Устройство для измерения толщины масляной пленки в цилиндре двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для повышения точности измерения толщины масляной пленки в цилиндре двигателя внутреннего сгорания. В стенке гильзы 1 цилиндра установлен прозрачный элемент 4, связанный двумя ветвями световода соответственно последовательно с ультрафиолетовым светофильтром 8, теплозащитным светофильтром 7, линзой 6, ультрафиолетовым излучателем 5 и запирающим желтым светофильтром 12 и фотоумножителем 13, который электрически связан с усилителем 15 и осциллографом 18, связанным с датчиком 17 положения поршня. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН цц 4 G Ol М 15/00

3ЛИИЗН3

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

М А BTOPCMOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ!

1ЩД1 3- i wlliritt04AR

Б ;Б ."" О Е <

Ю

7 б

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР (21) 4232704/25-06 (22) 21.04.87 (46) 23.07.89. Бюл. № 2? (71) Центральный научно-исследовательский дизельный институт (72) Б. Л. Ханин и Д. Н. Ведерников (53) 421.43.001 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 506695, кл. F 01 М Il/10, 1971.

ÄÄSUÄÄ 1495656 А1

2 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ

ТОЛЩИНЫ МАСЛЯНОЙ ПЛЕНКИ В ЦИЛИНДРЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО

СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и предназначено для повышения точности измерения толщины масляной пленки в цилиндре двигателя внутреннего сгорания. В стенке гильзы 1 цилиндра установлен прозрачный элемент 4, связанный двумя ветвями световода соответственно последовательно с ультрафиолетовым светофильтром 8, теплозащитным светофильтром 7, линзой 6, ультрафиолетовым излучателем 5 и запирающим желтым светофильтром 12 и фотоумножителем 13, который электрически связан с усилителем 15 и осциллографом 18, связанным с датчиком 17 положения поршня. 1 ил.

1495656

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при испытаниях двигателей внутреннего сгорания для исследования маслораспределения в и или ндре.

Цель изобретения — повышение точности измерения толщины масляной пленки.

На чертеже представлена общая схема устйройства.

Устройство выполнено на базе одноцилиндрового двигателя внутреннего сгорания и содержит гильзу 1 цилиндра диаметром

150 мм, поршень 2 с поршневым кольцом 3, прозрачный элемент 4, выполненный, например, из оргстекла и установленный в стенке гильзы 1 цилиндра, ультрафиолетовый излучатель 5, в качестве которого использована ртутно-кварцевая лампа, линза 6, теплозащитный сине-зеленый светофильтр 7, возбуждающий ультрафиолетовый светофильтр

8, световод 9, который с одной стороны контактирует с прозрачным элементом 4, а с другой стороны раздвоен — одна ветвь

10 контактирует с возбуждающим светофильтром 8, вторая ветвь 11 контактирует с запирающим желтым светофильтром 12.

Установка имеет также фотоумножитель 13, заключенный в металлический кожух 14, усилитель 15, диск 16, насаженный на коленчатый вал двигателя (не показан), датчик !

7 положения поршня (выполненный, например, в виде фотоэлектрического датчика), за по ми нающи и осциллогра ф 18.

При этом для исключения влияния кривизны внутренней поверхности диаметр прозрачного элемента 4 выбран из условия

0 = (0,01 — 0,03) О, где 0; -- диаметр прозрачного элемента;

D — диаметр цилиндра двигателя внутреннего сгорания, составляющий

3 MM.

Внутренняя поверхность прозрачного элемента.обработана совместно с рабочей поверхностью гильзы l цилиндра, а наружная поверхность прозрачного элемента выполнена плоской и полированной.

Для удобства регулирования и уменьшения влияния несоосности прозрачного элемента и световода световой диаметр световода 9 в месте контакта с прозрачным элементом 4 равен 1,! — 1,2 от диаметра прозрачного элемента. Световой диаметр ветви 10 световода 9 составляет 0,3—

0,5 от светового диаметра ветви 11 и равен 1,4 — 1,5 мм исходя из условий передачи необходимой силы света и минимальных потерь сигнала от масляной пленки.

Эта ветвь световода предназначена для передачи ультрафиолетового и синего света высокой интенсивности и поэтому изготовлена из кварцевого стекла. Вторая ветвь 11 световода 9 предна начена для передачи света люминесценции масла и поэтому выполнена из обычного стекла. Световой диаметр ветви 11 равен 3,4 — 3,6 мм исходя из усло. вий передачи максимального света люминесценции масла. При этом ветвь 11 световода плохо пропускает отраженный возбуждающий ультрафиолетовый свет и играет роль дополнительного фильтра, снижающего паразитный сигнал, вызванный нескрещенностью возбуждающего и запирающего светофильтров.

Диаметр рабочей поверхности фотокатода фотоумножителя 13 должен составлять

8 — 12 мм для получения максимального электрического сигнала от света люминесценции масла.

Теплозащитный светофильтр 7, срезающий длинноволновую часть излучения ртутно-кварцевой лампы 5, предназначен для повышения точности измерений толщины масляной пленки за счет снижения паразитного сигнала вследствие лучшей скрещенности возбуждающего светофильтра 8 и запирающего светофильтра 12. Коэффициент про20 пускания светофильтра 7 в области длин волн 700 — 780 нм составляет 8 — 16Я.

Для повышения точности измерения толщины масляного слоя на диске 16 имеется

120 радиальных прорезей, равномерно распределенных по окружности (через три поворота коленчатого вала). При этом для удобства чтения осциллограммы две диаметрально противоположные прорези, соответствующие положениям поршня в верхней и нижней мертвых точках, имеют ширину 0,75

3О и 2,5 мм соответственно, а остальные прорези имеют ширину 1,5 мм.

Устройство работает следующим образом.

Поршень 2 с кольцом 3 совершает возвратно-поступательное движение в гильзе

1. Излучение ртутно-кварцевой лампы 5 про35 ходит через фокусирующую линзу 6, теплозащитный светофильтр 7 и возбуждающий светофильтр 8. При этом теплозащитный сине-зеленый светофильтр 7 резко снижает интенсивность видимой длинноволновой и ближней инфракрасной частей излучения ртутно-кварцевой лампы. Возбуждающий ультрафиолетовый светофильтр 8 выделяет из указанного излучения длинноволновую ультрафиолетовую и коротковолновую видимую части, представляющие собой воз45 буждающее излучение. Возбуждающее излучение по ветви 10 световода 9 попадает на прозрачный элемент 4 и масляный слой на внутренней поверхности гильзы

1 цилиндра, возбуждая в нем люминесценцию. При этом потери возбуждающего све50 та минимальны вследствие того, что ветвь

10 световода 9 изготовлена из кварцевого стекла, а между плоской торцовой поверхностью световода 9 и плоской наружной поверхностью прозрачного элемента 4 отсутствует воздушный зазор. Так как диаметр прозрачного элемента 4 составляет

0,01 — 0,03 от диаметра гильзы 1 цилиндра, то влияние кривизны внутренней поверхности прозрачного элемента на силу света.

1495656

Формула изобретения

Составитель Л. Лристон

Ре ла кто р H. Б<и> ко ва Техред И. Верее Корректор Э..<1он <иков<>

Заказ 4252/30 Тираж 789 Подписи<>е

ВНИИПИ Госуларственного ко<иитета оо изобретении>и и откр<>тким нри ГК11Т (С(1

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Рау<искаи наб.. л. 4 5

Производственно-издат(льский комбинат «Патент», г. Ужг<>роl, >;I. Гагарина, 101 люминесценции пренебрежимо мало. Свет люминесценции масла вместе с отраженным возбуждающим светом попадает в прозрачный элемент 4 и далее в ветвь 11 световода 9. Превышение светового диаметра световода 9 над диаметром прозрачного элемента 4 в 1,1 — 1,2 раза обуславливает нечувствительность установки к несоосности прозрачного элемента и световода, а также минимальную величину потерь света люминесценции при переходе из прозрачного элемента 4 в световод 9. Причем вследствие различия в световых диаметрах ветвей 10 и 11 световода 9 около 80Я свет люминесценции масла на выходе из прозрачного элемента попадает в ветвь 11.

При этом указанная ветвь световода интенсивно поглощает отраженный ультрафиолетовый свет и одновременно хорошо пропускает свет люминесценции. Более полное отделение света люминесценции от отраженного возбуждающего света происходит в за- 20 пирающем желтом светофильтре 12. Далее свет люминесценции падает на катод фотоумножителя 13 и вызывает в последнем изменение анодного напряжения, пропорционального толщине масляной пленки. При этом происходит полное использование света люминесценции вследствие того, что диаметр рабочей поверхности фотокатода фотоумножителя 13 составляет 10 мм. Сигнал фотоумножения 13 поступает на усилитель 15 и затем на запоминающий осциллограф 18. 30

Параллельно на экране осциллографа происходит запись импульсов, поступающих от датчика 17 положения поршня, связанного с диском 16, через каждыа 3 поворота коленчатого вала двигателя. При этом диск

l6 вращается совместно с коленчатым ва- 35 лом двигателя. Импульсы положений поршня в верхней и нижней мертвых точках отличаются друг от друга и от остальных импульсов по ширине вследствие различия в ширине соответствующих им прорезей диска.

Используя данные осциллограммы, по тарировочному графику определяют толщину масляной пленки в микрометрах.

Устройство для измерения толщины масляной пленки в цилиндре двигателя внутреннего сгорания, содержащее гильзу цилиндра с отверстием, поршень„прозрачный элемент, ультрафиолетовый излучатель, линзу, фотоумножитель, усилитель, осциллограф, световод, возбуждающий и запирающий светофильтры и датчик положения поршня, причем прозрачный элемент размещен в отверстии в гильзе цилиндра и связан световодом с фотоумножителем через запирающий светофильтр, фотоумножитель последовательно электрически связан с усилителем и с осциллографом, связанным также с датчиком положения поршня, отличающееся тем, что, с целью повышения точности, устройство содержит тсилозащитный светофильтр, установленный между линзой и возбуждающим светофильтром, световод выполнен в виде двух ветвей, соответственно связывающих прозрачный элемент с возбуждающим и запирающим светофильтрами, причем световой диаметр первой ветви равен 0,3 — 0,5 светового диаметра второй ветви, общий световой диаметр световода в месте его контакта с прозрачным элементом составляет 1, l — ),2 диаметра последнего, диаметр которого в свою очередь составляет 0,01 — 0,03 диаметра гильзы цилиндра.

Устройство для измерения толщины масляной пленки в цилиндре двигателя внутреннего сгорания Устройство для измерения толщины масляной пленки в цилиндре двигателя внутреннего сгорания Устройство для измерения толщины масляной пленки в цилиндре двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения коэффициента избытка воздуха при испытаниях карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к средствам диагностики двигателя внутреннего сгорания и может быть использовано для определения положения верхней мертвой точки двигателя

Изобретение относится к устройствам для испытаний несущих винтов летательных аппаратов

Изобретение относится к области испытаний ДВС

Изобретение относится к оборудованию для стендовых испытаний рабочих органов землеройно-транспортных машин

Изобретение относится к области диагностики технического состояния турбомашин и позволяет повысить надежность контроля установки

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх