Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства

 

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к транспортным средствам повышенной проходимости. Цель изобретения - повышение проходимости транспортного средства путем увеличения дорожного просвета. В системе управления блокировкой дифференциала транспортного средства дополнительная планетарная передача выполнена конической с центральными колесами 7, 8 и сателлитами 10, что расширяет возможности компоновки. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (59 4. В 60 К 17/20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А STOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ю

С5

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР (21) 4364421/ 31-11 (22) 15.01.88 (46) 07.J2.89. Бюл. У 45 ф7.1) Брянский технологический институт (72) В.Д. Мишагин, Ю.А. Барабанов, В.А. Татаринов и И.А.Устинов (53) 629. 11 3-587 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

91397318, кл. В 60 К 17/20, 1986.

„„SU„„1527026 А 1

2 (54) САМОБЛОКИРУЮ1ЕИИСЯ ДИФФЕРЕНЦИИ1

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

В (57) Иэобретение относится к автомобилестроению, в частности к транспортным средствам повышенной проходимости. Цель иэобретения — повышение проходимости транспортного средства путем увеличения дорожного просвета. В системе управления блокировкой дифференциала транспортного средства дополнительная планетарная передача выполнена конической с центральными колесами 7, 8 и сателлитами 10, что расширяет воэмошности компоновки. 2 ип.

1527026

45

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к транспортным средствам повышенной проходимости.

Цель изобретения — повышение проходимости транспортного средства путем увеличения дорожного просвета, На фиг. 1 представлена принципиальная схема предлагаемого самоблокирующегося дифференциала, на фиг ° 2вид А на фиг.1 и устройство регулирования давления воздуха.

Самоблокирующийся дифференциал содержит основную дифференциальную передачу (водило 1, сателлиты

2, центральные колеса 3), компенсатор разности крутящих моментов на полуосях 4 и 5 колес с приводом от вала 6, содержащий дифференциальную передачу (центральные колеса 7 и 8, водило 9 и сателлиты )0) валы центральных колес 7 и 8 которой кинематически связаны с полуосями 4 и 5 зубчатыми передачами, соответственно 25

11,12 и 13,14 — с параэитной шестерней 15.Причем обшее передаточное отношение упомянутых рядовых и вспомогательной дифференциальной передачи при останавленном водиле 9 равно

Е <, 2эЕ, о Z«Z@Z @

Самоблок ирующийся дифференциал содержит также орган управления, который состоит из воздушных магистралей 16 и 17, сообщающих воздушную полость шины одного (регулируемого) колеса ведущего Moста соответственно с атмосферой и источником сжатого воздуха через нормально закрытые краны 18 и 19, предохранительного клапана 20, установленного на атмосферной магистрали между краном

18 и полостью регулируемого колеса, поводка 21, установленного на водиле 9 с возможностью поочередного открывания кранов 18 и 19 при повороте водила 9 и упора 22, установленного на водиле 9.

Водило 9 (упор 22) имеет доста" точно большой двусторонний свободный (" мертвый" ) ход от исходного положения до начала поочередного сжатия пружин 23. Жесткость каждой пружины такова, что при неполном

55 ее сжатии она может компенсировать максимально возможную разность крутящих моментов на полуосях 4 и 5 при буксовании одного иэ колес.

Условимся в дальнейшем. что на полуось 4 насажено колесо, полость которого не сообщена (иерегулируемое колесо), а на полуось 5 -, колесо, полость которого сообщена (регулируемое колесо) с атмосферой через кран 18 и предохранительный клапан 20 и с источником сжатого воздуха через магистраль 17 (с краном 19)

При движении транспортного средства в удовлетворительных дорожных условиях (без буксования) имеет место накопление кинематического рассогласования между полуосями 4 и 5 при маневрировании, а также нзза разности радиусов качения колес в результате множества внешних возмущающих воздействий (неодинаковое давление в колесных шинах, различное качество резины, неравномерное распределение нагрузки между колесами, движение на ухабах и пр.) Поэтому сумма оборотов колес на любом участке пройденного пути, как правило, неодинакова. Эта суммарная разность оборотов приводит к проворачиванию полуосей 4 и 5 относительно друг друга, и, следовательно, к проворачиванию водила 9, вспомогательной дифференциальной передачи, в результате которого поводок 21 открывает один из кранов

18 и 19. Причем при "эабегании" регулируемого колеса (полуось 5) поводок 21 движется в сторону крана 19 и открывает его, в полость регулируемого колеса от источника сжатого воздуха поступает сжатый воздух. Радиус качения колеса возрастает, полуось 5 начинает отставать от полуоси 4 по накоплению сумм оборотов. Водило 9 проворачивается в обратном направлении и возвращает поводок 21 в исходное (нулевое) положение. Кран l9 закрывается..При "забегании" нерегулируемого колеса (полуось 4) поводок 2З движется .в сторону крана 18 и открывает его. Ив шины регулируемого колеса воздух стравливается в атмосферу. Радиус качения этого колеса уменьшается, а угловая скорость его и полуоси 5 возрастает и начинает опережать полуось 4 по накоплению суммы оборотов, Водило 9 проворачивается в обратном направлении и возвращает поводок 21 в исходное (ну30

5 15270 положение. Кран 19 закрывалевое) ется.

Таким образом, регулирование дав-, ления в шине осуществляется до тех пор, пока не будет нейтрализовано (погашено) кинематическое рассогласование (разность сумм оборотов) на полуосях 4 и 5. При этом водило и поводок займут нейтральное (нулевое) положение, радиусы качения колес выравняются, а краны 18 и 19 будут закрыты. При поворотах водила

9 приводится в движение и закрепленный на нем упор 22.

Наличие достаточно большого

"мертвого" (свободного) хода упора

22 от исходного (нулевого) положения до начала сжатия пружины 23 позволяет дифференциалу сохранять 20 дифференциальные свойства при маневрировании транспортного средства.

В тяжелой дорожной ситуации,когда начинает буксовать, например, ре- 25 гулируемое колесо, полуось 5 провернется с забеганием относительно оси 4. В результате провернется водило 9, приведет в движение поводок 21 в сторону крана 19 и откроет его. Продолжакщий движение упор 22, выбрав "мертвый" (свободный) ход, сжимает пружину 23 демпфера до тех пор, пока реакция ее не вызовет реактивный момент, равный по величине разности моментов на полуосях 4 и 5.

Компенсация разности моментов на полуосях 4 и 5 приведет к движению обе полуоси с посаженными на них колесами с равными угловыми скоростями. Орган управления будет непрерывно стремиться нейтрализовать (погасить) кинематическое рассогласование (разность сумм накопленных оборотов) на полуосях 4 и 5, а при вы- 45 ходе транспортного средства иэ тяжелой дорожной ситуации отрабатывает нулевое кинематическое рассогласование в описанной последовательности, и выравнивает радиусы качения колес. 50

Водило 9, поводок 21 и упор 22 займут исходное (нулевое) положение.

Возможна затянувшаяся сложная дорожная ситуация, когда коэффициент сцепления нерегулируемого колеса с грунтом ниже коэффициента сцепления с грунтом регулируемого колеса, а при стабилизированном сжатом состоянии пружины 23 транспортное средство

26 6 движется или некоторое время не движется (оба колеса буксуют). В этом случае устройство непрерывно отрабатывает необходимую компенсацию разности крутящих моментов на полуосях

4 и 5. Поводок 21 сравнительно продолжительное время удерживает кран

18 открытым, и воздух иэ шины регулируемого колеса стравливается р атмосферу до минимально допустимого значения, при котором предохранительный клапан 20 закрывается, и стравливание воздуха прекращается. При вьацзде транспортного средства иэ этой дорожной ситуации регулируемое колесо, радиус качения которого стал меньше радиуса качения нерегулируемого колеса, вращаясь с большей скоростью,чем нерегулируемое, вызовет движение поводка 21 и упора 22 к исходному положению, при достижении которого кран

18 эакрь.вается, а при дальнейшем движении водила поводок 21 откроет кран

19, через который начнется нагнетание воздуха в шину. При возрастании давления клапан 20 откроется. Дальнейшая отработка рулевого кинематического рассогласования будет осуществляться в обычной последовательно-. сти, описанной выше.

В аналогичной затянувшейся дорожной ситуации, когда коэффициент сцепления регулируемого колеса с грунтом ниже коэффициента сцепления с грунтом нерегулируемого колеса, длительное время открыт кран 19, и воздух нагнетается в колесную шину до максимального значения, обеспечиваемого источником сжатого воздуха.

При выходе транспортного средства из этой дорожной ситуации устройство отрабатывает нулевое кинематическое рассогласование в обычной последовательности и тем самым восстанавливает дифференциальные свойства механической силовой передачи.

Формула иэоб ре тениг.

Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства, содержащий симметричный межколесный дифференциал, шестерни которого связаны с полуосями, а водило через зубчатую передачу — с трансмиссией, при.этом обе полуоси выполнены с жестко закрепленными на них шестернями, по1527026

ВидА

8 атмосферу

Фиг. 2

Составитель С. Белоусько

Техред М.Ходанич Корректор Э.Лончакова

Редактор А. Шандор

Заказ 7458/22 Тираж 528 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям. и открытиям прн ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина,101 средством которых они связаны другс другом через параэитную шестерню и дополнительную планетарную передачу, водило которой посредством поводка связано с устройством регулировки давления воздуха в одном иэ ведущих колес, а через упор — с пружинами цля ограничения его перемещения в сторону от нейтрального положения, при этом устройство регулировки давления воздуха включает в себя два крана, управляемых посредством, связанного с водилом поводка для обеспечения сообщения одного из ведущих колес с источником давления и атмосферой, и пре,дохранительный клапан, о т л и ч а ющ ий с я тем, что, с целью повышения проходимости транспортного средства путем увеличения дорожного просвета, дополнительная планетарная передача выполнена конической, валы центральных шестерен установлены параллельно полуосям автомобиля, один из валов соединен с полуосью посредством упомянутой шестерни, а другой — цилиндрической зубчатой передачей.

Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к автотракторостроению

Изобретение относится к автотракторостроению и может быть использовано в межколесном приводе мобильных машин

Изобретение относится к машиностроению и касается транспортных средств, преимущественно колесных

Изобретение относится к транспортному машиностроению , в частности, к трансмиссиям транспортных средств, и может быть применено на всех транспортных средствах, где требуется дифференциал, преимущественно на гоночных машинах, на вездеходах и тракторах

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в колесных тракторах и автомобилях, снабженных системой подкачки шин на ходу

Изобретение относится к устройствам для перераспределения крутящего момента на полуосях ведущего моста транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в межколесном приводе

Изобретение относится к транспортным средствам ,в частности, к конструкции самоблокирующихся межосевых дифференциалов, и может быть использовано в других подобных механизмах

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к дифференциалам транспортных средств с механизмами автоматической блокировки и реверса ведущих колес одной оси для движения задним ходом, предназначенным для использования в колесных транспортных средствах в основном для движения по бездорожью (скользкая дорога, песчаная и т.п.)

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для блокировки межколесных и межосевых дифференциалов

Изобретение относится к колесным транспортным средствам и касается ведущего моста с блокируемым дифференциальным механизмом

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению
Наверх