Способ определения способности смазочных масел предотвращать кавитационную эрозию

 

СОЮЗ COBETCHHX

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (191 (Н) (51)4 G 01 N 3 56

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ1ЕНИЯ

Н АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4206838/25-28 (22) 06 . 03 . 87 (46) 07.09.88. Бюл. № 33 (72) В.А. Степанов, А.А.Масленников и A.Ô.Ôèíàøîâ (53) 620.178(088,8) (56) Тао F.F., Appledoorn G.Ê. Cavi.tation егоsion in à Thin Film as Affected by the Liquid Properties.

Journal of fubrication Technology

Trans. ASME, 1971, рр. 470-477. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПОСОБНОСТИ

СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ ПРЕДОТВРАЩАТЬ КАВИ ТАЦИОННУЮ ЭРОЗИЮ (57) Изобретение относится к способам, предназначенным для оценки смазочных свойств масел, характеризующих их способность предотвращать кавитационную эрозию, и может быть использовано в авиационной, нефтехимической промышленности и других отраслях народного хозяйства. Целью

1 изобретения является повышение точности и информативности в определении способности масел предотвращать кавитационную эрозию поверхностей элементов узлов трения путем проведения испытаний масла при различных температурах и определения концентрации частиц износа в масле на аналитическом феррографе. Испытуемое масло, нагретое до необходимой температуры, заливают в камеру 2,.в которой напротив закрепленного металлического шарика 4 совершает колебания с определенной частотой и амплитудой наконечник 1 ультразвукового вибровозбудителя. Поверхности наконечника

1 и шарика 4 разделены слоем испытуемого масла определенной толщины. По окончании каждого испытания определяют концентрацию частиц износа шарика 4 в испытуемом масле. 1 ил., 1 табл.

1422112

Изобретение относится к способам, Предназначенным для оценки эксплуатационных, главным образом смазочных, свойств масел, характеризующих их способность предотвращать кавитационную эрозию, и может быть использовано в авиацинной, нефтехимической промышленности и других отраслях народного хозяйства. 10

Цель изобретения — повышение точности и информативности в определении способности масел противостоять кавитационной эрозии поверхностей элементов узлов трения путем проведения испытания масла при различных температурах и определения концентраций частиц износа в масле на анали.!тическом феррографите.

На чертеже представлена схема рабочего узла установки для осуществления предлагаемого способа.

Рабочий узел установки состоит из наконечника 1 ультразвукового вибро- 25 возбудителя, камеры 2 с испытуемьы маслом, холодильника 3, металлического шарика 4, опорной шайбы 5, термопары 6, гайки 7 и регулировочного лимба 8.

В камере 2, заполненной испытуемым маслом, неподвижно закрепляют метал- лический шарик 4. Напротив поверхности шарика совершает высокочастотные колебания наконечник 1 ультразвукового вибровозбудителя. Зазор между шариком 4 и наконечником 1 вибровозбудителя составляет 300 мкм, частота колебаний наконечника 1 f = 22000 Гц, амплитуда колебаний h = 50 мкм.

Способ осуществляется следующим образом.

Испытуемое масло нагревают до температуры t = 60 С, заполняют им камеру 2 и включают ультразвуковой вибро- . возбудитель, Через час испытаний из камеры 2 отбирают 1 см испытуемого масла и с .помощью аналитического феррографа определяют концентрацию частиц износа шарика в испытуемом масле (регистрация частиц износа в масле может осуществляться спектральным, рентгеноспектральным и другими методами) ° Затем испытуемое масло сливают из камеры и наливают новую порцию испытуемого масла.

Для каждого последующего испытания значение температуры масла на

20 С выше предыдущего. Через час испытаний вновь отбирают 1 см масла и с помощью феррографа определяют концентрацию частиц износа шарика.

Таким образом, испытания масла проводятся при пяти различных температурах: 60, 80, 100, 120 и 140 С.

В таблице приведены результаты испытаний предлагаемым способом некоторых авиационных масел с целью определения их способнос ги противостоять кавитационной эрозии (материал шарика сталь ЭИ-347).

Формула из ° обр ет ения

Способ определения способности смазочных масел предотвращать кавитационную эрозию, заключающийся в.том, что в камере с испытуемым маслом закрепляют металлический шарик, осуществляют воздействие вибрационной кавитации на шарик при помощи наконечника ультразвукового вибровозбудителя, помещенного в масло с зазором между ним и шариком, и определяют .величину износа шарика, по которой судят о способности масла предотвращать кавитационную эрозию, о т л и ч а ю щ ий с я тем, что, с целью повышения точности и информативности, воздействие вибрационной кавитации производят последовательно в диапазоне температур от 60 до 140 С и каждому последующему воздействию подвергают новую порцию испытуемого масла при повышении температуры на 20 С в течео ние промежутка времени не более 1 ч, а величину износа шарика определяют путем измерения концентрации частиц износа в испытуемом масле.

1422112

Концентрация частиц износа в испытуемом масле, в единицах феррографа. Температура испытуемого масла, С

36/1 — КуА ИПИ-10 ИК-8

10

27

50

80

18

100

18

120

19

18. 140

Составитель Д.Пичугин

Редактор И,Шулла Техред Л.Олийнык Корректор В. Гирняк

Заказ 4423/43 .Тираж 847 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. ужгород, ул. Проектная, 4

Способ определения способности смазочных масел предотвращать кавитационную эрозию Способ определения способности смазочных масел предотвращать кавитационную эрозию Способ определения способности смазочных масел предотвращать кавитационную эрозию 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному магаиностроению и может быть использовано при диагностировании технического состояния главной передачи транспортных средств

Изобретение относится к испытанию на Трение и износ композиционных полимерных материалов

Изобретение относится к средствам оценки триботехнических свойств узлов трения машин и механизмов

Изобретение относится к измерительной те.хнике и может быть использовано при дефектации кулачков вала

Изобретение относится к способам испытаний смазочных материалов

Изобретение относится к способам испытаний смазочных .материалов, в том числе для определения срока их службы по противоизносным свойствам

Изобретение относится к испытаниям материалов на контактную выносливость применительно к условиям работы многопарной косозубой передачи

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх