Способ обработки металлических конструкций

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для обработки металлических конструкций в различных отраслях машиностроения. Цель изобретения - повышение конструкционной прочности. Через заготовки или изготовленные детали пропускают импульсный электрический ток с удельной энергией, определяемой по формуле q=(0,2...0,3)CтTрекр [Дж/м3] , где - плотность металла; Cт - удельная теплоемкость металла; Tрекр - температура рекристаллизации металла. В результате концентрация температурного и силового полей возникает в устьях микродефектов и вызывает затупление вершин дефектов, что существенно снижает вероятность дальнейшего развития дефектов. Это эквивалентно уменьшению числа концентраторов напряжений. 4 табл.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам обработки металлических конструкций, и может найти применение в различных отраслях машиностроения. Целью изобретения является повышение конструкционной прочности. Технология способа состоит в следующем. Заготовку или готовое изделие подвергают воздействию импульсного электрического тока. Удельную энергию тока q назначают из следующей формулы q (0,2...0,3) Ст Трекр[Дж/м3], где - плотность металла; Ст - удельная теплоемкость металла; Трекр - температура рекристаллизация металла. При пропускании импульсного тока через металлы наиболее интенсивная концентрация электромагнитного и, как следствие, температурного и силового полей возникает в устьях (вершинах) микродефектов структуры. Количество электрической энергии, рассчитанное по приведенной формуле, достаточно для затупления вершин дефектов в результате воздействия градиентов температур и термоупругих сжимающих напряжений в этих микрообластях. Это существенно снижает вероятность дальнейшего развития дефектов в эксплуатационных условиях, что эквивалентно уменьшению числа концентраторов напряжений и, следовательно, возрастанию конструкционной прочности. В то же время, это количество энергии является недостаточным для рекристаллизации во всей области дефекта, поэтому повышение пластических свойств оказывается незначительным. Описанный механизм имеет место при введении импульсного электрического тока заданных параметров. Ведение процесса с величиной менее 20% потребной энергии не вызывает указанных эффектов вследствие низкого уровня концентрации в местах дефектов, а свыше 30% приводит к некоторому снижению прочности вследствие протекания диффузионных процессов, приводящих к возникновению зародышей рекристаллизации и появлению новых зерен. П р и м е р. Были проведены эксперименты по повышению конструкционной прочностьи трубных образцов (Тр. 12х1х200) из стали 12Х18Н10Т. В экспериментах варьировались количество удельной электрической энергии q, величина предварительной деформации пр и скорость (способ) охлаждения в воде или на воздухе. В качестве параметра оптимизации был выбран относительный предел прочности в , представляющий собой отношение (в процентах) полученного при стандартных испытаниях на растяжение предела прочности в к пределу прочности исходной серии образцов в состоянии поставки. В каждом опыте выполнялось три повторных определения (дубля). Импульсный электрический ток вводился в образцы через токоподводы источника питания, включающего низковольтный трансформатор мощностью 180 кВт и управляющую аппаратуру (прерыватель сварочного тока ПСЛ-1200). Предварительная деформация образцов и их растяжение до разрушения после введения электрической энергии выполнялись на испытательной машине модели Р-100. Значимые факторы и диапазоны их варьирования приведены в табл.1. Был выполнен полный факторный эксперимент - 2*. Матрица планирования эксперимента и средние значения параметра оптимизации для каждого опыта приведены в табл.2. Линейная математическая модель, полученная после статистической обработки результатов эксперимента, имела вид Y = 91,68 - 14,08X1 - 0,60X2 - 0,18X3, Последние два члена регрессии оказались статистически незначительными, в связи с чем крутое восхождение по поверхности отклика было выполнено при варьировании только значениями вводимой удельной энергии q в сторону ее уменьшения от основного уровня. Были выполнены один мысленный и четыре реальных опыта с тремя повторными определениями. Результаты опытов приведены в табл.3. Анализ данных табл.3 показывает, что наибольшее увеличение относительной прочности составляет 8-10% и имеет место при количестве удельной электрической энергии q = 1-1,5 Дж/мм3. Это количество составляет соответственно 0,2-0,3 от энергии, при которой происходит наибольшее увеличение пластических свойств, что подтверждает диапазон численных значений коэффициента формулы для расчета q, приведенный выше. Наряду с этим по указанной схеме проводились эксперименты на технически чистой меди и биметалле Ст.3 - 12Х18Н10Т, полученном сваркой взрывом. Результаты экспериментов представлены в табл.4. Таким образом, применение предлагаемого способа позволяет повысить конструкционную прочность металлов на 8-10%, что обеспечивает уменьшение массы изготавливаемых из них деталей при тех же эксплуатационных нагрузках. Важными обстоятельствами являются также уменьшение расхода металла и сокращение затрат на обработку заготовок, что приводит к снижению стоимости изготовления деталей.

Формула изобретения

СПОСОБ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ, при котором через заготовки или изделия пропускают импульсный электрический ток, отличающийся тем, что, с целью повышения конструкционной прочности, обработку импульсным электрическим током ведут с удельной энергией q=(0,2...0,3)CтTpекp , где - плотность металла; Ст - удельная теплоемкость;
Трекр - температура рекристаллизации металла.

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 36-2000

Извещение опубликовано: 27.12.2000        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению п может быть использовано при ремонте П1арикопод1нип1 иков

Изобретение относится к ремонтному производству, к восстановлению изношенных деталей оборудования водного , автомобильного и железнодорожного транспорта

Изобретение относится к механической обработке металлов давлением Б-Б Л а именно к конструкции устройства для изготовления полых деталей методом раздачи их по диаметру, и может быть использовано при восстановлении изношенных по наружному диаметру полых цапф крестовин карданно - го шарнира автомобилей и сельхозмашин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении и ремонте, в частности, машин, работающих в условиях интенсивного абразивного изнашивания

Изобретение относится к ремонту машин и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства при восстановлении и упрочнении деталей

Изобретение относится к технологии машиностроения и может быть использовано для восстановления профиля зубьев зубчатых колес

Изобретение относится к технологическим процессам ремонта.и, в частности к способам электроконтактной наплавки изделий порошковыми материалами

Изобретение относится к восстановлению коленчатых валов наплавкой и может быть использовано в машиностроении , а именно в ремонтном производстве при восстановлении чугунных коленчатых валов

Изобретение относится к устройствам для обработки металлов давле нием и может быть использовано для восстановления изношенных зубчатых

Изобретение относится к ремонту машин и может быть использовано на предприятиях, занимающихся ремонтом и восстановлением изношенных деталей

Изобретение относится к способам и устройствам для ремонта корпусов шестеренных насосов и может быть использовано в различных отраслях промышленного производства

Изобретение относится к ремонтному производству, а именно к восстановлению изношенных деталей машин, в частности к устройствам для восстановления крестовых ножей промышленных мясорубок пластическим деформированием

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, предназначенным для восстановления и упрочнения методом индукционной наплавки крупногабаритных деталей и узлов, например, деталей и узлов железнодорожного транспорта

Изобретение относится к технике обновления ремонтопригодных деталей путевых машин методом плазменно-порошковой наплавки с последующей шлифовочной доводкой реконструированных образующих поверхностей
Изобретение относится к ремонту сваркой и может быть использовано при ремонте роликов машин непрерывного литья заготовок, рабочих валков станов горячей прокатки и других деталей, работающих в условиях циклического термического нагружения
Изобретение относится к обработке метала и может быть использовано при восстановлении и ремонте техники в сельскохозяйственном производстве, производимом централизовано
Наверх