Реверсивный электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием частоты вращения

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах буровых лебедок. Целью изобретения является повышение качества регулирования и надежности работы электропривода. Устройство содержит регулятор 13 ЭДС, выход которого через параллельно включенные ключ 30, инвертирующий усилитель 29 и ключ 31 соединен с входом регулятора 12 тока. Выходы блока 32 задания поляркости тока возбуждения подключены к управляющим входам управляемых ключей 30 и 31. В данном электроприводе обеспечивается нечувствительность к пульсациям напряжения тахогенератора. Команда на реверс поля электродвигателя формируется с учетом состояния релейного элемента с петлей гистерезиса, ширина которой устанавливается с учетом пульсаций тахогенератора. 1 з.п. ф-лы, 8 ил. (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИА ЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН д1) 4 Н 02 P 5/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСНОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4041029/24-07 (22) 24. 03. 86 (46) 07. 05. 88. Бюл. У 17 (71) Азербайджанский институт нефти и химии им.М.Азизбекова (72) Б. И.Абрамов, В .А.Алиев, А.А. Барьюдин, A.Ã.Ãóñåéíîâ, Б.M.ÏàðôåíoB и А.В.Чердаков (53) 62-83:621.314.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1064408, кл. Н 02 P 5/06, 1982.

Авторское свидетельство СССР

Р 1206942, кл. Н 02 P 5/06, 1985. (54) РЕВЕРСИВНЬЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА С ДВУХЭОННЪК РЕГУЛИРОВАНИЕМ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах буровых лебедок.

„,ЯО„, 1394383 А1

Целью изобретения является повышение качества регулирования и надежности работы электропривода. Устройство содержит регулятор 13 ЭДС, выход которого через параллельно включенные ключ 30, инвертирующий усилитель 29 и ключ 31 соединен с входом регулятора 12 тока. Выходы блока 32 задания полярности тока возбуждения подключены к управляющим входам управляемых ключей 30 и 31. В данном злектроприводе обеспечивается нечувствительность к пульсациям напряжения тахогенератора. Команда .на реверс поля электродвигателя формируется с учетом состояния релейного элемента-с петлей гистерезиса, ширина которой устанавливается с учетом пульсаций тахогенератора. 1 з.п. ф-лы, 8 ил.

1394383

Изобретение относится к электротехнике, а именно к реверсивным тиристорным электроприводам постоянного тока, работающим в режиме частых пусков и торможений, и может найти применение, например, в электроприводах буровых лебедок современных буровых установок различной грузоподъемности. 10

Целью из о бре те ния являе тся повышение качества регулирования и надежности работы электропривода.

На фиг. 1 показана функциональная схема электропривода; на фиг.2— функциональная схема блока задания полярности тока возбуждения; на фиг.3 — статическая характеристика релейного элемента с петЛей гистерезиса; на фиг.4 и 5 — функциональные схемы блоков определения знаков и логического управления; на фиг.6-8 -1 диаграмма работы электропривода.

Электропривод содержит электродвигатель постоянного тока (ДПТ),якор- 25 ная обмотка 1 которого подключена к нереверсивному тиристорному преобразователю 2, в цепь управления которого последовательно включены задатчик

3 интенсивности, регулятор 4. частоты вращения с блоком 5 регулируемого, ограничения, первый управляемый ключ

6, звено 7 с перестраиваемой структурой, первый блок 8 выделения модуля и регулятор 9 тока якоря, а обмотка

10 возбуждения электродвигателя подключена к реверсивному тиристорному преобразователю 1 1, в цепь управления которого включены регулятор 12 тока возбуждения v регулятор 13 ЭДС, к первому входу которого подключен блок

14 задания ЭДС с нереверсивной характеристикой, подключенные к входам соответствующих регуляторов датчики

15-17 частоты вращения, тока якоря и тока возбуждения, а также датчик

18 ЭДС, первый вход которого соединен с выходом датчика 19 напряжения на якоре, а второй вход — с выходом датчика 16 тока якоря, Выходы регулятора 4 частоты вращения, датчика 17 тока возбуждения и датчика 15 частоты вращения соединены соответственно с первым, вторым и третьим входами блока 20 определения знаков, шесть выходов 21-26 которого соединены соответственно с шестью входами блока 27 логического управления. При этом первый выход блока 27 логического управления соединен с управляющим входом управляемого ключа, второй выход — с управляющим входом звена 7 с перестраиваемой структурой, третий выход — с входом управления изменением темпа сигнала задатчика 3 интенсивности и входом управления блока 5 ограничения. Реверсивный электропривод дополнительно содержит второй блок 28 выделения модуля, инвертирующий усилитель 29 управляемые ключи 30 и 31, блок 32 задания полярности тока возбуждения, при этом выход датчика 18 ЭДС через блок 28 выделения модуля соединен с вторым входом регулятора 13 ЭДС, выход которого через управляемый ключ

30 с одной стороны, а также через инвертирующий усилитель 29 и управляемый ключ 31 с другой стороны соединен с задающим входом регулятора 12 тока возбуждения, выход регулятора 4 частоты вращения соединен с первым входом блока 32 задания полярности тока возбуждения, второй вход которого связан с входом задатчика 3 HH тенсивности,а третий и четвертый входы — с выходами 25 и 26 блока 20 onределения знаков, выходы 33 и 34 блока 32 задания полярности тока возбуждения подключены к управляющим входам управляемых ключей 30 и 31 соответственно.

Блок задания полярности тока возбужпения (фиг.2) содержит релейный элемент 35 с петлей гистеризиса,вход которого служит первым входом блока, а выход связан с входом знакочувствительного релейного элемента 36, выходы 37 и 38 которого соединены с первыми входами логических элементов

39 и 40, выходы которых являются выходами 33 и 34 блока, а вторые входы подключены к выходу логического эле— мента KIH 41, первый вход которого связан с выходом релейного элемента

42, а два других входа являются соответственно третьим и четвертым входами блока 32, вторым входом которого служит вход релейного элемента 42.

Блок 20 определения знака (фиг.4) может быть выполнен в виде трех знакочувствительных релейных элементов

43-45, а блок 27 логического управления содержит (фиг.5) шесть логических элементов И 46-51, три логических элемента HJIH 52-54 и блок 55 задержки.

1394383

Реверсивный электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием чаСтоты вращения работает следующим образом.

В исходном состоянии, когда двигатель постоянного тока неподвижен и отсутствуют как задание, так и возмущение со стороны нагрузки, сигналы на выходах задатчика 3 интенсивности, регулятора 4 частоты вращения и датчика 15 частоты вращения равны нулю.

Сигналы на входе блока 20 определения знаков и логические сигналы на

его выходе, а также на выходах блока

27 логического управления и блока 32 задания полярности тока возбуждения равны нулю. Благодаря этому управляемые ключи 6, 30 и 31 разомкнуты. Отсутствие задания на входе регулятора

12 тока возбуждения из-за отключения управляемых ключей 30 обеспечивает в исходном состоянии нулевой ток возбуждения. При этом сигнал на выходе датчика 17 тока возбуждения также ра25 вен нулю.

При подаче в момент t (фиг.6) положительного напряжения задания U>, соответствующего разгону электропривода на подъем", на выходе регулято30 ра 4 частоты вращения появляется положительное напряжение U (фиг.6 а), а на выходе релейного элемента 42 (фиг.2) — сигнал логической "1" U > .

Если в исходном состоянии на выходе релейного элемента 35 с петлей гисте- 35 резиса было отрицательное напряжение

П, то под действием положительного напряжения регулятора 4 частоты вращения, большего чем ширина петли гистерезиса, в момент времени t на выходе релейного элемента 35 с петлей гистерезиса .появляется также положительное напряжение. Так как на входе эадатчика. 3 интенсивности имеется напряжение задания У щ, на выходе ло45 гическо.го элемента ИЛИ 4(присутствует сигнал логической "1" U <,. Сигналы присутствуют на обоих входах логического элемента 39, что приводит к появлению сигнала логической "1" Пзз на его выходе и замыканию управляемого ключа 30. На выходе логического элемента 40 присутствует сигнал логического "0" U „ . Напряжение с выхода регулятора 13 ЭДС поступает непосред- 5 ственно на задающий вход регулятора

12 тока возбуждения, что приводит к форсированному нарастанию тока возUnr

Жз

К Чв dt де K Р1в — коэффициент усиления регулятора 4 частоты вращения;

dUg

dt темп изменения сигнала задатчика 3 интен-. сивности.

Происходит разгон электропривода с темпом, задаваемым задатчиком 3 интенсивности и величиной ограничения

1 регулятора 4 частоты вращения, задаваемой блоком 5 ограничения. Сигнал положительной полярности с выхобуждения необходимой поло*ительной полярности. Наличие положительных сигналов на первом и втором входах блока 20 определения знаков приводит к появлению сигналов логической 1

U«z U > на его первом 21 и третьем 23. выходах (фиг.4). Эти сигналы поступают на оба входа логического элемента 46 в блоке 27 логического управления (фиг.5), и на выходе логического элемента 46 появляется сигнал логической "1", поступающий на первый вход логического элемента,HJIH 52, такой же сигнал появляется и на его выходе, являющемся первым выходом блока 2.7 логического управления.Так как на остальных выходах блока 20 определения знаков присутствуют сигналы логического "О", на втором и третьем выходах блока 27 логического управления присутствуют сигналы логического "0", Наличие сигнала логической "1" на первом выходе блока 27 логического управления приводит к замыканию управляемого ключа 6 и подаче на вход нереверсивного тиристорного преобразователя 2 задающего сигнала, приводящего к появлению тока в якорной цепи.

Максимально возможное время задержки dt < = t — t, между подачей

I напряжения задания U на вход регулятора 4 частоты вращения .и началом разгона электропривода определяется временем, необходимым для изменения полярности сигнала на выходе релейного элемента 35 с петлей гистерезиса. Это время может быть определено следующим образом:

1394383 да датчика 15 частоты вращения поступает на третий вход блока 20 определения знаков, являющийся входом знакочувствительного релейного элемен5 та 45 (фиг. 4) . При этом на пятом выходе 25 блока 20 определения знаков появляется сигнал логической "1"

П ... íà его шестбм выходе 26 — сигнал логического "0" U< . По мере оконча- 10 ния разгона регулятор 4 частоты вращения начинает выходить из насыщения (момент времени t ) и в момент времени t< электропривод переходит в установившийся режим (фиг.6). с током якоря, соответствующим моменту нагрузки на валу. При очень малых нагрузках, соответствующих режиму холостого хода, мгновенное значение сигнала на выходе регулятора 4 частоты вращения из-за пульсаций тахогенера-, тора (датчика 15 частоты вращения) может изменять полярность. Благодаря соответствующей. настройке ширины петли гистерезиса напряжение на выходе релейного элемента с петлей гистерезиса 35 (фиг.3)t, не меняет знака, что в итоге не приводит к изменению состояния ключей 29 и 31 (ключ 29 замкнут, а ключ 31 разомкнут), а сле- 3О довательно, не возникают ложные реверсы поля двигателя.

При необходимости снижения частоты вращения до некоторого промежуточного значения в момент времени с на5 пряжение задания U (фиг.6) уменьша-, 35 ется до уровня, при котором сигнал на выходе регулятора 4 частоты вращения практически мгновенно изменяет свою полярность с положительной на отрицательную. При этом в системе управления происходит следующее: сигнал с выхода регулятора 4 частоты вращения поступает на первый вход блока 20 опРеделения знаков, являющийся вхо- 45 дом знакочувствительного релейного элемента 43 (фиг.4), и на его втором выходе, являющемся и выходом 22 блока

20 определения знаков появляется сигнал логической "1" U< а на выходе

21 — сигнал логического "0" Uz Так как ток возбуждения пока сохраняет свою полярность, а на первом выходе знакочувствительного релейного элемента 43 (фиг.4) присутствует сигнал логического "0", на выходах логи— ческих элементов И 46 и ИЛИ 52, а слеследовательно, и на первом выходе блока 27 логического управления присутствует сигнал логического "0".

При этом управляемый ключ 6 размыкается, снимая задание на ток якоря, что приводит к запиранию нереверсивного тиристорного преобразователя

2 и спаданию, тока якоря до нуля ° Напряжение на входе релейного элемента 35 с петлей гистерезиса (фиг.2) изменяет свой знак, превысив ширину петли гистерезиса,.При этом на выходе 37 знакочувствительного релейного элемента 36 появляется сигнал логического "0" U >, а на втором его выходе — сигнал логической "1" U3

Так как сигнал логической "1" U«попрежнему присутствует на выходе логического элемента 41, на выходе логического элемента И 39 появляется сигнал логического "0" U, а на вы— ходе логического элемента 40 — сигнал логической "1" U o Благодаря этому управляемый ключ 30 размыкается, а ключ 31 замыкается и сигнал с выхода регулятора 13 ЭДС поступает на задающий вход регулятора 12 тока возбуждения через инвертирующий усилитель 29, задавая ток возбуждения противоположной полярности. До момента времени t< (фиг.6) происходят спадание тока возбуждения до нуля и торможение электропривода в режиме выбега. Затем происходит форсированное нарастание тока возбуждения отрицательной полярности. При этом сигнале на входе знакочувствительного релейного элемента 44 (фиг.4) на четвертом выходе 24 блока 20 определения знаков появляется сигнал логической "1" Uq<, а на выходе 23 — логического "0" U z>. Сиг— нал логической "1" поступает на второй вход логического элемента 46 (фиг.5), на первом входе которого также присутствует сигнал логической

"1". Такой же сигнал с выхода логического элемента 46 поступает на вход логического элемента ИЛИ 52, и на первом выходе блока 27 ло- . гического управления появляется г сигнал логической "1". Благодаря этому замыкается управляемый ключ 6, подключая цепь задания регулятора 9 тока якоря (через блок 8 выделения модуля и звено 7 с перестраиваемой структурой) к выходу регулятора 4 частоты вращения. Начинается процесс рекуперативного,торможения, который длится до момента времени t, когда

1394383 частота вращения уменьшается до величины, при которой полярность напряжения на выходе регулятора 4 частоты вращения опять изменяется с от5 рицательной на положительную. Величина этого напряжения также превосходит ширину петли гистерезиса. Благодаря тому, что сигнал логической "1"

U« появляется на первом выходе 21 !0 блока 20 определения знаков, а на втором 22 его выходе — сигнал логического "0" и ток возбуждения пока сохраняет отрицательную полярность, на первом выходе блока 27 логического управления присутствует сигнал логического "0" (фиг.7), что приводит к размыканию управляемого ключа 6.

При этом задание на ток якоря становится равным нулю, нереверсивный тиристорный преобразователь 2 запирается; а ток якоря спадает до нуля.

Так как на выходе релейного элемента 35 с петлей гистерезиса появляется напряжение положительной полярности 25

U (фиг.8), то сигнал логической "1"

U появляется на первом выходе 21 знакочувствительного релейного элемента 36 (фиг.2), на втором выходе

38 сигнал логического "0" U < (фиг.8), что при наличии сигнала логической

"1" на выходе логического элемента

41 приводит к появлению сигнала логической "1" на выходе логического элемента 39 и сигнала логического

"0" на выходе логического элемента

40. При этом управляемый ключ 31 размыкается, а ключ 30 замыкается, На-.. пряжение с выхода регулятора 13 ЭДС поступает непосредственно на задающий вход регулятора 12 тока возбуждения, задавая ток возбуждения положительной полярности. До момента времени t происходит спадание тока возВ .буждения до нуля с последующим нарастанием тока возбуждения положительной полярности. При появлении, сигнала положительной полярности с датчика 17 тока возбуждения на входе знакочувствительного релейного элемента 44 (фиг.4) на третьем выходе

23 блока 20 определения знаков появляется сигнал логической "1" U, а на четвертом выходе 24 — сигнал логического "0" Uq+ (фиг.7), Так как на первом выходе 21 блока 20 определения знаков присутствует сигнал логической "1" U,, а .на втором выходе

22 — сигнал логического "0" U q(фиг,7), эти сиг налы ло гиче ской 1 U, и U>4 выходов 21 и 24 блока 20 определения знаков поступают на оба входа логического элемента 46 блока 27 логического управления (фиг.5), на выходе ко- торого также появляется сигнал логической "1", поступающий на вход логического элемента ИЛИ 52, и на первом выходе блока 27 логического управления появляется сигнал логической "1

Uq, (фиг.7). Благодаря этому замыкается управляемый ключ 6, подключая цепь задания регулятора 9 тока якоря через блок 8 выделения модуля и звено

7 с перестраиваемой структурой к выходу регулятора 5 частоты вращения.

Злектропривод работает в двигательном режиме с пониженной частотой вращения.

Для остановки электропривода в момент времени tg (фиг.б) напряжение задания U на входе регулятора 4 частоты вращения начинает уменьшаться до нуля. Начиная с момента времени

С ц, когда напряжение на выходе регулятора 4 частоты вращения изменяет свою полярность с положительной на отрицательную, происходит торможение до полной остановки (момент времени с „ ), аналогичное торможению на отрезке времени дt (фиг.б). По окон518 чании торможения вся система переходит в исходное состояние с нулевым током возбуждения.

При пуске назад в направлении

"спуска" возможны два случая. Пусть пуск осуществляется из исходного состояния при .нулевом напряжении задания U> на входе регулятора 4 частоты вращения под действием возмущающего воздействия со стороны нагрузки (веса груза). С момента времени, (фиг.б) растормаживается ленточный тормоз и происходит разгон двигателя постоянного тока при запертом нереверсивном тиристорном преобразователе 2 и нулевом токе якоря.

На выходе регулятора 4. частоты вра щения (фиг.б) имеется напряжение положительной полярности U4 величина которого определяется только напряжением обратной связи по частоте вращения. При этом на первом выходе

21 блока 20 определения знаков появляется сигнал логической "1" U « (Лиг.7), на втором выходе 22 — сигнал логического "0" U <<. Ток возбуждения пока равен нулю, поэтому на

1394383

10 третьем 23 и четвертом 24 выходах блока 20 определения знаков присутствуют сигналы логического "0"

Ug (фиг. 7) . Так как двигатель постоянного тока вращается в направлении "спуска", то сигнал отрицательной полярности с датчика 15 частоты вращенйя поступает на третий вход блока 20 определения знаков (фиг.4), вызывая появление сигнала логической "1" на втором выходе знакочувствительного релейного элемента

45, являющемся одновременно выходом

26 блока 20 определения знаков.Благодаря этому даже при нулевом сигнале на входе релейного знакочувствительного элемента 36 (фиг.2) на выходе логического элемента 41 (фиг.8) присутствует сигнал логической "1" 20

U . Если на выходе релейного элемента 35 с петлей гистерезиса имеется сигнал положительной полярности на первом выходе 37 знакочувствительного релейного элемента 36— сигнал логической "1" U „, а на втором выходе 38 — сигнал логического

" 0" U . В этом случае на выходе ловв гического элемента И 40 присутствует сигнал логического "0" U, а на выходе логического элемента 39 — сигнал логической "1" U >z, что приводит к замыканию ключа 30, оставляя ключ 31 в разомкнутом состоянии. Если на выходе .релейного элемента 35 с петлей гистерезиса в исходный момент имеется напряжение. отрицательной полярности U то появляется задержка до момента времени t, (фиг.б),когда напряжение на выходе регулятора 4 частоты вращения при разгоне нарастает до величины, превышающей ширину петли гистерезиса. Только после этого происходят замыкание управляемого ключа 30 и подача напряжения

45 с выхода регулятора 13 ЭДС непосредственно на вход регулятора 12 тока возбуждения, задавая .ток возбуждения положительной полярности. Появляется и форсированно нарастает ток возбуждения положительной полярности. Благодаря этому на третьем выходе 23 блока 20 определения знаков появля-, ется сигнал логической "1" У 1в (фиг.7), а на четвертом выходе 24— сигнал логического "О" Uz . Так как на первом выходе 21 блока 20 определения знаков имеется сигнал логической "1" U

Во втором случае из исходного состояния в момент времени t (фиг.б) производится силовой спуск груза подачей отрицательного напряжения задания U при расторможенном ленточз ном тормозе. Процесс разгона электропривода до момента времени идентичен разгону в направлении подьема до момента времени tз (фиг.б).

На выходе релейного элемента 35 с петлей гистерезиса (фиг.2) имеется напряжение отрицательной полярности о

Н, что приводит к появлению сигнала логического "0" U>, (фиг.8) на первом выходе 37 знакочувствительного релейного элемента 36 и сигнала логической "1 U в на втором выходе

38. Так как на выходе логического элемента ИЛИ 41 присутствует сигнал логической "1" U, (фиг.8), на выходе логического элемента И 39 — сигнал логического 0" Пвв, .а на выхо.— де логического элемента И 40 — сигнал логической "1" U<, чем обеспечивается замкнутое состояние управляемого ключа 31 и разомкнутое — ключа 30 и отрицательная полярность тока воз— буждения. При этом сигналы логиче0 U,, U в, Uz< присутствуют соответственно на первом 21, третьем

23 и пятом 25 выходах блока 20 определения знаков, а логической "1"

U,,U — на втором 22, четвертом 24 и шестом 26 выходах (фиг.7). Затем р»эгон происходит под

1394383

12 действием веса груза и в момент времени с (фиг.б) скорость пуска, а следовательно, и частота вращения двигателя постоянного тока превышают заданную. В этот момент напряжение на выходе регулятора 4 частоты вращения изменяет полярносFb с отри-. цательной на положительную и превыша1О ет по величине ширину петли гистерезиса. Благодаря этому на первом выходе 21 блока 20 определения знаков появляется сигнал логической "1" U, (фиг.7), а на втором выходе 22 — сигнал логического "0". Так как ток возбуждения пока сохраняет свою полярность, на третьем выходе 23 блока 20 определения знаков присутствует сигнал логического "0" U, а на четвертом выходе 24 — сигнал логической "1" UR (фиг.7). Это приводит

20 г к появлению сигнала логического "Он

U „(фиг, 7) на первом выходе блока

27 логического управления и размыканию управляемого ключа 6. Благодаря этому снимается задание на ток якоря, запирается тиристорный преобразователь 2 и ток якоря спадает до нуля. Так как напряжение на выходе

25 отрицательнои на положительную, сигнал логической "1" U появляется на первом выходе 37 знакочувствительного релейного элемента 36, на втором выходе 38 которого появляется сигнал логического "0" U < . В cBH3H с тем что на выходе логического элемента

ИЛИ 41 присутствует сигнал логической

1" U 4,, на выходе логического элемента И 40 появляется сигнал логического "0" U,, а на выходе логического элемента И 39 — сигнал логической "1" U z9. Это приводит к размы— канию управляемого ключа 31 и замыканию ключа 30. Напряжение с выхода

45 регулятора 13 ЭДС поступает непосредственно на вход регулятора 12 тока возбуждения, задавая ток возбуждения положительной полярности. До момента времени (фиг.б) происходит спадание тока возбуждения до нуля, а электроо привод разгоняется под действием веса груза. Затем происходит форсированное нарастание тока возбуждения положительной полярности. При сигнале положительной полярности с датчика 17 тока возбуждения на входе знакочувствительного релейного элемен50

55 релейного элемента 35 с петлей гисте- 30 резиса (фиг.2) изменяет полярность с та 44 блока 20 определения знаков (фиг. 4) на третьем выходе 23 появля— ется сигнал логической 1", а на четвертом выходе 24 — сигнал логического "0" Ц . Так как на первом выходе

21 блока 20 определения знаков присутствует сигнал логической "!" а на втором выходе 22 — сигнал логического "0" Uz, сигналы логической "1" с выходов 21 и 23 подаются на входы логического элемента 46 (фиг.5) блока 27 логического управления.„ Сигнал логической "1" с выхода логического элемента И 46 попадает на вход логического элемента ИЛИ

52, и на первом выходе блока 27 логического управления появляется сигнал логической "1" U z „ (фиг,7).

Благодаря этому замыкается управляемый ключ 6, подключая цепь задания регулятора 9 тока якоря через блок

8 выделения модуля и звено 7 с перестраиваемой структурой к выходу регулятора 4 частоты вращения, тиристорныи преобразователь открывается в инверторном режиме, появляется ток в якорной цепи.

По мере разгона электропривода в режиме рекуперативного торможения регулятор 4 частоты вращения начинает выходить из насыщения (момент времени t, фиг.б) и в момент времени t электропривод переходит в установившийся режим спуска с током якоря, соответствующим моменту нагрузки на валу. Частота вращения двигателя постоянного тока, следовательно, и скорость спуска могут быть изменены соответствующим изменением задающего сигнала U при котором полярность напряжения на выходе регулятора 4 частоты вращения не изменяется.

Таким образом, изобретение позволяет повысить качество регулирования и надежность работы электромеханической системы. Электропривод обладает нечувствительностью к пульсациям напряжения тахогенератора благодаря тому, что команда на реверс поля двигателя формируется с учетом состояния релейного элемента с петлей гистерезиса, ширина которой устанавливается с учетом пульсаций та— хогенератора. Нулевой ток возбуждения двигателя в исходном состоянии повышает надежность работы как воз13

1394383

14 будителя, так и обмотки возбуждения машины.

Формула изобретения

1. Реверсивный электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием частоты вращения, содержащий электродвигатель постоянного тока, якорная обмотка которого подключена к нереверсивному тиристорному преобразователю, в цепь управления которого последовательно включены задатчик интенсивности, регулятор частоты вращения с блоком регулируемого ограничения, первый управляемый ключ, звено с перестраиваемой структурой, первый блок выделения модуля и регулятор тока якоря, а обмотка возбуждения подключена к реверсивному тиристорному преобразова° телю, в цепь управления которого включены регулятор тока возбужцения и регулятор ЭДС, к первому входу которого 25 подключен блок задания ЭДС с нереверсивной характеристикой, подключенные к входам соответствующих регуляторов датчики частоты вращения, тока якоря и тока возбуждения, а также датчик

ЭДС, первый вход которого соединен с выходом датчика напряжения на якоре, а второй вход — с выходом датчика тока якоря, блок определения знаков, соединенный с выходами регулятора частоты вращения, датчика тока возбуждения и датчика частоты вращения, шесть выходов блока определения знаков соединены соответственно с входами блока логического управления, первый выход которого соединен с управляющим входом первого управляемого ключа, второй выход — с управляющим входом звена с перестраиваемой структурой, а третий выход — с входом управления изменением темпа cHI íàëà за45 датчика интенсивности и входом управления блока регулируемого ограниче-, ния регулятбра частоты вращения,,о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения качества регулирования и надежности работы, в него дополнительно введены второй блок выделения модуля, инвертирующий усилитель,второй и третий управляемые ключи и блок задания полярности тока возбуждения, при этом выход датчика ЭДС через второй блок выделения модуля соединен с вторым входом регулятора ЭДС; выход которого через второй управляемый ключ с одной стороны, а также через инвертирующий усилитель и третий управляемый ключ с другой стороны соединен с задающим входом регулятора тока возбуждения, выход регулятора частоты вращения соединен с первым входом блока задания полярности тока возбуждения, второй вход которого связан с входом задатчика интенсивности, третий и четвертый входы — с двумя выходами блока определения знаков, а выходы блока задания полярности тока возбуждения подключены к управляющим входам второго и третьего управляемых ключей.

2, Электропривод по п.1, о т л и— ч а ю шийся тем, что блок задания полярности тока возбуждения содержит релейный элемент с гистерезисом, вход которого служит первым входом блока, а выход связан с входом знакочувствительного релейного элемента, два выхода которого соединены с первыми входами двух логических элементов И, выходы которых являются выходами блока, а вторые входы подключены к выходу логического элемента ИЛИ, первый вход которого связан с выходом релейного элемента, а два других входа являются соответственно третьим и четвертым входами блока, вторым входом которого служит вход релейного элемента.!

394383

1394383

1394383 (@van . 7 и„ йм 4а м ФпФаРе

Составитель В.Кузнецова

Редактор О.Головач Техред JI.Ñåðäþêoâà Корректор С.Черни е

Заказ 2234/53 Тираж 583 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Реверсивный электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием частоты вращения Реверсивный электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием частоты вращения Реверсивный электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием частоты вращения Реверсивный электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием частоты вращения Реверсивный электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием частоты вращения Реверсивный электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием частоты вращения Реверсивный электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием частоты вращения Реверсивный электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием частоты вращения Реверсивный электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием частоты вращения Реверсивный электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием частоты вращения Реверсивный электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием частоты вращения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в позиционных электроприводах постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано дли различных механизмов машиностроительного комплекса

Изобретение относится к области электро-техники и может б(лтъ использовано для защиты электропривода и сетей постоянного тока от токов короткого замыкания

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в реверсивных станах горячей прокатки

Изобретение относится к электро-, технике и может быть использовано для регулирования скорости электродвигателя

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в системах регулирования станков,- робо-- тов

Изобретение относится к э.пектротехнике и м.б

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх