Электронное устройство для изучения морфологии иностранного языка

 

Изобретение относится к устройствам для обучения, и может быть использовано для автоматизации процесса обучения иностранному языку. Целью изобретения является увеличеиле эффективности обучения путем повышения быстродействия. Электронное устройство для изучения морфологии иностранного языка содержит блок 1 ввода , первьш элемент ИЛИ 2, второй элемент ИЛИ 3, двухвходовый регистр 4, триггер 5, блок 6 индикации, счетчик 7, регистр 8, схему 9 совпадения, первый элемент И 10, третий элемент ИЛИ 11, второй элемент И 12, селектор 13, схему 14 сравнения, третий элемент И 15, генератор 16 тактовых импульсов, четвертый элемент ИЛИ 17, одновибратор 18, сумматор 19, запоминающий блок 20 с выходной шиной 21. 1 ил. (Л 4 Ч

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (!11 (ю 4 0 09 В 19/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К д ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4163545/28-12 (22) 18.12.86 (46) 15.08.88. Бюл. Ф 30 (71) Киевский политехнический институт им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (72) В.И. Корнейчук, А.Ю. Михайлюк, В.А. Новиков и А.Я. Савельев (53) 681.8(088.8) (56) Патент ФРГ Ф 3103827, кл. G 09 В 19/06, 1981. (54) ЭЛЕКТРОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ. МОРФОЛОГИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (57) Изобретение относится к устройствам. для обучения, и может быть использовано для автоматизации процесса обучения иностранному языку.

Целью изобретения является увеличение эффективности обучения путем повышения быстродействия. Электронное устройство для изучения морфологии иностранного языка содержит блок 1 ввода, первый элемент ИЛИ 2, второй элемент ИЛИ 3, двухвходовый регистр

4, триггер 5, блок 6 индикации, счетчик 7, регистр 8, схему 9 совпадения, первый элемент И 1О, третий элемент

ИЛИ 11, второй элемент И 12, селектор 13, схему 14 сравнения, третий элемент И 15, генератор 16 тактовых импульсов, четвертый элемент ИЛИ 17, одновибратар 18, сумматор 19, запомиР% нающий блок 20 с выходной шиной 21. Я

1 ил.

1417025

Изобретение относится к устройствам для обучения и может быть использовано для автоматизации процесса обучения иностранному языку.

Целью изобретения является увеличение эффективности обучения путем повьш ения быстродействия, На чертеже представлена блок-схема электронного устройства для изучения морфологии иностранного языка.

Электронное устройство содержит блок 1 ввода, первый выход которого связан с первыми входами первого 2 и второго 3 элементов ИЛИ, двухвходо-15 вого регистра 4, триггера 5, блока 6 индикации и счетчика 7. Второй выход блока 1 ввода соединен с первым вхо,цом регистра 8, m разрядов выхода которого подключены к соответствующим входам схемы 9 совпадения, выход которой через первый вход первого эле" мента И 10 связан с вторым входом триггера 5, выход которого присоединен к первым входам третьего элемен-, 5 та ИЛИ 11, второго элемента И 12, ! а также селектора 13, выход которого подключен к второму входу блока 6 индикации, а второй вход связан с выходом регистра 8, как и первый вход ЗО схемы 14 сравнения, первый выход которой через второй вход третьего эле-мента ИЛИ 11 и прямой вход третьего элемента И 15 подключен к входу генератора 16 тактовых импульсов, выход 35 которого присоединен к вторым входам второго элемента ИЛИ 3, счетчика 7 и второго элемента И 12, выход которого через первый вход четвертого элемента ИЛИ 17 связан с третьим входом блока 6. Второй выход схемы

14 сравнения через одновибратор 18 соединен с вторыми входами первого элемента И 10, а также первого элемента H|IH 2, выход которого подключен к второму входу регистра 8. Кроме того, выход одновибратора 18 присоединен к третьему входу счетчика 7, второму входу четвертого элемента ИЛИ 17, а также — через третий вход второго элемента ИЛИ 3 — к второму входу двухвходового регистра 4, третий вход которого связан с выхо" дом сумматора 19, а выход соединен с первым входом сумматора 19 и чет" ,55 вертым входом счетчика 7, выход кото- рого подключен к входу запоминающего блока 20, элементы 21,, 21<,...21

1-разрядной выходной шины 21 которого присоединены к соответствующим разрядам второго входа схемы 14 срав нения. Элементы 21,, 21,,... 21, выходной шины 21 запомнйающего устройства 20 связаны с третьим входом селектора 13, а ее элементы 21„

21,...21, подключены к второму входу сумматора 19 и четвертому входу двухвходового регистра 4. При этом 1-й элемент 21 запоминающего блока 20 присоединен к инверсному входу третьего элемента И 15.

Устройство может быть реализовано с использованием серийно выпускаемых узлов, в частности в качестве блока 1 ввода может, быть использовано устройство клавишного ввода к любому из выпускаемых промышленностью видеотерминалов, который, в сво .о очередь, может выполнять функции блока 6 индикации. Элементы ИЛИ 2, 3, 11, 17 могут быть реализованы на микросхемах типа К531ЛЛ1. Двухвходовый регистр 4 может быть реализован, например, на базе микросхем типа К531ИР20 и К531ЛЕ1 по схеме регистра с внутренней задержкой, Одним нэ вариантов реализации селектора

13 является использование микросхем типа К531КП11. Возможно построение селектора 13 с применением микросхем

К531ИД7, К531ЛИ1 и К531ЛЛ1. В качестве триггера 5 может быть использована микросхема типа, например, К531ТВ9. Счетчик 7 может быть реа-, лизован, например, на микросхемах типа К555ИЕ7. Реализовать регистр 8 можно, например, на микросхемах

К531ИР24 н К531ЛЕ1 по ранее упоминавшейся схеме регистра с внутренней задержкой. В качестве элементов И 10, 12, 15 можно использовать микросхему

К531ЛИ1. Схема 9 совпадения может быть реализована например, на базе микросхем типа K531JIA1, схема 14 сравнения - на базе микросхем типа

К531СП1. Одним из возможных вариантов реализации генератора 16 тактовых импульсов является использование микросхемы типа 580ГФ24. Одновибратор 18 может быть выполнен различными способами. Например, в одном из вариантов — на базе микросхем К155АГЗ, а в другом — на базе триггера

К155ТВ1 и логического элемента К155ЛА4, Одним из вариантов реализации сумматора 19 является использование микросхем, например типа

К531ИИ4, Возможно использование сум—

7025

55 з

141

".тора 19 с применением микросхем, типа К155ИП2, 1 155ЛИ5, К155ЛЛ1, К155ИП2. Запоминающее устройство 20 может быть реализовано на базе стандартных микросхем типа К556РТ6.

Устройство работает спедующим образом.

При помощи блока 1 ввода обучаемый подает команду "Установка". При этом на первом выходе блока 1 ввода появляется сигнал, который, поступая на первый вход блока 6 индикации, обнуляет содержимое его буферной памяти. Пройдя через элемент ИЛИ 2 на второй вход регистра 8, этот сигнал в момент спаца обнуляет его =одержимое. Поступая на первый вход триггера 5, сигнал сбрасывает его в

"О". Тот же сигнал подается на первый вход регистра .4 и — через элемент

ИЛИ 3 — на второй вход того же регистра. Кроме того, данный сигнал поступает на первый вход счетчика 7, обнуляя его содержимое. Поступление кода нуля с выхода счетчика 7 на вход запоминающего блока 20 вызывает считывание иэ этого блока содержимого ячейки, имеющей адрес "0".

Информация в запоминающем блоке

20 распределена следующим образом.

Первые несколько ячеек запоминающего блока 20 представляют собой так называемую таблицу первых букв, причем каждая 1-разрядная. ячейка является строкой данной таблицы. Первые k разядов каждой строки этой таблицы соержат код одной буквы из числа чачальных букв всех иностранных слов, изучаелых при помощи устройства. Таким образом, число строк данной таблицы равно числу букв, встречающихся в начале излучаемых иностранных слоев. В разрядах с номерами от

1+1 до 1-1-ro каждой ячейки запоминающего блока 20 эайисан код, который будем называть относительным адре сом. Пусть в одной из строк таблицы первых букв в первых k разрядах хранится некоторая буква. Сумма относительных адресов, записанных в ячейках sanoминающего блока 20 от начала таблицы первых букв и до данной фиксиро" .. ванной ячейки, дает адрес начала таблицы вторых букв, относящийся к . первой букве, записанной в данной фиксированной ячейке.

Таблица вторых букв имеет структуру, сходную со структурой таблицы первых букв. Однако в первых ее разрядах записаны коды букв, встречающихся а изучаемых при помощи устройства иностранных словах на втором

5 месте после той первой буквы, к которой относится данная таблица. Отно" сительные адреса, записанные в pasрядах с номерами от k+1 до 1-1"го строк таблицы вторых букв, аналогичным описан"ому ранее способом осуществляют пересылку к таблице третьих букв и т.д. Сумма относительных адресов, содержащихся в строках просМаТРНВаВМоА Ta6JIlBnl ДлЯ послеДУющей адресации суммируется с адресом первой строки текущей таблицы. Строки буквенно-адресных таблиц заполняют таким образом, чтобы коды, записанные в k первых их разрядах, располагались в порядке возрастания, т.е. в пределах одной таблицы ячейка с большим адресом должна содержать строку с большим кодом в 1 k-м разрядах.

В таблицах вторых, третьих и т.д. букв может встречаться строка, в первых k разрядах которой записан код символа "Конец слова" (обозначим

его » ). Двоичный код этого символа выбран меньшим из кодов всех букв.

Таким образом, строка с данным символом будет располагаться в начале буквенно-адресной таблицы. Относительный адрес, содержащейся в ее разрядах с номерами от k+1 до 1-1-го, З5 позволяет произвести переадресовку к началу области памяти, хранящей .учебную информацию к некоторому иностранному слову, такому,что при со-. поставлении букв, входящих в его за-, 40 пись, с буквами соответствующих бук- венно-адресных таблиц описанным спо-собом можно получить адрес данной строки с символом » .

В каждой ячейке запоминающего бло45 ка 20 1-й разряд является маркерным.

В ячейке, которая является последней строкой буквенно-адресной таблицы, или в последней ячейке области памяти, хранящей учебную информацию к одному иностранному слову, данный разряд содержит "1". В остальных случаях маркерный разряд содержит

t1с lI

Извлеченное из запоминающего блока 20 содержимое ячейки с адресом

"О" представляет собой первую строку таблицы первых букв. На четвертый вход регистра 4 с элементов 21„„

25 6 первую строку таблицы вторых букв, соответствующей первой букве, введенной обучаемым. С элементов 21и„, 21„,,...2", шины 21 на второй вход сумматора 19 подается относительный адрес, записанный в считанной строке таблицы. На первый вход сумматора 19 с выхода регистра 4 подается код адреса считанной строки.

Таким образом, с выхода сумматора

19 на третий вход регистра 4 поступает сумма этих кодов, которая записывается в регистр 4 в момент спада сигнала на выходе одновибратора 18.

В таком состоянии устройство находится до тех пор, пока обучаемый не введет вторую букву иностранного слова. Устройство при этом работает в последовательности, аналогичной описанной ранее.

14170

21 <,z ° ° ° 21 g < Выходной шины 21 запоминающего блока 20 поступает относительный адрес, записанный в нулевой ячейке. По заднему фронту сигнала, поданного на второй вход регистра 4 через элемент ИЛИ 3 с первого выхода блока 1 ввода, этог вид относительного адреса заносится в регистр 4. С первых k .элементов

21<,21,,...21 выходной шины 21 запоминающего блока 20 код буквы, записаннои в нулевой ячейке, поступает на второй вход схемы 14 сравне10 ния.

Б таком состоянии устройство находится до тех пор, пока обучаемый при помощи блока 1 ввода не введет первой буквы изучаемого слова ° При этом код вводимой буквы появляется на втором выходе блока 1 ввода и записывается в регистр 8 по первому его входу. С выхода регистра 8 m разрядов этого кода поступают на соответствующие входы схемы 9 совпадения, а через селектор 13 — на второй вход блока 6 и индикации. Кроме того, код с выхода регистра 8 подается на первый вход схемы 14 сравнения. Если код буквы, введенной обучаемым, равен коду, поданному на второй вход схемы 14 сравнения, на ее втором выходе появляется сигнал, поступающий на вход одновибратора 18 и вызывающий формировацие на его выходе импульса, который через элемент

ИЛИ 17 проходит на третий вход блока б индикации, По его спаду в буферную память блока 6 индикации записывается код, поданный на второй его вход, и на экране блока 6 индикации появляется иэображение введенной обучаемым буквы. Появление изображения является сигналом к вводу следующеи буквы слова. Кроме того, импульс с выхода одновибратора 18 через эле" мент ИЛИ 2 поступает на второй вход регистра 8 и в момент спада обнуляет

его содержимое. Сигнал с выхода одновибратора 18 через элемент БЖ

БЖ 3 подается также на второй вход регистра 4 ° Тот же сигнал проходит на третий вход счетчика 7. При этом в счетчик 7 заносится адрес, записанный в регистр 4. С выхода счетчика 7 данный адрес поступает на вход запоминающего блока 20. При этом из запоминающего блока 20 считывается содержимое ячейки, которая содержит

Если код буквы, введенной обучаемым, оказывается больше кода, записанного в k первых разрядах считанной строки буквенно-адресной таблицы, то сигнал единичного уровня формируется на <ервом выходе схемы 14 сравнения, Пройдя через элемент ИЛИ 11 и открытый элемент И 15, он включает генератор 16 тактовых импульсов. Импульсы с его выхода поступают на второй вход счетчика 7 и через элемент ИЛИ 3 - на второй вход регистра

4. Содержимое счетчика 7 при этом увеличивается на единицу. Вследствие этого из запоминающего блока 20 считывается следующая строка просматриваемой буквенно-адресной таблицы.

По заднему фронту тактового импульса, 40 поданного на второй вход регистра 4, аналогичным рассмотренному ранее Образом содержимое регистра 4 увеличивается на величину относительного адреса, записанного в считанной

45 строке буквенно-адресной таблицы.

Последующие тактовые импульсы обеспечивают последовательный просмотр буквенно"адресной таблицы до тех пор, пока из запоминающего блока 20 не бу50 дет считана строка, в k первых разрядах которой записан код буквы, совпадающей с кодом, введенным облучаемым. В этом случае сигнал на первом выходе схемы 14 сравнения исчезает и генератор 16 останавливается. Появ55 ляется сигнал на втором выходе схемы

14 сравнения. Далее устройство работает в порядке, который уже рассматривался.

1417025

В случае, если запоминающий блок

20 не содержит учебной информации к вводимому слову, в просматриваемой буквенно-адресной таблице строка с введеннои обучаемым буквой отсут5 ствует. При извлечении из запоминаю-. щего блока 20 последней строки таблицы на элементе 21 шины 21 появляется "Лог, 1", которая, поступив на инвернсый вход элемента И 15, закрывает его, вследствие чего генератор 16 останавливается. Изображе" ние вводимой обучаемым буквы на экране блока 6 индикации не появляется, что служит для обучаемого сигналом отсутствия необходимой информации.

Если код введенной обучаемым буквы оказывается меньше кода, поданного на второй вход схемы 14 сравне,ния, то изображение введенной обучаемым буквы на экране блока 6 индикации также не воспроизводится. Ввод изучаемого слова в, этом случае необ-25 ходимо прекратить и перейти к изучению другого иностранного слова.

В случае, если на экране блока 6 индикации воспроизведено все введенное слово, обучаемый при помощи блока 1 ввода вводит символ . Если информация к данному слову в устройстве имеется, то к моменту ввода символа из запоминающего блока 20 уже считана строка с этим символом в k первых разрядах. С элементов 35

21,, 21,...21 шины 21 этот код подается на второй вход схемы 14 сравнения. Такой же код появляется на выходе регистра 8, откуда он поступает на первый вход схемы 14 сравнения и входы схемы 6 совпадения. На выходе схемы 9 совпадения при этом появляется "Лог. 1", открывающая элемент И 10. Вследствие равенства кодов на входах схемы 14 сравнения 45 на ее втором выходе появляется сигнал, формирующий на выходе одновибратора 18 импульс, который проходит через элемент И 10 на второй вход триггера 5. На выходе триггера 5 ус- 50 танавливается "Лог. 1", которая поступает на первый вход селектора

13 и переключает его, а поступая на первый вход элемента И 12, открывает последнии Кроме того сигнал с 55 выхода одновибратора 18 поступает на третий вход счетчика 7 и в последний из регистра 4 заносится адрес начала области памяти, содержащей информацию к введенному слову. Из запоминающего блока 20 считывается содержимое первой ячейки, хранящей информацию к изучаемому слову. С элементов 21< 21 ...,21р, шины

21 оно через селектор 13 поступает на второй вход блока 6 индикации.

По спаду сигнала, поданного на третий вход блока б индикации через элемент ИЛИ 17 с выхода одновибратора

18, учебная информация восгрсизводится на экране. Изменение кодов, подаваемых на входы схемы 14 сравнения, вызывает исчезновение сигнала на ее втором выходе. "Лог. 1" с выхода триггера 5 через элемент ИЛИ 11 и открытый элемент И 15 запускает генератор 16 тактовых импульсов. Поступление тактового импульса на второй вход счетчика 7 влечет считывание из запоминающего блока 20 следующей порции учебной информации, записанной в следующей ячейке памяти. По спаду тактового импульса, проходящего через открытый элемент И 12 и элемент, ИЛИ 17 на третий вход блока 6 индикации, на его экране воспроизводится данная информация. Так происходит до тех пор, пока на некотором такте из запоминающего блока 20 не считывается содержимое последней ячейки с нужной учебной информацией.

Содержащаяся в ее маркерном разряде

"Лог. 1" с элемента 21 шины 21 по" ступает на инверсный вход элемента

И 15, который закрывается, отключив генератор тактовых импульса.

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет автоматизировать процесс изучения морфологии иностранного языка, причем в отличие от прототипа изучаемая информация может предъявляться обучаемому в порядке, предусмотренном учебной программой, а не в зависимости от местоположения данной информации в запоминающем устройстве. Кроме того, отсутствие ограничений на объем учебной информации, относящейся к одному иностранному слову, позволяет приводить изучающему несколько синони" мов перевода, дополняя их при необходимости грамматическими сообщениями и т.п, по сравнению с прототипом устройство обладает большей надежностью благодаря упрощению его конструкции, а также более высоким

025

Формула изобретения

Составитель В.Тюркин

Техред М.Моргентал Корректор М.Пожо Редактор А.Маковская

Заказ 6302 Тираж 459 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

9 1417 быстродействием, так как для выборки нужной информации не требуется последовательного просмотра всех ячеек запоминающего устройства.

Следовательно, по сравнению с прототипом электронное устройство обладает расширенными функциональными возможностями и областью применения, что достигнуто повышением эффектив- 10 ности его применения в процессе изучения языка, повышением надежности и быстродействия.

Электронное устройство для изучения морфологии иностранного языка, содержащее блок ввода, регистр, счетчик, запоминающий блок, элементы И, блок индикации и элемент ИЛИ, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью увеличения эффективности обучения путем повышения быстродействия устройства, в него введены допол-2 нительные элементы ИЛИ, схема совпадения, схема сравнения, одновибратор, триггер, селектор, генератор тактовых импульсов, двухвходовый регистр и сумматор, причем первый выход блока ввода связан с первыми входами первого и второго элементов ИЛИ, двух" входового регистра, триггера, блока индикации и счетчика, второй выход блока ввода соединен с первым входом регистра, выход которого подключен к входу схемы сравнения, первому входу селектора и соответствующим входам схемы совпадения, а выход последней через первый вход первого элемен-, t та И связан с вторым выходом триггера„ при этом выход триггера подсоединен к первым входам третьего элемента ИЛИ, второго элемента И и к второму входу селектора, выход которого подключен к второму входу блока чндикации, причем первый вход схемы сравнения через второй вход третьего элемента ИЛИ и прямой вход третьего элемента И подключен к входу генератора тактовых импульсов, выход которого присоединен к вторым входам второго элемента ИЛИ, счетчика и второго элемента И, а выход второго элемента И через первый вход четвертого элемента ИЛИ связан с третьим входом блока индикации, при этом второй выход схемы сравнения через одновибратор соединен с вторыми входами первого элемента И и первого элемента

ИЛИ, выход которого подключен к второму входу регистра, а выход одновибратора присоединен к третьему входу счетчика, второму входу четвертого элемента ИЛИ и к третьему входу второго элемента ИЛИ, связанного выходом с вторым входом двухвходового регистра,.причем третий вход двух" входового регистра связан с выходом сумматора, а выход — с первым входом сумматора и через четвертый вход счетчика — с входом запоминающего блока, при этом соответствующие выходы запоминающего блока связаны с третьим, входом селектора, вторым входом сумматора, четвертым входом двухвходового регистра, с инверсным входом третьего элемента И и вторым входом схемы сравнения.

Электронное устройство для изучения морфологии иностранного языка Электронное устройство для изучения морфологии иностранного языка Электронное устройство для изучения морфологии иностранного языка Электронное устройство для изучения морфологии иностранного языка Электронное устройство для изучения морфологии иностранного языка Электронное устройство для изучения морфологии иностранного языка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для автоматизации процесса обучения иностранному языку

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при обучении языкам

Изобретение относится к учебным пособиям и может быть использовано при обучении как детей, так и взрослых, языкам
Изобретение относится к способам изучения иностранных языков посредством восприятия аудиовизуальной информации и базируется на современном уровне развития психологии обучения с использованием рекомендуемых, проверенных практическим опытом, методом аутогенной тренировки, подготавливающих обучаемых к высокоэффективному восприятию изучаемого материала на субсенсорном (неосознанном) и сенсорном (осознанном) уровнях его усвоения

Изобретение относится к педагогическим и лингвистическим процессам, а именно к способам обучения языку, а также к способам изучения языка
Наверх