Устройство управления блокировкой гидротрансформатора гидромеханической трансмиссии

 

Изобретение относится к транспортной технике, повьшает надежность устройства управления блокировкой гидротрансформатора (ГТ) и упрощает его управление. Механизм 4 разблокировки -вьтолнен в виде двухпози1 онного клапана (К), полость 17 которого в первой позиции соединена со сливом, а во второй - с выходом электрогидравлического клапана 5„Золотник 14 К связан с сигнализатором 6 разблокировки (С) с помощью толкателя 16. С 6 вьтолнен в виде фигурного кулачка и кинематически связан с рычагом 7 переключения передач. При ручной блокировке ГТЗ водитель включает клапан 5, а при разблокировке выключает его с помощью тумблера 8.. При переключении передач с разблокированным ГТЗ С 6 набегает на толкатель 16 К и перемещает его, а вместе с ним и золотник 14 влево. При этом полость 17 К соединяется чер§з клапан 5 с источником 1 питания, а полость 12 клапана 2 - со сливом 20 К. Полость гйдроцилиндра фрикционного элемента 10 соединяется со сливом клапана 2. ГТЗ раэблокировывается. 2 з,п«ф-лы, 2 шт. W 00 00

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

А1

„.SU 1468 8 (51)4 В 60 К 17/10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ASTOPCHOINV СВИДЕТЕЛЬСТВУ и - iс:.1" Ь и 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Il0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 3895572/31-11 (22) 13 ° 05.85 (46) 30.03.89. Вк1п. В 12 (71) Могилевский машиностроительный институт (72) В.П.Тарасик, В.Ф.Платонов, В.А.1 1ироченко, Н.Н.Горбатенко, С.К.Крутолевич, В.А.Коробкин, Н.И.Калько н О.А.Стребко (53) 629. 113-585.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

0 954684, кл. F 16 Н 47/00, 1981. (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ БЛОКИРОВКОЙ ГИДРОТРАНСФОРМАКОРА ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ (57) Изобретение относится к транспортной технике, повышает надежность устройства управления блокировкой гидротрансформатора (ГТ) и упрощает его управление. Механизм 4 разблоки- . ровкн выполнен в виде двухпози (ионноro клапана (К), полость 17 которого в первой позиции соединена со сливом, а во второй — c выходом электрогидравлического клапана 5. Золотник 14

К связан с сигнализатором 6 разблокировки (С) с помощью толкателя 16.

С 6 выполнен в виде 4игурного кулачка и кинематически связан с рычагом

7 переключения передач. При ручной блокировке ГТЗ водитель включает клапан 5, а при разблокировке выключает его с помощью тумблера 8. При переключении передач с раэблокированным

ГТЗ С 6 набегает на толкатель 16 К и перемещает его, а вместе с ним и soлотник 14 влево. Прй этом полость 17

К соединяется через клапан 5 с источником 1 питания, а полость 12 клапана 2 — со сливом 20 К. Папость гйдроцилиндра фрикционного элемента 10 соединяется со сливом клапана 2, ГТЗ раэблокировывается. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.

1468780

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам управления гидромеханическими трансмиссиями, Цель изобретения - повьппение надежности работы устройства управления блокировкой гидротрансформатора.

На фиг.1 изображена принципиальная схема устройства управления блокиров- 10 кой гидротрансформатора в случае, когда в качестве сигналиэатора разблокировки используется Фигурный кулачок на фиг.2 — вариант устройства с сигнализатором разблокировки, выполненным в виде гидравлического подпружиненного клапана с составным золотником.

Устройство управления блокировкой ! гидротрансформатора состоит из источника 1 давления рабочей жидкости, клапана 2 блокировки гидротрансформатора 3, механизма 4 разблокировки, электрогидравлического клапана 5 включения блокировки и сигнализатора 25

6 разблокиронки.

Сигнализатор 6 разблокировки кинематически связан с рычагом 7 переключения передач. Электрогидравлический клапан включается тумблером 8. Клапан yg

2 блокировки гидротрансформатора 3 выполнен в виде гидравлического клапана с подпружиненным золотником. Его ,выход соединен с полостью гидроцилиндра фрикционного элемента 10 гидротрансформатора 3. Вход клапана 2 соединен с источником 1 давления рабочей жидкости с помощью рабочей гидролинии 11. Полость 12 управления клапана 2 соединена с выходом 13 ме4О ханизма 4 разблокировки, который выполнен н виде подпружиненного двухпозиционного клапана. Он состоит из золотника 14, связанного с одной стороны с пружиной 15, а с другой - с толкателем 16. Кроме того, полость

17 управления клапана 4 посредством канала 18 соединена со сливом 19, а слив 20 перекрыт пояском золотника

14. Вход клапана 4 с помощью гидролинии 21 соединен со сливом 22 электро- 50 гидравлического клапана 5. Вход клапана 5 связан с источником 1 давления рабочей жидкости. Клапан 4 разблокировки соединен с сигнализатором 6 разблокировки посредством толкате-. 55 ля 16.

Сигнализатор 6 разблокировки выполнен н виде фигурного кулачка, однако конструктивно он может быть изготовлен в виде рейки с чередующимися профильными впадинами и выступами.

Сигнализатор разблокировки может быть также выполнен в виде гидравлического подпружиненного клапана 23, состоящего из золотника 24, пружины

25 и трех плунжеров 26-28. Полости

29-32 управления клапана 23 разблокировки, образованные золотником 24 и плунжерами 26-28, соединены гидролиниями 33-36 с магистралями 37-40 управления включением фрикционных элементов коробки передач.

Число полостей упранления сигнализатора разблокировки равно числу фрикционов коробки передач. Вход сигнализатора разблокировки с помощью гидролийии 41 соединен с источником

1 давления рабочей жидкости, а также связан со сливом 42.

Толкатель 16 (фиг.2) выполнен в виде плунжера, который взаимодействует с золотником 14. Полость 43 управления толкателя 16 через канал 44 связана с выходом сигнализатора 23 разблокировки. . Устройство ручного управления блокировкой гидротрансформатора работает следующим образом.

Для блокировки гидротрансформатора

3 водитель включает тумблер 8. В результате золотник электрогидравлического клапана 5 переместится впраBG> перекроет сливное отверстие 22 и соединит источник 1 давления рабочей жидкости с гидролинией 21. Жидкость под давлением через клапан 4 разблокировки, гидролинию 13 поступает в полость 12 управления клапана

2. Возникающее на правом торце золотника клапана 2 осевое усилие перемещает его влево. При этом полость гидроцилиндра фрикционного элемента 10 посредством гидролиний 9 и 11 соединяется с источником 1 давления рабочей жидкрсти. В результате гидротрансформатор 3 блокируется.

Для разблокиронки гидротрансформатора 3 необходимо тумблер 8 перевести в нейтральное:положение, что приводит к выключению электрогидравлического клапана 5. При этом полость

12 управления исполнительного клапана 2 блокировки посредством гидролинии 13 и 21 соединяется со сливом 22 клапана 5 а полость гидроцилиндра

3 146878 фрикционного элемента 10 опорожняется через сливное отверстие клапана 2.

Гидротрансформатор 3 разблокируется.

Автоматическая разблокировка гидротрансформатора 3 при переключении

5 передач (фиг.1) происходит следующим образом.

Водитель перемещает рычаг 7 переключения передач в положение нужной передачи. Кинематически связанный с рычагом 7 сигнализатор разблокировки

6 поворачивается. Профильный выступ сигнализатора 6 разблокировки набегает на толкатель 16 клапана 4 раз блбкировки, вызывая его перемещение влево, а вместе с ним и золотника 14 клапана 4. R своем движении золотник 14 сжимает пружину 15, перекрывает слив 19 и соединяет полость l2 управления клапана 2 посредством гид" ролинии 13 со сливом 20. Полость гидроцилиндра фрикционного элемента 10 гидротрансформатора 3 соединяется со сливом клапана 2. Происходит разбло- 25 кировка гидротрансформатора 3. Одновременно с этим полость 17 управления клапана 4 разблокировки соединяется через канал 21 и электрогидравлический клапан 5 с источником 1 давления рабочей жидкости. В результате (несмотря на то,что после переключения передач толкатель 16 клапана 4 разблокировки вновь займет исходное положение) золотник 14 клапана 4 будет . удерживаться в крайнем положении давлением рабочей жидкости в полости, 17 управления.

Таким образом, при переключении передач происходит автоматическая 49 разблокировка гидротрансформатора 3.

При дальнейшем движении гидротрансформатор 3 находится в разблокированном состоянии. Если снова возникнет необходимость заблокировать гидро- 45 трансформатор 3, необходимо тумблер

8 выключить, а затем опять включить.

Выключение тумблера 8 приводит к тому, что полость 17 управления клапана

4 разблокировки соединяется со сливом

22 электрогидравлического клапана 5.

Золотник 14 клапана 4 под действием усилия пружины 15 возвращается в положение, изображенное на фиг.1. Полость 17 посредс" âîì канала 18 сое55 диняется со сливом 19. Выключение тумблера 8 обеспечивает блокировку гидротрансформатора 3 аналогично описанному.

4

Управление блокировкой гидротрансформатора при выполнении сигнализатора разблокировки происходит следующим образом.

При переключении передач давление в полости 29, связанной с,помощью гидролинии 33 с магистралью 37. выключаемого фрикционного элемента, падает. При этом золотник 24 сигнализатора разблокировки под действием усилия пружины 25 перемещается влево до соприкосновения с плунжером 26.

Полость 43 управления толкателя 16 клапана 4 разблокировки соединяется посредством гидролиний 41 и 44 с источником 1 давления рабочей жидкости .

Толкатель 16, а вместе с ним.и золотник 14 клапана 4 перемещаются влево.

Дальнейшая работа клапана 4 и разблокировка гидротрансформатора 3 происходит так же как и описано по фиг. 1.

По мере возрастания давления в исполнительном цилиндре включаемого фрик ционного элемента происходит увеличение давления в полости 30 управления сигнализатора 23 разблокировки. Как только давление в полости 30 станет больше усилия пружины 25, плунжер 26 и золотник 24 перемешаются влево и сжимают пружину 25 ° При этом полость

43 управления плунжера 16 соединяется со сливом 42.

Таким образом, сигнализатор разблокировки, выполненный в виде гидравлического подпружиненного клапана с составным золотником, обеспечивает автоматическую разблокировку гидротрансформатора 3 при переключениях передач. При дальнейшем движении гидротрансформатор 3 остается в разблокированном состоянии. Чтобы его заблокировать, необходимо выключить

1тумблер 8, а затем снова включить.

Формула изобретения

1. Устройство управления блокировкой гИдротрансформатбра гидр омеханической трансмиссии, содержащее элек" трогидравлический клапан включения блокировки, вхоцы которого гидравлически соединены с источником давления рабочей жидкости и с гидробаком, гидроцилиндр фрикционн<у"о элемента гидротрансформатора, гидравлически сое" диненный посредством рабочей гидролинии с источником давления рабочей жидкости, механизм разблокировки и сигнализатор разблокировки, о т л иСоставитель В. Калмыков

Техред N.Дифык Корректор М.Пожо

Редактор М,Келемеш

Заказ 130б/18 Тираж 527 Подписное

ВНИИПН Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина,101

5 14б878 ч а юще е с я тем, что, с целью повьппения надежности работы устройства, оно снабжено подпружиненным гидроуправляемым двухпозиционным клапа-. ном блокировки, установленным в рабочей гидролинии и соединенным с гидробаком с возможностью соединения в одной его позиции гидроцилиндра фрикционного элемента гидротрансформатора с источником давления рабочей жидкости, в другой — с гидробаком, а механизм разблокировки выполнен в виде подпружиненного двухпозиционного управляемого клапана разблокировки, гидравлически соединенного с полостью управления гидроуправляемого двухпозиционного клапана блокировки со стороны, противоположной действию пружины, с выходом электрогидравли20 ческого клапана включения блокировки и с гидробаком, в одной позиции которого упомянутая полость управления соединена с гицробаком, в другой— с выходом электрогидравлического кла- 2

25 пана включения блокировки, а подпружиненный двухпозиционный управляемый !

0 6 клапан разблокировки со стороны противоположной действию пружины связан с сигнализатором разблокировки.

2. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что сигнализатор разблокировки выполнен в виде фигурного кулачка, кинематически связанного с рычагом переключения коробки передач гидромеханической трансмиссии и с клапаном разблокировки.

3. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что сигнализатор разблокировки выполнен в виде гидрав.лического клапана с подпружиненным составным золотником, имеющего полости управления, образованные корпусом клапана и составными элементами золотника, каждая иэ которых соединена гидролиниями.с фрикционными элементами коробки передач гидромеханической трансмиссии, входы этого клапана гидравлически соединены с источником давления рабочей жидкости и гидробаком, а выход — с полостью управления . подпружиненного двухпоэиционного управляемого клапана разблокировки,

Устройство управления блокировкой гидротрансформатора гидромеханической трансмиссии Устройство управления блокировкой гидротрансформатора гидромеханической трансмиссии Устройство управления блокировкой гидротрансформатора гидромеханической трансмиссии Устройство управления блокировкой гидротрансформатора гидромеханической трансмиссии 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дорожностроительному маи иностроению, в частности Гт з к гидроприводу автогрейдера

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Изобретение относится к устройствам управления трансмиссиями гусеничных машин

Изобретение относится к самоходным машинам, в частности к микротракторам, и может быть использовано в гидротехнических трансмиссиях

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частнос- .ти к сочлененным транспортным средствам , состоящим из двух тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных машин

Изобретение относится к тракторостроению , в частности к устройствам привода активных тракторных прицепов

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссиям самоходных транспортных средств, в частности двухпоточным гидромеханическим передачам

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх