Способ упрочнения деталей

 

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для упрочнения поверхностным пластическим деформированием локальных конструктивных элементов деталей формы тел вращения. Цель изобретения - повышение качества обработки за счет повышения толщины и твердости упрочненного слоя поверхности локальных конструктивных элементов деталей. Корпусу сообщают движение обкатки по упрочняемой поверхности детали. Деталь контактирует с корпусом через равномерно установленные на нем обрабатывающие тела, количество которых выбирают из диапазона, определяемого неравенством: 0,135<SP POS="POST">.</SP>10<SP POS="POST">-2.</SP>HB<SP POS="POST">.</SP>D<SP POS="POST">3</SP>≤A(1-2φ/Α<SB POS="POST">D</SB><SP POS="POST">.</SP>N)<SP POS="POST">2.</SP>SIN<SP POS="POST">2</SP>φ/N/B+COS<SP POS="POST">2</SP>φ/N≤10<SP POS="POST">-2</SP>HB<SP POS="POST">.</SP>D<SP POS="POST">3</SP>, где: A=2φ<SP POS="POST">2.</SP>F<SP POS="POST">2.</SP>MD<SP POS="POST">2</SP>(1+B), B=4J/MD<SB POS="POST">1</SB> I и M - соответственно момент инерции и масса корпуса, N - количество обрабатывающих тел, F - частота колебаний детали, Α<SB POS="POST">D</SB> = 2ARCSIN (D<SB POS="POST">1</SB>/D<SB POS="POST">N</SB><SP POS="POST">.</SP>SINφ/N), D<SB POS="POST">1</SB> - диаметр окружности, касательной к обрабатывающим телам диаметром D, D<SB POS="POST">N</SB> - диаметр обрабатываемой поверхности детали с твердостью материала по Бринелю HB. Это позволяет обеспечить повышение толщины и максимальной твердости упрочняемого слоя, а также повышение равномерности упрочнения поверхностей на локальных конструктивных элементах деталей типа канавок и радиусных переходов, являющихся в процессе эусплуатации концентраторами напряжений.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУбЛИН

„„Я0„„1523317 (51)4 В 24 B 39 00-04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н Д BTOPCHQMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОбРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4372441/31 27 (22) 01.02.88 (46) 23. 11.89. Бюл. М - 43 (71) Львовский политехнический институт им. Ленинского комсомола (72) В.А. Щигель, В.С. Ступин, В.А. Дьяченко, С.Н. Павлов, И.С. Афтаназив и A.N. Kvxc (53) 621.757.06 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 1207732, кл. В 24 В 39/04, 06.08.82. (54) СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ (57) Изобретение относится к машиностроению и предназначено для упрочнения поверхностным пластическим деформированием локальных конструктивных элементов деталей формы тел вращения.

Цель изобретения — повышение качества обработки за счет повышения толщины и твердости упрочненного слоя поверхности локальных конструктивных элементов деталей. Корпусу сообщают движение обкатки по упрочняемой поверхности детали, Деталь контактиИзобретение относится к машиностроению и предназначено для упрочнения поверхностным пластическим деформированием локальных конструктив.ных элементов деталей формы тел вращенияя, Целью изобретения является повышение качества обработки за счет повышения толщины и твердости упрочненного слоя поверхности локальных конструктивных элементов деталей. рует с корпусом через равномерно установленные на нем обрабатывающие тела, количество которых выбирают из диапазона, определяемого неравенством: 0,135 10 HB.1)3 А(1-2 lI/ú n)

csin и/п/(В + cos 1Г/и) 10 НВ D, где А = 2 Р f2.mD2 (1+В), В = 4I/mD2

I u m — соответственно момент инерции и масса корпуса, n — количество обрабатывающих тел, f — частота колебаний детали; Ыв = 2arcsin(D,/D и з1п1 /п), D, — диаметр окружности, касательной к обрабатывающим телам диаметром D, D „ — диаметр обрабатываемой поверхности детали с твердостью материала по Бринеллю.НВ. Это позволяет обеспечить повышение толщины и максимальной твердости упрочняемого слоя, а также повышение равномерности упрочнения поверхностей на локальных конструктивных элементах деталей типа канавок и радиусных переходов, являющихся в процессе эксплуатации концентраторами напряжений. 7 ил.

На фиг, 1 представлена принципиальная схема способа обработки; йа фиг. 2 — график зависимости энергии соударения корпуса обкатника с обрабатываемой деталью от количества установленных на нем деформирующих тел; на фиг. 3 — принципиальная схема устройства для осуществления способа; на фиг. 4 — сечение

А — А на фиг. 3; на фиг. 5 — расположение обрабатывающих тел при упроч1523317 пении цилиндрических поверхностей, на фиг. 6 - то же, при упрочнении конических поверхностей; на фиг. 7 то же, при упрочнении криволинейных

5 понерхнос тей.

На деталь формы тела вращения 1 напротив подвергаемого упрочнению локального конструктивного элемента (канавки, радиусного перехода и т.п.) свободно устанавливают корпус обкатника 2, на котором равномерно расположены обкатывающие тела — ролики 3, а их количество выбирают из диапазона, определяемого неравенством

s 1nг— и

0,135 10 . НВ.Рз с A(i — — — ) г 2У

d n с

В+созгЯ и

< 10 НВ.D, где А 27 t г ЕгптРг (1+B);

4I

В = — — °

mD", г — количество обрабатывающих тел 3; — частота колебания детали;

1 и тп — соответственно момент инерции и масса обкатника 2;

30 э, . r(2arcsin(— sin -);

8 D n

50 (2) D,=D+2D+4А

Величина диаметра D, выбрана из условия обеспечения максимальной силы взаимодействия корпуса обкатника 2 с обрабатываемой деталью 1 при устойчивом режиме вибрационного поддержания вращения обкатника, который

D — диаметр окружности, касательной к обрабатывающим телам 35 диаметром D;

D — диаметр обрабатываемой пои верхности детали с твердостью материала по Бринеллю НВ (фиг. 1) . 40

Обрабатывающие тела 3 выполнены, например, в виде стальных закаленных роликов диаметром D твердость материала которых выше твердости материала упрочняемой детали 1. Установле- 45 ны ролики 3 на обкатнике с возможностью вращения, причем диаметр окружности, касательной к обрабатывающим телам, равен согласно экспериментальным исследованиям реализуется при собпюдении неравенства

Р„ D„ D+ 2Р + 4А

Ролики 3 установлены так, что плоскость их вращения нормальна к поверхности детали 1 в точке контакта.

Детали 1 сообщают круговые колебания в плоскости, перпендикулярной ее геометрической оси, с определенной амплитудой и частотой. Под действием колебаний свободно установленный на ее поверхности корпус обкатника 2 за счет эффекта вибрационного поддержания вращения вовлекается в обкатку.

Контактирование корпуса обкатника

2 с поверхностью обрабатываемой детали 1 происходит через обрабатывающие тела — ролики 3. Вступление в контакт с поверхностью детали 1 каждого обрабатывающего ролика 3 в процессе обкатки кольцевого обкатника происходит с ударом, причем соударяющимися телами являются обрабатываемая деталь 1 с одной стороны и кольцевой обкатник с другой. Соударение корпуса обкатника 2 с обрабатываемой поверхностью детали 1 при контактировании их через ролики 3 приводит к тому, что в местах контакта с обрабатывающими роликами 3 материал детали 1 пластически деформируется и упрочняется. Эллипсообразные следы соударений при этом имеют шероховатость, равную шероховатости полированных обрабатывающих роликов 3 ° Вращение кольцевого корпуса обкатника

2 и указанное выше расположение роликов 3 обеспечивают перекрытие следов соударений по всей обрабатываемой поверхности детали 1. Время обработки устанавливают в каждом конкретном случае экспериментальным путем в зависимости от физико-механических свойств материала обрабатываемой детали 1 и требуемых параметров качестяа упрочнения.

Количество обрабатывающих тел (роликов) определяют исходя из следующего. Хорда Н является общей для окружности детали диаметра D„ и окруж ности диаметра D,, касательной к обрабатывающим телам 3 (фиг. 1).

Из д АОВ

Р л

Н=2 "sin-=D sin

2 2 1 и

1523317

Из ДАО,В

2à 2f) 21)) — = (— — ) — =

Ыд а и (а оБ до(П* =Лс

)) . г

D„sin - = D sin и о 2

25 откуда

Ыа о лЫ

2 2 2

П п)„V -V sin(- — 0 )Д = S cos x (. o6(+ ) об (-) (45 (3) 2Л

Д = Ы и

2 и где a = -- — центральный угол окруж— и ности, касательной к обрабатывающим телам, образованный ее радиусом, проведенным из центра к точкам контакта детали с двумя соседними обрабатывающими телами.

"a . "а

Н = 2 —" sin — = D sin—

2 о

15 где a — центральный угол детали, обд разованный ее радиусами, проведенными из центра ее сечения к точкам контакта с двумя соседними обрабатывающими телами.

Следовательно, D,, 7

o) = 2arcsin(— sin -) а D u

За время перехода от контакта де- 30 тали с одним обрабатывающим телом к контакту с соседним с ним обкатник повернется вокруг своей оси на угол

ЛЫ, Величина Л Ы определяется из сравнения двух соседних положений обкат 35

/ ника: касания его в точках А и А, и (II касания в точках A u A

Из аА 0,0

I как дополнительный угол к углу ОО„А равный сумме двух не смежных с ним углов треугольника, откуда следует

За период одного колебания детали обкатник осуществляет одно движение обкатки по ее поверхности, придя к началу следующего периода в исходную точку и провернувшись при этом на некоторый угол вокруг своей геометрической оси. Так как поверхность обкатника ввиду наличия на ней промежутков между соседними обрабатывающими телами прерывиста, то в момент начала очередного периода колебаний детали обкатник может прийти в исходную точку контакта с деталью условной точкой на окружности, касательной к обрабатывающим телам и лежащей в зоне промежутка. Введя обозначения

20 и* = — — из которого о и* = 2)) угол

1 У

Д поворота обкатника за период колебаний можно выразить так:

41 21)

2о — — — = 2)) (1 — — — )

I

Угл ова я скор ос т ь обка тника

2Т)

27)) (1 — — -) о6 чаи () ) о6 Т Т

1 где Т = — — период колебаний детали

f с частотой откуда

27) (,) = 2)) f = 2И(1 — — -) . (4)

or o6 и

8 где f — частота вращения обкатника. об

Составим уравнение количества движения обкатника, введя систему прямоугольных координат ХОУ (фиг. 1).

Изменение количества движения обкатника по оси Х!!

% — (-V ) cos(- — о()) = S cos x

o6 (- ) о

II, o(g ))

"(— — -) + S sin(— — -)

2 и - 2 и

Изменение количества движения об« катника по оси У о а о с(а )1

> (-- — -) — S sin(-- — -) (6)

2 и о 2 и где V u V — соответственно скооб (-) о6 (i) рость центра обкатника до и после удара;

S и Я вЂ” нормальная и касао тельная составляющие вектора импульса (произведения массы обкатника на соответствующую его скорость) .

Изменение количества движения обкатника при вращении вокруг его центра масс

1523317 первого, получим

Is I r,s» (8) 20

S,„è

de — )>

2 (12) I(ur — ы ) - S cos(— - -") (+1 t < 2 и

7(D, — S sin(— — -) ) — > (7)

2 и где си и о — соответственно угловая (-1 (> скорость обкатника до и после контакта обрабатывающего тела с де- 10 талью.

Полагаем, что в процессе удара деталь не проскальзывает относительно обрабатывающего тела, т.е. где f — коэффициент трения материа1 ла обрабатывакнцих тел по материалу детали.

Средняя величина угловой скорос= ти обкатника (,) "Ж. (9)

06 2

Линейная скорость центра обкатника до и после удара с деталью

V = - (10) D D р (.1 2 (.) о6 (+1 2 (1

С учетом (3) уравнения (5) — (7) мож30 но представить в виде;

Ļ> . d c(mU sino(= S cos -- + S sin — ;

es>) " 2 2 до(.,ц 35

mVo, mV,< > cos abS

Я» . dd Р

? (сд - (d ) = -(S cos — — $ sin «-) > - > 2 " 2 2 (11)

Выразив линейные скорости через 40 угловые согласно (10), первые два уравнения представим в виде

dd dd

m --"(ц sino(= S sin â + S cos —, 2 Н " 2 " 2, 45

D 3 . Д

m — И - m — у cosЫ = S cos

2 И 2 (> 2.

dd — S sin—

° Ы 50

Умножив первое уравнение на sin —, dd ю а второе на сов — и сложив их между

2 собой, получим

sink.sin — + m — ы<, соз ——

2 и 2

2 dd — m - - и cosd cos — = Бл.

2 - 2

Умножив первое уравнение на cos

dA

° Dd

2 а второе на sin — и вычтя второе из

D, . do(D до(m — у sino(cos — — m - > sin — +

2 <-! 2 2 2

D йЫ

+ ш ->-у cos»>. .sin — = S

2 (l 2

Пользуясь известными тригонометрическими соотношениями для суммы углов, касательную и нормальную составляющие вектора импульса из получен" ных уравнений представим в виде.

D г Д М1

4> соs(d + — ) +4> + cos — >, 2 (-) 2 2

D . dd Ы-

S = m — (d sin(o(+ — ) -ы;sin — ) 2 (-) 2 2

Подставим полученные значения

S в уравнение (»), > шда

Т(ы — 4><. ) = — - Г -и cos(c(+ (ч - 4 (->

М До(do( х соз + (д cos -- ->,> sjn(g — )

2 < 1 2 (-1 2

М . dd1

> sin — +у sin

2 (+1 2

После. преобразования получим соотношение между угловыми скоростями до и после удара дЯ

I + — - cos»(4 — (d ц И

2 у mL2

Подставим значения Я„и S в

>. (8), тогда условие непроскальэывания обкатника при его обкатке по детали примет вид

do(dd, -Ed cos -- -у cos(d + — )

2 2

Ды, дс( (Е, у sin(d+ — )-И sin—

И 2 И 2

Обозначив в уравнении (12) множиmD

+ — cosd

4 тель К вЂ” —— ря

У представим д + >

4 систему уравнений (9) и (12) в виде

15?3317

4? — (? К = О (4 1 (-1 (?,, 1 - (?(, = 2 (? „

Ее решение

2К (? = — -(? (= 2м — — (13)

К+1 tea (.- I ot 1+@ ющей неравенству

Полагаем, что энергия деформирования Э„ материала обрабатываемой детали равна энергии удара, т.е. разнице кинетических энергий обкатника, до и после удара:

1 mD2 mD2

Э = (Д + .Х) ((л?2 (д? 2 ) (д + Д-)к

2 4 (1 (1 4

И((+ (?(+1 шД12

3t(— — I — — — ) (— (?, ) = (J (д + — — — )» 20

2 (1 И о6 4

П(д1 2

+ — cos4

П1д г 25

=(? .((? — -(1 — соз(2) (5 ((4

П1пг

П1д1 2 где I + †" — момент инерции обкатни4 ка относительно точки

30 конта кта с деформирующими телами.

Здесь использованы зависимости (9) и (12) . С учетом (13) и (4), а также принимая во внимание, что

I л

К 1 — cos2—

21(. л и

n и 2 нием

Э .= - — -- НВ = 0,17 Е4 НВ D

1 7 d

I I +,cos2— и

cos2 — = — — — ---- Ф и 2

Э„„„„, = 0,17(0,5)4.НВ D = 10 НВ92 после преобразований выражение энергии удара примет вид:

2 г f2 (4I + ш(?2 )mDг sin2- (1 — — -) 45

М 27! и A n

Э и ч а минимальное

1(4I + (пд)2 соз —

1 и

50 умчн у Y мсякс Э Э (14) 55 О, 135 10 . НВ.D Э „610 -HB D2

В рг

П1д12 ((d(1 a 1) (b-(I + ) 4?(1(1 л

It з и

Эу — А(1 )

В + cos- u где А = 262 f2mD2 (1+B) С другой стороны, известно, что оптимальным с точки зрения повышения долговечности деталей является режим их поверхностного упрочнения пластическим деформированием при

d степени наклепа Е =- — удовлетворяD%

0,3 4 . Е 0,5, (15) где d — диаметр отпечатка на обрабатываемой поверхности детали.

Под обрабатывающими телами в данном случае подразумевают либо шар диаметром D либо сферический ролик диаметром D. Назначение величины степени наклепа ниже 0,3 нецелесообразно, так как в этом случае не удается в полной мере повысить твердость наклепанной поверхности. Увеличение степени наклепа до 0,5 сопровождается повышением поверхностной твердости. Дальнейшее увеличение степени наклепа не вызывает повышения твердости и, таким образом, с этой точки зрения является бесполезным. Зависимость энергии удара при динамическом упрочнении деталей от твердости по Бринеллю материала обрабатываемой детали НВ записывается выражеС учетом граничных значений степени наклепа f (15) максимальное значение энергии упрочнения

Э = 0,17(0,3) HB D = 0,135-10 HB D2

Тогда диапазон допускаемой энергии удара при упрочнении определяется неравенством

С учетом (12) получим (1).

Пределы этого неравенства определяются свойствами материала обрабаты15233 ваемой детали (твердостью по Бринеллю) и размером обрабатывающих роликов (диаметром D). Энергия соударения (14) обкатника с деталью зависит от массы обкатника, его момента инерции

5 и количества деформирующих роликов.

Минимальная масса обкатника определяется конструктивно, исходя из возможности установки на нем роликов вы- 10 бранного размера. Момент инерции обкатника связан с его массой известной зависимостью. Таким образом, при выбранной массе неравенство (1) определяет диапазон оптимального числа роликов на обкатнике.

Практически оптимальное число роликов определяют следующим образом.

В соответствии с (14) строят график зависимости Э от и при прочих из- 20

У вестных условиях и на нем проводят две горизонтали, соответствующие минимальному Э „„„„ и максимальному

Э „ „, уровням энергии соударения для материала обрабатываемой детали. Про- 25 екции точек пересечения графика: с этими горизонталями на ось и дают граничные значения диапазона оптимального числа роликов на обкатнике, На фиг. 2 представлен полученный из (14) график зависимости энергии соударения обкатника с обрабатываемой деталью Э от количества установленных на нем обрабатывающих роликов и. График построен для следующих условий обработки и параметров обкатника: частота колебаний обрабатываемой детали f = 24 Гц, диаметр ее обрабатываемой поверхности D „= 400 мм, масса -обкатника m = 10,6 кг, его момент 40 инерции Т = 0,54 кг м, диаметр обрабатывающих роликов D = 10 мм, диаметр окружности, касательной к обрабатывающим роликам D„= 4 10 мм. Как видно из полученной графической зависимости, вь!ход из установленного не45 равенством (1) диапазона в сторону уменьшения числа роликов не приводит к увеличению твердости материала обработанной детали. Увеличение 3> за предел указанного диапазона может привести к зарождению микротрещин в материале обрабатываемой детали, -т.е. к его перенаклепу. Выход иэ диапазона в сторону увеличения числа

55 роликов приводит к уменьшению стейени наклепа, снижению толщины и твердости упрочненного слоя,. Как в первом, так и во втором случаях

17 12 эффективность упрочнения материала детали, а следовательно, и ее долговечность снижается.

Устройство для осуществления способа (фиг. 3) содержит установленную на упругих элементах 4 на основании 5 платформу 6 с вибровозбуцителем 7 круговых колебаний в горизонтальной плоскости. Между жестко закрепленными упорами 8 с шариками 9 установлен с возможностью перемещения в горизонтальной плоскости корпус обкатника 2. На корпусе обкатника 2 на осях 10 равномерно (фиг. 4) расположены обрабатывающие тела в виде сферических полированных роликов 3, причем диаметр D, касательной к ним окружности соответствует (2) . Количество роликов 3 выбрано из диапазона, определяемого неравенством (1), а твердость материала, из которого они изготовлены, выше твердости материала обрабатываемой детали 1. Оси вращения роликов 3 лежат в радиальных плоскостях, проходящих через ось корпуса обкатника 2. При упрочнении цилиндрических поверхностей детали 1 плоскость вращения каждого ролика 3 являющаяся плоскостью его симметрии, смещена относительно плоскости соседнего ролика 3 вдоль оси корпуса обкатника 2 вверх или вниз на величину, равную (или меньшую) ширине отпечатка Ь (фиг. 5). При обработке конических поверхностей, кроме указанного осевого смещения плоскостей, имеет место радиальное смещение осей вращения соседних роликов 3, определяемое величиной конусности обрабатываемой поверхности (фиг. 6). При обработке криволинейных поверхностей, наряду с указанными смещениями, выполняется угловое смещение плоскостей вращения роликов 3, являющихся плоскостями их симметрии (фиг. 7). Величина этих смещений также определяется размерами отпечатков Ь, которые должны перекрывать друг друга. В любом из указанных случаев ролики 3 установлены таким образом, что плоскость их вращения нормальна к поверхности обрабатываемой детали 1 в точке контакта. Оси обрабатываемой детали 1 и корпуса обкатника 2 перпендикулярны плоскости колебаний платформы 6. Между роликами 3 внутри корпуса обкатника 2 на платформе 6 установле13

15233 на оправка 11 с гайкой 12 для крепления детали 1.

Упрочнение поверхности детали 1 на устройстве осуществляется следующим образом.

Подлежащую упрочнению деталь 1 устанавливают на оправке 11 и с помощью гайки 12 жестко закрепляют на платформе 6. При этом подлежащая упрочнению поверхность детали 1 располагается внутри корпуса обкатника 2, напротив роликов 3. Включают вибровозбудитель 7, сообщающий платформе

6 круговые колебания в ее плоскости с определенной амплитудой и частотой.

Колебания платформы 6 передаются жестко установленной на ней детали 1, Под действием колебаний детали 1 свободно установленный между опорами 8 20 на шариках 9 корпус обкатника 2 за счет эффекта вибрационного поддержания вращения вовлекается в обкатку по ее поверхности. Контактирование корпуса обкатника 2 с поверхностью 25 детали 1 происходит через обрабатывающие ролики 3. Вступление в контакт с поверхностью детали 1 каждого очередного ролика 3 в процессе обкатки кольцевого корпуса обкатника 2 проис- 30 ходит с ударом, причем соударяющимися телами являются массивная обрабатываемая деталь 1 с платформой 6 с одной стороны, и кольцевой корпус обкатника 2 вЂ, с другой стороны. Соударение кольцевого корпуса обкатника . 2 с обрабатываемой поверхностью детали 1 при контактировании их через ролики 3 приводит к тому, что в местах контакта с роликами 3 материал детали 1 в поверхностном его слое пластически деформируется и упрочняется. Вращение кольцевого корпуса обкатника 2 и укаэанное расположение роликов 3 обеспечивают перекрытие следов соударений, чем достигается

45 равномерность упрочнения по всей обрабатываемой поверхности детали 1 (фиг. 5- 7) . По завершении определенного времени обработки останавливают вибровозбудитель 6, отвинчивают гайку 12 и снимают обрабатываемую деталь 1 с оправки 11. На ее место устанавливают очередную подлежащую упрочнению деталь 1, закрепляют ,ее гайкой 12, и цикл обработки пов-. торяют в описанном выше порядке.

Согласно предлагаемому способу обрабатывали канавку под стопорное

17 !

4 кольцо барабана типа КТ-141Е авиационных колес, изготовленного из алюминиевого сплава АК6 с твердостью по Бринеллю НВ 26,5. Обработку производили с использованием закрепленных с возможностью вращения вокруг своей геометрической оси на обкатни-. ке сферических обрабатывающих роликов диаметром 10 мм, изготовленных из стали НХ15 и закаленных до HRC 55.

Ролики равномерно по окружности диаметром D,= 420 мм устанавливали на обкатнике массой ш = 10,6 кг с моментом инерции I = 0,54 кг м . Диаметр окружности, касательной к роликам, D = 4 10 мм, а диаметр обрабатываемой поверхности детали Р „

= 400 мм. В процессе эксперимента изменяли количество роликов на обкатнике от n = 3 до n = 24, оставляя за счет крепления дополнительных грузов к обкатнику постоянными его массу и момент инерции. Обработку; производили на протяжении 10 мин, при частоте колебаний детали f = 24 Гц и амплитуде 3 мм. Контроль качества упрочнения осуществляли путем измерения толщины упрочненного слоя и поверхностной микротвердости, определяемых с помощью прибора IIMT-Ç, на изготовленных из вырезанных участков упрочненной поверхности барабанов шпифах. Параллельно, протравливая шпифы в растворе Каллера, при 120кратном увеличении под микроскопом

MMH-1 производили наблюдения за характером изменения микроструктуры материала упрочненных деталей. В результате эксперимента установлено, что по мере увеличения числа обрабатывающих роликов на обкатнике толщина упрочненного слоя в поверх" ностном слое материала барабанов уменьшается от 2,2 мм при n 3 до

0,5 мм при и = 24, что связано с уменьшением по мере увеличения числа роликов энергии соударения обкат" ника с барабаном. Уменьшается и поверхностная микротвердость материала упрочненных барабанов от 1475 МПа при n = 3-6, до 1300 MIIa при и 24, Степень наклепа изменяется при этом в диапазоне 0,2 E -0 7. Отмечено, что в диапазоне изменения числа роликов 3 п 6 прирост поверхностной микротвердости весьма незначителен (10X), а в подслойной области упрочненного материала барабанов наблюла15

152331

2(()2 к

Ддп

0,135.10 НВ Рз 6 A(1

I($1п2- . и -2

50 к — — — — — — С 10 -НВ.D ((В + cos2— и ется наличие микротрещин, появление которых связано, очевидно, с ограниченной способностью материала барабанов к пластическому деформированию при больших степенях наклепа. Количество микротрещин убывает по мере увеличения числа роликов и полностью исчезает при n = 7. При количестве роликов и = 8 толщина упрочненного слоя в материале барабанов составля- ет 1,5 мм при поверхностной его микротвердости 1450 NIla. Степень наклепа при этом равна Е = 0,5. При n = 19 толщина упрочненного слоя в материале барабанов составляет 0,8 мм при поверхностной его микротвердости

1350 МПа и степени наклепа E.= 0,3.

При дальнейшем увеличении числа роликов до 24 степень наклепа снижает- 20 ся до О,2, а поверхностная микротвердость падает до 1300 МПа.

Результаты экспериментального исследования свидетельствуют о том, что для упрочнения барабанов оптимальным 25 являешься количество роликов на обкатнике с указанными конструктивными параметрами в диапазоне 8 сп 419. При выходе из этого диапазона в сторону уменьшения числа роликов микротвер- 30 дость существенно не увеличивается, а а в материале барабана образуются микротрещины, свидетельствующие о его перенаклепе. При выходе из диапазона в сторону увеличения числа роликов в результате обработки не обеспечивается достаточное повышение твердости материала барабанов и толщины упрочненного слоя. В обоих случаях упрочняющая обработка не обеспечивает 40 должного повышения моторесурса барабанов авиационных колес.

Экспериментальные данные согласуются с теоретической зависимостью (14) для определения оптимального числа роликов при упрочнении деталей предлагаемым способом. Так, необходимая для обеспечения степени наклепа Е= 0,5 при упрочнении барабанов из сплава АК6 максимальная энергия удара

Э = 10 1.НВ.Эз 10-+.26 5.10 6, у макс

1 (10 10 )з = 0,265 кг-м2 = 2,6 Дж.

7 16

Энергия удара для обеспечения степени наклепа = 0,3

Эуд,ин= 0,135 10 . НВ.D = 0,135 10 "

° 26,5. 10 (10 10 ) з = 0,35,Ъс, а соответствующее ей число роликов из (14) n = 19.

Таким образом, рекомендуемый неравенством (14) диапазон количества роликов 7,3 сп 419, весьма близок к установленному зксперименталь— но 8 п с19.

В сравнении с известными способами упрочнения деталей формы тел вращения предлагаемый способ обеспечивает повышение толщины и максимальной твердости упрочненного слоя, а также равномерности упрочнения поверхностей на локальных конструктивных элементах деталей типа канавок и радиусных переходов, являющихся в процессе эксплуатации концентраторами напряжений, чем достигается повышение моторесурса деталей. формулаизобретения

Способ упр оч н ения деталей, при котором деталь устанавливают с зазором в корпусе приспособления, а упрочнение осуществляют обрабатывающими телами, размещенными между обрабатываемой поверхностью и корпусом, при этом обработку осуществляют в режиме виброобкатывания, о т л и ч а— ю шийся тем, что, с целью повышения качества обработки за счет повышения толщины и твердости упрочненного слоя поверхности локальных конструктивных элементов деталей, количество обрабатывающих тел выбирают из диапазона, определяемого неравенством где A = 2((2РmD2 (1+В);

Найденное из этого неравенства число роликов, соответствующее

4I е шП2

I u m — соответственно момент инерции и масса корпуса;

l7 тел; частота колебаний обрабатываемой детали;

D1, ®

2arcsin (—" sin -), D„n

n — количество обрабатывающих

1523317 !8 где D - диаметр окружности, касательной к обрабатывающим телам диаметром D;

D - диаметр обрабатываемой поЬ верхности детали с твердостью материала по Брннеллю НВ.

5 78 Id фиг. 2

25 / (Centi 11) 1523317

1523317 ануе. 5 фиг. 7

Редактор В. Петраш

Корректор И. Муска

Заказ 6993/13

Тираж 662

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Составитель Ж. Соколова

Техред М.Ходанич

r )

Способ упрочнения деталей Способ упрочнения деталей Способ упрочнения деталей Способ упрочнения деталей Способ упрочнения деталей Способ упрочнения деталей Способ упрочнения деталей Способ упрочнения деталей Способ упрочнения деталей Способ упрочнения деталей Способ упрочнения деталей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к станкостроению, в частности, к накатке железнодорожных осей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при обработке наружных поверхностей вращения деталей машин пластическим деформированием

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при упрочнении деталей поверхностным пластическим деформированием

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для упрочнения цилиндрических поверхностей

Изобретение относится к технологии машиностроения и может найти применение для обработки поверхностей, которым необходимо придать повышенную жесткость, износостойкость

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для комбинированной обработки наружных цилиндрических поверхностей деталей типа вал

Изобретение относится к обработке металлов давлением и направлено на получение деталей, образующая наружной поверхности которых не параллельна осям шпинделей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для обработки различных поверхностей

Изобретение относится к обработке наружных поверхностей цилиндрических изделий пластическим деформированием, преимущественно труб, на линиях образования металлизированного покрытия распылением

Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к методам поверхностного пластического деформирования при обработке цилиндрических поверхностей, имеющих прерывистую поверхность

Изобретение относится к обработке металлов и других материалов, в частности к способу упрочнения деталей поверхностным пластическим деформированием, и может быть использовано в машиностроении при обработке деталей криволинейного профиля

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для улучшения антифрикционных свойств поверхностей трения и для образования таких поверхностей методами поверхностного пластического деформирования /ППД/

Изобретение относится к станкостроению, в частности, к накатке железнодорожных осей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при обработке наружных поверхностей вращения деталей машин пластическим деформированием

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при упрочнении деталей поверхностным пластическим деформированием

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при упрочнении деталей поверхностным пластическим деформированием

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при упрочнении деталей поверхностным пластическим деформированием

Изобретение относится к холодной обработке металлов и сплавов пластическим деформированием и может быть использовано для образования регулярного микрорельефа на трущихся поверхностях деталей для улучшения их эксплуатационных свойств

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении теплообменных аппаратов для обработки отверстий трубных решеток перед закреплением в них труб

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в оборудовании для динамического (ударного) упрочнения деталей машин, режущего инструмента и других металлических изделий
Наверх