Устройство для определения положения гребного вала в подшипнике

 

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения положения гребного вала в дейдвудном подшипнике на водяной смазке. Цель изобретения состоит в повышении точности за счет использования компенсационного датчика,установленного в машинном отделении судна и имитируюш,его рабочие условия измерения в районе конфузорного зазора с компенсацией систематических аддитивных погрешностей из-за трибоэлектричества, электрохимических процессов , окислений и обрастаний. Устройство содержит закрепляемый на вкладыше подшипника в районе конфузорного зазора датчик линейных перемещений и установленный в машинном отделении компенсационный датчик, имитирующий рабочие условия измерения положения гребного вала в подшипнике . Оба датчика подключены к отсчетно-регистрирующему блоку, уравновешенному в исходном состоянии. Во время эксплуатации судна положение вала изменяется из-за износа, что приводит к разбалансу отсчетно-регистрирующего блока, по которому судят о положении вала. 1 ил. i (Л

СО1ОЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1

„„SU„„1381322

13,, ц

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ.p

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3939242/25-28 (22) 05.08.85 (46) 15.03.88. Бюл. № 10 (71) Ленинградское высшее инженерное морское училище им. адм. С. О. Макарова (72) А. В. Смыков, В. Н. Елизаров, В. А. Черепнин, Н. В. Январев, И. Я. Пинус, Г. И. Божак и P. И. Нугаев (53) 531.717 (088.8) (56) Рыбное хозяйство. 1977, № 5, с. 41 — 42. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОЛОЖЕНИЯ ГРЕБНОГО ВАЛА В ПОДШИПНИКЕ (57) Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения положения гребного вала в дейдвудном подшипнике на водяной смазке. Цель изобретения состоит в повышении точности за счет использования компенсационного датчика, установленного в машинном отделении судна и имитирующего рабочие условия измерения в районе конфузорного зазора с компенсацией систематических аддитивных погрешностей из-за трибоэлектричества, электрохимических процессов, окислений и обрастаний. Устройство содержит закрепляемый на вкладыше подшипника в районе конфузорного зазора датчик линейных перемещений и установленный в машинном отделении компенсационный датчик, имитирующий рабочие условия измерения положения гребного вала в подшипнике. Оба датчика подключены к отсчетно-регистрирующему блоку, уравновешенному в исходном состоянии. Во время эксплуатации судна положение вала изменяется из-за износа, что приводит к разбалансу отсчетно-регистрирующего блока, по которому судят о положении вала. 1 ил.

1381322

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения положения гребного вала в дейдвудном подшипнике на водяной смазке.

Цель изобретения — повышение точности.

На чертеже показана схема устройства для определения положения гребного вала в подшипнике.

Устройство содержит закрепляемый на вкладыше 1 подшипника 2 в районе конфузорного зазора А1 датчик 3 линейных перемещений с бесконтактным первичным преобразователем 4, взаимодействующим с гребным валом 5 через столб охлаждающей среды, соединенный с датчиком 3 отсчетно-регистрирующий блок 6, к которому также подключен компенсационный датчик, установленный в машинном отделении судна и выполненный в виде гидравлически сообщаемого с помощью трубопровода 7 с системой охлаждения подшипника 2 стакана 8 с центральным отверстием в дне и радиальным отверстием в стенке, закрепленной на торце стакана 8 выпуклой сферической крышки 9 с резьбовым отверстием, установленного в нем с возможностью осевого перемещения второго первичного преобразователя 10, идентичного преобразователю 4, установленного в центральном отверстии стакана 8 приводного вала 11, соединенного с приводом 12 через электроизоляционную муфту 13, электроконтактной щетки 14, соединяющей вал 11 с отсчетно-регистрирующим блоком 6, сферической головки 15, установленного в радиальном отверстии стакана 8 винта 16, подпружиненного в направлении головки 15, и закрепленной на винте 16 нажимной колодки 17, и закрепленный на крышке 9 измеритель 18 осевого перемещения преобразователя 10. Материалы стенок стакана 8, нажимной колодки 17 и вкладыша 1 подшипника 2 выбирают одинаковыми. Диаметр сменной сферической головки 15 в сечении, контактирующем с нажимной колодкой 17, выбирают из условия равенства линейных скоростей рабочих поверхностей гребного вала 5 и головки 15. Материал и форма головок 15 и вала 5 идентичны. Преобразователь 10 установлен под углом к оси приводного вала 11, величина которого выбрана из условия равенства лине !ных скоростей точек на головке 15 и; ребном валу 5 противолежащим соответствующим преобразователям 10 и 4.

Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии производят тарировку измерительной системы, градуируют измеритель 18 в единицах изменения зазора Ai между валом 5 и преобразователем 4 и устанавливают отсчетно-регистрирующий блок 6 в нулевое положение.

При измерении в рабочих условиях происходит износ поверхностей скольжения и изменяется зазор Л1 между валом 5 и пре1р образователем 4, что приводит к разбалансу отсчетно-регистрирующего блока 6. Перемещают преобразователь 10 в осевом перемещении до восстановления нулевого состояния блока 6, а по измерителю 18 регистрируют изменение зазора А<, по которому

1 судят о положении вала 5. Так как компенсационный датчик имитирует рабочие усиловия измерения в районе конфузорного зазора А<, то систематические аддитивные погрешности из-за трибоэлектричества, электрохимических процессов, окислений и обрастаний скомпенсируются.

Формула изобретения

Устройство для определения положения греб ного вал а в подшипнике, содержащее закрепляемый на вкладыше подшипника дат2 чик линейных перемещений с бесконтактным первичным преобразователем и соединенный с датчиком отсчетно-регистрирующий блок, отличающееся тем, что, с целью повышения точности, оно снабжено компенсационным датчиком линейных перемещений, соединенным с отсчетно-регистрирующим блоком и выполненным в виде гидравлически сообщаемого с системой охлаждения подшипника стакана с центральным отверстием в дне и радиальном отверстием в

Зч стенке, закрепленной на торце стакана выпуклой сферической крышки с резьбовым отверстием, ось которого образует острый угол с осью центрального отверстия в стакане, установленного в резьбовом отверстии с возможностью осевого

40 перемещения второго первичного преобразователя, идентичного преобразователю основного датчика, установленного в центральном отверстии стакана приводного вала, сферической головки, закрепленной на его

4 свободном конце с возможностью взаимодействия с первичным преобразователем, установленного в радиальном отверстии стакана винта, подпружиненного в направлении сферической головки, и закрепленной на свободном конце винта нажимной колодки, п и измерителем осевого перемещения второго первичного преобразователя.

1381322

Составитель В. Харитонов

Редактор М. Недолуженко Техред И. Верес Корректор А. Зимокосов

Заказ 837/36 Тираж б80 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для определения положения гребного вала в подшипнике Устройство для определения положения гребного вала в подшипнике Устройство для определения положения гребного вала в подшипнике 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области измерительной техники

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения перемещений краев при раскрытии трещины на нагружаемых образцах при повышенной температуре

Изобретение относится к средствам измерения расстояния от базовой плоскости до стенки кольцевой канавки детали

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для измерения зазоров между шариками и сепаратором в подшипниках с антифрикционным заполнителем

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения зазоров в труднодоступных местах между двумя цили1 1дрическими поверхностями

Изобретение относится к средствам измерений

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, а именно к средствам контроля и из.мерения непараллельности осей отверстий в деталях

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к области измерений, в частности к контролю положения подкрановых путей в плане преимущественно мостовых кранов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля межцентровых расстояний отверстий в деталях, прошедших механическую обработку

Изобретение относится к техническим измерениям в машиностроении и может быть использовано для измерения зазоров в сопряжениях между подвижной и неподвижной частями изделия, например, в исполнительных гидроцилиндрах при проведении их диагностирования

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении преимущественно для измерения расстояния между перекрещивающимися и пересекающимися осями отверстия и цилиндрической шейки в деталях типа вала и кронштейна

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении преимущественно для измерения расстояний между осями отверстий и их межосевых углов в корпусных деталях

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении, преимущественно для измерения расстояний между осями отверстий и их межосевых углов в корпусных деталях

Изобретение относится к области технологии машиностроения, а также к устройствам для измерения межосевого расстояния отверстий деталей и узлов, а также к средствам обеспечения взаимозаменяемости крупных агрегатов машин
Наверх