Способ определения работоспособности подшипниковых узлов электродвигателей переменного тока

 

Изобретение относится к электротехнике . Цель изобретения - повьшение точности и достоверности в определении остаточного ресурса работы подшипников качения электродвигателей. На время измерения диагностического параметра дополнительно вводят искусственную несимметрию для повышения уровня существующего напряжения между валом и корпусом,а возникающие ударные волны от микроразрядов пробоя масляной пленки регистрируют при по- .мощи присоединенного к корпусу электродвигателя датчика. Наличие дефектов на дорожке качения, при повышенном значении существующего напряжения между валом и корпусом, приводит к возникновению микроразрядов пробоя и, следовательно, ударных волн. По интенсивности микроразрядов, вызванной определенным уровнем напряжения между валом и корпусом, судят о дефектообразовании на дорожке качения. 1 з.п. ф-лы. 1 ил. с (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК,.ви„„1366898

А1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н A BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

C е

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4093043/24-07 (22) 24.07.86 (46) 15.01.88. Бюл. Ф 2 (71) Харьковский политехнический институт им. В.И.Ленина и Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро электродвигателей

Объединения "Укрэлектромаш" (72) Ю.Д.Новиков, В.Ф.Лучук, А ° M.Марков и Л.М.Гербер (53) 621.313.04(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 629467, кл. G 01 М 13/04, 1978.

Авторское свидетельство СССР

Н - 935733, кл. G 01 M 13/04, 1982.

Авторское свидетельство СССР

N 1155893 кл. С 01 M 13/04, 1985. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к эпектротехнике. Цель изобретения — повышение (50 4 С 01 М 13/04, Н 02 К 15/00 точности и достоверности в определении остаточного ресурса работы подшипников качения электродвигателей.

На время измерения диагностического параметра дополнительно вводят искусственную несимметрию для повышения уровня существующего напряжения между валом и корпусом,а возникающие ударные волны от микроразрядов пробоя масляной пленки регистрируют при помощи присоединенного к корпусу электродвигателя датчика. Наличие дефектов на дорожке качения, при повышенном значении существующего напряжения между валом и корпусом, приводит к возникновению микроразрядов пробоя и, следовательно, ударных волн. По интенсивности микроразрядов, вызванной определенным уровнем напряжения между валом и корпусом, судят о дефектообразовании на дорожке качения.

1 з.п. ф-лы. 1 ил.

1366898

Изобретение относится к электротехнике и может быть преимущественно использовано для определения работоспособности подшипниковых узлов элект"

5 родвигателей в процессе производства и эксплуатации.

Цель изобретения — повышение точности в определении остаточного ресурса работы подшипников качения 10 электродвигателей.

На чертеже изображено устройство для осуществления предлагаемого способа.

Способ осуществляют следующим об- 1. разом.

В одну из обмоток электродвигателя

1 при помощи. ключа 2, можно ввести сопротивление 3 или индуктивность 4, Пьезодатчик 5, закрепленный на подшипниковом щите электродвигателя 1, соединен с фильтром-усилителем 6, выход которого связан с входом регистрирующего прибора 7, Известно, что магнитная система двигателя при наличии различных аномалий (например эксцентричного расположения ротора в расточке статора, зубчатости статора и ротора, анизотропии и т.д,) индицирует на валу электрическое напряжение (величина которого связана с наличием аномалий) прикладываемое к масляной пленке подшипника как к изолятору.

25

35

Включение, например, в цепь обмоток асинхронного двигателя активного или индуктивного сопротивления приводит к появлению несимметрии в питающем электродвигатель напряжении, 40 так как часть питающего напряжения будет падать на включенном сопротивлении, что приводит к появлению аномалиК в магнитной системе двигателя и, следовательно, к повышению напря- 45 жения между валом и корпусом, Повышенное значение указанного напряжения создает условия для появления микроразрядов от зарождающихся дефектов, которые при существующем значении ука-50 занного напряжения не создают условий для пробоя масляной пленки и появления микроразрядов.

Предлагаемый способ (в отличие от известных) позволяет определять динамику изменения дефектообразования на дорожке качения подшипника.

Иикроразряды в масляной пленке, вызванные повышенным значением напряжения вал-корпус", создают ударные волны, которые зависят от дефектообразования на дорожке качения, Ударные волны, возникающие от микроразрядов, соответствуют дефектам на дорожке качения. Поэтому применение пьезодатчика позволяет исключить трущийся токосъем и выделять из состава информативного сигнала только микроразряды, соответствующие зарождающимся дефектам на дорожке качения.

Причем, регистрируя изменения интенсивности микроразрядов за определенный промежуток времени, можно установить динамику износа на ранних стадиях дефектообразования.

Формула изобретения

1. Способ определения работоспособности подшипниковых узлов электродвигателей переменного тока, заклю-, чающийся в регистрации микроразрядов, возникающих в масляной пленке подшипника под действием электрического напряжения между валом и корпусом, отличающийся тем, что, с целью повышения точности в определении остаточного ресурса работы подшипников, на время измерения в электрическую цепь одной из фазных об-. моток электродвигателя вводят активное или индуктивное сопротивление.

2. Способ по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повьппения достоверности в определении остаточного ресурса, микроразряды регистрируют с помощью пьезокварцевого датчика и остаточный ресурс опреде-. ляют по интенсивности ударных волн от микроразрядов пробоя масляной пленки.

1366898

Составитель А. Кузьмин

Редактор А.Ревин Техред М.Дидык Корректор А.Ильин

Заказ 6831/42 Тираж 847 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ определения работоспособности подшипниковых узлов электродвигателей переменного тока Способ определения работоспособности подшипниковых узлов электродвигателей переменного тока Способ определения работоспособности подшипниковых узлов электродвигателей переменного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, в частности к сушке в герметичном баке твердой изоляции трансформаторов

Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промьшленности

Изобретение относится к технологическим приспособлениям для изготовления электрической машины и может быть использовано в электромашиностроении при формировании, креплении , изоляции и электрическом монтаже обмоток

Изобретение относится к области электромашиностроении

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано при изготовлении технологического оборудования для сборки электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при производстве электрических машин

Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промьшшенности

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано при изготовлении коллекторных электрических машин

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в приборостроении и машиностроении для измерения несущей способности смазки роторных опор

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для контроля качества изготовления и сборки газодинамических подшипниковых узлов (ПУ)о Целью изобретения является расширение функциональных возможностей путем определения интегральной характеристики сухо го трения

Изобретение относится к стендам для диагностики радиально-упорных подшипников качения

Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам для испытания шатунных подшипников, Цель изобретения - повьшение качества испытаний путем повьш1ения точности моделирования нагружения шатунного 5 7 подшипника

Изобретение относится к устройствам для -испытания подшипников качения преимущественно газотурбинных двигателей

Изобретение относится к испытательной технике, может быть использовано , например, для испытания тяжелонагруженных подшипников (как скольжения , так и качения)

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для стендовых испытаний подшипниковых узлов, преимущественно газотурбинных установок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для обеспечения предварительного натяга конических подшипников в процес - се сборки редуктора на стенде в условиях завода -иэготовителя, а также на ремонтных предприятиях

Изобретение относится к измерительной технике, и машиностроению и может быть использовано для диагностики состояния подшипников качения и других пар трения

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника
Наверх