Устройство для регулирования натяжения длинномерного материала

 

Изобретение относится к намоточно-размоточному оборудованию. Цель изобретения - повышение точности регулирования натяжения. В устройстве в качестве задающего сигнала для контура косвенного регулирования натяжением используется сигнал, пропорциональный линейной скорости материала, в качестве корректирующих задание сигналов используются сигналы, пропорциональные угловой скорости электродвигателя наката и тормозного генератора раската, а в качестве сигнала обратной связи - сумма напряжений, снимаемых с двух элементов общей якорной цепи. Все перечисленные сигналы алгебраически складываются и определяют величину момента, развиваемого тормозным генератором для создания натяжения. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК и 4 В 65 Н 77/00

ВСЕОЮ,"1И rI

Пате!!! з; !., :AH

Е. Ь ;3

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4219327/31-12 (22 ) 31. 03. 87 (46) 07.09.89. Бюл. № 33 (71) Северо-Кавказский горно-металлургический институт (72) B. Г. Осипов (53) 677.074.12 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1151501, кл. В 65 Н 77/00, 1985. (54) УСТРОЙСТВО Д,г(Я РЕГУЛИРОВАНИЯ НАТЯЖЕНИЯ Д.г)ИННОМЕРНОГО

МАТЕР ИА. 1 А (57) Изобретс ние относится к намоточноразмоточному оборудованию. 11ель изобретения — повышение точности регулирования

Изобретение относится к намоточноразмоточному оборудованию. ! дель изобретения — повышение точности регулирования натяжения.

На фиг. 1 представлена блок-схема устройства; на фиг. 2 и 3 — варианты подкл очения датчиков напряжений.

Устройство содержит накат 1 и раскат 2 материала (полотна) 3, кинематически связанные с электродвигателем 4 и тормозным генератором 5. Датчики 6 и 7 угловой скорости электродвигателя 4 наката и тормозного генератора р, а также датчик 8 скорости (линейной) наката выполнены, например, в виде тахогенераторов. Регулятор 9 скорости через согласующий усилитель 10 соединен с обмоткой 1! возбуждения электродвигателя 4. Выход датчика 8 соединен с одним входом элемента 12 сравнения, другой вход которого подключен к выходу задатчика 13 скорости наката, а выход к входу регулятора 9. Элемент 14 сравнения своими входами связан с выходом звена 15 согласо„„BU„„1505875 д 1

2 натяжения. В устройстве в качествс задаюшего сигнала для контура косвенного регулирования натяжения используется сигнал, пропорциональный л и нейной скорости м итериала, в качестве корректирующих задание сигналов используются сигналы, Ilpo орциональные угловой скорости электродвигателя наката и тормозного генератора раската, а в качестве сигнала обратной связи — сумма напряжений, снимаемы с двух элементов обшей якорной цепи. Все перечисленные ые сиги а lhl ал гебра и чески складываются и определяют величину момента, развиваемого тормозным генератором для создания натяжения. 3 ил. вания, входом соединенного с вы%одом датчика 8, с выходом согласук>шего усилителя 16, входом связанного с выходом датчика 6, с выходом согласуюшего усилителя li, входом подключенного к выходу датчика и с выходами датчиков 18 и 19 напряжения.

Выход элемента 14 сравнения через регx.Iÿтор 20 натяжения и согласуюший уси.IHтель 21 соединен с обмоткой 22 возбуждения генератора 5. Якоря электродвигателя 4 и генератора 5 включены последовательно и связаны с вентильным преобразователем 23, работаюшим в режиме независимого источника тока.

Датчик 18 может быть подключен к якорю электродвигателя 4, а датчик 19 -- к якорю генератора 5. Во втором варианте датчик 18 может быть подключен к зажимам преобразователя 23, а датчик 19 — к якоркз генератора 5. В третьем варианте, который тождественен второму, датчик 18 подключен к зажимам преобразователя 23, а датчик 19-к якорю электродвигателя 4.

1505875 (2) 1À » 7 » — p Rp (5) (7) Устройство разом.

Регулирование скорости перемотки осуществляется путем воздействия на ток возбуждения, а значит и на момент электродвигателя 4 наката. При этом сигнал задания линейной скорости, поступающий от задатчика 13, сравнивается в элементе 12 сравнения с сигналом обратной связи, поступающим от датчика 8 скорости наката. Полученный в результате сравнения разностный управляющий сигнал поступает на вход регулятора 9 скорости, который через согласующий усилитель 10 воздействует на ток обмотки 11 возбуждения электродвигателя 4 наката. Так как ток якорной цепи остается неизменным, момент электродвигателя 4 наката однозначно определяется током его возбуждения, т. е. с увеличением тока возбуждения момент двигателя растет, а с уменьшением — снижается, что и позволяет регулировать линейную скорость материала.

Регулирование натяжения осуществляется по косвенному параметру путем воздействия на магнитный поток, а значит и на момент тормозного генератора 5. При этом в элементе 14 сравнения производится алгебраическое суммирование сигнала задания, поступающего от датчика 8 скорости наката через звено 15 согласования, корректирующих задание сигналов, поступающих от датчиков 6 и 7 угловых скоростей соответственно электродвигателя 4 и тормозного генератора 5 через согласующие усилители 16 и 17, а также двух сигналов обратных связей по напряжению, поступающих от датчиков 18 и 19 напряжения.

Полученный в результате суммирования в элементе 14 сравнения сигнал поступает на вход регулятора 20 натяжения, который через согласующий усилитель 21 воздействует на ток обмотки 22 возбуждения тормозного генератора 5, а следовательно, и на развиваемый им момент. При этом предлагаемая структура обратной связи по сумме напряжений двух элементов силовой цепи, а также структура цепей коррекции задающего сигнала в контуре (косвенного) регулирования натяжения позволяет полностью устранить отрицательное влияние на точность регулирования натяжения как температурных изменений сопротивления якорей электрических машин, так и моментов холостого хода на их валах.

В предлагаемом устройстве для возможно более полного использования установленной мощности силового электрооборудования в качестве электродвигателя 4 наката и тормозного генератора 5 раската должны быть применены одинаковые электрические машины, а это обеспечит равенство их якорных сопротивлений и примерное равенство моментов холостого хода.

Возможны три сочетания подключения датчиков напряжения к элементам силовой схемы.

Для первого, когда датчики 18 и 19 напряжения подключены соответственно к якорям электродвигателя 4 и генератора 5, сумма напряжений якорей тождественно равна сумме их ЭДС, поскольку падения напряжения на якоре каждой машины будут равны по величине и направлены встречно в связи с тем, что равны их сопротивления и по ним протекает один и тот же ток, которыЙ при одинаковых условиях охлаждения вызывает одинаковый их нагрев, т. е.

UN + Up — — U» — Ря + Up+7Й =Е +Ер, (1) где U,, Up — соответственно напряжения на якоре двигателя 4 наката и генератора 5 раската;

E„ Š— соответственно ЭДС двигателя 4 наката и генератора 5 раската; — сопротивление якорей электрических машин; ! — ток, протекающий по якорной цепи.

В установившемся режиме перемотки натяжение полотна со стороны наката может быть выражено как

М» — М К Ф, — М.

R или со стороны раската

М,,— М,, КФ, — М„

Rp Rp где Т вЂ” натяжение полотна;

М., M — — соответственно электромагнитные моменты двигателя 4 наката и генератора 5 раската;

Мц момент холостого хода на валах наката и раската;

К -- конструктивный коэффициент электрических машин;

Ф„,

Поскольку (2) и (3) выражают одну и ту же величину, К Ф» имеет следующий вид:

К Ф = — (— (К Ф, 7+М<;)+Мо). (4)

1

Учитывая, что линейная скорость V noioxva может быть выражена через угловые скорости и радиусы рулонов наката и раската как записывают выражения для ЭДС (Е) двигателя 4 и тормозного генератора 5 (Ер)

E. Ê cD» .ю»=К Ф. (6)

К

Ер — — K ° Ф р ° (Ор — — К ° Ф р г г — Rp.

1505875 раскрытия скобок членов получают м

2 И„ (9) 1О

Т=2 К. К /, (14) Kg, Кз (15) М»

+—

Из (1) с учетом (6) и (7) вытекает, что (8) Подставив (4) в (8), получают

КФ вЂ” КФ / М р w (- (- ° — 1l г2 КФ Мю

Rp I R Rp

Сумма напряжений якорей электродвигателя 4 и генератора 5 автоматически поддерживается на уровне

U» +UpK 1K ) "л + К2 ом Кз зр), (10) Ь» +Бр где К„= — коэффициент передачи (/з контура косвенного регулирования натяжения (U — напряжение задания, снимаемое с выхода звена 15 согласования);

Ki= — — коэффициент пропорциоV нальности между задаю- 25 щим напряжением и линейной скоростью полотна (величина этого коэффициента определяет заданный уровень натяжения, а регулируется при ЗО помощи звена 15 согласования); — коэффициенты приведения угловых скоростей наката и раската соответственно к входам уз- 35 ла 14 сравнения (регулируются посредством регулирования коэффициентов усиления усилителей 16 и 17).

С учетом (5), (10) примет вид

U„+ U K„ l „(K + — — — ).

/х К:

R» Rp

Приравняв правые части (9) и (11), решают полученное уравнение относительно 45

К Ф

Х(— + — )).

1 1

В Rp (12) 50

Подставляя (12) в (3), получают

)ср T

/ RplK 1Ki+ — ) — — (— + — )) Я Р

Окончательно после и приведения подобных

7= .K„К /+К" К

2 " 2R»

К..К / N.

2. R, 2.Rp

Из (13) следует, что при условии /=

=const для устранения влияния на натяжение полотна моментов холостого хода на валах наката и раската необходимо и достаточно подобрать коэффициенты Кг и Кз так, чтобы были равны числители второго и третьего, а также четвертого и пятого членов (13).

И в этом случае натяжение полотна в установившемся режиме перемотки определяется как т. е, при постоянных значениях тока якорной цепи и коэффициента К„величина натяжения однозначно определяется значением коэффициента передачи звена 15 согласования, который может изменяться от нулевого до максимального значения, что и обеспечит в предлагаемом устройстве регулирование натяжения от нулевого до максимального.

Как следует из приведенных выражений (13) и (14), температурные отклонения сопротивленийий я корей электрических маши н на точность регулирования натяжения не влияют, поскольку указанные сопротивления в эти выражения не входят, что и подтверждает достижение поставленной в изобретении цели.

При втором возможном сочетании подключения датчиков напряжения, когда датчик 18 подключен к зажимам вентильного преобразователя 23, а датчик 19 — к якорю тормозного генератора 5, для достижения поставленной цели нужно, чтобы в элементе 14 сравнения масштаб сигнала, поступающего от датчика 18, был вдвое больше, чем поступающего от датчика 19. Этого можно добиться, установив коэффициенты передачи датчиков )8 и 19 в соотношении 1:2, Мощность, передаваемая из вентильного преобразователя 23 в якорную цепь, расходуется на покрытие тепловых потерь в якорях электрических машин и потерь холостого хода, поскольку сам процесс перемотки энергетических затрат не требует, ведь мощность, потребляемая для этой цели двигателем 4 наката, возвращается в якорную цепь генератором 5 раската.

Или иначе Р=2 / Р»+Мо(о)н+шр), а напряжение на выходе преобразователя 23 равно

Л//=2 / R,+ (— — — ). (16)

7 К» Rр

Если сложить напряжение на якоре тормозного генератора 5 и половину напряже1505875

U„— ЛU=К. V, (К i+ — — ). (24)

Приравнивая левые части (23) и (24), получают

5 (17) " " г„

K Ф» =R» К. (К + — *- )+

7 ния на зажимах вентильного преобразова теля 23, то получают

Мп V„3 f и р

x(— 4- — ) ° (18)

Rp

Но по аналогии с (10) и (11) исходит

U,+ — Л(/=К». Г (К + — — — ). (19)

1 - . К К е " л К я„

Приравнивая левые части (18) и (19), получают

15 (20 ) Формула изобретения

Л1». 1„

= Ее+ — " (— + — )

Я, или с учетом (7)

U + — ° ЛU=Г„° (— ч- х

2 " R. 2.I

K <1> = R,(К (К + — — ) — — Х

К, К 4.

R» Rp 2 I

Х(1/R„,+1/R,4.

+ — (- +-))

H.

2 I R» R„ (25) и после подстановки (25) в (2) и соответствующих преобразований

7.К К,+К„К, 7 К. К, 7 М. М

2R„2. R„ (26)

Сравнение выражений (13), (21) и (26) показывает, что они идентичны, т. е. поставленная цель будет достигнута при любом сочетании подключений датчиков напряжений к двум элементам силовой цепи. (22)

45 и 2.I Ku или с учетом (6) получают

U„— —. KU=l ((- + — )j (23) К 1 » М, Р 2 lй Р„

По аналогии с (19) получают

Подставив (20) в (3) и выполнив соответствующие преобразования, получают

К К, К К2 I К Кл I м р

2.R» 2 Rz

+ (21)

Но (21) это то же самое, что и (13).

При третьем сочетании подключения датчиков напряжения, когда датчик 18 подключен к зажимам преобразователя 23, а датчик 19 — к зажимам якоря электродвигателя 4, для достижения поставленной цели нужно оставить масштабы сигналов от датчиков 18 и 19 такими же, как и в предыдущем случае, но знаки этих сигналов сделать прот и воположн ы м и.

Тогда по аналогии с (17) получают

40 » - - (. » я ()= .М„1„ .— г = — - — .I (R„

Устройство для регулирования натяжения длинномерного материала, содержащее электродвигатель наката и тормозной генератор раската, якори которых соединены последовательно и связаны с выходом вентильного преобразователя, датчик и задатчик скорости наката, через первый элемент сравнения и регулятор скорости подключенные к обмотке возбуждения электродвигателя наката, второй элемент сравнения, первым и вторым входами соединенный соответственноо с выходами датчиков скорости наката и угловой скорости тормозного генератора раската, а выходом через регулятор натяжения — с обмоткой возбуждения тормозного генератора раската, и датчики напряжения, первый из которых подключен к зажимам якоря тормозного генератора раската, orëè÷àþùååãÿ тем. что, с целью повышения точности регулирования натяжения, оно снабжено датчиком угловой скорости электродвигателя наката, второй датчик напряжения подкпючен или к зажимам якоря электродвигателя наката, или к зажимам вентильного преобразователя, а выходы датчиков угловой скорости электродвигателя наката и напряжений подключены соответственно к третьему, четвертому и пятому входам второго элемента сравнения, 1505875

Фиг.

Составитель Б. Кисин

Редактор А. М от ыл ь Гекред И. Берег Корректор Т. Малец

Заказ 5371,122 Тираж 532 Г!одписное

БНИИПИ Государственного комитета но изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 (1роизводственно-издательский комбинат «Г!атент», г. Ужгород, ул. Гагарина. 10!

Устройство для регулирования натяжения длинномерного материала Устройство для регулирования натяжения длинномерного материала Устройство для регулирования натяжения длинномерного материала Устройство для регулирования натяжения длинномерного материала Устройство для регулирования натяжения длинномерного материала Устройство для регулирования натяжения длинномерного материала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам перемотки материалов и может быть использовано на текстильных машинах

Изобретение относится к устройствам для намотки с раскладкой ленточного материала и может быть использовано в различных областях промышленности для намотки металлической ленты или проволоки ,в частности, для перемотки упаковочной проволоки или ленты в плодоовощных объединениях

Изобретение относится к изготовлению изделий из композиционных материалов намоткой и позволяет наряду с натяжением нитей обеспечить уплотнение формуемой на оправке структуры изделия путем создания пег репадов переменного во времени натяженин в нитях

Изобретение относится к текстильной , химической промышленности и к машиностроению

Изобретение относится к устройствам для размотки нити и может быть использовано в шинной промышленности при изготовлении безуточного обрезиненного корда

Изобретение относится к текстильной промьшленности

Изобретение относится к целлюлозно-бумажной промьгашенности

Изобретение относится к полиграфической промышленности, в частно.сти ,к лучевым рулонным установкам ротацдонных печатных машин

Изобретение относится к автоматизации оборудования и предназначено для регулирования натяжения в устройствах для намотки ленточных материалов , например фотопленки

Изобретение относится к текстильной и бумагоделательной промьшленностио Цель изобретения - повышение точности регулирования путем обеспечения инвариантности к изменениям нагрузки Отличительной особенностью устройства является наличие в нем блока перераспределения, диапазона регулирования в зависимости от технологических возмущений

Изобретение относится к способу регулирования плотности намотки длинномерных материалов в рулон

Изобретение относится к регуляторам натяжения длинномерных материалов и используется при автоматизации процесса изготовления изделий из композиционных материалов методом намотки

Изобретение относится к устройствам для формирования рулона наматываемого упругого материала и может быть использовано в производстве рулонных материалов в бумагоделательной, текстильной, химической и других отраслях промышленности

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при наземной отработке тросовых систем

Изобретение относится к технологическому оборудованию метизной промышленности, а именно к производству стальных канатов, и может быть использовано в технологическом процессе производства канатов при их свивке

Изобретение относится к средствам регулирования и может быть использовано для регулирования натяжения гибких материалов на машинах текстильного, бумагоделательного, полиграфического и других производств, и позволяет регулировать натяжение без превышения относительной деформации выше заданной при транспортировании материалов с различными модулями упругости
Наверх