Автоматическое валоповоротное устройство

 

Класс 14с. 22о2 № 140810

СССР

; г

)

ы,ф. "

1.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Подпасная группа № бб

С. Ф. Кузьменко и М. Г. Вишнивецкий

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ВАЛОПОВСРОТНОЕ УСТРОЙСТВО

Заявлено 22 марта 1961 г. за № 722959/24 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений» № 17 за 1961 г.

Известны валоповоротные устройства для турбин, в которых электродвигатель с помощью понижающего редуктора сообщает вращение ротору турбины через зубчатое колесо, жестко закрепленное на роторе турбины.

Известны также обгонные муфты, в которых при соответствующих числах оборотов ведомое колесо зацепляется с ведущим.

Отличие предлагаемого устройства заключается в том, что зубчатое колесо на внутренней расточке снабжено упорамн для зацепления и расцепления с установленными в пазах шайбы подпружиненными поворотными кулачками, чтобы при включении электропривода зубчатое колесо передавало крутящий момент шайбе, а при пуске турбины и достижении заданного числа оборотов шайба с кулачками обгоняла зубчатое колесо и выходила из зацепления с устройством, при этом под действием центробежной силы кулачки утапливались бы в пазах шайбы для предотвращения ударов кулачков по упорам.

Настоящее устройство обеспечивает его надежное зацепление и расцеплсние с ротором турбины при всех возможных ее режимах, Кроме того, при нормальной работе турбины зубчатое колесо отсоединено от ротора турбины и не вращается, что устраняет нагрев корпуса валоповоротного устройства, являющийся серьезным недостатком существующих устройств.

Применение предлагаемого устройства позволяет значительно с н и з и т ь мощность электродвигателя для разгона испытуемых роторов паровых турбин и турбогенераторов.

На фиг. 1 изображено автоматическое валоповоротное устройство; на фиг. 2 — разрез по А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — узел В; на фиг. 4 — фрикционная муфта.

Валоповоротное устройство представляет трехступенчатый редуктор с фрикционной предохранительной муфтой.

Первая и третья ступени редуктора имеют цилиндрическое зубчатое зацепление. № 140810

Вторая ступень имеет червячное зацепление.

От электродвигателя 1 вращение передается колесу 2, свободно сидящему на валу 8 глобоидального червяка 4. В колесо 2 встроена фрикционная муфта, предназначенная для уменьшения ударного действия на кулачки обгонной муфты при пуске ротора. Регулировка фрикционной муфты для передачи требуемого крутящего момента глобоидальному червяку 4 производится путем поджатия пружины 5 резьбовыми стаканами б. Далее крутящий момент через червячное колесо 7, шестерню 8 и зубчатое колесо 9 передается на обгонную муфту, содержащую. кулачки 10, установленные на осях в специальной шайбе 11, закрепленной на роторе 12 турбогенератора и упоров, -ыполненных на внутренней расточке колеса 9. В рабочее положение кулачки 10 отжимаются пружинами 13. При включении электродви гатель упоры зубчатого колеса 9 упираются в кулачки 10. Пуск турбины можно производить при работающем валоповоротном устройстве. При этом специальная шайба с кулачками вместе с ротором начнут обгонять зубчатое колесо 9. Для уменьшения ударов кулач

«ов об упоры установлены амортизаторы 14. Профиль кулачка выбирается так, чгобы центробежная сила более тяжелой его части могла преодолеть усилие пружины и утопание кулачка в шайбе 11 при 200—

250 об)мин ротора турбогенератора. Включение валоповоротного устройства можно производить перед остановкой турбины.

Предлагаемое поворотное устройство может быть использовано для паровых и .газовых турбин любой мощности, для разгонных сооружений в качестве механизма при трогании с места.

Предмет изобретения

Автоматическое валоповоротное устройство для турбин, содержащее электропривод с понижающим редуктором и обгонную муфту, состоящую из установленного в подшипниках скольжения зубчатого колеса и расположенной в его внутренней расточке шайбы, жестко скрепленной с валом турбины, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения надежного зацепления и расцепления устройства с ротором турбины, зубчатое колесо снабжено на внутренней расточке упорами для зацепления с подпружиненными поворотными кулачками, установленными в пазах шайбы, с тем, чтобы при включении электропривода зубчатое колесо передавало крутящий момент шайбе, а прн пуске турбины и достижении заданного числа оборотов шайба с кулачками обгоняла зубчатое колесо и выходила из зацепления с устройством, а кулачки при этом под действием центробежной силы утопали в пазах шайбы для предотвращения ударов по упорам.

Л 140810 № 140810

2 5

Составитель Н. М. Халецкий

Г1одп. к печ, 1.Х1-61 г

Зак. 11151

Формат бум. 70Х108 / 6

Тираж 850

ЦБ11.1 при Комитете по делам изобретений и открытий прп Совете Министров СССР

Москва, 1.1ентр, М. Черкасский пер., д. 2/6.

Объем 0,35 изд. л.

Цена 7 коп.

Типография ЦБТИ Комитета по делам изобретений и открытий нри Совете Министров СССР, Москва, Петровка, 14.

Редактор М. П. Золотарев Техред А. А Камышникова Корректор Ю. М. Федулова

Автоматическое валоповоротное устройство Автоматическое валоповоротное устройство Автоматическое валоповоротное устройство Автоматическое валоповоротное устройство 

 

Наверх