Зубчатая передача

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к зубчатым передачам со смазкой. Цель - повьш1ение долговечности, достигается за счет компановки смазкосодержащих канавок на рабочих поверхностях зубьев. Смазкосодержащие канавки 2 на рабочих поверхностях 1 зубьев зацеплянйцихся колес (доказан зуб одного колеса) разделены полосой поверхности 1 на две группы вдоль полюсной линии 3 контакта . Ширина полосы (0,15-0,25 im,- где m - модуль зацепления. Образующие канавок 2 описаны радиусом R и обращены выпуклостями к линии 3. Хорды аЬ и de дуг радиуса R в обеих группах канавок 2 наклонены к линии 3 и параллельны . Стенки канавок 2 на их торцах могут быть выполнены по радиусу . В зацеплении канавки 2 зуба одного колеса накладываются на аналогичные канавки зуба другого колеса. По скольку в зацеплении взаимодэйств шт головки и ножки зубьев, то при нало-- жении канавок 2 разноименных групп канавки 2 пересекаются между собой, обеспечивая максимальный охват смазываемых участков поверхности 1 о Смазка вьщавливается из канавок 2, образуя смазочный слой. В зоне полосы, разделяющей две группы канавок 2, скорость относительного скольжения профилей минимальна, позтому смазки не требуется. Канавки 2 являются концентраторами напряжений, поэтому уменьшение их количества на поверхности 1 ведет к повышению долговечности колес. 1 з.п.ф-лы, 2 ило (Э Ш .

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

yg g F 16 Н 57/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4190277/25-28 (22) 26.11.86 (46) 07,01, 89. Бюл. И- 1 (71) Ленинградский механический институт им.Маршала Советского Союза

Д.Ф.Устинова (72} В.Г.Тюленев, И.Б.Ухань и А.Г.Блинов (53) 621.833 (088.8) (56) Орлов П.И. Основы конструирования. -- М.: Машиностроение, 1977р т.2, с.389, рис.377з.

Авторское свидетельство СССР

0 898191, кл. F 16 Н 55/17, F 16 Н 57/04, t978. (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57} Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам со смазкой. Цель — повышение долговечности, достигается за счет компановки смаэкосодержащих канавок на рабочих поверхностях зубьев. Смазкосодержащие канавки 2 на рабочих поверхностях 1 зубьев зацепляющнхся колес (цокаэан зуб одного колеса) разделены полосой поверхности 1 на две

„„Я0„„1449753 А 1 группы вдоль полюсной линии 3 контак та. Ширина полосы (0,15 0,251ш,, где

m — модуль зацепления. Образующие канавок 2 описаны радиусом R и обра щены выпуклостями к линии 3. Хордь. аЬ и de дуг радиуса R в обеих группах канавок 2 наклонены к линии 3 и параллельны. Стенки канавок 2 на их торцах могут быть выполнены но радиусу. В зацеплении канавки 2 зуба одно го колеса накладываются на аналогичные канавки зуба другого колеса. Поскольку в зацеплении взаимодействуют головки и ножки зубьев, то при нало-; жении канавок 2 разноименных групп канавки 2 пересекаются между собой, д обеспечивая максимальный охват смазываемых участков поверхности 1. Смаэ=- g ка выдавливается из канавок 2, образуя смазочный слой. В зоне полосы, разделяющей две группы канавок 2, скорость относительного скольжения профилей минимальна, поэтому смазки не требуется. Канавки 2 являются концентраторами напряжений, поэтому 4 уменьшение их количества на поверхности 1 ведет к повьппению долговеч- 1 © ности колес. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

1449753

Изобретение относится к машиност-! роению, в частности к зубчатым пере. дачам со смазкой.

Целью изобретения является повышение долговечности зубчатой переда5 чи за снет компановки смазкосодержащих канавок на рабочих поверхностях зубьев, На фиг.1 изображена рабочая поверхность зуба одного из колес передачи, на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1.

Зубчатая передача содержит два зацепляющихся зубчатых колеса (на фиг ° 1 изображен зуб одного из колес, второе 5 не показано) с линейным контактом зубьев. На рабочих поверхностях .1 зубьев каждого из колес выполнены смазкосодержащие канавки 2 с криволинейной образующей. На каждой рабочей поверхности 1 канавки 2 разделены полосой этой поверхности 1 вдоль полюсной линии З.контакта на две группы. Ширина полосы выбрана равной (0,15-0,25)m, где m — модуль зацепления, Образующие канавок 2 в каждой группе выполнены в виде обращенных выпуклыми сторонами к полюсной линии

3 контакта дуг окружностей радиусом

R. Хорды аЬ u de дуг окружностей разных групп канавок 2 на рабочей повер30 хности 1 каждого зуба наклонены к полюсной линии 3 контакта и эквидистантны. Стенки канавок 2 на их торцах могут быть выполнены по радиусу

r (фиг.2). 35

Канавки 2 группы, размещенной на ! головке зуба, отстоят от ее вершины на расстоянии с, а канавки 2 группы, размещенной на ножке, на расстоянии

c40,25 ° m. Величины с и с+0,25. m обоз- » начают границы активного участка профиля зуба и являются характеристиками конкретного зацепления. Суммарная площадь канавок 2 на двух контактирующих рабочих поверхностях 1 зубьев эацепляющихся колес принимается равной 25-30% площади поверхности 1. Иэ этого условия рассчитывается геометрия и число канавок 2.

Зубчатая передача работает следу- 50 ющим образом.

При зацеплении двух зубчатых колес смаэкосодержащие канавки 2 рабочей поверхности 1 зуба одного колеса накладываются на аналогичные канавки рабочей поверхносTH 3уба другого колеса. В зацеплении взаимодействуют головка с ножкой соответствующих syбьев и наоборот ° Поэтому при наложении канавок 2, принадлежащих к разноименным группам (головки и ножки), за счет противоположного в зацеплении наклона хорд дуг образующих окружностей соответствующих канавок 2, последние пересекаются между собой, обеспечивая максимальный охват смазываемых участков рабочих поверхностей 1 контактирующих зубьев. Под действием сил трения и контактных напряжений смазка выдавливается из канавок 2, образуя смазочный слой на рабочих поверхностях 1. В зонах поверхностей 1, ограниченных участками с и с+0,25 m смазки не требуется. Не требуется ее и в зоне полосы, разделяющей две группы канавок 2 вдоль нолюсной линии 3 контакта, где скорости скольжения профилей эацепляющихся зубьев минимальны.

Таким образом, смазка рабочей поверхности 1 обеспечивается меньшим числом канавок 2, размещенных на этой поверхности. Поскольку канавки 2 являются концентраторами напряжений, то уменьшение их числа повышает долговечность колеса.

Ф о р м у л а изобретения

1. Зубчатая передача, содержащая два зацепляющихся зубчатых колеса с линейным контактом зубьев, на рабочих поверхностях зубьев по крайней мере одного из колес выполнены смазкоудерживающие канавки с криволинейной образующей, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения долговечности, смазкоудерживающие канавки выполнены и на рабочих поверхностях зубьев другого колеса, на каждой рабочей поверхности канавки разделены полосой этой поверхности вдоль полюсной линии контакта на две.группы, ширина полосы выбрана равной (0,15-0,25) ° m, где m — модуль зацепления, образующие канавок в каждой группе выполнены в виде обращенных выпуклыми сторонами к полюсной линии контакта дуг окружностей, а хорды дуг окружностей разных групп канавок на рабочей поверхности каждого зуба наклонены к полюсной линии контакта и эквидистантны.

2. Передача по п.1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что стенки канавок на торцах последних выполнены по радиусу.

1449753

A-А

Составитель М.Левинский

Техред М.Дидык Корректор Л.Патай

Редактор Н.Гунько

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 6949/37 Тираж 784 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , к системам смазки многоступенчатых передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в .червячных редукторах, смазываемых жидким маслом

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для подачи жидкой смазки к узлам и деталям передач

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к механическим передачам, работающим с пластичной смазкой

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в червячных передачах с автономной смазкой

Изобретение относится к авиационной технике, а более конкретно к конструктивным особенностям, относящимся к охлаждению редукторов вертолета

Отдушина // 2112174

Картер // 2115854
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для конструирования корпусных деталей редукторов, работающих в условиях перемещения в пространстве

Редуктор // 2124660

Изобретение относится к системам смазки, в частности к гибридной системе смазки с автономной откачкой масла для применения в агрегате трансмиссии

Изобретение относится к машиностроению, в частности к закрытой быстроходной цепной передаче с роликовыми и зубчатыми цепями

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к бронетанковой технике, в частности к устройствам системы смазки и гидроуправления трансмиссией

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания
Наверх