Способ определения эксплуатационной нагруженности подшипникового узла трения

 

Изобретение относится к трибологии . Целью изобретения является упрощение за счет снижения трудоемкости сбора необходимой информации о функционировании узла трения. Измеряют эксплуатационную температуру узла трения в заданной точке.Определяют по ней эксплуатационный момент трения как функцию времени. Проводят испытания на физической модели узла трения при различных нагрузочно-температурных режимах и строят для модели зависимость нагрузки от момента трения и температуры в заданной точке. С учетом эксплуатационных зависимостей температуры и момента трения по построенной зависимости определяют эксплуатационную нагрузку как функцию времени. 2 ил. (О (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„>462164 д1 (51)4 G 01 N 19/02

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4214254/25-28 (22) 23.03.87 (46) 28.02.89. Бюл. У 8 (71) Институт физико-технических проблем Севера Якутского филиала

СО АН СССР (72) О.Б. Богатин, Н.П. Старостин и И.Н. Черский (53) 620.178.16 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N- 1133498, кл. G 01 N 3/56, 1982. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАГРУЖЕННОСТИ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА ТРЕНИЯ (57) Изобретение относится к трибологии. Целью изобретения является упрощение эа счет снижения трудою, И.Н

16

70 Фд fO 80 мин. фис. р

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ . И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР емкости сбора необходимой информации о функционировании узла трения.

Измеряют эксплуатационную температуру узла трения в заданной точке.Определяют по ней эксплуатационный момент трения как функцию времени.

Проводят испытания на физической модели узла трения при различных нагрузочно-температурных режимах и строят для модели зависимость нагрузки от момента трения и температуры в заданной точке. С учетом эксплуатационных зависимостей температуры и момента трения по построенной зависимости определяют эксплуатационную нагрузку как функцию времени.

2 ил.

1462164

Изобретение относится к трибологИи и может быть использовано для

i о 1ределения эксплуатационных условий уэ лов трения.

Целью изобретения является упрощение за счет снижения трудоемкости сбора необходимой информации о функцнонировании узла трения.

На фиг.1 представлены измеренная эксплуатационная временная зависи\ мость температуры и определенная по н и эксплуатационная временная зависимость момента трения, на фиг.2 задаваемая нагрузка и нагрузка,опре-! дфленная по способу.

Способ осуществляют следующим обрйзом.

В исследуемом узле трения устанавI ливают в заданной точке термочувствнтельный элемент. Узел испытывают в:-характерном для него режиме, регистрируя его температуру Т (t).

По зависимости Т (t), решая обЭ ратную задачу теплопроводности, нахОдят.тепловыделение Q(t) в контакте и по известной зависимости находят эксплуатационный момент трения: где К вЂ” постоянный коэффициент, И вЂ” скорость вращения.

Далее проводят испытанйя на физической модели узла трения. Для этого последнюю нагружают, направляют

И регистрируют момент трения N и температуру Т в заданной точке. ИзмереНия повторяют при различных нагру=- очно-температурных режимах и строят

-)aaHcHMocTa нагрузки P от М и Т:

Р = F (М, Т). э

Эксплуатационную нагрузку Р находят по формуле: Р (t) = Р (М (t) р J, (t) ) °

Пример. В качестве испытуемого узла трения брался полимерный подшипник скольжения размерам ф32»

> )26 v, 20 мм, диаметр вала 25,5 мм, материал подшипника ФИК20, материал вала сталь 45. Испытания проводились при скорости 0,39 м/с.

При испытаниях узла трения регистрировалась температура в центре контакта на глубине 1,2 мм с помощью медьконстантановой термопары.

На фиг.1 представлены результаты

9 замеров Т (t) (кривая 1) и определенная по Т () зависимость N (t) (кривая 2).

При испытаниях на модели температура Т измерялась тем же образом, а момент трения М вЂ” с помощью упругого элемента, оснащенного тензорезисторами. Результаты соответствующих испытаний представляют в виде зависимости P = Г(М,Т), подставляя в которую М (t) и Тз()(фиг.1)находят эксплуатационную нагрузку Р как функцию времени.

На фиг.2 показаны задаваемая нагрузка (сплошная линия) и нагрузка, определенная по "пособу.

Формула изобретения

Способ определения эксплуатационной нагруженности подшипникового узла трения, заключающийся в том, что регистрируют параметры функционирования узла трения и проводят испытания его физической модели, по котбрым судят об эксплуатационных условиях функционирования узла трения, о т-. личающийся тем, что,.с целью упрощения, в качестве параметра функционирования узла трения измеряют его эксплуатационную температуру в заданной точке, по которой определяют эксплуатационный момент трения как функцию времени, испытания на физической модели проводят при различных нагрузочно-температурных режимах, измеряют каждый раз момент трения и температуру модели в заданной точке и определяют для модели зависимость нагрузки от момента трения и температуры в заданной .точке, а эксплуатационную нагрузку в узле трения как функцию времени определяют с учетом зависимости и эксплуатационных момента трения и температуры как функций времени.

1462164

zO а

Фие. 2

Составитель И. Солдатенков

Техред Л. Олийнык Корректор В. Гирняк

Редактор Н. Горват

Заказ 666/40 Тираж 788 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям-и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ определения эксплуатационной нагруженности подшипникового узла трения Способ определения эксплуатационной нагруженности подшипникового узла трения Способ определения эксплуатационной нагруженности подшипникового узла трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области трибологии

Изобретение относится к приборам для определения коэффициентов внешнего и внутреннего трения сыпучих материалов

Изобретение относится к измерительной чехникв к может быть использовано в майииностроении при определении коэффициента трения качения механизма свободного хода

Изобретение относится к методам трибологических испытаний

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике и может быть использовано в машиностроении для опреде ления силы трения взаимоперемешаюш.ихся деталей

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для исследования трения твердых тел маятниковым способом

Изобретение относится к технике для трибологических испытаний волокнистых материалов.

Изобретение относится к области трибометрии, в частности, к конструкциями устройств для прецензионных исследований процессов трения и износа как в присутствии смазочных материалов различного типа, так и в их отсутствии (при изучении процессов "сухого трения" конструкционных материалов)
Изобретение относится к способам исследования, в частности к способам контроля равномерности распределения компонента в смеси, используемым при контроле гомогенизации смеси смешиваемых компонентов, и может быть использовано в химической промышленности

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к аппаратуре, оценивающей коэффициент сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и предназначено для использования при исследовании устройств, транспортирующих сыпучие материалы с помощью вибрации

Изобретение относится к средствам исследования материалов механическим способам, а именно к средствам оценки коэффициента сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к материаловедению и может быть использовано для определения фрикционных свойств волокна, в частности волокна волос

Изобретение относится к области исследования материалов механическими способами, в частности к определению коэффициента трения

Изобретение относится к измерению коэффициента сцепления колеса, например автомобильного, с дорожным покрытием
Наверх