Устройство стабилизации скорости транспортного средства

 

Изобретение относится к автотракторостроению , в частности к системам автоматического управления скоростью движения транспортного средства. Цель изобретения - повышение надежности устройства стабилизации скорости транспортного средства посредством предотвращения автоколебаний в системе во всем диапазоне работы транспортного средства. Устройство стабилизации скорости транспортного средства содержит датчик 1 скорости транспортного средства, задатчик 2 скорости, исполнительный гидроцилиндр 6 управления скоростными режимами двигателя, двухпозиционный гидрораспределитель 4 и аналого-дискретный преобразователь 3 и снабжено импульсным регулятором 5 расхода рабочей жидкости, вход 21 которого посредством аналогодискретного преобразователя 3 соединен со сливом, при этом аналого-дискретный преобразователь выполнен с возможностью сообщения одной из полостей 14 или 15 управления исполнительного гидроцилиндра 6 с входом 21 импульсного регулятора 5 расхода соответственно. Импульсный регулятор 5 расхода содержит два реле времени, порщнями 39, 40 которых с корпусами образованы полости управления 35, 36, противоположные полостям пружин, при этом первое реле времени выполнено с возможностью сообщения полости 36 управления второго реле времени с входом 21 импульсного регулятора 5 расхода и со сливом, а второе реле времени выполнено с возможностью сообщения полости 35 управления первого реле времени с источником 24 давления рабочей жидкости и со сливом. Нри отклонении скорости транспортного средства от заданной рычагом 11, например при ее уменьшении, золотник 10 аналогодискретного преобразователя 3 под воздействием датчика 1 скорости и задатчика 2 перемещается в крайнее левое положение, при этом полость 14 гидроцилиндра 6 управления сообщается гидролиниями 24, 25, (Л 4; to оо О5 га

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1428611 А 1 51> 4 В 60 К 41/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPGHOMV СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4182058/40-11 (22) 19.01.87 (46) 07.10.88. Бюл. № 37 (72) В. П. Шевчук, В. П. Тарасик, В. И. Мрочек, Г. И. Савельев, И. В. Долинин и О. А. Куликов (53) 629.113-585.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1281453, кл. В 60 К 41/06, 1986. (54) УСТРОЙСТВО СТАБИЛИЗАЦИИ

СКОРОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к автотракторостроению, в частности к системам автоматического управления скоростью движения транспортного средства. Цель изобретения— повышение надежности устройства стабилизации скорости транспортного средства посредством предотвращения автоколебаний в системе во всем диапазоне работы транспортного средства. Устройство стабилизации скорости транспортного средства содержит датчик скорости транспортного средства, задатчик 2 скорости, исполнительный гидроцилиндр 6 управления скоростными режимами двигателя, двухпозиционный гидрораспределитель 4 и аналого-дискретный преобразователь 3 и снабжено импульсным регулятором 5 расхода рабочей жидкости, вход 21 которого посредством аналогодискретного преобразователя 3 соединен со сливом, при этом аналого-дискретный преобразователь выполнен с возможностью сообщения одной из полостей 14 или 15 управления исполнительного гидроцилиндра 6 с входом 21 импульсного регулятора 5 расхода соответственно. Импульсный регулятор

5 расхода содержит два реле времени, поршнями 39, 40 которых с корпусами образованы полости управления 35, 36, противоположные полостям пружин, при этом первое реле времени выполнено с возможностью сообщения полости 36 управления второго реле времени с входом 21 импульсного регулятора 5 расхода и со сливом, а второе реле времени выполнено с возможностью сообщения полости 35 управления первого реле времени с источником 24 давления рабочей жидкости и со сливом. При отклонении скорости TpBHcIlOpTHot. средства от заданной рычагом 11, например при ее уменьшении, золотник 10 аналогодискретного преобразователя 3 под воздействием датчика 1 скорости и задатчика 2 перемещается в крайнее левое положение, при этом полость 14 гидроцилиндра 6 управления сообщается гидролиниями 24, 25, 1428611

l8, !6 с источником давления рабочей . жидкости, а полость 15 посредством гидролиний 17, 19, 21 — с входом импульсного регулятора расхода, который, заряжа1

Изобретение относится к автотракторостроению, в частности к системам автоматического управления скоростью движения транспортного средства.

Цель изобретения — повышение надежности устройства стабилизации скорости транспортного средства путем предотвращен я автоколебаний во всем диапазоне работы транспортного средства.

На чертеже представлена принципиальная схема устройства стабилизации скорости транспортного средства.

Устройство содержит датчик I скорости, задатчи к 2 скорости, аналого-дискретный преобразователь 3, двухпозиционный гидрораспределитель 4, импульсный регулятор 5 расхода рабочей жидкости и исполнительный гидрсщилиндр 6 управления скоростными режимами двигателя.

Центробежный датчик 1 скорости, приводимый во вращение от выходного вала коробки передач, посредством муфты 7 и рычагов 8 и 9 кинематически связан с золотником 10 аналого-дискретного преобразователя 3. Задатчик 2 скорости состоит из рукоятки 11 задания требуемой скорости. тяги 12 с рычагом и пружины 13, посредством которой рукоятка 11 связана с рычагом 8. Золотник 10 аналого-дискретного преобразователя 3 выполнен с возможностью сообщения одной из полостей управления (штоковой 14 или поршневой 15) исполнительного гидроцилиндра 6 с входом 21 импульсного регулятора 5 расхода рабочей, жидкости посредством гидролиний

16 — 21 через двухпозиционный гидрораспределитель 4, который выполнен в виде 30лотника 22, подпружиненного относительно корпуса упругим элементом 23, а другой полости управления исполнительного гидроцилиндра 6 — с источником 24 давления рабочей жидкости посредством гидролиний

25, 16, 18 или 25, 17, !9 соответственно.

При этом золотник 22 посредством рычага 26 кинематически связан с рукояткой Il. При расположении золотника 22 в положении

«Выключено» источник 24 давления рабочей жидкости посредством гидролиний 27 и 17 связан с поршневой полостью 15 исполнительного гидроцилиндра 6, а штоковая полость 14 посредством гидролинии 16 и дросселя 28 соединена со сливом. Исполнительный гидроцилиндр 6 встроен в тягу 29, 5

45 ясь и разряжаясь, порциями пропускает жидкость на слив из полости 15 гидроцилиндра до достижения заданной скорости транспортного средства. 2 з. п. ф-лы, I ил.

2 связывающую педаль 30 с рычагом 31 управления всережимного регулятора двигателя 32. Импульсный регулятор 5 расхода выполнен в виде двух реле 33 и 34 времени, каждое из которых имеет полость

35 и 36 управления, противоположную пружинам 37, 38, и поршни 39 и 40.

Реле 33 времени выполнено с возможностью сообщения полости 36 управления реле 34 времени с гидролинией 2! посредством гидролинии 41 в положении «Разряжено» и со сливом посредством гидролинии 41 в положении «Заряжено». Реле 34 времени выполнено с возможностью сообщения полости 35 управления реле 33 времени со сливом посредством гидролинии 42 в положении «Разряжено» и с источником 24 давления посредством гидролинии 42 в положении «Заряжено».

Устройство стабилизации скорости транспортного средства работает следующим образом.

Исходя из условий движения, водитель выбирает соответствующий номер передачи и начинает движение, установив на максимальной скорости режим двигателя. При достижении тракторным агрегатом заданной скорости водитель посредством рукоятки 11 задатчика 2 скорости включает устройство стабилизации скорости и устанавливает требуемую скорость движения по специально проградуированной шкале. При этом пружина 13 получает усилие предварительной затяжки, которым определяется заданная скорость движения машино-тракторного агрегата. Рычаг 26, кинематически связанный с рукояткой ll, поворачивается влево, и золотник 22 двухпозиционного гидрораспределителя 4 под действием пружины 23 перемещается в положение «Включено», сообщая источник 24 давления рабочей жидкости с входом аналого-дискретного преобразователя 3 гидролинией 25. После включения устройства водитель плавно отпускает педаль 30, соединенную тягой 29 с рычагом 31 управления всережимного регулятора двигателя 32. Скорость тракторного агрегата плавно снижается. При достижении скорости трактора ниже требуемой, усилие, создаваемое грузами центробежного датчика 1 скорости становится меньше усилия предварительной затяжки пружины 13, приведенного к муфте 7 датчика. В резуль! з тате под действием пружины 13 муфта 7, рычаги 8 и 9 и золотник 10 аналогодискретного преобразователя перемещаются влево. Рабочая жидкость от источника 24 давления по гидролиниям 25, 18 и 16 поступает в штоковую полость 14 исполнительного гидроцилиндра, а поршневая полость 15 посредством гидролиний 17, 9 и 21 через реле 33 времени импульсного регулятора 5 расхода и гидролинию 41 сообщается с полостью 36 управления реле 34 времени. Под действием давления рабочей жидкости в штоковой полости 14 поршень исполнительного цилиндра 6 начинает перемещаться вправо, вытесняя рабочую жидкость из поршневой полости 15 в полость 36 управления реле 34 времени через гидролинии 17, 19, 21 и 41 и реле 33 времени, Преодолевая усилие пружины 38, поршень 40 перемещается под действием рабочей жидкости, поступающей в полость 36 управления. После полной зарядки реле 34 времени поршень 40 сообщает полость 35 управления реле 33 времени с источником 24 давления рабочей жидкости посредством гидролинии 42. Под действием рабочей жидкости, преодолевая усилие и ружины 37, реле 33 времени заряжается. При этом поршень 39 отключает полость 36 управления реле 34 времени от поршневой полости 15 исполнительного гидроцилиндра 6 и сообщает ее со сливом посредством гидролинии 41. Под действием пружины 38 рабочая жидкость из полости 36 управления через гидролинии 41 и реле 33 времени уходит в слив. При полной разрядке реле 34 времени поршень

40 сообщает полость 35 управления гидролинией 42 со сливом. После опорожнения реле 33 времени реле 34 времени принимает новую порцию рабочей жидкости из штоковой полости 15 исполнительного гидроцилиндра 6. Импульсный генератор расхода с помощью реле 34 времени позволяет получить дискретное регулирование скорости машинотракторного агрегата. В результате поршень исполнительного гидроцилиндра 6 увеличивает скоростной режим двигателя, восстанавливая заданную скорость движения.

Устройство аналогичным образом работает при увеличении скорости движения машинотракторного агрегата выше требуемой скорости. При этом с помощью исполнительного гидроцилиндра 6 происходит уменьшение скоростного режима двигателя до восстановления заданной скорости.

С целью обеспечения устойчивой работы устройства аналого-дискретный преобразователь имеет зону нечувствительности к изменениям угловой скорости выходного вала коробки передач. Этим обеспечивается поддержание требуемой скорости машинотракторного агрегата в заданном интервале.

При возникновении экстренной ситуации для остановки или в случае перехода

428611

20

Форлг ула изобретенггя

55 машинотракторного агрегата ii;1 другой нпд работы, не требу1ощей сгабп iiiзацпп корости, водитель перемещает рукоягку 1 з 1датчика 2 скорости в положение «Вык,1к>чено». При этом рычаг 26, преп pJ, I в<»1 усилие пружины 23, перемещает залогlllll, "2 двухпозиционного гидрораспрсд«л1ггеля 4 13 положение «Вкл ючено» и отк.з юч,1 от вход аналого-дискретного преобразоватс»1 3 от источника 24 давления рабочей жпдкс1стп, сообщая его с поршневой полостью 15 гидролиниямп 27 и 17, а п1токовуlo полость !

4 — со сливом через дpoccpëь 28 посредством гидролинпп 16. Дросссль 28 обеспечивает плавное замедление транспортного средства при выключении стабилизации скорости.

При включении устройства стабИлизации скорости транспортного средства его двигатель автоматически переводится на режим

«холостого хода».

1. Устройство - стабилизации скорости транспортного средства, содержащее датчик скорости, связанный с задающим устройством и трехпозиционным аналого-дискретным преобразователем с золотником, источник давления рабочей жидкости, сообщенный посредством двухпозиционного гидрораспределителя с аналого-дискретным преобра 3ователем, при этом золотник двухпозпционпого гидрораспределителя кинематически связан с рычагом задания скорости. исполнительный гидроцилиндр со штоковой и бес штоковой полостями, кицематически связанный с педалью управления и рычагом управления всережимного регулятора, импульсный регулятор расхода жидкости, вход которого гидравлически связан с аналого-дискретным преобразователем, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы устройства путем предотвращения автоколебаний во всем диапазоне работы транспортного средства, трехпозиционный аналогодискретный преобразователь выполнен семилинейным, первая и вторая линии которого сообщены с входом импульсного регулятора расхода жидкости, третья и четвертая линии — со сливом, а двухпозиционный гидрораспределитель выполнен восьмилинейным, первая линия которого сообгцена с источником давления рабочей жидкости, вторая и третья линии — с бесштоковой полостью гидроцилиндра управления, четвертая линия — со штоковой полостью гидроцилиндра управления, пятая, гпестая и седьмая линии — соответственно с шестой, седьмой и пятой гидролиниями аналогодискретного преобразователя, восьмая линия — со сливом, при этом в первой позиции двухпозиционного гидрораспредел ителя его первая линия соединена с пятой, третья линия — с шестой, четвертая линия — с седьмой, а во второй позиции первая линия

1428611

Составитель А. Барыков

Редактор О. Головач Техред И. Верес Корректор Г. Решетник

Заказ 5083/20 Тираж 558 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 сообщена с второй, а четвертая линия с восьмой, при этом в первой позиции золотника аналого-дискретного преобразователя его первая линия сообщена с третьей, а вторая — с четвертой, во второй позиции его шестая линия сообщена с седьмой, пятая — с первой, а в третьей позиции шестая линия сообщена с пятой, а седьмая — с второй.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что импульсный регулятор расхода жидкости включает в себя два четырехлинейных двухпозиционных реле времени, каждое из которых содержит корпус, подпружиненный поршень, образующий с корпусом полость управления, противоположную пружине, при этом первая линия первого реле времени соединена с входом импульсного регулятора расхода жидкости, вторая линия сообщена с полостью управления, третья линия — со сливом, а четвертая линия — с первой линией второго реле времени, сообщенной с его полостью управления, и вторая линия которого соединена с второй линией первого реле времени, третья линия сообщена со сливом, а четвертая линия соединена с источником давления, причем в первой позиции первого реле времени его четвертая линия сообщена с первой, а во второй — с третьей, при этом в первой позиции второго реле времени его вторая линия сообщена с третьей, а во второй — с четвертой.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что датчик скорости выполнен в виде центробежной муфты, кинематически связанной посредством рычагов с золотником аналого-дискретного преобразователя, а задатчик скорости снабжен пружиной, одним концом кинематически связанной с рычагом задания скорости, а другим — с рычагом датчика скорости.

Устройство стабилизации скорости транспортного средства Устройство стабилизации скорости транспортного средства Устройство стабилизации скорости транспортного средства Устройство стабилизации скорости транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тракторостроению

Изобретение относится к транспортному .viaHJMHOCTpoeHHro, в частности к гидравлическим устройствам д

Изобретение относится к дистанционному управлению многоступенчатыми трансмиссиями транспортных средств, преимущественно большой мощности и грузоподъемности, с помощью многопозиционных крановых распределителей, которые проще и безопасней обычных золотниковых механизмов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для унравления фрикционными элементами

Изобретение относится к ствам автоматического управления трансмиссий, преиьтущественно на транспортных средствах большой единичной мощности

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, предназначенным для управления переключением передач на транспортных машинах с механической трансмиссией, и имеет своей целью повышение точности определения момента переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх