Устройство для обучения вычислительной технике

 

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в организациях по подготовке и обучению специалистов по техническим средствам ЭВМ. Цель изо.бретення состоит в расширении дидактических возможностей устройства , возможности приобретения обучаемыми навыков работы с реальными устройствами. Это достигается за счет индивидуализации процесса обучения путем введения в устройство блоков 3 задания учебных ситуаций, блока 5 задания режимов работы и блока 6 памяти, позволяющих работать с техническим средством ЭВМ нескольким обучаемым одновременно в режиме разделения времени. Устройство также содержит генератор 1 тактовых импульсов, кольцевой сдвигающий регистр 2, блок 4 сопряжения. 4 ил. i (Л

СОЮЗ СОЕЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 G 09 В 19 00

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ...

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4246305/24-24 (22) 15.05.87 (46) 15.12,88. Бюл. У 46 (71) Пензенский научно-учебный центр

Специального научно-производственного объединения "Алгоритм" (72) А.Т.Тимошенко и В.А.Макаров (53) 681.3.07)(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР . 9 842929, кл. С 09 В 9/00, 1979. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКЕ (57) Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в организациях по подготовке и обучению специалис„„SU „„1444864 А 1 тов по техническим средствам ЭВМ.

Цель изобретения состоит в расширении дидактических возможностей устройства, возможности приобретения обучаемыми навыков работы с реальными устройствами. Это достигается за счет индивидуализации процесса обучения путем введения в устройство блоков 3 задания учебных ситуаций, блока 5 задания режимов работы и блока 6 памяти, позволяющих работать с техническим средством ЭВМ нескольким обучаемым одновременно в режиме разделения времени. Устройство также содержит генератор 1 тактовых импульсов, кольцевой сдвигающий регистр 2, блок 4 сопряжения, 4 ил.

1444864

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в организациях по ,подготовке и обучению специалистов по техническим средствам ЦВМ.

Целью изобретения является расши" рение дидактических воэможностей устройства за счет индивидуализации процесса обучения, приобретения обучаемыми навыков работы с реальными устройствами.

На фиг. 1 представлена структура предлагаемого устройства; на фиг. 2 и 3 - схема блока сопряжения; на фиг. 4 — схема блока задания режимов работы.

Устройство для обучения вычислительной технике содержит генератор тактовых импульсов, кольцевой сдви- gp гающий регистр 2, блоки 3 задания учебных ситуаций, блок 4 сопряжения, блок 5 задания режимов работы, блок

6 памяти. Блок 4 содержит (фиг. 2 и 3) элементы 2И-ИЛИ-НЕ 7 и 8, ин- 25 верторы 9, элементы 2И-ИЛИ-НЕ !О, элементы И-НЕ 11, инверторы 12. Блок

5 содержит триггеры 13, элемент И-НЕ

14, регистр !5 и элементы И-НЕ .16.

Генератор 1 вырабатывает тактовые 3р импульсы для управления работой кольцевого сдвигающего регистра 2 и является генератором с кварцевой стабилизацией частоты. Кольцевой сдвигающий регистр 2 вырабатывает последовательности импульсов для управления передачей информации из блоков 3 в техническое средство и наоборот в режиме разделения времени, а также для синхронизации работы блока 5 задания 40 режима работы и блока 6 памяти. Аналогичен кольцевому сдвигающему регистру.

Блоки 3 предназначены для индивидуальной работы обучаемых с техническим средством и представляют со" бой пульты изучаемого устройства.

Блок 4 осуществляет логическое под-. ключение блоков 3 к техническому средству. Блок 5 определяет режим работы технического средства от каж" дого блока 3 за счет запоминания и хранения информации с переключателей и кнопок блоков 3, определяющих режимы работы на время работы технического средства .с другими блоками 3. 55

Электрическая функциональная схема приведена на фиг. 4 только для одного пульта. При увеличении количестна пультов обучаемых соответственно увеличивается количество схем для каждого пульта. Блок 6 предназначен для хранения информации о состоянии органов управления пультов обучаемых с последующей выдачей ее в блок 4 и состоит из элементов памяти.

Особенностью подготовки специалистов по техническим средствам ЦВМ, в которых используется микропрограммный принцип управления (процессоры, устройства управления накопителями на магнитных дисках), является то, что

70-80% времени при самостоятельной работе обучаемых по локализации неисправностей отводится на работу с инженерным пультом и распечатками микропрограмм. Практическая подготовка специалистов осуществляется на серийно выпускаемых устройствах по 4-5 человек одновременно. Поэтому,при проведении занятий низкая. активность обучаемых, отсутствует возможность работы индивидуально и контроль за работой каждого обучаемого.

Для повышения эффективности обучения необходимо процесс обучения индивидуализировать. Применение для этой цели автоматизированной обучающей системы (АОС) на базе ЭВМ (позволяющей при помощи математического моде" лирования работы устройства ЦВМ про". водить обучение в режиме разделения времени) затруднительно, так как трудоемкость разработки моделей большая, существует опасность быстрого их морального старения. Для каждого устройства ЦВМ необходимо разрабатывать свою модель, что исключает воэможность использования стандартных моделей для устройства с одинаковым функциональным назначением. Сказываются также психологические факторы (обучаемый работает не с реальным устройством, а его моделью., В качестве пульта обучаемого не используется инженерный пульт устройства).

Поэтому для ийдивидуализации обучения более эффективным является применение режима разделения времени при работе обучаемых на несколь" ких инженерных пультах с одним изучаемым устройством. Стандартные инженерные пульты в этом случае подключаются к изучаемому, например устройству управления накопителями на магнитных дисках (НМД). з 14448

Работа осуществляется сЛедующим образом.

При включении питания устройства управления НМД генератор 1 вырабатывает тактовые импульсы,.которые по5 даются на вход регистра 2, с выходов которого можно получать тактовые импульсы с необходимой частотой для синхронизации работы блоков 5 и 6, а также для управления передачей информации из устройства управления НМД на блок 3 и наоборот в режиме разделения времени посредством блока 4 °

В блоке 4 под управлением сигналов УПР-l-УПР-M с регистра 2 (фиг. 2 и 3) информация о состоянии органов управления блоков 3 (сигналы

"ПЕРЕКЛ1ПО1-ПЕРЕКЛ20ПО-М" из блока 6, сигналы "СБР1-СБР-М, ВВ ВНЕШ1 — ВВ

ВНЕШ-М, АНАЧОБПО1 — АНАЧ7БПО-М из блока 5) поступает в устройство управления НМД, а из него поступает информация на индикацию блока 3 (сигналы "ИНДИКАЦИЯ1 — ИНДИКАЦИЯ 60"),2б

Информация проходит через М элементов 2И-ИЛИ-НЕ 8 (M — количество блоков 3, до 5), а далее через инверторы 9.

Для получения на элементах индикации блоков 3 устойчивого изображения частота с выхода регистра 2 определяется таким образом, чтобы регенерировать информацию, поступающую из устройства управления НМД на каждый блок 3 с частотой не менее 25-30 раз

35 в секунду.

Обучаемые осуществляют проверку работоспособности устройства управлейия НМД выполнением микродиагностических.тестов, манипулируя органами управления блоков 3. Блок 5 определяет режим работы устройства управления от каждого блока 3 за счет запоминания и хранения информации с пе45 реключателей и кнопок блоков 3 на время работы устройства управления с другими блоками 3. Триггеры 13 (фиг. 4) устанавливаются в единицу при нажатии кнопок блока 3 "Сброс, "Пуск", "Занес" "Адрес", "ВВ Вне1п", э (И1

"ВВ Внутр". Сигналы с выходов триггеров 13 через элементы 16 под управлением сигналов РГΠ— РГЗ с регистра

2 поступают в блок 4. Состояние пере-

64

4 ключателей блока 3 "АНАЧО-АНАЧ7" запоминается в регистре 15 под управлением сигналов от кнопок "BB Внеш

"ВВ Внутр", "Занес", "Адрес" посредством элемента 14, а затем выдаются в блок 4.

В блоке 6 запоминается информация и состоянии органов управления 3 с целью дальнейшей выдачи в устройство управления НМД.

Таким образом, при помощи предлагаемого устройства можно подключать до 5 блоков 3 по техническим средствам с микропрограммным принципом управления. Использование устройства повышает эффективность обучения специалистов по техническим средствам за счет расширения дидактических возможностей, а также исключает трудоемкую операцию по разработке. программ.

Формула изобретения

Устройство для обучения вычислительной технике, содержащее генератор тактовых импульсов, выход которого подключен к входу кольцевого сдвигающего регистра, и блок сопряжения, первый информационный вход которого является входом устройства, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью с расширения дидактических возможностей устройства за счет индивидуализации процесса обучения, в него введены блоки задания учебных ситуаций, блок памяти и блок задания режимов работы, вход которого соединен с первым выходом кольцевого сдвигающего регистра, выход — с входом режима работы блока сопряжения, а входы группы входов блока задания режимов работы — с одними выходами соответствующих блоков задания учебных ситуаций, другие выходы которых подключены к соответствующим информационным входам блока памяти, а входы — к первому выходу блока сопряжения, второй выход которого является выходом устройства, второй информационный вход соединен с выходом блока памяти, а управляющий вход — с вторым входом кольцевого сдвигающего регистра, первый выход которого подключен к адресному входу блока памяти.

1444864

1444864

РГО

Составитель А. Карлов

Техред М.Ходанич Корректор М. Васильева

Редактор Т. Парфенова

Заказ 6510/53 Тираж 459 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для обучения вычислительной технике Устройство для обучения вычислительной технике Устройство для обучения вычислительной технике Устройство для обучения вычислительной технике Устройство для обучения вычислительной технике 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам для обучения,, и может быть использовано для автоматизации процесса обучения иностранному языку

Изобретение относится к тренажерной технике и может быть использовано при профотборе радиотелеграфистов

Изобретение относится к устройствам для обучения сварщиков и может быть использовано в качестве техни- .ческого средства для обучения приемам ,и навыкам ручной и полуавтоматической сварки

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к автоматизированному обучению с адаптацией к индивидуальным способностям обучаемого

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для оценки нижнего слухового порога операторов

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть иснользовано для подготовки учащихся к работе на телеграфных аппаратах

Изобретение относится к тренажерам радиотелеграфистов и может найти применение в качестве устройств для обучения и профессионального отбора радиотелеграфистов и операторов систем управления, а также при проведении различных психофизиологических исследований

Изобретение относится к телеграфии , модет использоваться для обучения операторов

Изобретение относится к устройствам для обучения, и может быть использовано для автоматизации процесса обучения иностранному языку

Изобретение относится к автоматике и вычислительной те.чнике и .может быть иснользовано для тренировки операторов систем управления и контроля функционального состояния операторов, а также для профессионального отбора

Изобретение относится к способу и устройству для обучения языкам и, в частности, иностранным языкам

Изобретение относится к учебным пособиям и может быть использовано при обучении как детей, так и взрослых, языкам

Изобретение относится к средствам учебного или тренировочного назначения, а также к спорту, играм и развлечениям и может быть использовано при создании имитаторов и тренажеров спортивного и военного назначения, интерактивных компьютерных игр и систем виртуальной реальности

Изобретение относится к системам определения положения и ориентации пользователей в пространстве и может быть использовано в интерактивных компьютерных играх, в тренажерах для обучения или тренировок спортивного и военного назначения

Изобретение относится к конструкции устройства для определения времени
Наверх