Опорный подшипник скольжения турбомашины

 

Изобретение относится к области турбомашиностроения и может быть использовано в опорных подшипниках центробежных и осевых компрессоров и насосов, а также паровых и газовых турбин. Цель - повышение ресурса работы подшипника и снижение затрат на ремонт. Карманы для приема смазки извне верхней и нижней частей корпуса соединены между собой кольцевыми каналами. Посадочное место для вок в корпусе образовано перемычками каналов. Вставки установлены в посадочное место симметрично относительно плоскости горизонтального разъема корпуса. Они, выполнены в виде одинаковых тонколистовых полувкладышёй из металлофторопластовой ленты. Каждая из вставок выполнена с двумя плоскостями симметрии. Одна из них проходит через продольную, а другаячерез . поперечную ось подшипника. При работе часть смазки поступает в зазор между валом и вставками, а часть омывает вставки снаружи по кольцевьм каналам, охлаждая их,, после чего сливается в картер. 4 ил. S (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (!! 4 F 16 С 33/!О

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3958312/25-27 (22). 12,08.85 (46) 07.05.88. Бюл. У 17 (71) Производственное объединение

"Невский завод" им. В.И. Ленина, Институт машиноведения им. А.А.Благонравова и Ставропольский политехнический институт (72) П.А. Воронцов, А.А. Кацура, Н.В. Кудинов, Х.И. Муратов, К.Б. Саранцев, А.П.Семенов, В.А,Петренко и В.И. Шлыков (53) 62!.822.5(088.8) (56) Патент Швейцарии У 562972, кл. F 16 С 33/10, 1973. (54) ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

ТУРБОМАШИНЫ (57) Изобретение относится к области турбомашиностроения и может быть использовано в опорных подшипниках центробежных и осевых компрессоров и насосов, а также паровых и газовых.SU» l 393954 А1 турбин. Цель — повышение ресурса работы подшипника и снижение затрат на ремонт, Карманы для приема смазки извне верхней и нижней частей корпуса соединены между собой кольцевыми каналами..Посадочное место для вста вок в корпусе образовано перемычками каналов. Вставки установлены в посадочное место симметрично относительно плоскости горизонтального разъема корпуса. Они выполнены в виде одинаковых тонколистовых полувкладышей из металлофторопластовой ленты. Каждая иэ вставок выполнена с двумя плоскостями симметрии. Одна из них проходит через продольную, а другая- через . д поперечную ось подшипника. При работе часть смазки поступает в зазор между валом и вставками, а часть омывает вставки снаружи по кольцевым каналим, С охлаждая их, после чего сливается в картер. 4 ил.

1393954

Изобретение относится к турбомашиностроению, и может б»>»ть использовано в опорных подшипниках центробежных и осевых компрессоров и насосов, а также паровых и газовых турбин.

Цель изобретения — повышение ресурса работы подшипника и снижение затрат на ремонт.

На фиг. l дан подшипник, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — положения вставок в корпусе подшипника при эксплуатации; на фиг. 4 — вставки верхней и нижней частей корпуса, выполненные одинаковыми„ установленные в посадочное место симметрично относительно плоскости разъема корпуса и имеющие одну плоскость симметрии, проходящую через пс>перечную ось под- 20

I Ю шипника (а), одну плоскость симметрии, проходящую через продольную ось подшипника (б) и две плоскости симметрии, одна из которых проходит через поперечную, а другая — через продоль- Б5 ную ось подшипника (в).

В корпусе 1 с горизонтальным разъемом 2 в верхней 3 и нижней 4 частях установлены тонкостенные вставки соответственно 5 и 6 с антифрикционнь»м, 30 например бронзофторопластовым, слоем

7 трущейся поверхности F, образующей диаметральный зазор Б" с шейкой вала 8. Между корпусом 1 и тонкостенными вставками 5 и 6 выполнены охлаж" дающие кольцевые каналы 9, перемычки

10 между которыми образуют посадочный диаметр D вставок 5 и 6 ° Последние выполнены одинаковыми„ установлены в посадочное место симметрично отно- >»О сительно плоскости горизонтального разъема 2 корпуса 1, а каждая из вставок 5 и 6 имеет две плоскости симметрии, одна из которых P проходит через продольную ось 0-0, а другая Ц вЂ” через поперечную ось О -О

1» подшипника (фиг. 1, 4в ) . В каждой иэ вставок 5 и 6 напротив кольцевых каналов 9 выполнены отверстия 11 для подвода смазки в рабочую зону подшипника. Каналы 9 соединены отверстием

l2 через дроссельньи» клапан 13 с картером 14.

При работе подшипника смазку с помощью известных средств подают в кольцевые каналы 9, ограниченные по

5S ширине перемычками lO. Далее одна часть смазки через с>тверстия 11 поступает в рабочую зону подшипника в зазор о для образования масляного клина и охлаждения вала 8, другая часть омывает по каналам 9 вставки 5 и 6 по наружным поверхностям последних, охлаждает их и сливается через отверстия 12 и дроссельный клапан 13 (с регулируемым сечением) в картер 14.

Вследствие действия нагрузки в зоне, ограниченной центральным углом

Е нижней вставки 6 (фиг. 2), возникает износ трущейся поверхности F, например бронэофторопластового слоя

7. Так как тонкостенная вставка 6 имеет две полости симметрии P и Q, проходящие. соответственно через продольную и поперечную оси подшипника, вставка может быть установлена в нижней части 4 корпуса 1 последовательно в двух рабочих положениях, расположенных один к другому зеркально.

Это позволяет использовать полностью ресурс антифрикционного слоя вставки 6 сначала в зоне а-а (фиг. За), затем в зоне б-б (фиг. Зб). Вследствие того, что тонкостенные вставки одинаковы и установлены в посадочное место D корпуса симметрично относительно плоскости горизонтального разъема 2 корпуса 1, верхнюю 5 и нижнюю 6 вставки после использования ресурса антифрикционного слоя 7 в зоне б-б меняют местами: верхнюю вставку

5 устанавливают в нижнюю часть 4 корпуса 1, а нижнюю вставку 6 — в верхнюю часть 3 корпуса 1. Это позволяет полностью использовать ресурс антифрикционного слоя 7 сначала в нагруженной зоне в-в (фиг. Зв), а затем после перемены положения вставки 6 на зеркальное — в зоне r-г (фиг.Зг).

Таким образом, изобретение позволяет по меньшей мере в четыре раза увеличить ресурс работы вставок 5 и 6.

Формула и э о б р е т е н и я

Опорный подшипник скольжения турбомашины, содержащий корпус с горизонтальным разъемом и установленные в верхней и нижней его частях тонкостенные вставки с антифрикционным покрытием рабочих поверхностей, между которыми и корпусом выполнены кольцевые каналы, отличающийся тем, что, с целью повышения ресурса работы и снижения затрат на ремонт, вставки выполнены нде>»тич>»ь>.я» и уста1393954 новлены симметрично относительно плоскости раэъема корпуса, каждая иэ вставок выполнена с двумя плоскостями симметрии, одна иэ которых проходит череэ продольную, а другая — через поперечную оси подшипника.

1393954

1393954

Составитель Т. Хромова

Редактор В. Петраш Техред М.Ходанич Корректор Г. ешетник

Г. Решетник

Заказ 1949/32 Тираж 757 Подписное

В11ИИЛИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 .Ва

Производственно-полиграфическое предприятие, г Ужго од ул. Проектная 4

P p

Опорный подшипник скольжения турбомашины Опорный подшипник скольжения турбомашины Опорный подшипник скольжения турбомашины Опорный подшипник скольжения турбомашины Опорный подшипник скольжения турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве опоры валов машин различного назначения

Изобретение относится к подшипникам скольжения и может быть использовано в судостроении, энергетике, на транспорте и в машиностроении

Изобретение относится к способам финишной обработки поверхностей трения и может быть использовано для повышения противозадирной стойкости подвижных соединений с вибрационным характером перемещений деталей, работающих при граничной смазке

Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности к упорным подшипникам газовых и паровых турбин и турбокомпрессоров

Изобретение относится к области машиностроения, нриборостроения и может быть использовано в различных узлах трения механизмов и инструментов , в частности в подшипниках погруженных электронасосов и бурового инструмента

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к опорам и подшипникам скольжения, и может быть использовано в шпиндельных узлах металлообрабатывающих и других станков, а также во всех типах гидромашин

Изобретение относится к упорным подшипникам, применяемым в турбомашинах, например турбинах или компрессорах , работающих при больших удельных нагрузках и высокой температуре рабочих поверхностей упорных колодок

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в подшипниках скольжения турбореагентов и мощных электродвигателей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено для автономной жидкостной смазки низкооборотньгх вращающихся элементов с горизонтальной осью вращения, например муфт свободного хода, подшипниковых узлов с неподвижной цапфой

Изобретение относится к машиностроению , преимущественно к опорным сегментным подшипникам турбомашин,.Цель изобретения - повьшение эффективности работы опоры

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции моторно-осевого подшипника (МОП) скольжения тягового электродвигателя локомотива

Изобретение относится к машиностроению, в частности к главным упорно-опорным подшипникам судовых валопроводов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых опорах

Изобретение относится к области машиностроения и найдет применение в самых разнообразных конструкциях узлов трения, например локомотивостроении

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипников скольжения, предназначенных для работы в тяжелых условиях, например в качестве подшипников ротора паровой турбины, работающего при высоких нагрузках и частоте вращения, а кроме того, подверженного значительному нагреву

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в упорных и опорных подшипниках с гидродинамическим смазочным слоем для машин и, в частности, для опор прокатных станов, где имеют место высокие окружные скорости и удельные нагрузки

Изобретение относится к опорно-приводным устройствам для узлов накопления информации, преимущественно жестких дисков компьютеров

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения
Наверх