Способ повышения противозадирной стойкости сопряжений при вибрационном трении

 

Изобретение относится к способам финишной обработки поверхностей трения и может быть использовано для повышения противозадирной стойкости подвижных соединений с вибрационным характером перемещений деталей, работающих при граничной смазке. Цель-- повышение противозадирной стойкости сопряжений при вибратдионном трении. На одну из рабочих сопрягаемых поверхностей наносят микрорельеф в виде канавок. Шаг и ширину канавок выбирают с учетом минимального значения амплитуды спектра смещений исходя из определенных условий. Выбор шага и ширины канавок микрорельефа учитывает наиболее опасный с точки зрения возникновения заедания при вибрационном трении режим работы сопряжения. Этот режим возникает при перемещениях деталей с минимальными значениями амплитуды. 2 ил. i (Л

СООЗ СОВЕТСКИВ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК.SU 13 22 (51) 4 Р 16 С 33/)О /

1 4 Ъ а

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4086952/25-27 (22) )2.05.86 (46) 30.04.88. Бюл. У 16 (72) В.Н. Лозовский, В.В. Рябенко и А.Г. Заблоцкий (53) 62) 822.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 976345, кл. G 0) N 3/56, 1981. характером перемещений деталей, работающих при граничной смазке. Цельповышение противозадирной стойкости сопряжений при вибрационном трении.

На одну из рабочих сопрягаемых поверхностей наносят микрорельеф в виде канавок. Шаг и ширину канавок выбирают с учетом минимального значения амплитуды спектра смещений исходя из определенных условий. Выбор шага и ширины канавок микрорельефа учитывает наиболее опасный с точки зрения возникновения заедания при вибрационном трении режим работы сопряжения.

Этот режим возникает при перемещениях деталей с минимальными значенияЖ ми амплитуды. 2 ил. (54) СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРОТИВОЗАДИРНОЙ СТОЙКОСТИ СОПРЯЖЕНИЙ ПРИ ВИБРАЦИОННОМ ТРЕНИИ (57) Изобретение относится к спосо.бам финишной обработки поверхностей трения и может быть использовано для повышения противозадирной стойкости подвижных соединений с вибрационным

Ф Р

Х

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1392258

К

Ос т-ь где К вЂ” коэффициент относительного смещения;

А — значение амплитуды в спектре смещений;

Т вЂ” шаг канавок микрорельефа;

Ь вЂ” ширина канавок.

При использовании в качестве критерия цротивозадирной стойкости сопряжений такого показателя как нагрузка Р, вызывающая заедание, указанная взаимосвязь описывается математичес1 кой зависимостью:

25

30 г с-,. ко, Р=с, К,. е где P — нагрузка, вызывающая заедание; е — основание натурального логарифма; с,,с.,с †коэффициен экспериментальные.

Максимальное значение нагрузка

P имеет при значениях

К = — -=2 8 — 3 4. с

ocэ э

По обе стороны от указанного ин- 45 тервала данного параметра происходит резкое снижение нагрузки заедания, что обусловлено при уменьшении К, появлением на контакте зоны постоян ного сопряжения, куда доступ смазочногоо мат ер и ала з атруднен, вследствие че го сопряжение работает в р ежиме масляного голодания; при увеличении

К повышением вследствие увеличения давления на контакте удельной мощнос- 55 ти трения до критического значения, при котором смазочние слои теряют не" сущую способность из-за их тепловой дезориентации.

Изобретение относится к способам

1 финишной обработки поверхности тре-.. ния и может быть использовано для повышения противозадирной стойкости подвижных сопряжений с вибрационным характером перемещений деталей, работающих при граничной смазке.

Цель изобретения — повышение про. тивозадирной стойкости подвижных 10 ! сопряжений при вибрационном трении.

Выбор параметров микрорельефа ! подвижных сопряжений при вибрационном трении обусловлен наличием взаимосвязи меяду противозадирной стойкос-, 15 тью сопряжений при вибрационном трении и параметром

Взаимосвязь имеет также между противозадирной стойкостью сопряжений и относительной шириной канавок микрорельефа b=b/Т, которая выражается зависимостью в(ь1

4 где с, с, с — коэффициенты эк спер имент альные;

Ь вЂ” относительная ширина канавок микрорельефа, с максимальным значением функции с при b =- — =0 3. э с

Исходя из этого для обеспечения максимальной противозадирной стойкости сопряжений при вибрационном трении шаг и ширину канавок микрорельефа, наносимого на одну из трущихся поверхностей, выбирают такими, чтобы они при самом неблагоприятном режиме трения (при перемещениях с минимальной амплитудой А„„„ ) обеспечивали выполнение условий — — — =К =2,8 — 3,4

2А мин ть ОСУ 9

Ъ вЂ” =Ь =0 3. т э у

Пример выполнения способа показан применительно к повышению противоэадирной стойкости шарнирно-болтового соединения (ШБС) шлиц-шарнира стойки шасси одного из типов самолетов.

На фиг. 1 представлены графики: изменения нагрузки заедания Р от коэффициента. относительного смещения

К, для гладких образцов; на фиг. 2— графики зависимости изменения нагрузки заедания Р от относительной ширины канавок Ь для ШБС с выполненным микрорельефом при К =K =3,4.

Материал деталей и образцов— сталь ЗОХГСА. Смазочный материал масло МК-8 пластичная смазка ЦИАТИМ201.

Была получена спектральная характеристика перемещений деталей ШБС при рулении самолета. Был проведен анализ спектра перемещений и определена минимальная амплитуда А„„„ =

=1,0 мм. Исходя из условия

-- — --=2 8 — 3 4

2À матч

Т-Ь

b/т=-0, 3, 1392258 определяли шаг (Т) и ширину (b) канавок микрорельефа при крайних значениях К„„=2,8 и К, =3,4, которые составили соответственно

Т, =0,98 мм, Ъ, =0,29 мм;

Т,«1,19 мм, Ь =0,36 мм.

Микрорельеф в виде канавок с выбранными шагом и шириной был нанесен на поверхность болтов ШБС вдоль образующей. Были проведены испытания ШБС в лабораторных условиях, имитирующих реальные условиях работы шлиц-шарниров при рулении самолета. Испытания показали, что противозадирная стойкость сопряжения, оцениваемая величиной нагрузки заедания, составляет при Т, =0,98 мм и b< =0,29 мм, а также при Т =1,19 мм и b =0,36 мм примерно 20

15000 Н. Для сравнения были изготовлены и испытаны образцы с микрорельефом, шаг канавок которого был выбран в соответствии с рекомендациями про-. тотипа, соизмеримым с шагом средней 25 гармоники спектра смещений трущихся поверхностей, что для данных условий составило 2,5 мм. В этом случае заедание ШБС происходило при нагрузке 10000Н.

Способ позволяет повысить противозаднрную стойкость сопряжений при вибрационном трении примерно в 1,5 раза. Это обеспечивается тем, что выбор шага и ширины канавок микрорельефа при данном способе учитывает наиболее опасный с точки зрения противозадирной стойкости при вибрационном трении режим работы сопряжения с минимальным значением амплитуды перемещений и обеспечивает при этом на сопряженных участках рабочих поверхностей.

Достигаемое за счет данного спосо-ба повышение противозадирной стойкости подвижных сопряжений при вибрационном трении позволяет уменьшить отбраковку деталей, повреждаемых при заедании, повысить эффективность широко применяемых смазочных материалов типа

ЦИАТИМ-201 и сократить на этой основе расход дефицитных дорогостоящих смазок типа ВНИИНП вЂ 2.

Фор мула и э обр ет ения

Способ повышения противозадирной стойкости сопряжений при вибрационном трении, заключающийся в нанесе-. нии на одну иэ рабочих сопрягаемых поверхностей микрорельефа в виде канавок и опр еделении сп ектр альных характеристик смещения поверхностей, отличающийся тем, что, с целью повышения противозадирной стойкости сопряжений при вибрационном трении, шаг и ширину канавок микрорельефа выбирают с учетом минимального значения амплитуды спектра смещений исходя иэ условий

2А н †- -"-" — =2 8...3 4 и Ь/Т=О 3

Т-Ъ у 1 где А — минимальное значение амплитуды спектра смещения;

Т вЂ” шаг канавок;

Ь вЂ” ширина канавки.

1392258 ос <оа

РП8. f

Составитель Т. Хромова

Техред >.Ходанич Корректор M. Пожо

Редактор И. Горват

Заказ 1877/38 . Тираж 757 Подписное

ВНИИИИ Государственного комитета СССР во делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ повышения противозадирной стойкости сопряжений при вибрационном трении Способ повышения противозадирной стойкости сопряжений при вибрационном трении Способ повышения противозадирной стойкости сопряжений при вибрационном трении Способ повышения противозадирной стойкости сопряжений при вибрационном трении 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности к упорным подшипникам газовых и паровых турбин и турбокомпрессоров

Изобретение относится к области машиностроения, нриборостроения и может быть использовано в различных узлах трения механизмов и инструментов , в частности в подшипниках погруженных электронасосов и бурового инструмента

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к опорам и подшипникам скольжения, и может быть использовано в шпиндельных узлах металлообрабатывающих и других станков, а также во всех типах гидромашин

Изобретение относится к упорным подшипникам, применяемым в турбомашинах, например турбинах или компрессорах , работающих при больших удельных нагрузках и высокой температуре рабочих поверхностей упорных колодок

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в подшипниках скольжения турбореагентов и мощных электродвигателей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено для автономной жидкостной смазки низкооборотньгх вращающихся элементов с горизонтальной осью вращения, например муфт свободного хода, подшипниковых узлов с неподвижной цапфой

Изобретение относится к машиностроению , преимущественно к опорным сегментным подшипникам турбомашин,.Цель изобретения - повьшение эффективности работы опоры

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к подшипниковым узлам, работаюшим в условиях измепяюшегося угла наклона к горизонту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения различных машин, работающих в присутствии как консистентной , так и жидкой смазки

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции моторно-осевого подшипника (МОП) скольжения тягового электродвигателя локомотива

Изобретение относится к машиностроению, в частности к главным упорно-опорным подшипникам судовых валопроводов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых опорах

Изобретение относится к области машиностроения и найдет применение в самых разнообразных конструкциях узлов трения, например локомотивостроении

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипников скольжения, предназначенных для работы в тяжелых условиях, например в качестве подшипников ротора паровой турбины, работающего при высоких нагрузках и частоте вращения, а кроме того, подверженного значительному нагреву

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в упорных и опорных подшипниках с гидродинамическим смазочным слоем для машин и, в частности, для опор прокатных станов, где имеют место высокие окружные скорости и удельные нагрузки

Изобретение относится к опорно-приводным устройствам для узлов накопления информации, преимущественно жестких дисков компьютеров

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения
Наверх