Фрикционная муфта для транспортного средства

 

Изобретение отноеитея к транепортным средствам. Цель изобретения - повышение надежности включения и выключения муфты. Муфта включает в себя расцепляющий механизм, который работает по принципу байонетной втулки и содержит деталь 1 расцепляющей вилки, которая закреплена жестко с О) 00 со 00 см

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК ((9((П) ф РГР ч"-с ъ

ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ПАТЕНТ У

13 ."

Ьйь.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3920750/27-11 (22) 06.06.85 (31) 8414507; 8500602 (32) 07.06.84; 10.01.85 (33) СВ (46) 07.02.88. Бюл. 11(5 (71) Аутомоутив Продактс РЛС (GB) (72) Роберт Джолион Болл и Джон Джозеф Винтерс (GH) (53) 629 ° 113(088.8) (56) Патент Великобритании Ф 1179932 кл. F 2 V, F 16 (51) 4 В 60 К 17/02 F 16 Н 13/10 (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА ДЛЯ ТРАНСПОРТКОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортным средствам. Цель изобретения — повышение надежности включения и выключения муфты. Муфта включает в себя расцепляющий механизм, который работает по принципу байонетной втулки и содержит деталь 1 расцепляющей вилки, которая закреплена жестко с

1З7ЗЗО7 наружным кольцом 2 расцепляющего подшипника 3 и расцепляющую деталь

4, которая входит в зацепление с несколькими, по крайней мере, тремя, радиально установленными стержнями

5, расположенными с равными промежутками по окружности вокруг втулки

Ь мембранной пружины 7 муфты. Одна иэ деталей механизма имеет углубление, другая деталь образует выступающую часть, которая должна входить в углубление при относительном осевом перемещении этих деталей. Углубление имеет первую часть, простираИзобретение относится к автостроению, в частности к конструкциям фрикционных муфт.

Цель изобретения — повышение надежности включения и выключения муфты.

На фиг.1 показана фрикционная муфта, поперечное сечение; на фиг.2 расцупляющая деталь механизма расцепления для муфты; на фиг.3 — узел 10

I на фиг ° 2; на фиг,4 — узел II на фиг.2; на фиг.5 — расцепляющая .деталь; на фиг.6 — расцепляющая деталь, вертикальный разрез в области выступающей части, перемещаемой при по- 15 мощи пружинящей втулки фрикционной муфты; на фиг.7 — часть механизма расцепления фрикционной муфты; на фиг.8 — то же, поперечное сечение; на фиг.9 — часть направляющей дета- 20 ли; на фиг.10 — часть одного из вариантов расцепляющего механизма; на фиг.11 — вариант выполнения направляющей детали для варианта расцепляющего механизма; на фиг.12 — вариант 25 механизма расцепления, поперечное сечение.

Расцепляющий механизм муфты (фиг.1) содержит деталь 1 расцепляющей вилки, которая закреплена жестко 30 с наружным кольцом 2 расцепляющего подшипника 3, и расцепляющую деталь

4, которая входит в зацепление с несколькими, например тремя, радиальными стержнями 5, которые располающуюся от кромки детали под углом к указанной оси, и вторую часть под углом к указанной оси. Вторая часть содержит поверхность фиксатора,чтобы удерживать от расцепления выступающую часть с углублением при приложении осевых сил муфты, размеры второй части выбираются таким образом, чтобы обеспечивать в поперечном направлении расцепление выступающей части с указанной второй частью угпубления при последующем относительном перемещении деталей.

Ь з.п. ф — лы., 12 ил. гаются с равными промежутками по окружности вокруг втулки 6 мембранной пружины 7 муфты.

Расцепляющая деталь 4 муфты образуется из листового металла, который свивается в цилиндрической форме: изготовляемый лист представлен на фиг.2, деталь штампуется в представленной форме и содержит несколько канавок (углублений) 8-16 для размещения стержня, находящихся между направляющими пальцами 17-25. Пальцы 20-22 (фиг.3) выступают выше остальных пальцев, Палец 17 имеет две направляющие поверхности 26 и 27, сходящиеся на направляющем конце 28, который вставляется по оси слева (фиг.1), чтобы размещать деталь расцепления муфты на стержнях 5. Поверхность 26 входит в углубление 8, а поверхность 27 — в углубление 9.

Углубление 8 ограничено поверхностью

26 и поверхностью 29 на пальце 25, когда лист сворачивается в цилиндрической форме. Углубления 8-11 и 15, 16 идентичны, Углубление 9 ограничивается направляющей поверхностью 30 пальца 18 и направляющей поверхностью 31 пальца 17. Поверхность 31 лежит на оси пальца 17 и заканчивается на его направляющем конце на поперечной поверхности 32, через которую могут передаваться силы расцепления муфты. Пальцы 17-19, 23-25 идентичны.

1373307

Палец 22 имеет две направляющие поверхности 33 и 34, направляющий конец 35 и поверхность 36, параллельную поверхности 33. Углубление

14 ограничивается между направляющей поверхностью 37 пальца 23 и поверхностью 38 на пальце 22. Поверхность 38 лежит на оси пальца 24 и заканчивается на направляющем конце на поверхности 39, которая изгибается так, чтобы образовать часть удерживающей поверхности 40, а также поверхность, через которую могут передаваться силы расцепления муфты. Пальцы 20 и 21 идентичны пальцу 22.

Расцепляющая деталь муфты образуется при помощи трех равнорасполагаемых отверстий 41, в которых раз- 20 мещаются соответственно направленные внутрь распорные детали 42 (фиг.1) кольцевого фланца 43, который используется, чтобы поворачивать расцепляющую деталь муфты по от- 25 ношению к втулке 6.

Сборка и работа механизма расцепления муфты осуществляются следующим образом. (Расцепляющая деталь 4 муфты мон- 30 тируется на подшипнике 3 (фиг.1) и вставляется в пружинящую втулку 6.

Устройство из трех следующих один за другим пальцев 20-22 таково, что один из них всегда находится в зацеплении со стержнем 5, когда расцепляющая деталь перемещается налево. В данном случае стержень находится в зацеплении с пальцем 22 так, что последующее начальное зацепление стержня осу- 40 ществляется при помощи скольжения по поверхности направляющего конца 35 пальца и скольжения или вдоль поверхности 33, или поверхности 34. Если соприкасающийся стержень 5 ско .ь- 45 зит вдоль поверхности 33, то стержень придет в нечетко выраженный конец углубления 13, а два других стержня 5 одновременно войдут в углубления 10 и 16. Если же соприкасающийся стержень скользит вдоль поверхности 34, то стержень придет в нечетко выраженный конце углубления 14, а другие стержни 5 одновременно войдут в углубления 8 и 11. Осевое перемещение

55 расцепляющей детали 4 объединяется с легким вращательным движением ее относительно скользящего перемещения между поверхностью 33 или 34 и стерж- нем 5, чтобы содействовать входу стержней в углубления. При помощи использования трех пальцев расцепляющая деталь 4 автоматически устанавливается с автоматическим выравниванием остальных стержней с их углубления ми.

Как только стержни располагаются в неясно выраженных концах соответствующих углублений, осевое перемещение детали 4 в направлении расцепления муфты приводит к тому, что стержни будут соприкасаться с поперечными поверхностями 32 и 39 на противоположных концах углублений, через которые силы расцепления могут передаваться к стержням.

Упругость пружины 7 муфты будет нормально удерживать стержни против соответствующих поперечных поверхнрстей. Если любой необычно высокий крутящий момент будет передаваться через расцепляющий механизм муфты, например, неожиданно, то муфта расцепления будет иметь тенденцию для стержней 5 перемещаться по окружности по отношению к .детали 4. Для предотвращения выхода стержней из углублений поверхность на пальце 22 или подобные поверхности на пальцах

20 и 21 препятствуют такому относительному движению по окружности, когда соответствующий стержень должен перемещаться в осевом направлении по отношению.к детали 4, преодолевая пружинящее смещение муфты, чтобы освобождать стопорящую поверхность.

Чтобы удалить расцепляющую деталь 4 муфты, расцепляющая вилка отсоединяетсяот детали 1 и под действием смещения пружины удаляется (отводится). Затем расцепляющая деталь муфты 4 поворачивается относительно втулки 6 при помощи захвата фланца

43 вручную, и деталь 4 после этого может перемещаться в осевом направлении так, что стержни и углубления будут выходить из зацепления. Деталь

4 расцепления муфты затем может быть полностью снята.

Деталь 1 расцепляющей вилки (фиг.7) жестко закреплена на оси с наружным кольцом расцепляющего подшипника 3. Внутреннее кольцо подшипника закреплено жестко на оси с расцепляющей деталью 4 муфты, которая ограничивается несколькими углублениями 44-46 (фиг.8). В углублениях

1373307 располагается несколько, например три, радиальных стержня 47, располагаемых на равном расстоянии по окружности вокруг втулки 48 мембранной пружины муфты (не показана) для муфты выталкивающего типа.

Направленная кверху стрелка (фиг.8) представляет собой проекцию направления ведения разборки, а расположения справа и направленная вниз стрелка показычает направление взаимосвязи и сборки.

Расцепляющая деталь 4 муфты обраразуется из листового металла, который скручивается в цилиндрической форме, Углубления 44 и 45 ограничиваются между направляющими пальцами 49

51, каждый из которых имеет две направляющих кромки 52 и 53, которые сходятся к направляющему концу 54.

Кромка 53 пальца 50 проходит в углубление 44, которое имеет простирающиеся в осевом направлении кромки

55 и 56, вогнутую кромку 57 для размещения стержня и наклонную кромку 58. Вогнутая кромка 57 заканчивается на удерживающей части 59 (палец 51), кромка 60 проходит между направляющей кромкой 52 и удерживающей частью 59 параллельно с направляющей кромкой 53, чтобы ограЬ ничивать вход 61.

Упругая направляющая деталь 62 образуется из полосы — листовой металлической ленты в цилиндрической фор ме и закрепляется при помощи заклепок 63 к внутренней поверхности ци4 линдрической расцепляющей детали 4.

Направляющая деталь 62 (фиг.7) имеет изогнутые вверх эаклинивающие части 64, которые выступают через отверстия 65 в расцепляющей детали.

Внутреннее кольцо расцепляющего подшипника 3 фиксируется между загнутой кромкой 66 на расцепляющей детали 4 и эаклинивающей части 64. Направляющая деталь образуется из трех упруго деформирующихся листов 67 с осевыми

50 вырезами 68 между ними. Каждый лист имеет переднюю поверхность, образованную наклонной кромкой 69, заканчивающейся стопорной кромкой 70, ограничиваемой изогнутой внутрь наклон- 5 ной частью 71. Ориентация по окружности направляющей детали 62 и детали расцепления 4 показана на фиг.7.

При использовании расцепляющая деталь 4 вставляется спереди (в направлении А) в пружинящую втулку.

Пальцы 49-51 располагаются на расцепляющей детали, чтобы обеспечивать положение, при котором один из них будет находиться в зацеплении со стержнем втулки. Три листа 67 соединяются с тремя пальцами. Согласно этому осевое перемещение детали расцепления приводит к тому, что стержни 4

47 входят в углубления, один из стержней 47 входит в углубление 44.

Внутренний конец стержня 47 направляется на скат наклонной части 71 и соответствующий лист 67 отклоняется внутрь. Продолжающееся движение аперед расцепляющей детали приводит к тому, что кромка 58 и стержень соприкасаются друг с другом, при этом производится автоматический поворот расцепляющей детали по часовой стрелке. Стержень приходит в зацепление с кромкой 55 и противоположное осевое перемещение в направлении расцепляющей детали приводит к перемещению вогнутой кромки 57 в направлении стержня 47.

Чтобы удалить расцепляющую деталь муфты, последняя прижимается в осевом направлении снова вперед, при этом кромка 69 листа 67 приходит в зацепление со стержнем 47, Продолжающееся осевое перемещение приводит к тому, что кромка 69 направляется вдоль стержня, при этом производя автоматически вращение против часовой стрелки расцепляющей детали до тех пор, пока стержень и стопорная кромка 70 не придут во взаимное зацепление. Стержень при этом находится на одной линии с кромкой 60 пальца 49 так, что осевое перемещение расцепляющей детали 4 назад приводит к тому, что кромка 60 ударяет и направляется вдоль стержня, так что стержень проходит через вход 60. Расцепляющая деталь 4 может быть затем полностью удалена.

Направляющая деталь 72 образуется из полосы листового металла, свернутой в цилиндрической форме и прикрепляется при помощи заклепок 73 к внутренней поверхности расцепляющей детали 4, Заклепки 73 проходят через стопорное кольцо 74, которое соприкасается с внутренним кольцом подшипника 3. Направляющая деталь 72

1373307 образуется при помощи трех упруго деформирующихся листов 75-77, каждый из которых содержит две независимоупруго деформируемые секции, которые отделяются одна от другой при помощи осевых 78 и поперечных 79 вырезов.

Первая секция имеет загнутую внутрь наклонную часть 80 и вогнутую часть кромки 81. Вторая секция имеет загнутую внутрь наклонную часть 82 и кромку 83, направляющую стержень наружу. Вогнутая часть выреза 79 и вогнутая часть кромки 83 представляют дуги равного радиуса относительно общего центра.

При работе три листа 75-77 соединяются с тремя пальцами (два пальца 84 и 85 показаны на фиг.10) с направляющими кромками 83, располагаемыми на одной линии с кромками 86 пальцев. Когда деталь 4 расцепления муфты вставляется в направлении А в пружинящую втулку 48, стержень 47 входит в одно из углублений, например в углубление 87, через вход между пальцами 84 и 85. Зацепление наклонной кромки 88 пальца 85 со стержнем 47 приводит к тому, что деталь

4 поворачивается по часовой стрелке, когда она перемещается вперед, Стержень направляется по наклонной части 80 первой секции, отклоняя по следнюю внутрь до тех пор, пока он не войдет в зацепление с вогнутой кромкой 89 детали 4. Расцепляющая 35 деталь 4 затем перемещается в направлении расцепления муфты, вследствие чего стержень расцепляется с первой секцией а последняя запада1

40 ет обратно в ее неотклоненное положение и направляется вверх по наклонной части 82, тем самым отклоняя вторую секцию внутрь. Стержень приходит в зацепление с удерживающей стержень вогнутой кромкой 90 пальца

84. Силы расцепления могут затем передаваться от расцепляющей детали

4 к втулке 48 через стержни 47.

Чтобы удалить деталь расцепления

50 муфты, последняя перемещается снова в направлении А, при этом вторая секция скользит под стержнем до тех пор, пока последний не придет в зацепление с вогнутой кромкой 81 первой секции. Кромка 81 вынуждает повора55 чиваться расцепляющую деталь 4 против часовой стрелки, когда последняя перемещается дальше в направлении А, при этом стержень скользит над направляющей кромкой 83 второй секции листа 75. Затем расцепляющая деталь 4 отходит в направлении, противоположном первоначальному, и »аправляющая кромка 83 заставляет поворачиваться против часовой стрелки расцепляющую деталь, тем самым направляя стержень 47 вдоль кромок

83 и 86, чтобы освободить палец 84.

Расцепляющая деталь 4 может быть затем полностью удалена.

Первая часть 91 или 92 каждого вырез выступает с одного края элемента, определяющего вырез, п,.д углом к оси муфты, в которую запрессована фрикционная пластина, выведенная из зацепления с вращаемой частью привода двигателя, а вторая часть выреза 93, включающая стопорную поверхность 32, предотврашающую расцепление выступа из выреза, расположена под углом к оси, большим, чем первый угол. Конец 28 детали (фиг.3) обычно лежит в той же плоскости, что и поверхность 31.

Ф о р м у л а и з î б р е т е н и я

1. Фрикционная муфта для транспортного средства, содержащая уставновленную с осевой подвижностью фрикционную пластину, средство для прижима фрикционной пластины в пер— вом направлении вдоль оси муфты, выполненное в виде тарельчатой пружины, средство для расцепления муфты, представляющее собой установленную с возможностью осевого перемещения от вилки управления нажимную втулку, жестко связанную с обоймой опорного подшипника, другая обойма которого кинематически связана с тарельчатой пружиной, и выталкивающее средство для отведения устройства расцепления муфты в направлении, противопо-. ложном первому направлению, и т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности включения и выключения муфты,кинематическая евя .ç» другой обоймы опорного подшипника с тарельчатой пружиной представляет собой тонкостенную цилиндрическую втулку, закрепленную на внутренней поверхности другой обоймы опорного подшипника и имеющую на одном ее конце расположенные по окружности аксиальные выступы и втулку с флавием, установленную на цилиндрической втул1373307 ке со стороны выступов и имеющую ряд расположенных по окружности на равном расстоянии друг от друга радиально направленных стержней концы коФ 5 торых размещены между выступами цилиндрической втулки, а тарельчатая пружина закреплена на фланце втулки, при этом каждый выступ имеет последовательно расположенные первый наклонный участок от ножки выступа до его вершины, второй наклонный участок, угол наклона которого больше угла наклона к оси цилиндрической втулки первого наклонного участка, причем указанный второй наклонный участок выполнен по другую сторону от вершины выступа, третий участок на одном иэ выступов выполнен параллельно первому наклонному участку 2р соседнего выступа, третий участок на по крайней мере одном следующем выступе выполнен параллельно оси цилиндрической втулки, а участок связи третьего участка одного выступа 25 с первым наклонным участком соседнего выступа представляет собой вырез в зоне вершины выступа для удержания стержня.

2. Муфта по п.1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что высота выступа, тре гий участок которого параллелен первому, больше высоты выступов, третий участок которых параллелен оси цилиндрической втулки.

3. Муфта по п.1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что цилиндрическая втулка имеет радиальные отверстия для установки средства ручного поворота этой втулки.

4. Муфта по п.1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что выступы выполнены в виде отдельной упругой детали, закрепленной на цилиндрической втулке.

5. Муфта по п.4, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что кромка отдельной упругой детали наклонена к оси цилиндрической втулки.

6. Муфта по п.4 или 5, о т л ич а ю щ а я с я тем, что выступы на отдельной упругой детали выполнены в виде ряда первых и вторых секций, разделенных щелями.

7 ° Муфта по пп.4-6, о т л и ч аю щ а я с я тем, что одна из первых или вторых секций каждого ряда является укаэанной кромкой.

1373307 згзэо

Я

О

H (рур 7

1373307

Щр 1/

Составитель С.Белоусько

Редактор А.Коэориэ Техред А. Кравчук Корректор Л, Пилипенко

Тираж 558 Подписное

BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Заказ 502/57

Производственно-полиграфическое предприятие, r.ужгород, ул.Проектная,4

Фрикционная муфта для транспортного средства Фрикционная муфта для транспортного средства Фрикционная муфта для транспортного средства Фрикционная муфта для транспортного средства Фрикционная муфта для транспортного средства Фрикционная муфта для транспортного средства Фрикционная муфта для транспортного средства Фрикционная муфта для транспортного средства Фрикционная муфта для транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Привод // 1325229
Изобретение относится к машиностроению , а более конкретно к фрикционным передачам , и нозволяет повысить надежность привода за счет исключения радиальных сил на ведомом и ведущем фрикционах и увеличения несущей способности

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссиям гусеничных машин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в трансмиссия.х транспортных средств с мокрыми муфтами сцепления

Изобретение относится к автотракторостроению , в частности к конструкциям гасителей крутильных колебаний в фрикционных сцеплениях автомобилей

Изобретение относится к машиностроению , в частности к муфтам сцепления транспортных средств

Изобретение относится к области расположения и монтажа передач транспортных средств, в частности к устройству муфт сцепления
Наверх