Волновая зубчатая передача

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для создания скоростных и компактных приводов. Целью изобретения является повышение эффективности работы волновой зубчатой передачи за счет увеличения ее быстроходности. Это достигается применением в конструкции кулачкового генератора волн с подшипником 6 скольжения, деформирующим при вращении через слой смазки гибкое кольцо 8, которое через бочкообразные самоустанавливающие кольца 14 и 15 деформирует два насаженных друг на друга гибких колеса 9 и 10. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1

„„Я0„„1483134 (5D4 F 16 Н 1 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

9 127б 1 1g

17

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1 ) 4248469/25- 28 (22) 26.05.87 (46) 30.05.89. Бюл. № 20 (71) Харьковский авиационный институт им. Н. Е. Жуковского (72) А. И. Полетучий и Н. П. Артеменко (53) 621.833.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1409803, кл. Г !6 Н 1,/00, 1986. (54) ВОЛНОВАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для создания»коро»гных и компактных приводов.

Целью изобрет»ния является повышение эффективно»ти работы волновой зубчатой пер»дачи за счет увеличения ее быстроходнос ти. ) то до»ти гается и ри менением в ко иструкции кулачкового г»нератора волн с подшипником 6 скольжения, деформирующим при вращении ч»рез слой смазки гибко» кольцо 8. которое через бочкообразные самоу»1анавливающис кольца 14 и 15 деформируст два насаженных друг ца друга гибких колеса 9 и 10. ил.

1483134

Формула изобретения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных областях народного хозяйства для создания скоростных и компактных приводов, например в ракетно †космической технике, авиации, робототехнике и др.

Цель изобретения — повышение эффективности работы волновой зубчатой передачи путем увеличения ее быстроходности.

На чертеже показана волновая зубчатая передача, продольный разрез.

Волновая зубчатая передача содержит корпус 1 и прикрепленный к нему посредством переходника 2 приводной двигатель 3, входной вал 4 которого при помощи фрикционной дисковой муфты 5 связан с подшипником 6 скольжения генератора волн, выполненного кулачковым. Подшипник 6 сколь>кения имеет наружную эллиптическую поверхность с камера ми 7. Эллиптическая поверхность подшипника 6 с камерами 7 образует гидростатическнй подшипник, охваченный с радиальным зазором гибким кольцом 8 по всей рабочей поверхности генератора.

Наружная поверхность подшипника 6 и внутренняя поверхность кольца 8 выполнены с конусностью, угол которой равен половине среднего угла наклона образующих гибких колес при максимальной их деформации.

Гибкие зубчатые колеса 9 и 10 выполнены в виде стаканов, насаженных друг на друга, связанных с выходным валом 1! и зацепленных (каждое со своим) с жесткими колесами 12 и 13, которые неподвижно закреплены в корпусе 1. В поперечной плоскости зубчатых венцов гибких колес 9 и 10 внутри гибкого колеса 9 установлены гибкие бочкообразные кольца 14 и 15, разделенные дистанционным кольцом 16, имеющие наружные и внутренние сферические поверхности, плотно охватывающие гибкое кольцо 8 и имеющие каждое ширину, меньшую половины ширины этого кольца.

В подшипнике б скольжения выполнена расточка, в которой расположен плун>кер 17, образующий в генераторе полость 18, сообщающуюся каналами 19 и 20 с системой высокого давления. В подшипнике 6 имеются также дроссели 21, соединяющие камеры 7 с полостью 18. Плунжер 17 взаимодействует с дисками фрикционной муфты 5 через пружину 22.

Генератор волн опирается на подшипник 23, закрепленный на выходном валу 11.

Волновая зубчатая передача работает следующим образом.

При включении двигателя 3 получает вращение входной вал 4, но генератор волн не вращается, так как диски фрикционной муфты 5 расцеплены. При подаче масла от источника высокого давления по каналам 19 и 20 в полости 18 создается избыточное давление, под действием которого получает

55 осевое перемещение плунжер 17. Перемещаясь плунжер 17 открывает доступ масла из полости 18 в дроссели 21, а через них— в камеры 7 на поверхности гидростатического подшипника, в результате чего между подшипником 6 и гибким кольцом 8 создается избыточное давление смазки.

Дальнейшее осевое перемещение плунжера 17 приводит к сжатию пружины 22 и сцеплению дисков фри кционной муфты 5, вследствие чего вращение передается от вала 4 к подшипнику 6 генератора и волновая передача включается в работу.

Вращаясь, эллиптический подшипник б скольжения через слой смазки деформирует широкое кольцо 8, насаженные на него бочкообразные гибкие кольца 14 и 15 и гибкие зубчатые колеса 9 и 10. При деформировании гибких зубчатых колес 9 и 10 их образующие получают наклон относительно продольной оси передачи. Благодаря наличию сферических поверхностей снаружи и внутри гибкие кольца 14 и 15 самоустанавливаются. В то же время гибкое кольцо 8 не меняет своего положения относительно генератора, что обеспечивает стабильность зазоров в подшипнике 6 скольжения.

Вследствие наклона зубчатых венцов гибких колес 9 и 10 к продольной оси передачи возникает осевая составляющая нагрузки, которая действует через кольца 14 и 15 на кольцо 8. Однако в передаче генератор волн имеет небольшую конусность, обеспечивающую осевую составляющую гидростатического усилия, уравновешивающую осевую нагрузку от зацепления.

3а счет деформирования гибких зубчатых колес 9 и 10 и их зацепления с жесткими колесами 12 и 13 гибкие колеса 9 и 10 получают вращение и сообщают его тихоходному валу 11.

Таким образом, предлагаемая конструкция обспечивает нормальную работу гидростатического подшипника скольжения и двух гибких зубчатых колес, выполненных в виде стаканов, что позволяет повысить быстроходность волновой зубчатой передачи.

Волновая зубчатая передача, содержащая корпус, входной и выходной валы, генератор волн, два гибких колеса, одно из которых установлено на другом со смещением на зубчатых венцах в осевом направлении, два жестких колеса для взаимодействия с соответствующими гибкими колесами, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности работы передачи за счет увеличения ее быстроходности, генератор волн выполнен кулачковым с подшипником скольжеия, передача снабжена тремя гибкими кольцами, два из которых, бочкообразные, расположены в радиальном направлении

1483134

Составитель С. Котельников

Редактор А. Огар Техред И. Верес Корректор Т. Колб

За каз 2803/30 Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, !OI между третьим гибким кольцом и гибким колесом параллельно друг другу и имеют ширину каждое меньше половины ширины третьего гибкого кольца, последнее расположено коаксиально с наружной поверхностью подшипника скольжения с радиальным зазором, а обращенные друг к другу поверхности и х выпол нены с конусностью в сторону выходного вала с углом, равным половине среднего угла наклона образу о;цих гибких колес при максимальной их деформации.

Волновая зубчатая передача Волновая зубчатая передача Волновая зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам переключения передач

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам переключения передач

Изобретение относится к редукторостроению и может быть использовано в различных областях машиностроения

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в приводах высоконадежных и тяжелонагруженных устройств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к машиностроению, к фрикционным передачам вращения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к бесступенчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и может быть использовано для редуцирования вращательного движения или преобразования его в поступательное при прямом ходе механизма и самоторможения при обратном ходе

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах, требующих точности кинематических цепей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, в частности в транспортных средствах для бесступенчатой регулировки скорости вращения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к созданию точного прямолинейного движения точки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в поршневых машинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных его областях, где требуется привод с плавным изменением передаточного отношения в диапазоне регулирования до 28 при достаточной для многих случаев передаваемой мощности

Изобретение относится к механике, к разделу передач, ближе всего к планетарным передачам
Наверх