Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера

 

Изобретение относится к устройствам, имитирующим условия движения транспортных средств, и может быть использовано в тренажерах для обучения водителей навыкам управления большегрузных автомобилей по пересеченной местности. Цель изобретения - повышение эффективности обучения водителя за счет одновременного восприятия им визуальной и вестибулярной иллюзий движения по пересеченной местности. Устройство содержит неподвижный макет 1 местности, установленный внутри цилиндрического тела 2, и модель 3 транспортного средства, на основании 4 которой укреплены телевизионная камера 5 и блок определения крена, выполненный в виде радиопередатчика 6 с двумя группами радиопередающих антенн 7, 8. Привод основания 4 связан через координатор 10 с датчиками 11 органов 12 управления. Водитель управляет органами 12 с помощью узла представления визуальной информации, выполненного на телеприемнике 14, связанном через приемопередающий блок с камерой 5. К выходу блока 15 подключается видеомагнитофон 16. Кабина 17 тренажера выполнена с исполнительными механизмами 18, 19 качания в вертикальной и горизонтальной плоскостях . Механизмы 18, 19 управляются сигналами радиоприемных антенн, которые образуют тело 2. При этом макет 1 выполнен из разнопрозрачного материала. Устройство позволяет избежать методических погрешностей при имитации условий движения большегрузного транспортного средства по пересеченной местности. 2 ил. В (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (504 G09В 9 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3754820/40-11 (22) 10.04.84 (46) 07.06.88. Бюл. № 21

4:ь

CD

СГ

CO

1,АР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (72) А. С. Кочетов и Э. П. Степанченко (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1368109, кл. G 09 В 9/04, 05.01.84. (54) УСТРОЙСТВО ИМИТАЦИИ УСЛОВИЙ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО.

СРЕДСТВА ДЛЯ ТРЕНАЖЕРА (57) Изобретение относится к устройствам, имитирующим условия движения транспортных средств, и может быть использовано в тренажерах для обучения водителей навыкам управления большегрузных автомобилей по пересеченной местности. Цель изобретения — повышение эффективности обучения водителя за счет одновременного восприятия им визуальной и вестибулярной иллюзий движения по пересеченной местности. Устройство содержит неподвижный макет 1 местности, установленный внутри цилиндрического тела 2, и модель 3

BU» 1401503 А 1 транспортного средства, на основании 4 которой укреплены телевизионная камера 5 и блок определения крена, выполненный в виде радиопередатчика 6 с двумя группами радиопередающих антенн 7, 8.

Привод основания 4 связан через координатор 10 с датчиками 11 . органов 12 управления. Водитель управляет органами 12 с помощью узла представления визуальной информации, выполненного на телеприемнике 14, связанном через приемопередающий блок с камерой 5. К выходу блока 15 подключается видеомагнитофон 16.

Кабина 17 тренажера выполнена с исполнительными механизмами 18, 19 качания в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Механизмы 18, 19 управляются сигналами радиоприемных антенн, которые образуют тело 2. При этом макет 1 выполнен из разнопрозрачного материала. Устройство позволяет избежать методических погрешностей при имитации условий движения большегрузного транспортного средства по пересеченной местности. 2 ил.

1401503

Изобретение относится к устройствам, имитирующим условия движения транспортных средств, и может быть иснользовано в тренажерах для обучения водителей навыкам управления большегрузных автомобилей по пересеченной местности.

Цель изобретения — повышение эффективности обучения водителя за счет одновременного восприятия им визуальной и вестибулярной иллюзий движения по пересеченной местности. (1а фиг. 1 приведена функциональная схема устройства; на фиг. 2 — макет местности.

Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера содержит неподвижный макет 1 местности, установленный внутри цилиндрического тела 2. Модель 3 транспортного средства содержит подвижное основание 4, на котором укреплены телевизионная камера 5 и блок определения крена, выполненный в виде радиопередатчика 6 с двумя группами радиопередающих антенн 7 и 8. Радиопередатчик 6 запитан от источника 9 питания. Привод основания 4 связан через координатор 10 с датчиками 11 органов 12 управления. Водитель 13 управляет органами 12 с помощью узла представления визуальной информации, выполненного на телеприемнике 14, связанном через приемопередающий блок 15 с камерой 5. К выходу блока 15 подключен видеомагнитофон 16.

Кабина 17 тренажера имеет исполнительные механизмы 18 и 19 качания в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Механизмы 18 и 19 связаны через преобразователь 20 сигналов с усилителями 21 и 22. Входы усилителей 21 и 22 подключены соответственно к радиоантеннам 23 и 24 (фиг. 2), образующим тело 2, при этом макет 1 выполнен из разнопрозрачного материала.

Устройство работает следующим образом.

Телевизионное изображение макета 1 местности формируется на экране телеприемника 14, и водитель 13 с помощью органов 12 управления из кабины 17 управляет движением модели 3 транспортного средства. По сигналам датчиков 11 координатор 10 управляет приводом основания 4 модели 3 и водителю создается визуальная иллюзия движения по пересеченной местности.

Масштаб рельефа макета 1 местности совпадает с масштабом модели 3 транспортного средства, что исключает искажения визуального отображения движения большегрузного транспортного средства с большими габаритными размерами.

Одновременно с визуальной иллюзией водителю 13 создается вестибулярная иллюзия качания кабины 17. Этот эффект

40 достигается путем отработки исполнительными механизмами 18 и 19 качания разностного сигнала между подвижными радиопередающими антеннами 7 и 8 модели 3 и неподвижными антеннами 23 и 24, образующими тело 2.

Если модель 3 находится в центре макета 1 без крена, то разностный сигнал между антеннами 7 и 8 и антеннами

23 и 24 равен нулю, исполнительные механизмы 18 и 19 остаются в покое и кабина 17 находится в горизонтальной плоскости без крена. Если модель 3 переместилась по макету 1 при управлении водителем 13 и накренилась, то возникает рассогласование сигналов антенн

7 и 8 и 23 и 24. Разностный сигнал усиливается и преобразуется с помощью усилителей 21 и преобразователя 20 и с учетом местоположения координатора 10, отрабатывается исполнительными механизмами

18 и 19. Поэтому кабина 17 совершает такой же крен, как и модель 3 на макете местности, создавая вестибулярную иллюзию движения транспортного средства по пересеченной местности. Так как блок определения крена модели 3 выполнен безынерционным, методические погрешности имитации условий движения большегрузного автомобиля по пересеченной местности с переменной скоростью не вносятся и обучаемому объективно прививаются навыки вождения большегрузного транспортного средства.

Правильность движения модели 3 оценивается руководителем занятий как сразу же непосредственно, так и спустя некоторое время с помощью видеомагнитофона 16.

Радиоприемные антенны 23 и 24 могут быть размещены не в виде цилиндрического тела (фиг. 2), а в любой другой объемной фигуре, например, по стенам помещения, внутри которого размещен макет

1 и координатор 10.

Формула изобретения

Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера, содержащее неподвижный макет местности, снабженную блоком определения крена подвижную модель транспортного средства, на которой установлены узлы съема и передачи информации, установленные в кабине тренажера с исполнительными механизмами качания в вертикальной и горизонтальной плоскостях органы управления с датчиками их положения и канал приема информации, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности обучения водителя за счет одновременного восприятия им визуальной и вестибулярной иллюзий движения по пересеченной местности, оно снабжено координатором, через который датчики органов управления каби1401503

Составитель Л. Резникова

Редактор Н. Тупица Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко

Заказ 2536/50 Тираж 459 Подписное

ВНИИПИ Г осударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ны связаны с приводом модели транспортного средства и узлом съема и передачи информации, представляющим собой телевизионный канал, и узлом представления визуальной информации, причем блок определения крена подвижной модели выполнен в виде радиопередатчика с двумя группами радиопередающих антенн, а макет местности выполнен из радиопрозрачного материала и помещен в цилиндрическое тело, составленное из двух групп радиоантенн.

Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области создания средств для моделирования работы операторов различных перемещающихся по земной поверхности транспортных средств, а более конкретно к средствам имитации визуальной обстановки в поле зрения этих операторов

Изобретение относится к области учебно-тренировочной техники, предназначено для обучения водителей транспортных средств в лабораторных условиях и имеет своей целью повышение эффективности обучения путем приближения условий движения к реальным

Изобретение относится к техническим средствам обучения вождению транспортных средств и может быть использовано для обучения управления при подготовке водителей

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам автоматизации процесса обучения операторов

Изобретение относится к имитаторам визуальной обстановки тренажера транспортного средства и обеспечивает повьшение информативности

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей транспортных средств и обеспечивает повышение эффективности обучения водителей .

Изобретение относится к техническим средствам обучения вождению наземных, гусеничных транспортных средств и может быть использовано для подготовки механиков-водителей

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх