Тренажер для обучения методам поиска повреждений кабельных линий связи

 

Изобретение относится к технике обучения. Цель изобретения - расширение области применения за счет.имитации величины дисперсионных искажений в оптических волокнах. Тренажер содержит имитаторы 1 и 7 входного и выходного концов оптического кабеля, преобразователь 2 световых сигналов в электрические, регулируемую линию задержки 3, формирователь 4 импуль сов, имитатор 5 дисперсионных искажений и преобразователь 6 электрических сигналов в оптические. Световой зондирующий импульс через имитатор 1 поступает на преобразователь, 2. Вьфаботанный им электрический импульс далее задерживается на время, равное имитируемому времени задержки зондирующего импульса в оптическом кабеле, и поступает на формирователь 4. Здесь восстанавливается первоначальная форма импульса, и усиленный импульс поступает на имитатор 5, который генерирует треугольный импульс,с длительностью, соответствующей величине дисперсионных искажений волоконного световода. Этот электрический импульс далее преобразуется в световой импульс и поступает через имитатор 7 на выход ;тренажера. Цель достигается введением имитаторов 5 и 7. 2 ил. i W

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) 3 А2 (5)) 4 G 09 В 23/18

МИ 3,1. 0

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1390633 (21) 4283728/24-09

-(22) 13,07 ° 87 (46) 23,03.89. Бюл. М 11 (72) Е.И.Бороденко, В.В.Верияскин, А.В.Быков, N.Â.Ìåëüíèêîâ и Л.Г.Подзубанов (53) 681.361.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1390633, кл. G 09 В 23/18, 1986. (54) ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МЕТОДАМ

ПОИСКА ПОВРЕЖДЕНИЙ КАБЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ

СВЯЗИ (57) Изобретение относится к технике обучения. Цель изобретения - расширение области применения за счет.имитации величины дисперсионных искажений в оптических волокнах. Тренажер содержит имитаторы 1 и 7 входного и выходного концов оптического кабеля, преобразователь 2 световых сигналов в электрические, регулируемую линию задержки 3, формирователь 4 импульсов, имитатор 5 дисперсионных искажений и преобразователь 6 электрических сигналов в оптические. Световой зондирующий импульс через имитатор 1 поступает на преобразователь, 2. Выработанный им электрический импульс далее задерживается на время, равное имитируемому времени задержки зондирующего импульса в оптическом кабеле, и поступает на формирователь 4. Здесь восстанавливается первоначальная форма импульса, и усиленный импульс поступает на имитатор 5, который генерирует треугольный импульс,с длительностью, соответствующей величине дисперсионных искажений волоконного световода.

Этот электрический импульс далее преобразуется в световой импульс и поступает через имитатор 7 на выход

;тренажера. Цель достигается введением имитаторов 5 и 7. 2 ил.

1467563

З - С.t

Изобретение относится к тренажерам для обучения методам измерения характеристик кабельных линий связи, в частности для обучения методам измерения величины дисперсионных искажений в волоконно-оптических линиях связи, может быть использовано как в учебных целях, так и для объективной оценки квалификации специалистов и является усовершенствованием изобретения по авт.св. В 1390633 °

Целью изобретения является рас- ширение области применения за счет имитации величины дисперсионных искажений в оптических ролокнах.

На фиг.1 изображена функциональная схема тренажера; на фиг.2 — временные диаграммы его работы.

Устройство содержит (фиг.1) имитатор 1 входного конца оптического кабеля, преобразователь 2 световых . сигналов в электрические, регулируемую линию 3 задержки, формирователь

4 импульсов, имитатор 5 дисперсионных искажений, преобразователь 6 электрических сигналов в оптические, имитатор 7 выходного конца оптического кабеля °

Имитатор 1 входного конца оптического кабеля представляет собой короткий отрезок световода. Он предназначен для подключения тренажера к измерительному прибору. Выход имитатора 1 входного конца оптического кабеля соединен с входом преобразователя 2 световых сигналов в электрические при помощи специального склеивающего компаунда, служащего для уменьшения оптических потерь.

Преобразователь 2 световых сигналов в электрические представляет собой обычный фотодиод, например лавинный,.выход которого соединен е входом регулируемой линии 3 задержки.

Регулируемая линия 3 задержки представляет собой обычную электрическую регулируемую линию задержки, задерживающую электрический сигнал на время С . Она служит для имитаЬ ции длины волоконно-оптической ли нии связи. Шкала регулируемой линии задержки проградуирована в соответствии с формулой где $ — длина исследуемой волоконно-оптической линии связи;

С вЂ” скорость распространения светового импульса в волоконном световоде;

t — время распространения зондирующего импульса в волоконном световоде.

Установлением расстояния на шкале регулируемой линии 3 задержки устанавливается время задержки электрического сигнала t» равное имитируемому времени .задержки зондирующего импульса в волоконно-оптической линии связи.

Выход регулируемой линии 3 задержки соединен с входом формирователя

4 импульсов, который представляет собой усилитель с резистивными связями и с эмиттефным повторителем на выходе, устраняющий влияние емкостных параметров электрической цепи на форму выходных импульсов. Формирователь 4 импульсов предназначен для восстановления первоначальной формы поступающего на его вход импульса, искаженного при прохождении .через линию 3 задержки, и усиления его до уровня необходимого для надежного срабатывания имитатора 5 дисперсионных искажений. Выход формирователя 4 импульсов соединен с входом имитатора 5 дисперсионньгх искажений.

Имитатор 5 дисперсионных искажений представляет собой ждущий генератор треугольных импульсов с регулируемой длительностью импульса.

Вход имитатора 5 дисперсионных искажений является входом запуска генератора. Шкала имитатора 5 дисперсионных искажений проградуирована в единицах измерения дисперсионных искажений оптических волокон. Установление различной величины дисперсионных искажений на шкале имитатора 5 дисперсионных искажений приводит к установлению необходимой длительности выходного импульса, служащего для имитации уширения оптического импульса вследствие дисперсионных искажений в оптическом кабеле.

Выход имитатора 5 дисперсионных искажений соединен с входом преобразователя 6 электрических сигналов в оптические.

Преобразователь 6 электрических сигналов в оптические представляет собой обычный светоизлучающий диод (СИД) или полупроводниковый лазер, 3 14

Он своим выходом при помощи склейвающего компаунда соединен с входом имитатора 7 выходного конца оптического кабеля. Имитатор 7 выходного конца оптического кабеля предназначен для подсоединения к тренажеру измерительной аппаратуры и представляет собой отрезок световода.

Устройство работает следующим образом.

Руководитель обучения устанавливает на шкале регулируемой линии 3 задержки длину исследуемого световода и на шкале имитатора 5 дисперсионных искажений величину дисперсионных искажений, характеризующую качество этого световода. Установленная длительность выходного импульса с имитатора дисперсионных. искажений соответственно должна быть большей, чем известная длительность зондирующего импульса.

Обучаемый, используя прибор для измерения дисперсионных искажений в оптических волокнах и кабелях 3, замеряет время между введением в волоконный световод зондирующего импульса и появлением на выходе волоконного световода отклика и определяет длину волоконного световода. Одновременно с этим измеряется величина дисперсионных искажений в исследуемом волоконном световоде. По результатам сравнения установленных значений с ответом обучаемого устанавливается степень усвоения метода измерений.

Работа тренажера практически начинается с момента поступления на входной конец оптического кабеля светового зондирующего импульса, который поступает на вход преобразователя 2 световых сигналов в электрические. Под действием светового импульса на выходе преобразователя 2 вырабатывается электрический импульс (фиг.2а), который поступает на вход регулируемой линии 3 задержки, Регулируемая линия задержки задерживает поступающий на его вход электрический импульс на время t (фиг.2б), раВное имитируемому времени задержки зондирующего импульса в оптическом кабеле. Задержанный электрический импульс с выхода регулируемой линии 3 задержки поступает на вход формирователя 4 импульсов, который восстанавливает первоначальную форму

67563 импульса, искаженного в результате переходных процессов при прохождении через регулируемую линию 3 задержки, и усиливает данный импульс до уровня, гарантирующего надежное срабатывание имитатора 5 дисперсионных искажений (фиг.2в). Восстановленный и усиленный электрический импульс с

ip выхода формирователя 4 импульсов поступает на вход имитатора 5 дисперсионных искажений, который генерирует на своем выходе треугольный импульс с требуемой длительностью, 16 соответствующей величине диснерсионных искажений волоконного световода t (фиг.2г).

Импульс с заданной длительностью с выхода имитатора 5 дисперсионных

2р искажений поступает на вход преобразователя 6 электрических сигналов в оптические, который на своем выходе излучает световой импульс, поступающий на имитатор 7 выходного

25 конца оптического кабеля.

Таким образом световой импульс, излученный измерительным прибором, проходит через тренажер и поступает на вход прибора для измерения дис- .

Зр персионных искажений в оптических волокнах и кабелях.

Излучение светового импульса, задержанного на время, имитирующее время распространения по световоду, и уширенного вследствие имитируемых дисперсионных искажений, фиксируется оптическим приемным устройством и служит для измерения характеристик имитируемого оптического световода.

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

Тренажер для обучения методам поиска повреждений кабельных линий

4б связи по авт.св. 9 1390633, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью расширения области применения за счет имитации величин дисперсионных искажений в оптических волокнах, введены имитатор дисперсионных искажений, включенный между выходом формирователя импульсов и входом преобразователя электрических сигналов в оптический, и имитатор выходного конца оптического кабеля, оптически

55 соединенного с выходом преобразователя электрических сигналов в оптические..

1467563

Заказ 1197/45

Тираж 470 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Рауюская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Редактор С.Пекарь

Составитель В.Смирнова

Техред А.Кравчук Корректор М.Шароши

Тренажер для обучения методам поиска повреждений кабельных линий связи Тренажер для обучения методам поиска повреждений кабельных линий связи Тренажер для обучения методам поиска повреждений кабельных линий связи Тренажер для обучения методам поиска повреждений кабельных линий связи 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным приборам и обеспечивает демонстрацию фазового регулирования выходного напряжения тиристорных выпрямителей

Изобретение относится к учебному оборудованию

Изобретение относится к лабораторному оборудованию по электродинамике

Изобретение относится к наглядным учебным приборам и может быть использовано при исследовании и демонстрации междуэлектродных электростатических полей

Изобретение относится к демонстрационным приборам по физике и может быть использовано, например, в учебном процессе

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к средствам обучения и может использоваться в качестве дидактического материала при индивидуальном и групповом обучении сборке электрических цепей

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано на лабораторных занятиях в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам по физике и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных учебных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных учебных заведениях по курсу физики и электротехники для изучения и углубления знаний физических законов и явлений

Изобретение относится к средствам обучения учащихся в учебных заведениях различного уровня на уроках физики, а именно к средствам проведения лабораторных работ по разделу "Электродинамика" школьного курса физики

Изобретение относится к области электротехники
Наверх