Рекуперативный тормоз

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в рекуперативных тормозах механизмов, работающих с частыми остановками и интенсивными разгонами. Цель изобретения - увеличение КПД за счет обеспечения бесступенчатой передачи энергии к аккумулирующему элементу и ее рекуперации. Рекуперативный тормоз содержит вал 3 трансмиссии, соединяющийся через сцепление (С) 2 с валом 1 двигателя. На валу 3 установлена на подшипниках шестерня 4 с возможностью соединения с валом 3 через С 5. В зацепление с шестерней 4 входит шестерня 6, выполненная заодно с водилом 7 косозубой планетарной передачи 8. Ширина зубчатого венца солнечного колеса (СК) 10 равна двойной величине его осевого смещения при сжатии упругого элемента 19. С СК 10 связаны вал 11 и маховик (M) 12, установленные в подшипниках 13 скольжения с возможностью вращения и перемещения в осевом направлении. С другой стороны СК 10 соединено через упорные подшипники 14 и 15, шток 16, диски 17 и 18 с упругим элементом 19. При торможении вала 3 сцепление 2 выключается, а С 5 включается. Крутящий момент от вала 3 передается на вал 11 и М 12. В косозубом зацеплении СК 10 и сателлитов 9 возникает усилие, раскладывающееся на две составляющих - окружную и осевую. Окружная - раскручивает М 12, осевая - смещает СК 10 вместе с валом 11 и М 12 и сжимает упругий элемент 19. При этом передаточное отношение от вала 3 к М 12 изменяется бесступенчато. После выравнивания угловых скоростей вала 3 и М 12 упругий элемент 19 разжимается, дополнительно раскручивая М 12 и останавливая вал 3. Раскручивание вала 3 осуществляется за счет кинетической энергии М 12 аналогично, только упругий элемент 19 сжимается в другую сторону. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (51) 4 F 16 D 61/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЬПИЯМ

ПРИ ГННТ СССР (2 1) 4290040/31-27 (22) 27.07.87 (46) 23.04.89. Бюл. Ф 15 (71) Сибирский автомобильно-дорож,ный институт им. В.В.Куйбышева (72) В.В.Гаевский и А;,Н.Черноштанов (53) 62-592.1(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 643683, кл. F 16 D 61/00, 1976. (54) РЕКУПЕРАТИВНЫЙ ТОРМОЗ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в рекуперативных тормозах механизмов, работающих с частыми остановками и интенсивными разгонами. Цель изобретения — увеличение КПД за счет обеспечения бесступенчатой передачи энергии к аккумулирующему элементу

ÄÄSUÄÄ 474355 А1 и ее рекуперации. Рекуперативный тормоз содержит вал 3 трансмиссии, соединяющийся через сцепление (С) 2 с валом 1 двигателя. На валу 3 установлена на подшипниках шестерня 4 с возможностью соединения с валом 3 через

С 5. В зацепление с шестерней 4 входчт шестерня 6, выполненная заодно с водилам 7 косозубой планетарной передачи 8. Ширина зубчатого венца солнечного колеса (СК) 10 равна двойной величине его осевого смещения при сжатии упругого элемента 19. С СК 10 связаны вал 1 1имаховик (М) 12, установленные в подшипниках 13 скольжения с воэможностью вращения и перемещения в осевом направлении. С дру".oé стороны СК 10 соединено через ф / упорные подшипники 14 и 15, шток 16, 1474355

m Я

С и

h 2

40 диски 17 и 18 с упругим элементом 19.

При торможении вала 3 сцепление 2 выключается, а С 5 включается. Крутящий момент от вала 3 передается на вал 11 и М 12. В косозубом зацеплении СК 10 и сателлитов 9 возникает усилие, раскладывающееся на две составляющих — окружную и осевую. Окружная — раскручивает M 12, осевая— смещает СК 10 вместе с валом 11 и

M 12 и сжимает упругий элемент 19.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в рекуперативных тормозах механизмов, работающих с частыми остановками и интенсивными разгонами.

Цель изобретения — увеличение КПД за счет обеспечения бесступенчатой передачи энергии к аккумулирующему элементу и ее рекуперации.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема рекуперативного тормоза, выполненного с пружинным упругим элементом и возможностью осевого смещения инерционной массы совместно с солнечным колесом; на фиг. 2 — рекуперативный тормоз с гидравлическим упругим элементом в виде жидкостной пружины; на фиг. 3 — то же, с гидропневматическим упругим элементом в ниде гидроцилиндра с гидропневматическими аккумуляторами; на фиг. 4 рекуперативный тормоз, в котором солнечное колесо связано с валом инерционной массы посредством шлицевого соединения.

Рекуперативный тормоз содержит вал 1, который соединен с двигателем, приводящим в движение машину или механизм, и установлен с возможностью взаимодействия через сцепление 2 с валом 3 трансмиссии, на котором установлена на подшипнике шестерня 4 с возможностью взаимодействия с валом 3 через сцепление 5. В зацепление с шестерней 4 входит шестерня 6, выполненная заодно с води— лом 7 планетарной передачи 8 и имеющая возможность свободного вращения.

На водиле 7 установлены сателлиты 9„ в зацепление с которыми входит солПри этом передаточное отношение от вала 3 к M 12 изменяется бесступенчато. После выравнивания угловых скоростей вала 3 и M 12 упругий элемент

19 разжимается, дополнительно раскручивая М 12 и останавливая вал 3. Раскручивание вала 3 осуществляется за счет кинетической энергии M 12 аналогично, только упругий элемент 19 сжимается в другую сторону. 4 э.п. ф-лы, 4 ил.

2 нечное косозубое колесо 10 с наружным зацеплением. Непосредственно с солнечным колесом 10 связаны вал

11 и инерционная масса, например

5 маховик 12, являющийся аккумулирующим элементом рекуперативного тормоза. Вал 11 и маховик 12 установлены в подшипниках 13 скольжения. С другой стороны солнечного колеса 10 имеются упорные подшипники 14 и 15, шток 16, диски 17 и 18 и упругий элемент, выполненный в виде винтовой пружины 19.

Упругий элемент может быть выполнен в виде жидкостной пружины 20 либо в виде гидроцилиндра 21 с гидропневматическими аккумуляторами 22.

Маховик 12 может быть соединен с солнечным колесом 10 посредством

20 шлицевого соединения 23, выполненного на валу 11.

Ширина зубчатого венца солнечного колеса 10 равна двойной величине осевого смещения при сжатии пружины 19.

Эта ширина назначается исходя из конструктивных соображений и габаритов тормоза,а величина жесткости пружины

19 рассчитывается в .зависимости от величины кинетической энергии, запа30 саемой маховиком 12 тормоза и от возможного осевого сжатия пружины 19, а именно при вращательном движении эатормаживаемого рабочего органа механизма или машины (не показаны)

35 . 2

С

° с

h 2 при поступательном движении

1474355 де С вЂ” жесткость упругого элеменпр та (пружины 19);

I — момент инерции затормаживаемого рабочего органа машины;

5 ю — угловая скорость, с которой начинается затормаживание;

h — величина осевого смещения при сжатии упругого элемента (пружины 19), равная половине ширины зубчатого венца солнечного колеса 10, m — масса затормаживаемой машины;

v — скорость затормаживаемой машины, которой начинается затормаживание.

Рекуперативный тормоз работает следующим образом.

При торможении вала 3 трансмиссии сцепление 2 выключается, с тсоединяя вал 1, связанный с двигателем, а сцепление 5 включается, приводя в движение шестерню 4. Крутящий момент от вала 3 через шестерню 4 и 6, водило 7 планетарной передачи 8, сателлиты 9, центральное солнечное колесо .10 и вал 11 передается íà маховик 12. Под действием крутящего момента маховик 12 начинает раскручиваться. Однако маховик 12 не может раскрутиться до максимальной угловой скорости за промежуток времени, равныи времени срабатывания сцепле35 ния 5, так как в начальный момент раскручивания угловая скорость маховика 12 мала или равна нулю,. а момент инерции маховика 12 оказывает

40 большое сопротивление крутящему моменту от вала 3.

Наличие косозубого зацепления сателлитов 9 и солнечного колеса 10 позволяет раскладывать усилие, возникающее от действия крутящего.момента, на две составляющих — окружную и осевую. Под действием осевой составляющей солнечное колесо 10 вместе с валом 11 и маховиком 12 начинает смещаться, например, вправо, 50 сжимая через упорный подшипник 14 и диск 17 пружину 19. В результате пружина 19, сжимаясь, оказывает сопротивление осевой составляющей, а момент инерции маховика 12 — окружной 55 составляющей крутящего момента.Складываясь, эти составляющие создают тормозной момент, который через водило 7, шестерни 6 и 4 сцепление 5 передается валу 3, замедляя его без потери кинетйческой энергии в сцеплении 5.

Таким образом, происходит раскручивание маховика 12 р уменьшением его сопротивления окружной составляющей, сжатие пружины 19 с накапливанием потенциальной энергии и увеличением сопротивления осевой составляющей и замедление вращения нала

3. В тот момент, когда сопротивление сжатия пружины 19 становится равным осевой составляющей крутящего момента, сжатие пружины 19 прекращается.

Дальнейшее замедление вращения вала

3 осуществляется за счет выравнивания угловых скоростей маховика 12 и вала 3 с учетом передаточного отношения привода (шестерни 4 и 6 планетарной передачи 8), а также под действием разжатия пружины 19. При разжатии пружины 19 солнечное колесо 1О с валом 11 и маховиком 12 начинает смещаться назад, т.е. влево.

В результате этого смещения маховик

12 получает дополнительное ускорение за счет замедления вращения вала 3.

В момент максимальной раскрутки маховика 12 и полной остановки вала 3 сцепление 5 выключается.

При рекуперации процесс разгона вала 3 проходит подобно процессу раскрутки маховика 12 при торможении.

Вследствие того, что вал 3 также имеет большой момент инерции, который оказывает сопротивление раскручивающему моменту от маховика 12, усилия, возникающие в начальный момент в косоэубом зацеплении солнечного колеса 10 и сателлитов 9, заставляют солнечное колесо 10 с валом 11 и маховиком- 12 перемещаться в осевом направлении, противоположном смещению при торможении. Через упорный подшипник 15, шток 16 и диск 18 сжимается пружина 19, накапливая потенциальную энергию. По мере раскручивания вала 3 окружная составляющая .сопротивления,уменьшается, а осевая возрастает. Когда усилие сжатия пружины 19 становится равным осевой составляющей раскручивающего момента от маховика 12, пружина 19 начинает разжиматъся, перемещая солнечное колесо

10 в обратном направлении. От перемещения солнечного колеса 1О при разжатии прух.ины 19 вал 3 получает

1474355

Фиг. 2 дополнительное ускорение за счет замедления вращения маховика 12, В момент остановки маховика 12 и полного разжатия пружины 19 сцепление 5 выключается, а сцепление 2 включается.

Дальнейшее вращение вала 3 происходит от вала 1 двигателя, а шестерня

4 получает возможность вращаться независимо от вала 3.

Формула изобретения

1. Рекуперативный тормоз, содержащий вал трансмиссии, соединенный посредством планетарной передачи с инерционной массой и упругим элементом сжатия, взаимодействующим с солнечным колесом с наружным зацеплением, отличающийся тем, что, с целью увеличения КПД за счет обеспечения бесступенчатой передачи энергии к аккумулирующему элементу и ее рекуперации, планетарная передача выполнена косозубой, солнечное колесо установлено с возможностью

h осевого перемещения и взаимодействия в осевом направлении с упругим элементом, а инерционная масса кинематически связана с солнечным колесом, при этом солнечное колесо имеет ширину зубчатого венца, равную двойной величине его осевого смещения при сжатии упругого элемента.

2. Тормоз по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что солнечное колесо планетарной передачи связано с инерционной массой посредством шлицевого соединения.:

3. Тормоз по пп. 1 и 2, о т л ич а ю шийся тем, что упругий элемент выполнен в виде винтовой пружины.

4. Тормоз по пп. 1 и 2, о т л ичающий с я тем, что упругий элемент выполнен в виде гидравлического устройства.

5. Тормоз norm. 1 и 2, о т л ич а ю шийся тем, что упругий

25 элемент выполнен в виде гидропневматического устройства.

l 474355

Рекуперативный тормоз Рекуперативный тормоз Рекуперативный тормоз Рекуперативный тормоз Рекуперативный тормоз 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в объектах техники с циклическим режимом работы , двигатели которых создают на валу враш, момент, используемый для рекуперации

Изобретение относится к области энергетического машиностроения н может быть использовано в тормозах транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для накопления энергии путем разгона инерционных масс при торможении транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах, работающих с частыми остановками и интенсивными разгонами, например для автомобилей преимущественно в городских условиях

Изобретение относится к тормозным устройствам с утилизацией поглощаемой при торможении энергии преимущественно для автомобильного транспорта

Изобретение относится к области тормозных устройств с утилизацией поглощаемой при торможении энергии, а именно к пружинным тормозам автомобильного транспорта

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозам кривошипных прессов, предназначенных для поглощения энергии движущихся элементов конструкции исполнительного механизма пресса и ведомой части муфты

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции тормозов кривошипных прессов, предназначенных для поглощения энергии ведомой части муфты пресса после ее выключения и удерживания исполнительного механизма вместе с частью привода в положении, соответствующем верхнему положению ползуна

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции тормозов кривошипных прессов, предназначенных для поглощения энергии ведомой части муфты пресса после ее выключения и удерживания исполнительного механизма вместе с частью привода в положении, соответствующем верхнему положению ползуна

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям тормозов кривошипных прессов, предназначенных для поглощения энергии движущихся элементов конструкции исполнительного механизма пресса

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к тормозным устройствам с утилизацией поглощаемой при торможении энергии

Изобретение относится к машиностроению, а именно к рекуперективным импульсным устройствам
Наверх