Патент ссср 154312

 

№ 154312

Класс 6 05с; 21с, 59„

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБР

H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Под!!игнпя гр!бэппа Л8 9!

Б. Д. Кудин, И. Б. Кудин и H. И. Белоус

ЗАДАТЧИК СКОРОСТИ КОНТРОЛЛЕР-РЕГУЛЯТОРА

ХОДА ШАХТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ МАШИНЫ

Заяв.пено 13 июля 1962 r, за № 786738/24-7 в Комитет по делам изобрстений и открытий при Совете Министров СССР

Опубликовано в «Б!олг!стснс изобретений и товарных знаков» № 9 за !963 г.

В связи с увеличением глубин угольных и рудных шахт и соответствующим ростом скогостей подъема, все более широким примененимногоканатных x c !BHQBQK H pBooTbl c нескольк1;K ropHBOHTQB, cBHзанной с необходимость!0 разъездов между сблигженными горизонтами на снюкенной против номинальной скорости прн дистанционном EI автоматическом упрявленип Обы IHLIp средства KQH; роля и регh ли!)Овянвlя хода шахтных подъемных машин не удовлетворяют возросш!!м треооHàíHHì практ1!ки в ОтнОшепи1! ToчнОсти и надежности их pBiloTbl.

Основным узлом контроллер-регулятора хода шахтных подьемных машин является его задатчик скорости, от качества которого по суи1еству зависит решение поставленной зада IH.

В основу задатчнка скорости, составляющего предмет изобрете!шя, подобно известным устройствам того же целевого назначеHEIEH положено !1ри !!ене!! !е элсктромсха1!ического HppoopB30BBTH.BH угла НОВОроТВ в напряхкенис, пропорциональное заданной скорости. и механп !еского реверсора-разъединителя, выполненногG с использованием двуx электромагнитных муфт.

Особенностью этого задатчика, обеспечивающего повышение надежности работы подъемной установки, является наличие установленного в кинемати lpcKCII цепи между подъемной машиной и реверсоромразъединителем механического выпрямителя, преобразующего рази направленное вращение вала подъемной машины в однонаправленное вращение входных FB;IQB реверсора-разъединителя. Фрпкционная и зубчатая муфты реверсора-разъединителя использу1отся для поворота командоаппарата соответственно в сторону увеличения и уменьшения скорости. № 154312

На .чертеже показана схема задатчика скорости применительно к электромеханическому преобразователю угла поворота в напряжение, пропорциональное заданной скорости, на основе сдвоенного поворотного сельсин-трансформатора.

Электпический преобразователь l угла поворота в напряжение, пропорциональное заданной скорости, состоит из поворотных сельсинтрансформЪторов 1 и 2, выпрямительных мостов 8 и 4 на полупроводниковых вентилях, нагрузочных сопротивлений 5 — 8, фрикционных муфт 9, 10, рычагов П, 12 и концевых переключателей 18 — 16.

Первичные обмотки поворотных сельсин-трансформаторов подключены к стабилизированному источнику 17, 18 переменного тока.

Э. д. с., индуктированная во вторичной обмотке поворотного трансформатора, зависит от положения вторичной обмотки относительнс первичной и изменяешься от нуля до некоторого максимума в функции угла поворота.

Вторичные обмотки указанных трансформаторов подключены через выпрямительные мосты 8 и 4 к нагрузочным сопротивлениям 5 и 7.

Нагрузочные сопротивления 6 и 8 присоединены к источнику 19, 20 постоянного тока.

Нагрузочные сопротивления 5, 6 и 7, 8 соединены последовательно.

Падение напряжения между установочными контактами сопротивлений

5 и 6, пропорциональное заданной для контроля скорости, подается на вход 21, 22 узла сравнения заданной и действительной скоростей системы контроля скорости.

Падение напряжения между установочными контактами сопротивлений 7 и 8, пропорциональное заданной для регулирования скорости, подается на вход 28, 24 узла сравнения заданной и действительной скоростей системы регулирования скорости.

Постоянная по величине составляющая падения напряжения на сопротивлении 6 или 8 соответствует постоянной сниженной скорости в начале и в конце пути подъемных сосудов.

Привод роторов поворотных се "IbcHH-трансформаторов 1 и 2 осуществляется от валов 25 и 26 реверсора-разъединителя через фрикционные муфты 9 и 10.

С ведомой частью этих муфт соединены рычаги 11 и 12, воздействующие на концевые переключатели 18 — 16, предназначенные для контроля крайних положений роторов трансформаторов.

Фрикционные муфт>я 9 и 10 срабатывают, когда рычаги 11 и 12, а следовательно, и роторы трансформаторов занимают одно из крайних положений.

В состав механического реверсора-разъединителя II, кроме упомянутых валов 25 и 26, входят валы 27, 28 и 29, соединительные зубчатая 30 и фрикционная 81 муфты, каждая с пружинным приводом и электромагнитным отводом, передаточное зубчатое колесо "2 и подшипники 33 — 39.

Вал 27 опирается на подшипники 86 и 87, установленные соответственно на ведомой зубчатой полумуфте 40 муфты 80 реверсораразъединитсля и на ведущей части 41 муфты механического выпрямителя 111.

Муфта 80 состоит из неподви>кного магнитопроьода 42 с намагничивающей катушкой 48, ведущей зубчатой полумуфты 44, ведомой зубчатой полумуфты 40 и приводной пружины 45.

Муфта 81 состоит из аналогичных элементов 46, 47, 48, 49, 50.

_#_o 15431

Полумуфты 44 и 48 соединены соответственно с валам» 27 и 28 посредством направляющих шпонок, а полумуфты 40 и 49 жестко соединены соответственно с валами 25 и 26.

Намагничивающие катушки муфт получают питание через контакты соответствующей коммутирующей аппаратуры от источника 51, 52 постоянного тока.

При ооесточенных намагничиваюш»х катушках под действием сжатых приводных пружин полумуфты 44, 40 и 48, 49 соединены.

Разъединение полумуфт осуществляется посредством подачи тока в эти катушки.

Ведомые полумуфты 40 и 49 имеют зубчатые венцы, соединенные между собой через передаточное зубчатое колесо 82.

При неизменном вращении вала 27 замыкание муфты 80 вызывает поворот ротора сельсин-трансформаторов в сторону уменьшения заданной скорости. При неизменном вращении вала 28 замыкание муфты 81 вызывает поворот ротора сельсин-трансформаторов в сторону увеличения заданной скорости.

При нормальной работе в то время, как одна муфта работает, вторая замкнута. При одновременном же замыкании зубчатой и фрикционной муфт 80 и 81, что может произойти, например, при исчезновении напряжения в питающей сети, фрикционная муфта 81 проскальзывает. В связи с этим исключается возможность поломки механизма.

Механический выпрямитель П1 состоит из валов 58, 54, 55, подшипников 56, 57, 58, зубчатых колес 59, 60, 61, левой 62 и правой 68 муфт. свободного хода (обгонных) и соединительной муфты 64.

Ведущие части 65 и 41 муфт 62 и 68 жестко соединены соответственно с валами 58 и 54. Ведомые части 66 и 67 этих муфт жестко посажены соответственно на валы 27 и 28.

Вал 55 посредством муфты 64 соединен с валом 68, который, в свою очередь, через замедляющую передачу соединен с валом подъемной машины. При вращении вала 55 по часовой стрелке вращение передает левая муфта 62, ведущая и ведомая части которой вращаются в одном и том же направлении — против часовой стрелки; одновременно ведущая и ведомая части муфты 68 вращаются в противоположные стороны, не передавая крутящего момента от вала 54.

При вращении вала 55 против часовой стрелки вращение передает правая муфта 68, ведущая и ведомая части которой вращаются в одном и том же направлении — по часовой стрелке; одновременно ведущая и ведомая части муфты 62 вращаются в противоположные стороны, не передавая крутящего момента от вала 58.

Таким образом, независимо от направления вращения вала подьемной машины валы 27 и 28 вращаются в неизменном направлении: вал 27 против часовой стрелки, и вал 28 по часовой стрелке.

Задатчик скорости контроллер-регулятора хода шахтной подъемFIoA машины в целом раоотает следующим образом. Независимо от направления хода подъемной машины B период ускорения сцеплена муфта 81. Напряжение на выхсде электромеханического преобразовапропорцио»а,1h»cl заданной сКоросТН, уBe »»» deTL . В»epHQQ равномерного хода муфты 80 и 81 расцеплены и напряже,:»e»а выходе электромеханического преобразователя остается неизменным. Незав»симо от направлсния vo.tê подъемной ма»пшы в период замедления сцеплена муфта 80. Напряжение»а выходе электромеханпческого преобразователя, пропорциональное заданной скорости, уменьшается, ¹ 154312

Заданная скорость может быть любой в пределах от номинальной до скорости доводки подъемного сосуда к концу пути.

Управление муфтами 80 и 81 реверсора-разъединителя осуществляется избирателем горизонтов того или иного типа с приводом от подъемной машины или с использованием магнитных меток на канате.

К вторичной обмотке поворотного сельсин-трансформатора (датчика) может быть подключен сельсин(приемник) для контроля положения подъемного сосуда в стволе шахты относительно приемной площадки (загрузочного пункта).

Предмет изобретения

Задатчик скорости контроллер-регулятора хода шахтной подъемной машины с использованием электромеханического преобразователя утла поворота в напряжение, пропорциональное заданной скорости, и механического реверсора-разъединителя (на основе двух электромагнитных муфт), отличающийся тем, что, с целью повышения HBдежности работы подъемной установки, в кинематической цепи между подъемной машиной и указанным реверсором-разъединителем установлен механический выпрямитель, преобразующий разнонаправленное вращение вала подъемной машины в однонаправленное вращение входных валов реверсора-разъединителя, одна из муфт которого (фрикционная) используется для поворота командоаппарата в сторону увеличения скорости, а другая (зубчатая) — в сторону уменьшения скорости.

// s / j

59 5D 55 б

1,/

55 8/

2Z

L 1 i г

".1

I .- )| .

88 с"--, 1 45 1.//// 1

j7 47 48 38 49 - > о,la

/ o",o

aLo т4!

Г1п11

I озо оИо

Редактор В. М. Парнес Техред А. А. Камышникова Корректор Л. С, Гришаева

Поди. к печ. 25/VIII — 63 г. Формат бум. 70 X 1081/1 Объем 0,35 изд. л.

Зак. 2180/8 Тираж 1250 Цена 4 коп.

ЦНИИПИ Государственного комитета по делам изобретений и открытий СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4.

Типография, пр. Сап> нова, 2.

Патент ссср 154312 Патент ссср 154312 Патент ссср 154312 Патент ссср 154312 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам управления и может быть использовано, в частности, в системах управления силовыми установками летательных аппаратов, например, вертолетов

Изобретение относится к области автоматики и может быть использовано для управления техническими объектами, в частности системами управления многомерными объектами, например последовательным соединением отдельных колебательных звеньев, входящих в состав объекта, например манипулятора промышленного робота

Изобретение относится к области цифрового управления трехфазным вентильным двигателем

Изобретение относится к системам автоматического регулирования и может быть использовано в прецизионных системах стабилизации скорости вращения электродвигателей

 // 155346

 // 172629
Наверх