Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес

 

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при восгтановле1И1и крупномодульньгх зубчатых колес , работающих в условиях ограниченно подачи смазки.Цель - повьпиение долговечности зубчатых колес , работающих в условиях гpaни rнoгo трения. В зубьях 1 на всю их длину .вьтолняют пазы 2 глубиной, соответствующей высоте з Г1ьев. Огушествляют раздачу их по ширяне. Заполняют пазы металлмчоск ич иоропи-о (MJ и формируют ИСХОДТ1Ы11 профил - три температурс списания пор(, Порел заполнением пазов МП на рабочих поверхностях зубьов в зоне лелителыюй окружности выполняют по меньшей пере один канал 3, выходяипп в паз зуба. Каналы заполняют Mil, уплотняют его ко плотности 0,6-0,8. После формирования исходного профиля колеса и спекания последний пропитывают жидкой смазкой и осущес.твля1 т закрытие пор на поверхности МП в пазах. Для повьппения эффективности теп.лоотвода из зоны трения поверхность каналов предварительно плакируют цветным металлом. При зтом снижается интенсивность изнашивания зубьев в 1,2-1,3 раза и увели- Ч1;вается долговечность восстановленных зубчатых колес в 1,2-1,4 раза 1 3.п. ф-лы, 1 ил. (Л со со оо 00 го

„„SU„„ I 391788

СПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

®Capp;..

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

И А ВТОРСКСМ б СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 125 253 (21} 4143469/31-27 (22) 06.11.86 (46) 30,P4 ° 88. Бктп. № 16 (71) Б порусский политехнический институт (72) В.Ф.Горошко> А.А.Кот, Н.К.Кривенко, В.Л.Басинюк и С,А.Иванов (53) 621.797 (088,8) (56) Авторское свидетельство ГССР № 1255253, кл . В 2 1 Н 5/00, 1985, (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КРУПНО|1ОДУЛЬНЪ|Х ЗУБЧАТЪ|Х КОЛГC (57) Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть ис— пользовано при восстановлеттии крупном дульных зубчатых колес,работающих в условиях ограниченнсй подачи смлзктт.Пель— повышение долгове тности зубча1ых колес, работающих в условиях граничного трения. В зубьях 1 на всю их длину выполняют пазы 2 глубиной, соответст(1) 4 В 21 Н 5/(Ф> В 23 | б/(, пующей выссте зубьев. (т: ушествляют раздачу и: сто катрине, Запоттттянт плз(т метл.тлттчс с ктт т I . т| с и > (,181! и формттр ют исхсдныт тт1 офттлт (три температуре сITåт;лния пnðnï:êë, Нс T>n I заполнение т плзов ||П чл рлбочтгх и .вс рхностях зубьев в зоне . тетттттe.тьнс и окружттости

BûïопHÿí т по мат ьUåé мере один клнал

3, выходяшттй в ттлз ",óáà. Клпл;ты заполня(от ."П1> уплотняют его по плотнос— ттт О, 6-0, 8. Нослс фор -тттрования исходнстго проф(тля ко.-тесл и спеклния ||П последний прс птттьтвлют жидкой с тлзкой и с сущестнлят т закрытие пор на поверхности Ъ1Н в ттлзлх. Лля повышенття эффективности тепс,ог твс лл из зоны трения поверхность канллов предварителт,— но пллкируют иветттым метаплом. Нри эTo." I снижлеTñë интенсивность изнашивания зубьев в 1>2-1,3 раза и увели>тивлется долговечность восстановленных зубчлтттх колес в 1,2-1>4 раза, 1 т.п. ф лы, 1 и т.

1391788

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при восстановлении крупномодульных зубчатых колес, работающих в условиях ограниченной подачи смазки.

Целью изобретения является повышение долговечности зубчатых колес, работающих в условиях граничного тре-10 ния.

На чертеже показано сечение зуба после выполнения в нем газа и каналов, которые заполняют металлическим пор ошком. 15

Способ осуществляют в следующей последовательности.

Зубчатое колесо с изношенными зубьями I устанавливают в приспособлении, и на отрезном станке по осям симметрии зубьев на всю их длину выполняют пазы 2 глубиной, соответствующей высоте зубьев. Затем венец зубчатого колеса нагревают до 10001050 С помешают в штамп, разделяют зубья до требуемой ширины, причем величину паза S после раздачи выбирают из соотношения

30 где S, зн

Описанные операции повторяют для каждого зуба. Далее колесо обрабаты50 вают на эубофреэерном станке и упрочняют его химико-термической обработкой.

На заключительном этапе осуществляют пропитку порошкового металла жидкой смазкой, после чего произво55 пят закрытие пор на поверхности nopnmsnanrn материала в пазах. ЗакрыT1In поверхностных пор выполняют выгширина паза до раздачи, — величина максимального износа зуба, D „ — величина припуска на механическую обработку, Л,„„ — величина усадки порошка при спекании.

В зоне целительной окружности в зубьях со стороны их рабочих поверх40 ностей выполняют каналы 3, выходящие в полость пазов. В полости пазов и каналов помещают металлический порошок, причем в каналах осуществляют его уплотнение до плотности 0,6-0,8.

Зубчатый венец вновь нагревают до о

1000-1050 С, после чего в штампе производят обжатие зубьев. лаживанием, пропиткой легпланким металлом, их уплотнением. Данная операция исключает возможность выхода смазки на периферию паза.

Пример. Способ осуществлен для восстановления шестерни редуктора очистного комбайна 1К101 (деталь— шестерня 1К10 1,01.282, m=12 мм, z=

=26, B=100 мм, материал — сталь

20Х2НЧА) в следующей последовательности, Отжиг изношенного венца. На отрезном станке в зубьях колеса на всю их длину по оси симметрии зубьев прорезали пазы глубиной 26 мм и шириной 1,6 мм. Венец колеса нагревали с помощью индуктора ТВЧ до 10001050 С, помещади колесо в штамп и на

Р кривошипном прессе раздавали пазы на величину а =3,0 мм. Со стороны рабочих поверхностей зубьев в зоне делительной окружности выполняли три канала, выходящих в полость паза.

Диаметр каналов 4,5 мм. Поверхность каналов плакировали слоем меди толщиной 50 мкм. В пазы, а также в каналы зубьев помещали порошок ПЖ 2М, после чего осуществляли его уплотнение в каналах до плотности 0,6-0,7. С помощью кольцевого индуктора ТВЧ разогревали венец до 1000-1050 С и обжимали в штампе зубья. На зубопротяжном станке получали требуемый профиль зубьев.

Производили химико-термическую обработку зубчатого венца. Колесо помещали в емкость с маслом Индустриальное 20" и выдерживали там 4-5 мин до полной пропитки пористой структуры. Поверхность пазов подвергали пластическому выглаживанию с целью закрытия на ней сообщающихся пор.

Выполнение отверстий в зоне делительной окружности зубчатого колеса и заполнение их металлическим порошком с последующим его уплотнением обеспечивает снижение интенсивности изнашивания зубьев в 1,2-1,3 раза и увеличивает долговечность восстановленных зубчатых колес в 1,2-1, 4 раза. формула изобретения

1 ° Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес по авт, св.

1255253, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности зубчатых колес при работе в условиях граничного трения, перед заполнением пазов дополнительным ме1391788

Составитель Н.Тютченкова

Техред Л.Сердюкова Корректор Г.Решетник

Редактор Т.Парфенова

Заказ 1847/14

Подписное

Тираж 589

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 таллическим порошком на рабочих поверхностях зубьев в зоне делительной окружности выполняют по меньшей мере один канал, выходящий в паз зуба, ко- 5 торый заполняют металлическим порошком, уплотняют до плотности 0,6-0,8, а после деформирования исходного профиля колеса металлический порошок в канале пропитывают жидкой смазкой и осуществляют закрытие пор на поверхности порошка в пазах.

2. Способ по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что поверхности каналов плакируют цветным металлом.

Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для сварки цилиндрических изделий и может быть использовано в различных областях машиностроения и ремонтных предприятиях, в частности, по ремонту зерноуборочных комбайнов

Изобретение относится к ремонту, в частности к способам задержки развития усталостной трещины в элементах конструкций и может найти применение в авиационной промышленности и других отраслях машиностроения

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано при восстановлении крупномодульных зубчатых колес нереверсивных передач

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для восстановления ресурса деталей из электропроводных материалов, работающих при циклическом нагружении, путем залечивания усталостных трещин

Изобретение относится к ремонтному оборудованию, преимущественно для ремонта центраторов трубоэлектросварочных агрегатов

Изобретение относится к области восстановления деталей сваркой и может быть использовано на машиностроительных и металлургических заводах при устранении дефектов металла или других повреждений на поверхностях, упрочненных на высокую твердость, в частности на бочках и шейках валков холодной прокатки из высокоуглеродистых легированных марок сталей

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано для ремонта деталей машин с усталостными трещинами

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано для изготовлен ния зубчатых профилей накатыванием как в холодном, так и в горячем состоянии

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для изготовления внутренних зубчатых профи:Лей методом накатывания

Изобретение относится к обработке зубчатых колес методом пластического деформирования и может быть использовано при калибровке зубчатых колес (ЗК) преимущественно из термопластичных полимерных материалов

Изобретение относится к обработке зубчатых колес методом пластического деформирования и может быть использовано при калибровке зубчатых колес (ЗК) преимущественно из термопластичных полимерных материалов

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении рубчатых профилей

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при накатывании треугольных шлицев

Изобретение относится к обработке металлов , давлением и может быть использовано для многопроходного продольного накатывания шлицев на валах методом проталкивания вала между неприводными профильными роликами

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при восстановлении изношенных зубчатых колес, в частности первичных валов коробок передач автомобилей

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано на ремонтных предприятиях при накатке внутренних зубчатых профилей в трубчатых деталях, в частности, при их восстановлении
Наверх