Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть-использовано, например, в тракторах . Цель изобретения - повьшение надежности гидромеханической трансмиссии . В качестве управляющего воздействия на гидрораспределитель 16 используется давление в главной магистрали гидросистемы управления, зависимое от внешней нагрузки. Давление образовано за счет разностей подач основного и дополнительного гидронасосов 1 и 4, связанных соответственно с насосным и турбинным колесами гидротрансформатора 2, и обеспечивает подключение к напорной гидролинии дополнительного гидронасоса 4 исполнительного гидроцилиндра фрикционной муфты 3 блокировки гидротрансформатора , а также ограничение расхода рабочей жидкости через гидротрансформатор при уменьшении нагрузки или его блокировке. 1 ил. I (/) в

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

256 А1 (19) (11) (51)4 В 60 К 41/16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4289414/27-11 (22) 27.07.87 (46) 15.02.89. Вюл. У 6 (7 1) Челябинский филиал Государственного союзного научно-исследовательского тракторного института (72) В.В.Кийко, Ю.И.Чирихин и В.Л.Довжик (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 1299846, кл. В 60 К 41/00, 1987. (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано, например, в тракторах. Цель изобретения — повышение надежности гидромеханической трансмиссии. В качестве управляющего воздействия .на гидрораспределитель 16 используется давление в главной магистрали гидросистемы управления, зависимое от внешней нагрузки. Давление образовано за счет разностей подач основного и дополнительного гидронасосов 1 и 4, связанных соответственно с насосным и турбинным колесами гидротрансформатора 2, и обеспечивает подключение к напорной гидролинии дополнительного гидронасоса 4 исполнительного гидроцилиндра фрикционной муфты 3 блокировки гидротрансформатора, а также ограничение расхода рабочей жидкости через а

Щ гидротрансформатор лри уменьшении нагрузки или его блокировке ° 1 ил.

1458256

И зобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано, например, в промышленных тракторах.

Цель изобретения — повышение надежности гидромеханической трансмиссии.

На чертеже изображена гидравлическая принципиальная схема гидравли- 10 ческой системы управления гидро механической трансмиссии транспортного средства.

Гидравлическая система управления гидромеханической трансмиссии 15 содержит основной гидронасос 1, кинематически связанный с насосным колесом гидротрансформатора 2, муф той 3 блокировки гидротрансформатоа, дополнительный гидронасос 4, ки- 20 ! тематически связанный с турбинным колесом гидротрансформатора. Всасы;вающая гидролиния основного насо са сообщается с гидробаком 5 систеМы управления. Напорная гидролиния 25 (,6 основного гидронасоса сообщается

:с всасывающей гидролинией 7 дополни тельного насоса и главной магистра( лью 8 системы управления. Главная

Магистраль системы управления связа— на с регулятором 9 давления и мехаиизмом 10 управления фрикционными муфтами коробки передач., Слив регу. лятора 9 давления связан с входом гидротрансформатора. Выход из гиц отрансформатора, содержащего под" порный клапан 11 гидролинией 12 свяан е радиатором 13. Напорная гидроиния 14 дополнительного гидронасо а связана с входом 15 двухпоэицион- щ

1 ого гидроуправляемого гидрораспре,целителя 16, Первый выход 17 гидрораспределителя связан гидролинией

18 с муфтой блокировки гидротрансформатора и гидролинией 19 через запорный клапан 20 связан с радиатором.

Второй выход 21 гидрораспределитепя связан гидролинией 22 непосредстВенно с радиатором. Третий выход

23 связан со сливом 24. Полость 25 управления гидрораспределителя свя50 зана гидролинией 26 управления с главной магистралью. В гидролинии упpcLBJIeHHH установлен жиклер 27 и параллельный ему обратный клапан 28.

5S

Гидромеханическая трансмиссия работает следующим образом.

При работе двигателя транспортного средства основной гидронасос 1 закачивает рабочую жидкость иэ гидробака 5 и подает ее в напорную гидролинню 6, связанную с главной магистралью 8 системы гидроуправления, дополнительный гидронасос эакачивает рабочую жидкость из напорной гидролинии основного гидронасоса, а подает ее в напорную гидролинию 14, связанную с входом 15 двухпоэиционного гидроуправляемого гидрораспределителя 16.

Объемная постоянная основного гидронасоса больше объемной постоянной дополнительного гидронасоса. При вращении насосного и турбинного колес гидротрансформатора в напорной гидролинии 6 образуются излишки рабочей жидкости, которые поступают в главную магистраль 8 системы гидроуправления, к регулятору 9 давления, к механизму 10 управления фрикционными муфтами коробки передач, а также в гидролинию 26 управления и через обратный клапан 28 в полость 25 управления гидрораспределителя 16.

Со слива регулятора давления рабочая жидкость поступае- а гидротрансфорI матор 2 и через подпорный клапан 11 в радиатор 13 и гидробак.

При отсутствии нагрузки на турбине гидротрансформатора (нейтраль в коробке передач) частоты вращения валов насосного и турбинного колес равны, производительность дополнительного гидронасоса:максимальна для заданного скоростного режима работы двигателя транспортного средства, излишки рабочей жидкости (равные разности производительностей гидронасосов), поступающие в главную магистраль, минимальны, давление рабочей среды, поддерживаемое регулятором давления в главной магистрали и полости 25 управления гидрораспределителя 16,также минимальны, Двухпозиционный гидроуправляемый в распределитель находится в нижнем (по схеме) положении.При этом вход 15 соединен с выходом 17, выходы 21 и 23 перекрыты. Рабочая жидкость, подаваемая дополнительным гидронасосом, поступает на выход 17 в гидролинию

18 и в исполнительный гидроцилиндр муфты блокировки гидротрансформатора.

Из гидролинии 18 через запорный клапан 20 поток рабочей жидкости поступает в гидролинию 19 и на выход радиатора 13, где суммируется с по1458256 гистраль системы гидроуправления поступает тем меньше рабочей жидкости, чем ниже нагрузка на турбине. В прямой зависимости от изменения пода5 настроикои запорного клапана 20.фрик- чи рабочей жидкости в главную магистраль происходит уменьшение давления на регуляторе 9. При этом давление в полости управления гидрораспределителя 16 снижается и при достижении заданного значения давления гидротрансформатор работает в зоне высоких кинематических передаточных отношений; происходит переключение гидрораспределителя: он занимает нижнее (по схеме) положение и рабочая жидкость с входа 15 поступает на выход 17, в гидролинию 18 и в исполнительный гидроцилиндр, фрикционная муфта блокировки начинает включаться. По мере включения муфты частота вращения турбинного вала гидротрансформатора возрастает, производительность дополнительного гидронасоса

25 и расход через обратный клапан 20 увеличиваются, давление в исполнительном гидроцилиндре муфты блокировки возрастает, что в свою очередь приводит к росту частоты вращения турбины и т.д., т.е. осуществляется включение муфты блокирови с на— растающей интенсивностью. Предотвращение возможности блокировки гидротрансформатора при кратковременных снижениях внешней нагрузки (такие

35 снижения возможны даже при высоких средних значениях внешней нагрузки) достигается тем, что резкие падения давления в главной магистрали приводят лишь к закрытию обратного клапана 28, а полость 26 управления оказывается сообщенной с главной магистралью гидросистемы через жиклер

27, в результате чего интенсивность падения давления в полости управле45,—

;ния снижается и достигается задержка переключения гидрораспределителя. током рабочей жидкости, идущим через гидротрансформатор. Давление рабочей жидкости в исполнительном гидроцилин дре муфты блокировки определяется ционная муфта включена, и гидротрансформатор заблокирован.

При движении транспортного средства с заблокированным гидротрансформатором (гидрораспределитель 16 находится в нижнем по схеме положении) беэ изменения положения сектора подачи топлива в двигатель и возрастающей внешней нагрузке величина крутящего момента на муфте блокировки гидротрансформатора возрастает.

При достижении величины предельного момента трения фрикционной муфты при данном давлении рабочей жидкости в дополнительном гидроцилиндре, происходит "срыв" (пробуксовку) фрикционной муфты. Частота вращения турбинного вала гидротрансформатора снижается, Снижение частоты вращения турбинного вала немедленно приводит к уменьшению производительности связанного с ней дополнительного гидронасоса, избыток рабочей жидкости, поступающей в главную магистраль, увеличивается, давление в главной магистрали и в полости 25 управления

Формула изобретения гидрораспределителя возрастает, причем открытый обратный клапан 28 не препятствует нарастанию давления в полости управления. Гидрораспределитель 16 изменяет свое положение на альтернативное. Вход 15 сообщается с выходом 21, выход 17 — с выходом

23. При этом гидролиния 18 сообщается е исполнительным гидроцилиндром фрикционной муфты, блокировка сообщается со сливом 24, гидротрансформатор полностью разблокируется. Рабочая жидкость с выхода 21 поступает в гидролинию 19 и в радиатор 13, запирая при этом запорный клапан 20.

При движении транспортного средства (беэ изменения положения сектора подачи топлива в двигатель, гид ротрансформатор разблокирован, гидрораспределитель в верхнем по схеме положении) частота вращения турбинного вала гидротрансформатора меняется только в зависимости от величины внешней нагрузки. В соответствии

1 с изменением внешней нагрузки меняется и частота вращения дополнительного гидронасоса. В главную ма50

Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства, содержащая гидротрансформатор, ступенчатую коробку передач с фрикционными муфтами включения и систему управления, включающую в себя основной и дополни-тельные насосы, кинематически связан"

-ные входным и выходным валами гидротрансформатора, причем напорная ма14

Составитель В,Барыков

Редактор Т.Парфенова Техред Л.Олийнык Корректор Н,Король

Заказ 312/22 Тираж 527 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 гистраль основного насоса связана с всасывающей магистралью дополнительного насоса, регулятором давления и основной магистралью системы уп- равления фрикционными муфтами коробки передач, а напорная магистраль дополнительного насоса - с гидрораспределителем, радиатор и гидробак„ отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности гидроме ханической трансмиссии, она снабжена запорным и подпорными клапанами, дросселем и обратным клапаном, гид1 ротрансформатор снабжен муфтой блокировки, а гидрораспределитель вы-полнен в виде двухпозиционного четырехлинейного с управляющей полостью распределителя, причем его первая линия соединена с напорной ли58256 6 нией дополнительного насоса, вторая . с гидробаком, третья — с входом запорного клапана и муфтой блокировки гидротрансформатора, а четвертая линия соединена с выходом запорного клапана и входом радиатора, управляющая полость распределителя соединена через дроссель и обратный клапан с основной магистралью системы управления фрикционными муфтами коробки передач, вход подпорного клапана— с выходом гидротрансформатора, выход — .с входом радиатора, выход которого соединен с гидробаком, причем в первой позиции гидрораспределителя первая линия соединена с третьей, во второй позиции первая линия соединена с четвертой линией, а вторая — с третьей линией.

Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для автоматического управления блокировкой гидротрансформатора транспортного средства

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к систе .мам управления гидромеханическими передачами трансмиссий транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в гидромеханических трансмиссиях промышленных тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в управлении насосами и гидромоторами гидрооъемной трансмиссии многоколесной транспортной машины

Изобретение относится к области использования двигателей внутреннего сгорания в машинах и машинных агрегатах различного назначения, в частности, предназначено для применения в транспортных средствах, снабженных коробкой передач со ступенчатым изменением передаточного числа и вариатором с бесступенчатым регулированием частоты вращения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам управления самоходных шасси, имеющих гидростатическую трансмиссию

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в конструкциях тракторов и дорожно-строительных машин

Изобретение относится к гидроприводу лесозаготовительных машин

Изобретение относится к транспортной технике

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в бесступенчатых фрикционных трансмиссиях транспортных средств для регулирования их передаточного числа

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в гидравлических системах управления автоматических трансмиссий транспортных машин
Наверх