Устройство для обучения сборке электрических цепей

 

Изобретение может быть использовано для обучения сборке электрических цепей. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей . В устройстве обеспечивается контроль последовательности и правильности действий обучаемого при сборке электрических цепей. В процессе сборки заданной преподавателем электрической схемы обучаемый выполняет соединения на наборе 2 соединительных плат, приобретая и закрепляя навыки проведения монтажных операций. При этом процесс сборки разбивается на этапы и проводится в порядке возрастания номера этапа, индицируемого индикатором 10 этапа сборки. На каждом этапе обучаемый вьтолняет одно соединение. Индикатор 8 правильных действий сигнализирует о правильности выполнения этапов. В случае правильного выполнения всех этапов сборки заданной схемы блок 11 управления вьщает управляющий сигнал на электромагнит 4. При этом посредством блока 3 герконов к контактам набора 2 соединительных плат подключаются элементы набора 1 электрических элементов, а на блок 12 питания подается сигнал, разрешающий подачу напряжения на собранную цепь. 1 ил. сл

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„Я0„„1444871 А 1 (5!! 4 Л 09 R 23/18

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4195274/?4-21 (22) 16.02.87 (46) 15.12,88, Бюл. 1! 46 (71) Куйбышевский политехнический институт им. В.В.Куйбышева (72) А.И,Шимаров и В.М.Нестеренко (53) 629.317.32 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1059603, кл. G 09 В 23/18, 1979.

Авторское свидетельство СССР

У 1095222, кл. G 09 В 23/18, 1981. (54) УСТРОЙСТВО ДПЯ ОБУЧЕНИЯ СБОРКЕ

ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ (57) Изобретение может быть использовано для обучения сборке электрических цепей. Цель изобретения— расширение дидактических возможностей, В устройстве обеспечивается контроль последовательности и правильности действий обучаемого при сборке электрических цепей . В процессе сборки заданной преподавателем электрической схемы обучаемый выполняет соединения на наборе 2 соединительных плат, приобретая и закрепляя навыки проведения монтажных операций.

При этом процесс сборки разбивается на этапы и проводится в порядке возрастания номера этапа, индицируемого индикатором 10 этапа сборки. На каждом этапе обучаемый выполняет одно соединение. Индикатор 8 правильных действий сигнализирует о правильности выполнения этапов. В случае правильного выполнения всех этапов сборки заданной схемы блок 11 управления выдает управляющий сигнал на электромагнит 4. При этом посредством блока

Ж

3 герконов к контактам набора 2 соединительных плат подключаются элементы набора 1 электрических элементов, а на блок !2 питания подается сигнал, разрешающий подачу напряжения на собранную цепь. 1 ил.

1 4ь

00 4

1444871

Изобретение относится к устройствам для обучения сборке электрических цепей.

Целью изобретения является расши5 рение дидактических возможностей устройства.

У

Указанная цель достигается за счет осущестнления устройством контроля последовательности и правильности действий обучаемого при сборке электрической цепи, ускорения процесса сборки цепи, развития навыков рациональной сборки электрических цепей. 15

На чертеже представлена структурная схема предлагаемого устройства, Устройство содержит набор 1 электрических элементов, набор 2 соединительных плат, блок 3 герконон с 2о электромагнитом. 4, коммутатор 5, элементы И 6, элемент ИЛИ 7, индикатор 8 правильных действий, счетчик

9 и индикатор 1О этапов сборки, блок

11 управления, блок 12 питания уст- 25 ройства, входящие н индикатор 8 правильных действий зуммер 13 и табло

14 "Правильно", Набор 1 элементов включает в себя вольтметры, амперметры, резисторы, 3п конденсаторы, полупроводниковые приборы и другие элементы электрической цепи. Этот набор рассчитан на проведение цикла работ, связанных со сборкой и исследованием ряда электрических схем, Состав набора 1 может изменяться, для этого нсе его элементы подключены к блоку 3 герконов через разъемы.

Набор 2 соединительных плат распо-4О ложен так, что рядом с каждым из элементов набора элементов закреплена одна из плат. Платы имеют число контактов, соответствующее кочичеству выводов элементов, и предназначены 45 для проведения сборки электрических цепей посредством монтажных проводов, подключаемых к контактам этих плат винтами или пайкой так, как это делается при производстве аппаратуры.

Блок 3 герконов предназначен для подключения контактов соединительных плат в процессе сборки электрических .цепей к коммутатору S, а после окончания сборки — к выводам элементов набора 1, 55

Коммутатор 5 предназначен для подключения каждой пары соединяемых между собой контактов к входам одного из элементов И, Элементы И 6 осуществляют контроль правильности установки соединительных проводон при сборке схемы, Количество элементов И соответствует максимальному количеству проводов, используемых при сборке электрических схем. Индикатор 8 правильных действий включает в себя зуммер 13 и табло 14 "Правильно" и служит для звуковой и световой индикации правильности соединений при сборке цепи. Счетчик 9 этапов сборки предназначен для подсчета количества правильно установленных соединительных проводов и подачи тестового сигнала на первые входы элементов И.

Блок 1! управления производит ус-тановку коммутатора 5 в положение, соответствующее собираемой схеме, а счетчик 9 — н состояние, соответствующее номеру начального этапа сборки схемы, сравнивает количество правильно установленных проводов с тем их количеством, которое должно быть s полностью собранной схеме, и по окончании сборки выдает сигнал, по которому от набора 2 соединительных плат отключаются элементы И, а подключается к нему набор 1 электрических элементов.

Устройство работает следующим образом.

Преподаватель выдает учащемуся методические указания по работ» и принципиальную схему, по которой необходимо собрать электрическую цепь из набора 1 электрических элементов, и провести исследование этой цепи, Процесс сборки укаэанной цепи разбит на ряд этапов, на каждом из которых производится соединение двух ныводов элементов, т.е. производится установка одного провода, В соответ" ствии с этими этапами на принципиальной схеме выделены цветом и пронумерованы все проводники, соединяющие выводы элементов. Сборка цепи производится в порядке возрастания номе" ров этапов и соответствует наиболее рациональному для данной схемы алгоритму действий.

В исходном состоянии контакты соединительных плат отключены от выво дов элементов набора и соединены с нходами коммутатора 5, в счетчик 9 записана единица, а на табло индикатора 1Î светится надпись "Этап 1".

1444871

После получения задания учащийся вводит в блок ll управления данные о номере принципиальной схемы и количестве этапов, соответствующих сбор5 ке этой схемы, При этом каждая пара контактов соединительных плат набора

2, которые должны быть соединены между собой, через нормально замкнутые контакты герконов блока 3 и ком в 10 мутатор 5 подключается к входам соответствующего элемента И 6, а на контакт одной из соединительных плат

2, который должен быть использован при сборке электрической цепи на 15 первом этапе, подается тестовый сигнал (потенциал, соответствующий логической единице).

Если по заданию преподавателя производится сборка только части слож- 20 ной электрической цепи, то н блок 11 управления вводят также данные о номере этапа, с которого должна начаться эта сборка„ При этом тестовый сигнал подается на контакт платы, соот- 25 ветствующий указанному этапу сборки, В процессе выполнения задания учащийся выполняет действия, максимально приближенные к реальной работе. При этом монтажными проводами 30 соединяются контакты соединительных плат набор 2, соответствующие по их расположению выводам элементов набора 1. Сборка цепи ведется в соответствии с нумерацией этапов, указанной на принципиальной схеме, Концы проводов закрепляются на платах посредством винтов или пайки.

При правильной установке провода тестовый сигнал проходит с одного 40 соединяемого кон акта на другой, на обоих входах соответствующего элемента И 6 появляется потенциал, соответствующий логической единице, и с выхода этой схемы через элемент ИЛИ 7 4 в счетчик 9. этапов записывается единица, при этом срабатывает зуммер

13 и загорается íà 1 — 2 с табло 14

-"Правильно", а тестовый сигнал подается на контакт другой соединитель- в0 ной платы набора 2, соответствующей следующему этапу сборки.

Текущий номер этапа выводится на индикатор 10 а также подается в .блок II управления, При равенстве текущего и максимального номеров этапов сборки блок 11 управления выдает управляющий сигнал на электромагнит 4, при этом посредством блока 3 герконов от контактов набора 2 соединительных плат отключаются элементы И 6 и подключаются к ним элементы собираемой цепи, а на блок 12 пи— тания подается сигнал, разрещающий подачу напряжения на собранную цепь, Таким образом, соединение выводов элементов набора 1 заменено соединением контактов набора 2 соединительных плат, по своему расположению соответствующих э1им выводам. После заверщения сборки к этим контактам автоматически подключаются выводы элементов набора 1.

Формул а и з о б р е т е н и я

Устройство для обучения сборке электрических цепей, содержащее, набор электрических элементов, коммутатор, индикатор правильных действий, блок питания, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей, н него введены элементы И по числу соединений в собираемой обучаемым схеме, элемент ИЛИ, счетчик и индикатор этапов сборки, блок герконов с электромагнитом, набор соединительных плат с числом контактов, равным количестну выводов набора электрических эле— ментов, и блок управления, входы которого соединены с выходами счетчика этапов сборки, входами индикатора этапов сборки и соответствующими первыми входами элементов И, первый выход блока управления соединен с управляющим входом коммутатора, выходы которого соединены с соответствующими входами элементов

И, выходы которых соединены с входами элемента ИЛИ, выход которого соединен с индикатором правильных действий, с нходом счетчика этапов и с вторым выходом блока управления, третий выход которого соединен с управляющим входом блока питания и с электромагнитом блока герконон, подвижные контакты блока герконон соединены с соответствующими контактами набора соединительных плат,нормально замкнутые контакты блока герконов соединены с соответствующими входами коммутатора, нормально разомкнутые контакты — с соответствующими нынодами набора электрических элементов.

Устройство для обучения сборке электрических цепей Устройство для обучения сборке электрических цепей Устройство для обучения сборке электрических цепей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к лабораторному оборудованию по электродинамике

Изобретение относится к наглядным учебным приборам и может быть использовано при исследовании и демонстрации междуэлектродных электростатических полей

Изобретение относится к демонстрационным приборам по физике и может быть использовано, например, в учебном процессе

Изобретение относится к демонстрационным устройствам

Изобретение относится к области учебных приборов по электронике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к средствам обучения и может использоваться в качестве дидактического материала при индивидуальном и групповом обучении сборке электрических цепей

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано на лабораторных занятиях в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам по физике и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных учебных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных учебных заведениях по курсу физики и электротехники для изучения и углубления знаний физических законов и явлений

Изобретение относится к средствам обучения учащихся в учебных заведениях различного уровня на уроках физики, а именно к средствам проведения лабораторных работ по разделу "Электродинамика" школьного курса физики

Изобретение относится к области электротехники
Наверх