Станок для заклинивания обмоток в пазах якоря электрической машины

 

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано при изготовлении электрических машин. Целью изобретения является расширение технологических возможностей за счет установки клиньев в наклонные пазы якоря и упрощение конструкции. Для этого на корпусе станка установлен цилиндрический сегмент 12 с пазом 13, эквидистантным пазам якоря, ползун 25 механизма укладки клина шарнирно связан с корпусом 1 и снабжен тележкой, перемещающейся по пазу 13, а досылатель клина выполнен в виде ролика 10 с кольцевым выступом для захода в паз якоря. Направляющие элементы 9 клина, механизмы 5 и 6 подачи и отрезки клина размещены на ползуне. Переналадка станка на другие типы якорей (с прямыми и наклонными пазами) осуществляется сменой сегмента 12. Упрощение конструкции достигается за счет рационального размещения исполнительных механизмов и сокращения приводов. 8 ил.

СО103 СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) {Ш (51)4 Н 02 К 15/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21 ) 41 783 86/? 4- 07 (22) 07. 01. 87 (46) 15.05.89. Бюл. 9 18 (71) Bcecoþç ный научно-исследователь- ский и проектно-конструкторский ин-, ститут технологии электромашиностроения (72) Г. Д. Ведмеденко, В. Ф. Цыганков и 3. M. Агранович (53) 621.313, 04(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1051657, кл. Н 02 К 15/06, 1982.

Авторское свидетельство СССР

Р 1072194, кл. FI 02 К 15/06, 1984. (54) СТАНОК ДЛЯ ЗАКЛИНИВАНИЯ ОБМОТОК

В ПАЗАХ ЯКОРЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОИ МАИИНЫ (57) Изобретение относится к области электромашиностро ения и может быть использовано при изготовлении электрических машин. Целью изобретения является расширение технологических возможностей за счет установки клиньев в наклонные пазы якоря и упрощение конструкции. Для этого на корпусе станка установлен цилиндрический сегмент 12 с пазом 13, эквидистантньм пазам якоря, ползун ?5 механизма ук- ладки клина шарнирно связан с корпу480040 станка на другие типы якорей (с пря— мыми и наклонными пазами) осуществля— ется сменой сегмента 12, Упрощейие конструкции достигается за счет рационального размещения исполнительных механизмов и сокращения приводов.

8 ил.

Изобретение относится к области элек;.громашиностроения и может быть использовано при изготовлении электрических машин.

Целью изобретения является расширение технологических возможностей за счет установки клиньев в наклонные пазы якоря и упрощение конструкции.

1!а фиг. 1 показан общий вид стан— ка; на фиг. 2 — то же, продольный 1О разрез; на фиг„3 — сечение А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 5 — сечение  — В на фиг. 2; на фиг. 6 — сечение Г-Г на фиг. 2; на фиг. 7 — вид Д на Лиг. 4; на фиг, 8 — сечение F, — Å на фиг. 2 после установки клина в паз якоря.

Станок для заклинивания обмоток в пазах якоря электрической машины содержит корпус 1 (фиг. 1), механизм 2 20 зажима якоря 3, механизм 4 поворота якоря, механизм 5 подачи клинового материала, механизм 6 отрезки клина, механизм 7 (фиг. 4) при—

25 жима досылателя клина, механизм 8 укладки клина, направляющие элементы

9 клина и досылатель 10 клина, На корпусе 1, установленном на столе 11 размещены механизмы 2, 4, 7 и 8 зажима якоря, поворота якоря, прижима досылателя и укладки клина соответственно, а также закреплен цилиндрический сегмент 1 2, в котором выполнен сквозной паз !3, расположенный эквидистантно пазам якоря 3, при 35 этом центр кривизны поперечного сечения сегмента 12 расположен на оси вращения якоря 3.

На корпусе установлены также опоры 14 и 15 для установки якоря 3, направляющие ролики 16, а на столе

11 — бобинодержатель 7 запаса рулон-. ного клинового материала.

l сом 1 и снабжен тележкой, леремещаю— щейся по пазу 13, а досылатель клина выполнен в. виде ролика 10 с кольцевым выступом для захода в паз якоря, Направляющие элементы 9 клина, механизмы 5 и 6 подачи и отрезки клина размещены на ползуне. Переналадка

Механизм 2 (фиг. 1) зажима якоря содержит стойки 18 и 19 с установленными в них подвижными центрами 20 и 21.

Механизм 4 (фиг. 4) поворота якоря содержит держатель 22 и подпружиненную собачку 23, приводимые в движение от цилиндра 24..

Механизм 5 (фиг. 1) подачи клинового материала, механизм 6 отрезки клина, направляющие элементы 9, досылатель 10 клиньев размещены на ползуне

25 механизма 8 укладки клина, установленном на сегменте 12 с возможностью перемещения вдоль его паза 13.

Ползун 25 снабжен двумя тележками

26 и 27 (фиг. 2 и 3), первая из которых связана с ползуном 25 жестко с возможностью регулировки и является ведущей, а вторая, ведомая, шарнирно связана с первой посредством пальца 28., Обе тележки содержат по крайней мере по две пары роликов 29 и 30 (фиг. 3), установленных на осях 3I и снабженных ребордами 3 2, с помощью которых тележки центрируются вдоль паза сегмента 12.

Посредством установленного на тележке 26 пальца 33, тяги 34 и шарнира 35 ползун 25 соединен с цилиндром

36. Корпусная часть ползуна 25 состоит из двух соединенных между собой боковин 37 и 38 (фиг. 3), которые образуют корпус или кронштейн для ус тановки механизмов 5 и 6, а также направляющих элементов 9 и досылателя

10, Механизм 5 (фиг. 1, 2 и 4) подачи клинового материала содержит подающий валок 39, установленный в расточках ,боковин 37 и .38, и прижимной валок

40, установленный на держателе 41, 1480040 шарнирно соединенном с боковинами 37 и 38 и нагруженном регулируемой пружиной 42;

Балок 39 выполнен с ребордой 43

5 посередине, а валок 40 — с кольцевой канавкой 44, которые, входя в зацепление друг с другом, обеспечивают продораживание полосы клинового материала в процессе подачи. 10

Подающий валок 39 снабжен обгонной муфтой 45, установленной на конце вала 46. Наружная обойма 47 муфты 45 снабжена зубчатым венцом 48, находящимся в постоянном зацеплении с рейкой 49, установленной в направляющей

50, которая закреплена на боковине

37 полэуна 25.

Рейка 49 одним концом шарнирно связана с корпусом 1 с помощью паль- 20 ца 51 и поводка 52, установленного на скалку 53 с возможностью вращения и продольного перемещения. При этом скалка 53 жестко закреплена на корпусе 1 станка. 25

Между боковинами 37 и 38 и держателем 41 предусмотрен паэ 54 для прохождения полосы клинового материала.

Механизм 6 отрезки (фиг. 5, 6, 2) содер>кит подвижный нож 55, установ- Вр ленный в пазу, образдванном боковинами 37 и 38 и вставленной между ними стойкой 56.

Неподвижный нож 57 закреплен на планке 58.

Подвижный нож 55 снабжен планкой

59; несущей на себе ролик 60, и поджат пружиной 61, установленной в бочке 62 и регулируемой винтом 63.

Для ограничения перемещения ножа 4р

55 на стойке 56 установлен штифт 64.

Стойка 56 представляет собой угольник, в нижней части которого виполнен продольный паз 65 для прохождения и направления клинового материала. 45

Стойка 56 и планка 58, соединенные между собой, образуют направляющие элементы 9 клина.

Они установлены на ползуне 25 под наклоном (фиг, 1) к изолируемому па 50 зу (фиг. 8) якоря 3.

Досылатель 10 выполнен в виде ролика и установлен на рычаге 66 (фиг, 2 и 5), шарнирно связан с ползуном 25 посредством пальца 67 и кинематически связан с механизмом 7 прижима посредством пальца 68 (фиг. 5), и установленного на его конце ролика 69.

Механизм 6 прижима (фпг, 4, 5 и 7) содержит водило 70, выполненное в виде П-образной направляющей, закреп-. ленной на скалках 71, установленных на направляющей 72 с возможностью осевого перемещения и связанных между собой траверсой 73, снабженной проушиной 74 для подсоединения к при водному цилиндру 75.

Водило 70 также содержит проушину

76 для кинематической связи с регулируемым упором 77 (фиг. 4), осуществляемой посредством поводка 78.

Упор 77 закреплен на рычаге 79, установленном шарнирно на корпусе 1 с возможностью регулировки вдоль паза 80, выполненного в стенке 81.

Для установки крайних положений перемещения водила 70 на направляющей

72 предусмотрены регулируемые упоры

82 и 83. Паз якоря 3 с пазовой изоляцией 84 и обмоткой 85 заклинивается клином 86 (фиг. 8), Станок для заклинивания обмоток в пазах якоря электрической машины работает следующим образом. Якорь 3 устанавливают на опоры 14 и 15 и фиксируют в центрах 20 и Zl.

Клиновой материал из бобинодержателя

17 пропускают по.направляющим роликам 16 к валкам 39 и 40, с помощью которых он подается между ножами 55 и 57 вдоль паза 65 к роликовому досылателю 10. В исходном положении досылатель 10 находится слева от начала изолируемого паза (фиг. 1, 2) и с некоторым зазором над поверхностью магнитопровода.

При этом полоса клинового материала перемещением ползуна 25 влево подана на величину, равную длине пазового клина, и конец ее находится под досылателем 10, Действием механизма 7 досылатель

10 опускается на величину h прижимая при этом конец клинового материала к обмотке якоря 3. Одновременно под действием водила 70 механизма 7 опускается упор 77, взаимодействуя с роликом 60 механизма 6 отрезки, в результате чего ножи 55 и 57 отрезают заготовку клина. Возврат ножа 55 ос >ществляется под действием пружины 61

При перемещении ползуна 25 вправо вдоль паза 13 сегмента 12 досылатель

10 накатывается на полосу клинового материала и, двигаясь вдоль паза якоря 3, вдавливает ее в паз, придавая

1480040 ей 7 — образную форму поперс-!!Ii г о сечения (фиг „8) . При этом материал клина, спружинив ая, плотно з аиыка ет выход из паза.

Отрезка заготовки клина может производиться и с некоторыи запаздывaнием относительно момента опускания досылателя 10. Если упор 77 будет смещен вправо относительно ролика 60, 10 то н этом случае происходит дополнительная подача клиноного материала за счет вытяжки его из-под валков 30 и 40, что обусловлено наличием обгонной муфты 45.

После выхода досылателя 10 за пределы паза справа пазовый клин 86 остается B пазу якоря, заклинивая (запирая). обмотку 85 и располагаясь поверх пазового короба 84.

При перемещении нолзуна 25 вправо после отрезки заготовки валки 39 и

40 подачи не вращаются, что также обусловлено наличием обгofII(ojl муфты

45„

После з авершения полз унои 25 хода вправо под действием цилиндра 75 срабатывает механизм 7 прижима, и водило 70 перемещает рычаг 66 досылателя

10 и упор 77 в верхнее крайнее положение, после чего начинается движение ползуна 25 влево. Одновременно происходит поворот якоря 3 на величину пазового деления посредством собачки

23, приводимой в движение цилиндром

24. 35

При этом посредством обгонной муфты 45, связанной кинеиатически с рейкой 49, происходит вращение валка 39 и прижатого к нему валка 40, н результате чего зажатый между валками клиновой материал подается н сторону досылателя 10 с одновреиенныи продораживанием его по оси симметрии.

Шарнирная связь конца рейки 49 с корпусом 1 обеспечивает возможность перемещения механизма 5 подачи эквидистантно заклиниваемому пазу якоря.

При завершении хода ползуна заканчивается и цикл подачи клинового материала. При этом передний конец клиновой IIosIochl находится под досылателем 10. Затеи цикл работы повторяется до завершения процесса заклинивания всех пазов якоря. После чего происходит расфиксация якоря на цент- 55 рах 20 и 21 и якорь снимают со станка, Переналадка станка, связанная с различной величиной скоса пазов якоря, осущестнляется путем смены сегмента 12. При заклинивании якорей с прямым пазом сегмент 12 также выполняется с прямым пазом 13 °

Использование данного изсбретения позволит расширить технологические нозибжности оборудования для заклинивания пазов якорей, обеспечив его унинерсальность за счет возможности укладки клиньев как в прямые пазы якоря, так и в пазы, расположенные под углом к образующей цилиндрической поверхности магнитопронода якоря.

Кроме того, предлагаемое техническое решение позволяет значительно упростить конструкцию станка для заклинивания обмотки и уменьшить его иеталлоемкость за счет компактного размещения исполнительных механизмов и сокращения числа приводных устройств„ формулаизобретения

Станок для заклинивания обмоток в пазах якоря электрической машины, содержащий корпус, механизмы зажима и поворота якоря, механизм подачи клинового материала, механизм отрезки клина, механизм укладки клина, включающий ползун.с шарнирно установленным на нем досылателем клина, механизм прижима досылателя и направляющие элементы клина, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей за счет установки клиньев в наклонные пазы якоря и упрощения конструкции, на корпусе установлен цилиндрический сегмент со сквозныи пазом, выполненным эквидистантно пазам якоря, ползун снабжен тележкой для перемещения его вдоль паза цилиндрическоro сегмента, а досылатель клиньев выполнен в виде. ролика с кольцевым выступом для захода в паз якоря, установлен" ного соосно тележке и кинематически связанного с механизмом прижима досылателя, при этом механизмы подачи и отрезки клинового материала и направляющие элементы клина установлены на ползуне, ползун шарнирно связан с корпусом, а направляющие элементы клина расположены наклонно к продольной оси механизма зажима якоря.

1 480040

Фиг. 2

l480040 .

1480040

Г-Гпаберн т а

Е-Н лЯу нуто ди Эй

Фиг.8

Составитель И. Белая

Редактор О. Спесивых Техред Л. Сердюкова Корректор Л, Пилипенко

Заказ 2553/52 Тираж 647 Подпис ное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул, Гагарина, 101

Станок для заклинивания обмоток в пазах якоря электрической машины Станок для заклинивания обмоток в пазах якоря электрической машины Станок для заклинивания обмоток в пазах якоря электрической машины Станок для заклинивания обмоток в пазах якоря электрической машины Станок для заклинивания обмоток в пазах якоря электрической машины Станок для заклинивания обмоток в пазах якоря электрической машины Станок для заклинивания обмоток в пазах якоря электрической машины Станок для заклинивания обмоток в пазах якоря электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано при намотке магнитопроводов с открытыми пазами

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при сборке обмотки с маг-А нитопроводом

Изобретение относится к способам изготовления электрических машин, а именно к сборке обмотки с магнитопроводом, и может быть использовано в электромашиностроении

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано как намоточное оборудование

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении микроэлектромашин путем механизированной укладки катушек Z-образной формы в пазы статора электрической машины

Изобретение относится к технологии изготовления статоров электрических машин и может быть использовано в электромашиностроении

Изобретение относится к оборудованию для укладки обмотки в пазы статора и может быть использовано в электромашиностроении

Изобретение относится к технологии укладки секционных обмоток в пазы магнитопроводов электрических машин с внутрипазовой гильзовой изоляцией и может быть использовано в электромашиностроении

Изобретение относится к области электротехники и касается способа укладки волновой обмотки в статор многофазной электрической машины переменного тока, в частности генератора переменного тока, а также конструкции статоров с любым количеством пазов и уложенной таким способом фазной обмоткой с любым количеством секций

Изобретение относится к области электротехники, а именно к технологии изготовления электрических машин, и касается способов формования и укладки волновых обмоток соединенными посредством их лобовых частей перемычками в шихтованные пакеты роторов или статоров электрических машин

Изобретение относится к микромехатронике и микроробототехнике, в частности к шаговым линейным микроприводам

Изобретение относится к электротехнике, а именно - к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при укладке катушек обмотки в пазы статоров микроэлектромашин

Изобретение относится к электромашиностроению ,в частности, к технологии производства электрических машин малой и средней мощности, и может быть использовано при опрессовке лобовых частей обмоток

Изобретение относится к электротехнике, а именно к технологическому оборудованию для укладки всыпной обмотки в пазы статора, и может быть использовано при изготовлении электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к технологическому оборудованию для укладки и фиксации всыпной обмотки в полузакрытых пазах, магнитопровода электрической машины, и может быть использовано при производстве электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно к технологическому оборудованию для укладки двухслойной всыпной обмотки в пазы статора электрической машины

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано в производстве электрических машин, а также при восстановлении электрических машин в ремонтном производстве
Наверх