Электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием частоты вращения

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в реверсивных станах горячей прокатки. изобретения является улучшение энергетических показателей. Устройство содержит узел 12 ограничения задания частоты вращения, входы которого соединены со входом и выходом узла 6 ограничения задания тока якоря. Вход узла 13 ограничения напряжения якоря через блок 14 вьщеления модуля подключен к выходу датчика 11 напряжения . Выход узла 13 ограничения напряжения якоря и выход датчика .16 потока возбуждения подключены соответственно ко второму И третьему входам формирователя 9. В данном электроприводе при перегрузке электродвигателя автоматически устанавливается оптимальная частота вращения, при которой нагрузка снижается до допустимой величины. .1 з.п. ф-лы, 1 ил. Ф (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ1385216

А1

igII 4 Н 02 Р 5/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4075795/24-07 (22) 05.05.86 (46) 30.03.88. Бюл. N - 12 (71) Ленинградское пуско-наладочное управление треста Севзапэлектромонтаж" и Производственное объединение

"Ижорский завод" им. А.А.Жданова (72) B.К.Гарнов, И.В ° Гольдрин, Г.Н.Дубинский, А.Ф.Куликов, Л.Г.Левин и В.Б.Рабинович (53) 62.832621 ° 316.7 (088.8) (56) Патент CilIA. У 3900781, кл. 318 .271 (Н 02 Р 7/30), 1975.

Авторское свидетельство СССР

У. 692046, кл. Н 02 P 5/06, 1979. (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА

С ДВУХЗОННЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ЧАСТОТЫ

ВРАЩЕНИЯ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в реверсивных станах горячей прокатки.

Целью изобретения является улучшение энергетических показателей. Устройство содержит узел 12 ограничения задания частоты вращения, входы которого соединены со входом и выходом узла 6 ограничения задания тока якоря. Вход узла 13 ограничения напряжения якоря через блок 14 выделения модуля подключен к выходу датчика 11 напряжения. Выход узла 13 ограничения напряжения якоря и выход датчика .16 потока возбуждения подключены соответственно ко второму и третьему входам формирователя 9. В данном электроприводе при перегрузке электродвигателя авто- с матически устанавливается оптимальная частота вращения, при которой нагрузка снижается до допустимой величины. .1 з.п. ф-лы, 1 ил. (::

1385216

Изобретение относится к электротехнике, а именно автоматизированному электроприводу с подчиненным регули-. рованием параметров, преимущественно с тихоходными электр двигателями предельной мощности, может быть примене но, например, для главных электроприводов реверсивных обжимных станков горячей прокатки. 10

Цель изобретения — улучшение энергетических показателей и повышение надежности.

На чертеже изображена функциональная схема электропривода. 15

Электропривод содержит электродвигатель, якорь 1 которого подключен к преобразователю 2 с системой регулирования тока, в цепь управления которого включены последовательно соеди- 20 ненные задатчик 3 интенсивности, узел 4 ограничения задания ЭДС и регулятор 5 ЭДС с узлом 6 ограничения задания тока. якоря на выходе, а обмотка 7 возбуждения подключена к воз- 25 будителю 8 с системой регулирования потока возбуждения, в цепь управления которого включен формирователь 9 закона изменения потока, подключенный це входом к выходу задатчика 3 30 интенсивности, а также датчики ЭДС

10, напряжения 11, тока якоря и потока возбуждения, а также узел 12 ограничения задания частоты вращения, узел 13 ограничения напряжения якоря блок 14 вьщеления модуля и регулятор

15 мощности, при этом узел 12 ограничения задания частоты вращения включен на входе задатчика 3 интенсивности, первый вход его служит входом 40 задания частоты вращения электродвигателя, второй и третий входы соединены соответственно с выходом и вхо- .дом узла 6 управляемого ограничения задания тока якоря, управляющий вход 45 которого соединен с выходом регулятора 15 мощности, связанного входом с датчиком потока возбуждения, управляющий вход узла 4 ограничения задания ЭДС соединен с выходом узла 13 ограничения напряжения якоря, выполненного в виде двухвходового интегратора с ограничением напряжения, пер.— вый вход которого через блок 14 вьщеления модуля связан с датчиком напря 55 жения 11 второй выход - с источником опорного напряжения, а выход узла 13 ограничения напряжения якоря и выход датчика 16 потока возбуждения подключен соответственно ко второму и третьему входам формирователя 9 закона изменения потока.

Формирователь 9 закона изменения потока содержит блок 17 вьщеления модуля, вход которого является первым входом формирователя 9, блок 18 деления, вход делимого и делителя которого являются соответственно вторым и третьим входом формирователя

9, и двухвходовый интегратор 19 с ограничением напряжения выхода, первый вход которого подключен к выходу блока 17 вьщеления модуля, второй— к выходу блока 18 деления, а выход является выходом формирователя .9.

Узел 12 ограничения может быть выполнен в ниде трехвходового сумматора, второй и третий входные резисторы которого имеют в 10-20 раз меньшее сопротивление, чем первый. Выход задатчика интенсивности б соединен со входами двух независимых систем регулирования — ЭДС и потока возбуждения. Узел 6 ограничения задания тока якоря выполнен в виде усилителя с управляемым ограничением. Внутренний контур регулирования тока якоря может содержать подчиненный контур регулирования напряжения преобразователя.

Выход датчика 11 напряжения связан также с одним из входов 10 датчика ЭДС, второй вход которого соединен с датчиком 20 тока якоря.

Электропривод работает следующим образом.

Узел 13 ограничения напряжения якоря настраивается так, чтобы задание ЭДС на выходе узла 4 ограничивалось на уровне, соответствующем номинальному напряжению электродвигателя, опорное напряжение выбирается таким, чтобы уменьшение напряжения на выходе узла 13 начиналось при номинальном напряжении на якоре. Двухвходовый интегратор 19 настраивается так, чтобы в первой зоне поток возбуждения был номинальным, а уменьшение напряжения выхода начиналось при напряжении выхода задатчика 3 интенсивности, соответствующем переходу от первой зоны регулирования ко второй, т.е. при основной частоте вращения.

При отсутствии задания частоты .. вращения напряжение на выходах регулятора 15 мощности, возбудителя 8 и двухвходового интегратора 19 имеет

1385216 максимальное значение, а выход блока

18 деления — минимальное значение, соответствующее номинальному потоку возбуждения, напряжение выхода узла

13 максимально. На выходах остальных элементов и. узлов напряжение отсутствует.

При разгоне (полярность энакопеременных сигналов показана в кружочках для одного из направлений разго- . на) сигнал задания частоты вращения проходит без изменения через узел 12 ограничения задания частоты вращения на вход задатчика 3 интенсивности, преобразующего этот сигнал в линейно изменяющееся во времени напряжение, поступающее на выход узла 4 ограничения задания ЗДС и формирователя 9 закона изменения потока. В первой зоне этот сигнал проходит беэ изменения через узел 4 ограничения задания

ЭДС на вход регулятора 5 ЭДС, где сравнивается с фактическим значением

ЭДС от датчика 10 ЗДС. Работа регуля-25 торов ЗДС и тока не отличается от работы их в известных системах подчиненного регулирования. При переходе из первой во вторую зону регулирования сигнал на выходе узла 4 ограниче- 30 ния ЭДС ограничивается. При отсутствии нагрузки уставка ограничения заI дания ЭДС соответствует номинальному напряжению якоря, а при нагрузке снижается узлом 13 ограничения напряжения на величину, равную падению напряжения в якорной цепи электродвигателя. Сигнал на выходе формирователя

9 закона изменения потока начинает уменьшаться и двигатель продолжает разгон за счет ослабления поля. Тор35

40 можение двигателя происходит в обратякоря вплоть до полной остановки привода. При приложении статической нагрузки к заданию динамического тока добавляется задание статической составляющей тока якоря. Суммарный сигнал задания воздействует через узел

6 ограничения задания тока якоря на

55 ном порядке, сначала (во второй зоне) усиливается поле при неизменной ЭДС, а затем после выхода узла 4 ограниче- 45 ния задания ЗДС из насыщения, начинает уменьшаться ЭДС. Полярность сигналов на выходе регулятора 5 ЭДС, узла

6 ограничения задания тока якоря и датчика 18 тока якоря изменяется на обратную, и торможение осуществляется с подчиненным регулированием тока вход регулятора. тока. Напряжение на якоре 1 электродвигателя возрастает на величину, определяемую падением напряжения на сопротивлении его обмотки. Если оно превышает номинальное значение, то сигнал 11 датчика напряжения на выходе блока 14 выделения модуля превышает опорное напряжение на втором входе узла 13 ограничения напряжения якоря, и выходное напряжение последнего начинает уменьшаться, воздействуя на уровень ограничения задания ЭДС до тех пор, пока напряжение на якоре 1 снова не достигнет номинального значения. При этом, узел

13 ограничения напряжения якоря воздействует также на формирователь 9 закона изменения потока, ослабляя поле настолько, чтобы поддержать неиз— менную частоту вращения. Пока двигатель не перегружен, сумма входных сигналов на втором и третьем входах узла l2 ограничения задания частоты вращения равна нулю, так как напряжения на входе и выходе узла 6 ограничения задания тока якоря равны между собой и противоположны по знаку. Если в процессе разгона двигатель перегружается и вступает в действие токоограничение, уставка которого задается регулятором 15 мощности напряжения на входе узла 6 ограничения задания тока превышает напряжение на его вхо У де, что приводит к появлению на входе узла 12 ограничения задания частоты вращения разностного сигнала, направленного встречно сигналу задания частоты вращения и напряжение задатчика

3 интенсивности уменьшается, Если электропривод работает в первой зоне, уменьшается напряжение на якоре, во второй уменьшается поле двигателя, что способствует уменьшению пере- грузки.

При выполнении формирователя 9 изменения потока в соответствии с п.2 формулы изобретения напряжение на входе и выходе блока 17 выделения модуля в режиме стоянки отсутствует и двухвходовый интегратор 19 насыщен за счет сигнала от блока 18 деления, пропорционального частному от деления напряжения выхода узла 13 на напряжение датчика 16 потока возбуждения.

Выходной сигнал интегратора 19 поступает на вход системы регулирования потока, задавая его номинальное зна,чение. При возрастании задания часто1385216

Произв.-полигр. пр-тие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ты вращения до основной сигнал на входе и выходе блока 17 выделения модуля становится равным выходному сигналу блока 18 деления. Дальнейшее

5 возрастание задания частоты вращения и напряжения выхода блока 17 ведет,к уменьшению напряжения выхода интегратора 19 и ослаблению потока до тех пор, пока сигнал на выходе блока 16 деления не сравняется с сигналом на выходе блока 17 выделения модуля. Лоток возбуждения изменяется во второй зоне по гиперболическому закону, так как величина делимого на входе блока

18 остается неизменной.

Для обеспечения оптимальной настройки контура ЭДС во второй зоне целесообразно ввести в схему второй блок деления и блок возведения в 2р квадрат, соединив вход делимого с выходом регулятора 5 ЭДС вход делителя — с выходом блока возведения в квадрат, вход которого соединен с выходом датчика 16 потока возбуждения, а выход блока деления — со входом узла 6 ограничения задания тока якоря.

В данном электроприводе при пере— грузке электродвигателя автоматиче ки устанавливается оптимальная частота вращения (B0 второй зоне — за счет усиления потока возбуждения), при которой нагрузка снижается до допустимой величины, Улучшается также коэффициент мощности тиристорного преобразователя, питающего якорь двигате35 ля. Исключаются опасные для двигателя режимы, связанные с перенапряжением на якоре. Указанные преимущества достигаются сравнительно простыми сред-4р .ствами, на основе унифицированной аппаратуры управления.

Ф о р м ул а и з о б р е т е н и я

1. Эпектропривод постоянного тока с двухзонным регулированием частоты вращения, содержащий электродвигатель, якорь которого подключен к преобразователю с системой регулирования тока, в цепь управления которого включены последовательно соединенные задатчик интенсивности, узел ограничения задания ЭДС и регулятор ЭДС с узлом ограничения задания тока якоря на выходе,а обмотка возбуждения 55

ВНИИПИ Заказ 1418/50 Тир подключена к возбудителю с системой регулирования потока возбуждения, в цепь управления которого включен формировагель закона изменения потока, подключенный первым входом к выходу задатчика интенсивности, а также датчики ЭДС, напряжения, тока якоря и потока возбуждения электродвигателя, отличающийся тем, что, с целью улучшения энергетических показателей и повышения надежности, в него введены источник опорного напряжения, узел ограничения задания частоты вращения, узел ограничения напряжения якоря, блок выделений модуля и регулятор мощности, при этоМ узел ограничения задания частоты вращения включен на входе задатчика интенсивности, первый вход его служит входом задания частоты вращения электродвигателя, второй и третий входы соединены соответственно с выходом и входом узла управляемого ограничения задания тока якоря, управляющий вход которого соединен с выходом регулятора мощности, соединенного входом с датчиком потока возбуждения, управляющий вход ограничения задания ЭДС соединен с выходом узла ограничения напряжения якоря, выполненного в виде двухвходового интегратора с ограничением напряжения, первый вход которого через блок выделения модуля связан с датчиком напряжения, а второй вход— с источником опорного напряжения, выход узла ограничения напряжения якоря и выход датчика потока возбуждения подключены соответственно .,к второму и, третьему входам формирователя закона изменения потока.

2. Электропривод по п.1, о т л и— ч а ю шийся тем, что формирователь закона изменения потока содержит блок выделения модуля, вход которого является первым входом формирователя, блок деления, вход делимого и делителя которого являются соответственно вторым и третьим входами формирователя, и двухвходовый интегратор с ограничением напряжения выхода, первый вход которого подключен к выходу блока выделения модуля, второй— к выходу блока деления, а выход является выходом формирователя, аж 583 Подписное

Электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием частоты вращения Электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием частоты вращения Электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием частоты вращения Электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием частоты вращения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электро-, технике и может быть использовано для регулирования скорости электродвигателя

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в системах регулирования станков,- робо-- тов

Изобретение относится к э.пектротехнике и м.б

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение для регулирования скорости электродвигателей ностоянноготока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в металлургической и химической отраслях промьшшенности

Изобретение относится к электротехнике и м.б

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в механизмах, работающих на упор

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх