Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства

 

Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства относится к транспортному и строительно-дорожному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств. Цель изобретения - повышение надежности работы коробки передач с шестью передачами прямого хода и двумя передачами обратного хода путем обеспечения дуб лированного управления. В полостях корпуса 1 вместе с распределителями включения муфт диапазонов 4 и муфт передач прямого хода 2, 3 смонтированы электроуправляемые клапаны 14-16 управления распределителями включения муфт диапазонов 4 и муфт передач переднего хода 2, 3. Противолежаш,ая пружине полость распределителя включения муфт диапазонов соединена через полость пружины электроуправляемого клапана и распределитель 6 реверса со сливом с возможностью включения в нагнетательную магистраль 8 через распределитель 5 включения передач и электроуправляемый клапан. Противолежаш,ие пружинам полости распределителей включения муфт переднего хода соединены через полости пружин соответствующих электроуправляемых клапанов и распределитель 5 включения передач со сливом с возможностью включения в нагнетательную магистраль 8 через распределитель включения передач и соответствующий электроуправляемый клапан. Причем при соединении противолежащих пружина.м полостей распределителей включения муфт диапазонов и распределителей включения муфг переднего хода с нагнетательной магистралью через распределитель включения передач электроуправляемые клапаны соответственно запираются. 15 ил. л (Л оо 05 4 СО

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1364497

А1 (я) 4 В 60 К 41/ 06

, СЕС(И УТ :;:

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3873803/27-11 (22) 26.03.85 (46) 07.01.88. Бюл. № 1 (71) Могилевский автомобильный завод им. С. М. Кирова (72) А. А. Винарский (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1240642, кл. В 60 К 17/00, 1984. (54) РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ УСТРОИСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОИ

ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства относится к транспортному и строительно-дорожному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств.

Цель изобретения — повышение надежности работы коробки передач с шестью передачами прямого хода и двумя передачами обратного хода путем обеспечения дуб лированного управления. В полостях корпуса 1 вместе с распределителями включения муфт диапазонов 4 и муфт передач прямого хода 2, 3 смонтированы электроуправляемые клапаны 14 — 16 управления распределителями включения муфт диапазонов 4 и муфт передач переднего хода 2, 3. Противолежащая пружине полость распределителя включения муфт диапазонов соединена через полость пружины электроуправляемого клапана и распределитель 6 реверса со сливом с возможностью включения в нагнетательную магистраль 8 через распределитель 5 включения передач и электроуправляемый клапан. Противолежащие пружинам полости распределителей включения муфт переднего хода соединены через полости пружин соответствующих электроуправляемых клапанов и распределитель 5 включения передач со сливом с возможностью включения в нагнетательную магистраль 8 через распределитель включения передач и соответствующий электроуправляемый клапан. Причем при соединении противолежащих пружинам полостей распределителей включения муфт диапазонов и распределителей включения муфт переднего хода с нагнетательной магистралью через распределитель включения передач электроуправляемые клапаны соответственно запираются. 15 ил.

4 Tb

1364497

Изо петение относится к транспортному и строительно-дорожному машиностроению в частности к устройствам для управления коробками передач.

Цель изобретения — повышение надежности работы коробки передач с шестью передачами прямого хода и двумя передачами обратного хода путем обеспечения дублированного управления.

На фиг. 1 показано распределительное устройство, общий вид; на фиг. 2 — гидравлическая схема распределительного устройства в нейтральном положении; на фиг. 3—

8 — гидравлическая схема распределительного устройства при работе на передачах прямого хода при управлении механическим путем; на фиг. 9 и 10 — то же, при-работе на передачах обратного хода; на фиг. 11—

15 — то же, при работе на второй-шестой передачах прям ого хода при управлении электропереключателем.

Распределительное устройство для управления коробкой передач состоит из корпуса 1 (фиг. 1) с расположенными в его полостях распределителями 2 и 3 включения муфт передач прямого хода, распределителем 5 включения муфт диапазонов, распределителем 5 включения передач, распределителем 6 реверса и электроуправляемых клапанов.

Противолежащая пружине полость распределителя 4 включения муфт диапазонов сообщена через полость пружины электроуправляемого клапана, распределитель 5 включения передач и распределитель 6 реверса со сливом и может включиться в нагнетательную магистраль через каждый из распределителей 5 и 6 и электроуправляемый клапан.

Противолежащая пружине полость распределителя 2 сообщена через полость пружины электроуправляемого клапана и распределитель 5 включения передач со сливом.

Противолежащая пружине полость распределителя 3 сообщена через полость пружины электроуправляемого клапана и распределитель 5 включения передач со сливом.

Магистраль 7 питания муфты низкого диапазона сообщена через распределители 4 и 5 с нагнетательной магистралью 8, а магистраль 9 питания муфты высокого диапазона — через распределитель 4 со сливом. Магистраль 10 питания муфты первой, четвертой передач сообщена со сливом через распределители 2, 3 и 6, магистраль 11 питания муфты второй, пятой передач через распределитель 2, магистраль 12 питания муфты третьей, шестой передач — через распределитель 3, магистраль 13 питания муфты обратного хода — через распределительь 6 ре ве рса.

Полости электроуправляемых клапанов

14 — 16 сообщены с нагнетательной магистралью 8.

Рабочая жидкость к распределителям

4 — 6 подается по магистрали 8.

Устройство работает следующим образом.

При движении на первой передаче прямого хода следует переместить распределитель 6 реверса вправо (фиг. 2 и 3).

Магистраль 10 питания муфты первой, четвертой передач соединяется через распределители 2, 3 и 6 с нагнетательной магистралью 8, а так как магистраль 7 питания муфты низкого диапазона соединена через распределитель 4 с нагнетательной магистралью 8, происходит включение первой передачи.

Дальнейшее включение передач можно производить либо с помощью электроуправляемых клапанов, либо механическим путем, перем ещая в соответствующие положения распределитель 5.

Для включения второй передачи электропереключателем подается питание к электроуправляемому клапану 14, который, перемещаясь, подает рабочую жидкость в противолежащую пружине полость распределителя 2, отчего он перемещается и соединяет магистраль 11 питания муфты второй, пятой передачи через распределители 3 и 6 с нагнетательной магистралью 8, а магистраль

10 — со сливом, так как муфта понижающего диапазона остается включенной, происходит включение второй передачи и выключение первой.

При включении второй передачи распределителем 5 (фиг. 4) перемещают его на одно положение, тогда противолежащая пружине полость распределителя 2 соединяется с нагнетательной магистралью 8 через полость пружины электроуправляемого клапана 14 и через распределитель 5. Происходит перемещение распределителя 2 и переключение передач с первой на вторую. 40 Для включения третьей передачи электропереключателем подается питание к электроуправляемому клапану 15 и снимается с клапана 14. Клапан 15 перемещается и подает рабочую жидкость в противолежащую пружине полость распределителя 3.

45 Последний перемещается и соединяет магистраль 12 питания муфты третьей, шестой передач через распределитель 6 с нагнетательной магистралью 8. Происходит включение третьей передачи, так как муфта низ50 кого диапазона остается включенной.

При включении третьей передачи распределителем 5 (фиг. 5) противолежащая пружине полость распределителя 3 соединяется с нагнетательной магистралью 8 через полость пружины электроуправляемого клапана 15 и распределитель 6, и дальше процесс повторяется как и при электроуправлении.

Для включения четвертой передачи электроуправлением подается питание на элек1364497

Формула изобретения троклапан 16, который перемещается и соединяет противолежащую пружине полость распределителя 4 с нагнетательной магистралью 8. Распределитель 4 перемешается и соединяет магистраль 9 с нагнетательной магистралью 8, а магистраль 7 — со сливом, происходит переключение диапазонов с низкого на высокий, а так как распределители 2 и 3 возвратились в исходное положение (снято питание с электроклапанов 14 и 15), магистраль 10 снова соединяется с нагнетательной м агистралью 8 через распределители 2, 3 и 6. Происходит включение четвертой передачи.

Для включения четвертой передачи распределителем 5 устанавливают его в соответствуюшее четвертой передаче положение (ф иг. 6) . В этом случае противолежащие пружинам полости распределителей 2 и 3 через полости пружин электроклапанов и распределитель 5 соединены со сливом, а противолежащая пружине полость распределителя 4 через полость пружины электроклапана 16 и распределитель 5 соединяется с нагнетательной магистралью 8. Распределитель 4 перемешается и переключает диапазоны с понижающего на повышающий.

В то же время происходит соединение магистрали 10 с магистралью 8 через распределители 2, 3 и 6. Происходит включение четвертой передачи.

Включение пятой и шестой передач происходит соответственно подобно включению второй и третьей передач электроклапанами 14 и 15 или распределителем 5 при установке его в соответствующее положение (фиг. 7 и 8) .

Выключение передач с получением нейтрали происходит при установке распределителя 6 в положение нейтрали независимо от положений распределителя 5 или электропереключателя, так как подвод рабочей жидкости к распределителям 2 и 3 запирается распределителем 6.

Включение обратного хода осуществляется установкой распределителя 6 в положение 1 или 2 обратного хода (фиг. 9 и 10).

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет производить включение передач прямого хода выборочно или последовательно как вручную, так и электропереключателем (фиг. 11 — 15), с получением нейтрального положения с любой передачи прямого хода при любом способе включения, причем при включении передач вручную электроуправляемые клапаны запираются соответственно.

Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства, содержашее корпус, расположенные в нем механически управляемые шестилиней5

55 ный шестипозиционный распределитель переключения передач и четырехпозиционный семилинейный распределитель реверса, подпружиненные гидравлически управляемые двухпозиционные пятилинейные распределители включения диапазонов и включения передач прямого хода, причем нагнетательная магистраль связана с магисгралью питания муфты низкого диапазона через распределитель включения диапазонов, а магистраль питания муфты высокого диапазона связана через последний со сливом, при этом вторая линия распределителя включения диапазонов сообшена с магистралью питания муфты низкого диапазона, третья линия распределителя включения диапазонов сообщена с магистралью питания муфты высокого диапазона, четвертая и пятая линии распределителя включения диапазонов сообщены соответственно со сливом и с нагнетательной магистралью, первая линия распределителя переключения передач сообщена с пятой линией распределителя реверса, вторая линия распределителя переключения передач сообщена с нагнетательной магистралью и с шестой и седьмой линиями распределителя реверса, пятая линия распределителя переключения передач сообщена со сливом, первая и четвертая линия распределителя реверса сообщены со сливом, вторая линия распределителя реверса сообщена с пятой линией первого распределителя включения передач прямого хода, третья линия распределителя реверса сообщена с магистралью питания муфты обратного хода, первые линии первого и второго распределителей включения передач прямого хода сообщены со сливом, вторые линии сообщены соответственно с магистралью питания муфты третьей, шестой передач и с магистралью питания муфты второй, пятой передач, третья линия первого распределителя включения передач прямого хода сообщена с пятой линией второго распределителя включения передач прямого хода, третья линия которого сообщена с магистралью питания муфты первой, четвертой передач, при этом в первой позиции распределителя включения диапазонов пятая линия сообщена с второй, а во второй позиции пятая линия сообщена с третьей, в первой позиции распределителя переключения передач шестая линия сообщена с первой, третья, четвертая и пятая линии сообшены между собой, во второй позиции шестая линия сообщена с первой, вторая линия сооошена с четвертой и третья с пятой, в третьей позиции шестая линия сообгцена с первой, вторая, третья и четвертая сообщены между собой, в четвертой позиции вторая линия сообщена с шестой, третья, четвертая и пятая линии сообшены между собой. в пятой позиции вторая линия сообщена с шестой и

1364497

Щиг.2 с четвертой, третья линия сообщена с пятой, в шестой позиции вторая линия сообщена с третьей, четвертой и шестой линиями, в первой позиции распределителя реверса пятая линия сообщена с первой, шестая — второй, третья — с четвертой, во второй позиции первая линия сообщена с второй и пятой линиями, третья линия сообщена с четвертой, в третьей позиции пятая линия сообщена с первой и второй, третья линия сообщена с шестой, в четвертой позиции первая линия сообщена с второй, третья— с шестой, пятая — с седьмой, в первых позициях первого и второго распределителей включения передач прямого хода первые линии сообщены с вторыми, третьи — с пятыми, во вторых позициях вторые линии сообщены с пятыми, третьи — с четвертыми, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы коробки передач с шестью передачами прямого хода и двумя передачами обратного хода путем обеспечения дублированного управления, оно снабжено электроуправляемыми двухпозиционными клапанами управления распределителями включения соответственно диапазонов и включения передач прямого хода, при этом 25 упомянутые клапаны управления выполнены трехлинейными, причем противоположная пружине полость распределителя включения диапазонов сообщена с первой линией клапана управления распределителем диапазонов, вторая линия которого сообщена с нагие тательной магистралью, а третья линия сообщена с шестой линией распределителя переключения передач, при этом в первой позиции клапана управления распределителем диапазонов первая линия сообщена с третьей, а во второй позиции первая линия сообщена с второй, противолежащие пружинам полости распределителей включения муфт переднего хода сообщены с первыми линиями электроуправляемых клапанов управления распределителями включения передач прямого хода, вторые линии которых сообщены между собой и с нагнетательной магистралью, а третьи линии сообщены соответственно с третьей и четвертой линиями распределителя переключения передач, при этом в первой позиции электроуправляемых клапанов управления распределителями включения передач прямого хода первые линии сообщены с третьими, а во второй позиции первые линии сообщены с вторыми.

1364497

1364497 ю.1364497 ю

1364497 ..4Ф

Составитель А. Барыков

Редактор И. Николайчук Техред И. Верес Корректор С. Черни

Заказ 6313/13 Тираж 558 Подписное

БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ствам автоматического управления трансмиссий, преиьтущественно на транспортных средствах большой единичной мощности

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, предназначенным для управления переключением передач на транспортных машинах с механической трансмиссией, и имеет своей целью повышение точности определения момента переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидросистемам управления фрикционами гидромеханических коробок передач

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано для автоматического управления гидромеханическими трансмиссиями с блокируемым гидротрансформатором преимущественно на транспортных средствах большой единичной мощности и грузоподъемности

Изобретение относится к устройствам управления гидромеханическими трансмиссиями транснортных средств

Изобретение относится к транспортным средствам и касается системы управления электромагнитами исполнительных механизмов переключения ступеней коробки передач

Изобретение относится к устройствам переключения передач и может быть использовано в коробках переме нь передач самоходных сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам управления фрикционными элемента К ми ступенчатой коробки передачи под нагрузкой

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх