхлопном тракте двигателя, а компрессор —. в воздуховоде, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности и безопасности, турбина и компрессор установлены перед теплообменником.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в воздуховоде на входе в салон установлены диафрагма и заслонка.
3. Устройство по п. 1, оФличающееся тем, что оно снабжено обводным каналом с диафрагмой, подключенным к выхлопному тракту параллельно турбине.!
358285 фиг. 7
Составитель А. Мазилкнн
Редактор Л. Волкова Техред И. Верее Корректор И. Муска
Заказ 256б Тираж 334 Подписное
HHHHI IH I осударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
I13035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r, Ужгород, ул. Проектная, 4