Привод включения муфты трансмиссии

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях с гидрообъемным при fff -ff 23 i6 22 L-a S fi-8i7i1 f2t9 k Л .A......j kl.. i ч I л Mft t , tv , 1 iryi 1 jP л л T A i I ( .(((14 & Syi PL QV xp ч x v -Ц r 1 v /7 Лводом . Цель изобретения - повьппение надежности путем снижения динамических нагрузок при включении муфты. Устройство снабжено гидроцилиндром 8, помещенным в гильзу 15, которая расположена в стакане 19. Гвдроцилиндр 8, гильза 15 и стакан 19 имеют на боковой поверхности отверстия 14, 17, 20 и 21, проточку 18, а на торцах - отверстия 13, 22 и 16. С их помощью формируется требуемый закон перемещения штока 10, вводящего в зацепление полумуфты. Гидромотор 4 подсоединяется к источнику давления :лишь после полного включения муфты. 2 ил. С/) /7 Л4 SX f Sf

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4199371/31-11 (22) 24. 02. 87 (46) 23. 08. 88. Бюл. У 31 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) А.Т.Скойбеда, Е.Е.Богдашич, Н.Н.Гобралев и А.А.Сабадаш (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1299841 кл. В 60 K 7/00, 1985. (54) ПРИВОД ВКЛЮЧЕНИЯ МУФТЫ ТРАНСМИССИИ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях с гидрообъемным приЛ0„„1418084 А1 (51) 4 В 60 K 17/02 водом. Цель изобретения — повышение надежности путем снижения динамических нагрузок при включении муфты.

Устройство снабжено гидроцилиндром

8, помещенным в гильзу 15, которая расположена в стакане 19. Гидроцилиндр 8, гильза 15 и стакан 19 имеют на боковой поверхности отверстия 14, 17, 20 и 21, проточку 18, а на торцах — отверстия 13, 22 и 16. С их помощью формируется требуемый закон перемещения штока 10 вводящего в зацепление полумуфты. Гидромотор 4 подсоединяется к источнику давления лишь после полного включения муфты.

2 ил.

141 8084

Изобретение относится к машино строению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств.

Цель изобретения — повышение на"

5 дежности путем снижения динамических нагрузок.

На фиг.1 показан механизм вклю чения привода ведущего колеса транспортного средства, общий вид, íà 10 фиг.2 — разрез по оси гидроцилиндра с гидравлической схемой привода.

Привод включения муфты трансмиссии транспортного средства состоит из неподвижной ведущей полумуфты 1, подвижной ведомой полумуфты 2 и узла управления. Ведущая полумуфта 1 посажена на вал 3 гидромотора 4 и закреплена в подшипниковой опоре 5 корпуса 6. Ведомая полумуфта 2 уста- 20 новлена с воэможностью осевых перемещенийй н а ведомом . в алу 7 .

Узел управления выполнен в виде гидроцилиндра 8, жестко прикрепленного к корпусу 6. Поршень 9 гидро- 25 цилиндра 8 связан с штоком 10, на котором крепится вилка 11, связан-. ная с ведомой полумуфтой 2. Пружина 12 удерживает вилку 11, полумуфту 2, шток 10 и поршень 9 в выключенном состоянии. В поршневой полости корпуса гидроцилиндра 8 выполнены Ьтверстия, одно иэ которых (дро сселирующее 13) выполнено в его торце, другие,14, имеющие незначительные осевые и увеличенные окружные размеры, — в его боковой стенке.

На гидроцилиндре 8 с образованием гидравлической полости размещена подвижная гильза 15, в торце которой выполнено осевое отверстие 16, образующее с корпусом гидроцилиндра 8 дросселирующую кольцевую щель. В своей боковой стенке гильза 15 имеет диаметрально противоположные отверстия 17, осевые размеры которых больше окружных. Кроме того, на гильзе

15 выполнена кольцевая проточка 18.

Гидроцилиндр 8 с гильзой 15 помещены в жестко закрепленный на корпусе 6 стакан 19, который имеет в своей боковой стенке два диаметрально расположенных отверстия 20 и 21 осевые размеры которых больше окружных, при этом отверстие 20 подсоединено к источнику давления, а отверстия 21 через гидрораспределитель связано с входом гидромотора 4. Кроме того, стакан 19 имеет осевое отверстие 22, посредством которого с источником давления сообщаются полость гильзы

15, ее диаметральные отверстия 17, а также поршневая полость гидроцилиндра 8. Пружина 23 удерживает подвижную гильзу в исходном положении:

А, и А — соответственно расстояния между ближними и удаленными кромками отверстий гидроцилиндра 8 и гильзы 15, причем А

1 равно осевому зазору между полумуфтами;

В, и  — соответственно осевые раэме ры о тв е р с тий гильзы 15 и гидроцилиндр : 8;

Н - расстояние между ближней кромкой отверстия гидро" цилиндра и удаленной кромкой отверстия гильзы, равное величине хода подвижнои полумуфтыу

С вЂ” расстояние между торцои гидроцилиндра и ближней кромкой отверстия гиль зы;

Т, и Т < — соо тве тств ующие осевые расстояния между ближними и удаленными краями кольцевой проточки подвижной гильзы и отверстиями стакана.

Привод включения муфты работает следующим образом.

При подаче давления рабочая жидкость поступает к отверстиям 20 и 22 стакана 19. Так как в исходном поло-. жении отверстия 20 и 21 закрыты, то поток жидкости вначале попадает через осевое отверстие 22 внутрь стакана

19, а незначительная его часть — чере з дро с селирующее о тв е р с тие 1 3 в по ршневую полость гидроцилиндра 8, создавая на поршне 9 осевую силу. Под ее действием поршень 9 начинает медленно двигаться и перемещать шток 10, вилку 11 и ведомую полумуфту 2 по шлицам вала 7 до торцового касания с ведущей полумуфтой 1.

В то же время находящаяся под давлением внутри стакана 19 жидкость создает осевую силу и на торце гильзы 15, которая также начинает перемещаться, преодолевая сопротивление пружины 23. Передвигается она с малой скоростью из-за торможения выдавливаемой из внутренней полости гильзы 15 жидкости через образован1418084

40 ную с корпусом гидроцилиндра 8 кольцевую дросселирующую щель. При перемещении гильзы 15, равном расстоянию А,, поршневая полость гндроцилиндра 8 оказывается сообщенной с источником давления посредством огверстий 14 и 17 и в нее устремляется дополнительный поток рабочей жидкости. В результате этого осевая сила 10 на поршне 9 возрастает.

В тот же момент ближний край кольцевой проточки 18 гильзы 15 совмещается с краем отверстий 20 и 21 стакана 19. По мере дальнейшего пере- 15 движения гильзы 15 условный проход отверстий 20 и 21 увеличивается и на вход гидромотора 4 поступает нарастающий поток рабочей жидкости, вызывая раскручивание его вала 3, а вместе с ним и ведущей полумуфты

1. При некотором относительном повороте полумуфт 1 и 2 кулачки входят во впадину и под действием значительной осевой силы, приложенной к 25 ведомой полумуфте 2, быстро достигают ее дна и замыкаются без скольжения по боковым поверхностям. Между тем продолжающееся увеличение условного прохода отверстий 20 и 21 при- 30 водит к росту крутящего момента, передаваемого валом 3 гидромотора 4, но уже при замкнутых полумуфтах.

Таким образом, такая конструкция механизма включения привода ведущего

35 колеса транспортного средства позволяет подвижной полумуфте в момент со ударения (торцов о ro) кулачков (зубьевв) развивать меньшую осевую скорость, чем при их движении во впадине, что снижает динамические воздействия от осевых ударов и повышает долговечность сопряжений за счет исключения скольжения под нагрузкой.

Кроме того, незначительная величина окружной силы уменьшает нагруженность кулачков (зубьев) при их соударении боковыми гранями, а ее плавное нарастание при уже сцепленных полумуфтах позволяет уменьшить пик на50 грузки в приводе в момент включения.

При выключении, привода ведущего колеса давление в полости штока 10 и гидроцилиндра 8 падает, а пружины

12 и 23 возвращают гильзу 15, вилку

11, полумуфту 7, шток 10 и поршень

9 в исходное положение. Причем при обратном движении поршня 9, до выхода кулачков (зубьев) из зацепления. вытесняемая из поршневой полости гидроцилиндра 8 жидкость беспрепятственно вытекает через отверстия 14 и 17, что позволяет полумуфте 2 быстро выйти из зацепления с полумуфтой

Форм .ла изобретения привод включения муфты трансмиссии, содержащий гидроцилиндр, неподвижноо закрепленный на корпусе и соединенный с источником давления рабочей жидкости, подпружиненный относительно корпуса поршень, связанный с вилкой переключения ведомой полумуфты, гидромотор, вал которого соединен с ведущей полумуфтой, о т л и— ч ающ ий ся тем, что, сцелью повышения надежности путем снижения динамических нагрузок, он снабжен неподвижно закрепленным на корпусе стаканом, подвижно размещенной в стакане гильзой, при этом на торцовой поверхности стакана выполнено отверстие, соединенное с источником давления, а на боковой поверхности стакана выполнены два отверстия, осевые размеры которых больше окружных,первое из которых соединено с источником давления рабочей жидкости, а второе — с нагие тательной магистралью гидромотора, внутри гильзы размещен гидроцилиндр, относительно которого гильза подпружинена и образует с ним соосную полость, при этом в торцовой части гильзы выполнено отверстие для размещения в нем торца гидроцилиндра, образующего с указанным отверстием дросселирующую щель, а на боковой поверхности гильзы выполнены кольцевые проточки и отверстия, осевые размеры которых превышают окружные, в гидроцилиндре в торцов ой части выполнено дро с сельное отверстие, посредством которого полости между торцами стакана и гильзы сообщены с полостью между поршнем и гидроцилиндром, в зоне которой на гидроцилиндре выполнены отверстия, осевые размеры которых превышают окружные, при этом относительное положение отверстий в стакане, гильзе и гидроцилиндре выполнены по следующим зависимостям:

А «(Н вЂ” B<, A,Ь =Н+В„

С Н, 1418084

Т, а

T2,— где А,, 10

В,, фиа1

Составитель А..Барыков

Редактор А. Ворович Техред М Моргентал Корректор Г. Решетник

Заказ 4105/15 Тираж 558 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Н - В,, Bi)+ Ht

А " расстояния соответстЯ венно между ближними и дальними кромками отверстий гидроцилиндра и гильзы, причем .

А< равно осевому зазору между полумуфтами,  — осевые размеры отверс2 тий соответственно гильзы и гидроцилиндра

Н - расстояние между ближней кромкой отверстия гидроцилиндра и дальней кромкой отверстия гильзы, равное величине хода подвижной полумуфтыу

С - расстояние между торцом гидроцилиндра и ближней кромкой отверстия гильзы

Т,, Т вЂ” осевые расстояния соответственно между ближними и удаленными краями кольцевой проточки подвижной гильзы и отверстиями стакана.

Привод включения муфты трансмиссии Привод включения муфты трансмиссии Привод включения муфты трансмиссии Привод включения муфты трансмиссии 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссиям гусеничных машин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в трансмиссия.х транспортных средств с мокрыми муфтами сцепления

Изобретение относится к автотракторостроению , в частности к конструкциям гасителей крутильных колебаний в фрикционных сцеплениях автомобилей

Изобретение относится к машиностроению , в частности к муфтам сцепления транспортных средств

Изобретение относится к области расположения и монтажа передач транспортных средств, в частности к устройству муфт сцепления

Изобретение относится к фрикционным муфтам автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для крепления агрегатов, например раздаточных коробок, на транспортном средстве, а именно к высокоскоростным контактным подвескам

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к ведущим мостам авто-мототранспорта, снабженным дифференциальными механизмами для обеспечения нежесткой кинематической связи между колесами ведущего моста

Изобретение относится к трансмиссиям

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к приводам управления сцеплением транспортных машин и стационарных установок

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к дпухпоточным муфтам сцепления дискового типа

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к автоматизированным сцеплениям

Изобретение относится к трансмиссионному узлу для внедорожного транспортного средства
Наверх