Электропривод гребного винта

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1511 4 Н 02 Р 5/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

/ ЮСЕ „, 1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ (: ц

Н А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ -"! rf (21) 4085416/24-07 (22) 07.07.86 (46) 07.04.88. Бюл. № 13 (71) Ленинградское высшее инженерное морское училище им. адм. С. О. Макарова (72) А. С. Быков, В. С. Иванов и Б. Н. Рассказов (53) 621.316.718.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 714607, кл. Н 02 P 5/06, 1980.

Авторское свидетельство СССР № 889534, кл. Н 02 P 5/06, 1981. (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ГРЕБНОГО ВИНТА (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть применено в гребных элек„„Я0„„1387156 А f трических установках. Целью изобретения является повышение надежности путем увеличения степени демпфирования упругих колебаний механической части электропривода.

Устройство содержит измеритель сдвига фаз ! 1, входы которого подключены к выходам полосовых фильтров 6, 10. Первый вход элемента сравнения 12 подключен к выходу измерителя сдвига фаз ll, второй вход — к источнику опорного напряжения 13. Выход элемента сравнения 12 подключен к входу регулируемого фазовращателя 7. Сигнал на выходе элемента сравнения 12 изменяет настройку фазовращателя 7, обеспечивая максимальную степень демпфирования колебаний. 1 ил.

1387156

Формула изобретения

Состав

Редактор М. Бланар Техред И

Заказ 1229/56 Тираж 5

ВНИИПИ Государственного комитета СС

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Производственно-полиграфическое пред

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в гребных электрических установках (ГЭУ) ледоколов и судов активного ледового плавания.

Цель изобретения — повышение надежности путем увеличения степени демпфирования упругих колебаний механической части электропривода.

На чертеже приведена схема устройства.

Электропривод гребного винта содержит электродвигатель постоянного тока, механически соединенный через валопривод 2 с гребным винтом 3 и подключенный через датчик 4 тока к выходу регулируемого источника 5 питания, последовательно соединенные первый полосовой фильтр 6, фазовращатель 7 и регулятор 8, выход которого подключен к входу регулируемого источника 5 питания, а вход первого полосового фильтра 6 подключен к датчику 4 тока.

Электропривод содержит также датчик 9 частоты вращения электродвигателя 1, второй полосовой фильтр 10, измеритель 11 сдви.га фаз, элемент 12 сравнения и источник 13 опорного напряжения. Фазовращатель 7 выполнен регулируемым. Входы измерителя 11 сдвига фаз подключены к выходам полосовых фильтров 6 и 10, а его выход подключен к одному из входов элемента 12 сравнения, второй вход которого подключен к источнику 13 опорного напряжения, а выход— к входу регулирования фазовращателя 7.

Вход второго полосового фильтра 10 соединен с датчиком 9 частоты вращения.

Электропривод работает следующим образом.

При взаимодействии гребного винта со льдом в механической системе винт †валопривод †яко электродвигателя 1 возникают крутильные колебания, что приводит к значительным колебаниям момента сопротивления на валу электродвигателя. В результате этого явления возникают колебания частоты вращения и тока якоря электродвигателя 1. Переменная составляющая выходного сигнала датчика 4 тока проходит через первый полосовой фильтр 6 и поступает на вход фазовращателя 7. Угол сдвига, вносимый фазовращателем 7 в номи-нальном режиме, установлен так, что при работе данной обратной связи имеют место колебания частоты вращения и тока якоря электродвигателя 1 в противофазе, т. е. осуществляется максимальное демпфирование.

Переменная составляющая сигнала датчика

9 частоты вращения проходит через второй полосовой фильтр 10 и поступает на второй вход измерителя 11 сдвига фаз, на первый вход которого поступает сигнал от первого полосового фильтра 6. В номиналь5

f5

50 ном режиме на выходе измерителя 11 сдвига фаз имеет место напряжение, соответствующее углу сдвига фаз между входными сигналами в 180 эл. град. Это напряжение поступает на первый вход элемента 12 сравнения, на второй вход которого подается равное ему опорное напряжение. При этом сигнал на выходе элемента 12 сравнения равен нулю.

При изменении режима работы электропривода изменяются параметры регулируемого источника питания и гребного электродвигателя, что приводит к отклонению фазового сдвига между колебаниями частоты вращения и тока якоря электродвигателя 1 от

180 эл. град.

Сигнал на выходе измерителя 11 сдвига фаз изменяется, что приводит к появлению напряжения на выходе элемента 12 сравнения, причем полярность этого напряжения зависит от знака отклонения фазового сдвига. Изменение напряжения элемента 12 сравнения приводит к изменению настройки фазовращателя 7. Таким образом, это приводит к уменьшению отклонения фазового сдвига между колебаниями тока и частоты вращения электродвигателя 1 от 180 эл. град., что обеспечивает постоянство величины коэффициента демпфирования колебаний механической системы.

Электропривод гребного винта, содержащий электродвигатель постоянного тока, механически соединенный через валопровод с гребным винтом и подключенный через датчик тока к выходу регулируемого источника питания, последовательно соединенные первый полосовой фильтр, фазовращатель и регулятор, выход которого подключен к входу регулируемого источника питания, а вход первого полосового фильтра подключен к датчику тока, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем увеличения степени демпфирования упругих колебаний механической части, в него введены датчик частоты вращения электродвигателя, второй полосовой фильтр, измеритель сдвига фаз, элемент сравнения и источник опорного напряжения, а фазовращатель выполнен регулируемым, при этом входы измерителя сдвига фаз подключены к выходам полосовых фильтров, его выход подключен к одному из входов элемента сравнения, другой вход которого подключен к источнику опорного напряжения, а выход — к входу регулирования фазовращателя, вход второго полосового фильтра соединен с датчиком частоты вращения электродвигателя. итель В. Поспелов . Верес Корректор А. Тяско

83 Подписное

CP по делам изобретений и открытий

Раушская наб., д. 4/5 приятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Электропривод гребного винта Электропривод гребного винта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электро-техники и может б(лтъ использовано для защиты электропривода и сетей постоянного тока от токов короткого замыкания

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в реверсивных станах горячей прокатки

Изобретение относится к электро-, технике и может быть использовано для регулирования скорости электродвигателя

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в системах регулирования станков,- робо-- тов

Изобретение относится к э.пектротехнике и м.б

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение для регулирования скорости электродвигателей ностоянноготока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в металлургической и химической отраслях промьшшенности

Изобретение относится к электротехнике и м.б

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх