Устройство управления фрикционной муфтой передачи транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Целью изобретения является повьгаение надежности устройства. Устройство отличается

СО(ОЭ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (51)4 В 60 К 41/00

OllH0AHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ASTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

19

Ю

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4302985/40-11 (22) 31.08.82 (46) 30.03.89. Бкя . Ф 12 (72) С.И.Физдель, Я,И.Соболь, А.М.Турчин, Я.И.Деуль и Ю.М.Мущинский (53) 629.113-585 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 556963, кл. В 60 К 41/00, 1977. (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ФРИ1ЩИОН-

НОЙ МУФТОЙ ПЕРЕДАЧИ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, Целью изобретения является повышение надежности устройства. Устройство отличается

14 тем, что механизм 3 плавности содержит плунжер 6, имеющий кольцевой торцовой выступ 21 с прорезями, образующий камеру 23, участки постоянного и переменного сечения на наружной поверхности, внутреннюю ступенчатую расточку, в меньшем диаметре которой размещен шарик 17 обратного клапана, а в большем — пружина 15 и полый шток

13 с отверстием 14. В торцовой части плунжера выполнены дроссельные отверстия 19 и 20, причем площадь проходного сечения дроссельного отверстия

20 в 10-15 раз меньше плошади отвер1

68784 — стия 19. Участок переменного сечения плунжера 6 о бра э ует с к орпус ом камеру 7, связанную через прорези в торцовом выступе 21 с камерой 23, которая через дроссельное отверстие 24 соединена с источником давления рабочей жидкости, а гидролинией 30 соединена с силовым цилиндром 31 фрикционной муфты. Участок постоянного сечения плунжера образует с корпусом камеру 8, сообщенную со сливом, а шток 13 образует с корпусом камеру

9, также связанную со сливом. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам управления фрикционными муфтами механической или гидромеханической передач транспортного сред- 5 ства.

Цель изобретения — повышение надежности устройства;

На фиг.f представлена гидравлическая схема устройства управления фрик- 10 ционной муфтой передачи при положении плунжера в исходном состоянии, на фиг.2 — то же, при промежуточном положении плунжера, на фиг.3 — то же, при конечном положении плунжера, на фиг.4 — разрез А-А на фиг.1.

Устройство управления фрикционной муфтой содержит насос 1 рабочего давления, переливной клапан.. 2, механизм

3 плавного включения муфты и.распре-., делитель 4.

В корпусе 5 механизма плавного включения расположен плунжер 6. Он содержит участок переменного сечения

Б, выполненный в виде конической по25

Верхности> уплотняющий поясок В и образует с корпусом 5 полость 7 между участком переменного сечения Б и расточкой корпуса, полость 8, образованную расточкой корпуса и участком постоянного сечения плунжера, и полость 9. Полости 7 и 8 разделены перемычкой 10. Корпус 5 закрыт торцовой крьппкой 11. Плунжер 6 имеет внутреннюю полость 12, образованную вы-. полненной в нем ступенчатой расточкой. В расточке большего диаметра

2 размещаются полый шток 13 со сквозным отсечным отверстием 14, которое соединяет расточку плунжера 6 с полостью

9, образованной расточкой корпуса 5, поверхностью штока 13, торцовой поверхностью Г плунжера 6 и торцовой крышкой 11, пружина.15, второй конец которой размещен внутри штока 13, и ограничительное кольцо 16. Пружина

15 прижимает ограничительное кольцо

16 к уступу плунжера, образованному разностью диаметров расточек и взаим) но подпружинивает плунжер 6 и шток

13. В расточке меньшего диаметра размещен шарик 17, образующий в совокуп" ности с расточкой и ограничительным кольцом 16 обратный клапан. В ограничительном кольце 16 выполнены отверстия 18, диаметр которых меньше диаметра шарика 17, что исключает выпадание шарика в полость 12. Плунжер

6 имеет также два дроссельных отверстия: осевое 19 и наклонное 20, причем площадь проходного сечения отверстия 1 в 10-15 раз больше площади проходного сечения отверстия 20.

Торец плунжера 6 снабжен кольцевым выступом 21 с прорезями 22 (фиг.4), который образует с дном корпуса 5 камеру 23, соединенную с насосом 1 рабочего давления через дроссельное отверстие 24, распределитель 4 и каналы 25 и 26. В исходном положении плунжера 6 (фиг.1) расстояние от его торца Г до отсечного отверстия 14 в штоке 13 больше на 2-3 мм расстояния от торца Д плунжера до торца Е

84 з 14687 корпуса 5. Распределитель 4 связан со сливом каналом 27. Полости 8 и 9 также соединены со сливом каналами

28 и 29 соответственно. Полость 7

5 соединена с камерой 23 посредством прорезей 22 и каналом 30 с силовым цилиндром 31 фрикционной муфты 32, содержащей нажимной поршень (бустер)

33, пакет ведущих и ведомых дисков

34 трения и отжимную пружину 35.

Устройство работает следующим образом.

IЖидкость от насоса 1 рабочегодавМ ления поступает в механизм 3 плавного включения муфты через распределитель 4, каналы 25 и 26 и заполняет камеру 23, создавая в ней давление (фиг ° 1). Под воздействием давления и потока жидкости шарик 17 отходит от дроссельного отверстия 19 и жидкость через отверстия 18 в ограничительном кольце 16 заполняет полость плунжера

12, а ее избыток сливается через отсечное отверстие 14 в штоке, полость

9 и канал 29. Через прорези 22 (фиг.4) полость 7 и канал 30 жидкость поступает также в силовой цилиндр 31 и быстро заполняет его первоначальный объем, соответствующий исходному положению нажимного поршня 33. Площадь проходных сечений прорезей 22, дроссельных отверстий 19 и 24, усилие пружины 15 в исходном положении и диаметр кольцевого выступа 21 выбраны такой величины, чтобы давление жид- 35 кости в камере 23 обеспечивало заполнение полости 12 к моменту заполнения первоначального объема силового цилиндра 31 или несколько раньше.

Наличие в камере 23 давления позволя- 40 ет выполнить диаметр дроссельного отверстия 19 минимальным, что способствует сокращению времени заполнения жидкостью силового цилиндра 31. Пружина 15 в исходном положении рассчи- 45 тана на давление в силовом цилиндре, соответствующее исходному значению усилия предварительно сжатой пружины

35. Поэтому пружина 15 удерживает плунжер в неподвижном состоянии до тех пор, пока не заполнится жидкостью первоначапьный объем цилиндра 31. После заполнения этого объема давление в силовом цилиндре 31, а следовательно, и в полости 7 начинает возрастать 5

Под воздействием этого давления одновременно с перемещением нажимного поршня 33 начнет перемещаться вправо и плунжер 6. В положении, приведенном на фиг.2, плунжер 6 перекроет отсечное отверстие 14 в штоке 13. 3а счет определенным образом подобранных характеристик пружин 15 и 35 перекрытие отсечного отверстия 14 происходит к моменту окончания заполнения жидкостью силового цилиндра 31 (нажимной поршень 33 коснулся дисков трения

34, зазора между дисками нет). В этом положении расстояние между торцом плунжера Д и торцом корпуса Е составляет 2-3 мм, чем исключается преждевременное "залирание" полости 7 при перемещении плунжера 6, а следовательно, исключается возможность возникновения кратковременных максимальных значений рабочего давления жидкости в силовом цилиндре 31 в начальной стадии включения фрикционной муфты. После перекрытия отсечного отверстия 14 полость 12 оказывается замк1 нутой ° Благодаря подобранным соотношениям площадей (диаметров) плунжера 6 и штока 13! к усилию пружины 15 давление в полости 12 становится большим, чем в полости 7, вследствие чего шарик 17 перекрывает дроссельное отверстие 19. С этого момента скорость перемещения плунжера 6 будет определяться площадью дроссельного отверстия 20, объемом полости плунжера 12 и перепадом давлений между полостями ? и 12, а давление в полости 7, а следовательно, и в силовом цилиндре 31 — сопротивлением расходу жидкости, поступающей в полость

7 через дроссельное отверстие 24 и сливающейся через кольцевое сечение, образованное конической поверхностью

Б плунжера и расточкой корпуса, полость 8 и канал 28. По мере перемещения плунжера 6 вправо упомянутое кольцевое сечение будет постепенно уменьшаться, а давление в силовом

I цилиндре 31 постепенно увеличивается, что и- обеспечивает плавное включение фрикционной муфты 31.

В связи с тем, что дроссельное отверстие 20 не оказывает влияния на скорость заполнения жидкостью силового цилиндра 31, оно может быть выполнено как угодно малым, à его конкретная величина определяется только технологическими возможностями. Поэтому при принятых параметрах скорости перемещения плунжера 6 объем поло" сти плунжера 12 также может быть выполнен минимальным, что обуславлива1468 784

40 ет возможность создания механизма плавного включения фрикционной муфты минимальных размеров.

В конечном (крайнем правом) положении плунжера 6 его уплотнительныи

5 поясок В совмещается с перемычкой корпуса 10 (фиг.3) после чего слив жидкости из полости 7 прекратится, и в ней, а следовательно, и в силовом цилиндре 31 установится максимальное рабочее давление жидкости, величина которого определяется регулировкой переливного клапана 2. При появлении утечек жидкости через уплотнительные элементы силового цилиндра 31 они компенсируются запасом производительности насоса рабочего давления. При более значительных утечках может уменьшиться перепад давления между полостями 7 и 12, а следовательно, увеличиваться время нарастания давления в силовом цилиндре 31. Однако в связи с тем, что утечки в силовых цилиндрах обычно составляют незначительную часть производительности насоса рабочего давления,характер процессов изменения перепада давления между полостями 7 и 12 и нарастания давления в силовом

30 цилиндре останутся практически неиз,мененными.

Для выключения фрикционной муфты распределитель 4 сообщает канал 25 с каналом 27, после чего жидкость сливается из силового цилиндра 31. При этом давление в полости 7 падает, и под воздействием пружины 15 плунжер

6 возвращается в исходное (крайнее левое) положение.

Формула изобрет ения

1. Устройство управления фрикционной муфтой передачи транспортного 45 средства, преимущественно механической или гидромеханической передачи, содержащее связанные магистралями с силовым цилиндром фрикционной муфты и насосом рабочего давления распреде- 50 литель переливной клапан и механизм плавного включения муфты, имеющий корпус с торцовой крышкой и внутренними расточками, размещенный в корпусе подвижный элемент с выполненным по. его оси дроссельным отверстием и упругий элемент, о т л и ч а ю щ е -. е с я тем, что, с целью повышения надежности устройства, механизм плавного включения муфты снабжен полым штоком, имеющим на цилиндрической поверхности сквозное отсечное отверстие, шариком, подвижный элемент выполнен в виде плунжера, имеющего кольцевой торцовой выступ с прорезями и образующего с дном корпуса камеру, участки переменного и постоянного сечения на наружной поверхности и внутреннюю ступенчатую расточку, в меньшем диаметре которой свободно размещен шарик, образующий в совокупности с внутренней расточкой и упомянутым дроссельным отверстием обратный клапан, а в большем диаметре — упру-. гий элемент, и выполненный с воэможностью взаимодействия с. торцовой крышкой полый шток, отсечное отверстие которого сообщает внутреннюю расточку плунжера с полостью корпуса, образованной внутренней поверхностью корпуса, поверхностью штока, торцовой поверхностью плунжера и торцовой крышкой, при этом камера кольцевого выступа плунжера соединена с насосом рабочего давления через распределитель и .с расточкой плунжера через упомянутое осевое. дроссельное отверстие, полость корпуса, образо« ванная участком переменного сечения плунжера, соединена с расточкой плунжера вторым дроссельным отверстием, с камерой кольцевого выступа плунжера — через его прорези и, кроме того, с силовым цилиндром фрикционной муфты, а полость корпуса, образованная расточкой корпуса и участком постоянного-сечения плунжера, и полость корпуса, образованная внутренней поверхностью корпуса, поверхностью штока, торцовой поверхностью плунжера и тор- цовой крышкой, соединены со сливом.

2. Устройство по п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что площадь проходного сечения осевого дроссельного отверстия в 10-15 раз больше площади проходного сечения второго дроссельного отверстия, выполненного в плунжере.

1468784!

ОЯКО 6g

A-A

Фиг, Ф

Редактор М. Келемеш

Заказ 1306/18 Тираж 527 Подпис ное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. ужгород, ул. Гагарина, 101

ft

6 5

0 7

Составитель А. Барыков

Техред М.Яндык Корректор М.Демчик юю

Устройство управления фрикционной муфтой передачи транспортного средства Устройство управления фрикционной муфтой передачи транспортного средства Устройство управления фрикционной муфтой передачи транспортного средства Устройство управления фрикционной муфтой передачи транспортного средства Устройство управления фрикционной муфтой передачи транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть иснользовано на машинах, использующих в комбинированной силовой установке гидравлический аккумулятор энергии

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно - к приводам управления дизельным двигатегг лем и гидромеханической трансмиссией промышленных тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам управления ступенчатой коробкой передач Цель изобретения - повышение эффективности путем обеспечения плавности поступательного движения транспортного средства при изменении его полного веса

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматическим устройствам управления трансмиссией , содержащей все или несколько ступеней, переключаемых без остановки транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления гидроподжимными фрикционными муфтами ступенчатых коробок передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть-использовано, например, в тракторах

Изобретение относится к бесступенчатым трансмиссиям, предназначенным для транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания, связанные с бесконечным трансмиссионным элементом, образующим замкнутую петлю вокруг двух шкивов

Изобретение относится к системе управления агрегатом на пересеченной местности и может быть использовано в качестве системы корректирования скорости и вертикальных нагрузок на ведущие колеса, средства силового регулирования (и перераспределения) опорных реакций и скорости движения сельскохозяйственного агрегата на пересеченной местности и в горной зоне

Изобретение относится к автотракторной технике и предназначено для контроля за режимами работы и состоянием агрегатов транспортного средства

Изобретение относится к системам автоматического управления узлами и механизмами транспортного средства, а также их контроля и диагностики

Изобретение относится к области авто-, тракторо-, самолетостроении и любых других мобильных машин и может быть использовано при проектировании систем управления движением транспортных и тяговых машин, обеспечивающих устойчивость их движения, эффективность торможения и улучшение их тягово-экономических показателей

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам переключения ступеней в их коробках передач, осуществляемым фрикционными муфтами, включаемыми с помощью гидроцилиндров при подаче в них масла под давлением
Наверх