Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению , в частности, к трансмиссиям транспортных средств, и может быть применено на всех транспортных средствах, где требуется дифференциал, преимущественно на гоночных машинах, на вездеходах и тракторах. Цель изобретения - упрощение конструкции. Самоблокирующийся дифференциал состоит из корпуса 1 и полуосевых шестерен 5, 6 в нем, которые профилированы по шарикам 3, и шариков 3 в бесконечном(ых) канале (ах) 2 корпуса 1. С целью самораспределения силы между полуосевыми шестернями 5, 6 пропорционально передаваемому силовому моменту корпус дифференциала имеет минимум один бесконечный канал 2, заполненный рядом с минимальным суммарным зазором шариков 3, имеющих возможность перемещения в бесконечном канале и которые введены в зацепление в полуоткрытой параллельно оси части канала с соответствующими полуосевыми шестернями 5, 6. Шарики 3, которые передают силовой момент от корпуса дифференциала к полуосевым шестерням и одновременно от одной полуосевой шестерни к другой, прижаты друг к другу в одной из зон, находящейся между полуосевыми шестернями, причем самоблокирование достигается уменьшением передаваемой силы от одной полуосевой шестерни к другой через ряд шариков, находившихся в бесконечном канале. Для улучшения управляемости быстроходных транспортных средств рабочая часть бесконечного канала, где шарики прижаты друг к другу при ускорении - увеличении скорости - транспортного средства, выполнена с большей кривизной, чем рабочая часть бесконечного канала, где шарики прижаты друг к другу при торможении транспортного средства двигателем. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

А1 л) 4 В 60 K 17/20

Ы(063ИR

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР

1 (21) 4381976/27-11, 4388890/11 (22) 17. 11.87 (46) 15,09.89. Бюл, V 34 (75) В. -О.А.Люси (53) 629. 113-,587 (088.8) (56) Патент США М 3 174361, кл. 74-650, 1965, (54) САМОБЛОКИРУОЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ

ТРАНСПОPTHOГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному перемещению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть применено на всех транспортных средствах, где требуется дифференциал, преимущественно на гоночных машинах, вездеходах и тракторах.

Цель изобретения - упрощение конструкции. Самоблокирующийся дифференциал состоит из корпуса 1 и полуосе„„ЯО„„да76оз

? вых шестерен 5, 6 E нем, которые профилированы по шарикам 3, и шариков 3 в бесконечном(ых) канале(а",) 2 корпуса 1. С целью самораспределения силы между полуосевыми шестернями 5, 6 пропорционально передаваемому силовому моменту корпус дифференциала имеет минимум один бесконечный канал

2, заполненный рядом с минимальным суммарным зазором шариков 3, имеющих возможность перемещения в бесконечном канале и которые введены в зацепление в полуоткрытой параллельно оси части канала с соответствующими полуосевыми шестернями 5, 6. Шарики

3, которые передают силовой момент от корпуса дифференциала к полуосевым шестерням и одновременно от одной полуосевой шестерни к другой, прижаты друг к другу в одной из зон, з 1507603 находящейся we>>s>wa шестернями, причем самоблокирование достигается уменьшением передаваемой силы от одной полуосевой шестерни к другой через ряд шариков, находившихся в бесконечном канале. Для улучшения управляемости быстроходных транспортных средств рабочая часть бесконечного канала, где шарики прижаты друг к другу при ускорении — увеличении скорости - транспортного средства, выполнена с большей кривизной, чем рабочая часть бесконечного канала, где шарики прижаты друг к другу при торможении транспортного средства двигателем. 2 з.п, ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к 15 трансмиссиям транспортных средств, и может быть применено во всех трансмиссиях транспортных средств, где требуется дифференциал, преимущественно на гоночных машинах, вездеходах 20 и тракторах.

Цель изобретения — угрощение конструкции.

На фиг,1 изображен дифференциал, разрез; на фиг.2 - разрез A-A на фиг.1; на фиг.3 - аксиометрическое изображение сил, возникающих при передаче силы от полуосевой шестерни ,к шарику, находящемуся в полуоткрь>той части бесконечного канала;на фиг,4 — ЗО изооражена часть торообразного канала; на фиг.5 - часть канала шириной

1-2 диаметра шарика.

Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства (фиг.1, 2) со- ñ< держит корпус 1, внутри которого в бесконечном(ых) канале(ах) 2 расположены шарики 3, имеющие возможность передвижения в канале(ах) 2 и введение в зацепление в полуоткрытой час- >0 ти канала 4 с полуосевыми шестернями

5 и 6, имеющими винтовые пазы 7 противоположного направления спиралей, профилированные по шарикам.

Дифференциал работает следующим образом.

При вращении корпуса 1 дифференциала силы, воздействующие на шарики

3 и возникающие в зацеплении шариков с соответствующими полуосевыми вин.товыми шестернями 5 и 6, держат шарики в части Б или В бесконечного канала 2 в при>натом друг к другу состоянии и заставляют вращаться шестерни 5 и 6 с угловой скоростью, среднее значение которой равно угловой скорости корпуса 1 дифференциала.

При неравных угловых скоростях полуосевых шестерен 5 и 6, что обусловлено изменением направления транспортного средства или неровностью дорожного покрытия, шарики 3 в канале 2 перемещаются, потому что связанная с отстающим колесом полуосевая шестерня при вращении корпуса 1 освобождает шарики в зоне Б, в то же время толкая шарики в зоне В канала

2 к другой шестерне и ликвидируя уравновешивающую силу совершающейся блокировки.

При увеличении скорости в случае попадания одного из колес транспортного средства на скользкую поверхность полуосевая шестерня, связанная с колесом, находящимся в хорошем контакте с дорожным покрытием, старается перемещать шарики в бесконечном канале корпуса дифференциала, тем самым заставляя вращаться другую полуосевую шестерню, а через нее и колесо на скользкой поверхности, Но сила, переданная шариками к другой полуосевой шестерне, уменьшается в основном в зоне Б (фиг,1), где прижатие шариков 3 друг к другу зависит от сил трения шариков о полуосевые шестерни 5, 6 и стенки канала 2, а также о шарики

При торможении двигателем и использовании заднего хода полуосевые винтовые шестерни прижимают шарики друг к другу на прямом участке канала, отмеченном буквой В (фиг,1). Сила, передаваемая шариками от одной полуосевой шестерни к другой, уменьшается практически лишь за счет сил трения шариков в зацеплении с полуосевыми шестернями °

Для обоснования положительного эффекта от использования предлагаемой конструкции дифференциала приведем следующие расчеты, На фиг.1 и 2 видно, что в данной конструкции бесконечный канал 2 состоит из двух участков торообразного

5 1 5076 канала 180в и двух участков прямого канала, соединяющих торообразные участки канала, причем диаметр прямого полуоткрытого участка 4 канала, где шарики введены в зацепление с полуосевыми шестернями, выполнен близким к диаметру шарика, обеспечивающая хорошее зацепление шариков с полуосевыми шестернями. Ширина (диаметр, овальность) остальной части канала больше одного и меньше двух диаметров шарика (в зависимости от нужного коэффициента блокировки) .

Рассмотрим крайний случай, когда одно колесо, связанное с полуосевой шестерней дифференциала, находится в хорошем контакте с дорогой, а другое - в плохом, на грани буксования.

В этом случае момент, приложенный к второму колесу, зависит от механического КПД и, передачи момента дифференциалом

М eau Ммакс p (1) где М „, - момент, приложенный к по- 25 луосевой шестерне, связанной с колесом на скользкой дороге;

М „ — момент, приложенный к полуосевой шестерне, связанной с колесом в хорошем зацеплении с дорогой, причем суммарный момент, передаваемый дифференциалом

Ммакс + M мин (2)

Механический КПД (в предлагаемой конструкции зависит от раздельно взятых КПД составляющих элементов шариковой передачи:

q- Ч q3 qh- (3) 40 где g — КПД при передаче силы от полуосевой шестерни к шарикам;

КПД при передаче силы шариL кам в торообразной части канала 180

КПД при передаче силы шари3 кам в прямой части канала с шириной 1-2 диаметра ша03

Из отношения большего момента к меньшему, которое называют коэффициентом блокировки, получим связь меж5 ду коэффициентом блокировки и КПД передачи дифференциалом силы: м к

М (4)

M ниц

Ф

М млу< с с1

l 71

М м и М <« cc (5) 1

К

1 °

55 рика;

КПД при передаче силы шари"

4 кам во второй торообразной части канала 180 ; — КПД при передаче силы от

Х шариков к полуосевой шестерне.

В формуле (3) не учтены потери трения в подшипниках и потери при изменении направления движения шариков в канале.

Гчитается,что применение дифференциалов с Кр = 2,5-4 рационально.

На фиг.3 для определения КПД передачи силы Г, влияющей на шарик(и) полуосевой шестевни к силе Р, передаваемой шарикам в зацеплении пропродопьно оси канала, с целью упрощения расчетов предположим, что компонент N силы F, перпендикулярен стенке канала и из-за конструктивных особенностей полуосевых шестерен равен силе P действующей на шарики продольно оси канала. В этом случае угол J между силой F и его компонентом Р равен 45

Предположим также, что угол «/ между силой N и его компонентом Гм равен 45 . В этом случае „ - КПД при передаче силы от полуосевой шестерни к шарикам — праKTèчески рàBåH

КПД при передаче силы от шари5 ков к полуосевым шестерням! (6)

Равны также, + — КПД при пе 2. редаче силы ILBpvlKc M B двух полутороидах 180 и i — КПД передачи шариками силы в тороиде 360

+ 1 Хт (7) Заменяя - и 7. + 7 из (6) и (7) соответственно в выражении (3) с, и (получим: (. т (8) где и - КПД передачи силы от одной полуосевой шестерни к другой;

- КПД передачи силы от полу1 осевой шестерни к шарикам и от шариков к шестерне;

КПД передачи силы шарио кам в ториде 360

- КПД передаче силы шариками в прямой части канала с шириной 1-2 диаметра шарика.

1507603

Сила трения Н в точке контакта

:иарика с каналом (фиг.3)

Н = и И, где f — коэффициент трения

N = Fø з т!Г»

Н = f. F sing.

В точке контакта шарика с шестерней действует сила, равная и протиBoIloRoIIIHBR cI4 e N, Исходя из этого суммарные потери

Н на трение в зацеплении практически равны двукратной потере трения в точке контакта шарика с каналом

H=2f N

Р— 2f N

У P = N о (1 р

У

N — 2Е N, И(1 -2Г)

° и с 1 N N

1 — 2f (9)

Для определения !7 определим

КПД передачи шарикам силы в торообразном канале, изображенном на фиг.4, кривизну которого характеризует отношение

tg

n - число шариков, вмещаемых в тороид 360 .

На фиг,4 видно, что половина угла между двумя лучами, выходящими .из центра тороида 0 и проходящими через ! центр находящихся рядом шариков, а также угол между силами F„, и Р1, Р и Flz равны „, как углы между перекрещивающимися прямыми.

Найдем силу Fl, передаваемую шариком 1 к шарику 2, через заданную ,силу F приложенную к шарику 1 и совпадающую с направлением возможР „„(1 — f tg .)

F., (! — f tgA )

Fn, (1 — f tga,) а э 4 0 ° 0 Ф В О G а Ф

tg. ) = Р.„(1 — f tgg,), (15) =Р !1 и! (1Ф3.у (6 и — 1 где ш — порядковый номер шарика, считая по направлению передаваемой силы F q р прилОженнОй! к первому шарику. где D — диаметр тороида по оси;

d — диаметр шарика; (360 180

F vip PI

РЗ р34 = р,(i — f tg -)

Г4 - = Fgg (- 1 — tg a) ной силы, передаваемой шариком п к шарику 1, и через заданный угол

ИсхОдя Mls суммирования сил фиг. 1, где указана сила F 1, ее компоненты

И и Р, сила трения Н, суммарная сила К! от сил Н и N и суммарная сила

R < от сил R и Р, проекция которой перпендикулярна силе Р, укажем на

10 прямой, проходящей через центры шариков 1 и 2, величину силы Fl

P - Í

cos4 = Р— Н; F = -- — — (12}, !

1. где Н вЂ” сила трения;

p — компонент силы р !, направлен в сторону движения шарика 1 и перпендикулярен силе N

P — F«cos М„;

?О (n =о где и — число шариков в тороиде 360

9 где f — коэффициент трения;

N — компонент силы Г 1, перпендикулярен стенке торообразного канала и направлению прямой, проходящей через центр 0 торообразного канала и центр шарика 1

N = Рт, Я выи, Н = f F« sin<<

Подставляя в формулу (12! найденные значения P и Н, получим;

c o s и — f . F I . s in . и!

cos4 и >5 I2 FzI(1 f tgg ) q Р!11 (1 f tggn (1l)

Ф р

У!

1 !

1,= 1 — f tg,„, где g, - КПД передачи силы от „-ерво1

40 ГО illa РИ Ка К Е!ТОР ОМУ е

При помощи выражения (13) найдем силы, которые передаются вторым шариком третьему, третьим шариком четвертому и т.д., с соответствующими индексами через заданные величины

Уравновешивающая сила к силе F„, приложенная к шарику m, шариком (ш +

+ 1) уменьшается согласно формуле (15) °

Найдем КПД передачи шариками силы F>< к шарику {и + 1) в тороиде

360О .

Fn„{1 - f tà à)" тп F и<

Чт„= (1 — f, tgg,)" (16) где n — число шариков, помещенных в тороид 360

180 и п

f — коэффициент трения.

Определим - КПД передачи силы

F«шариками в прямой части канала с шириной 1-2 диаметра, Исходя из фиг,3 и 4 можно сделать вывод, что сложение и обозначение сил на них совпадает, кроме, который по фиг.4 определяется из соотноше.ния:

sing = —, откуда 3 = d sin4, (17) сГ

1 где д =  — d {где В - ширина канала и d — диаметр шарика).

Совмещая в формуле (16) ï с

Ч,. с, получим

n9,= (1 — f tg<), (18} где m — число шариков в прямой части канала, Для конкретного примера найдем ширину В части канала, где В = (-2}d в конструктивном варианте предлагаемого дифференциала с корпусом, диа— метр которого р 95 мм, а длина 95 мм, дающая возможность использовать в корпусе четыре замкнутых канала, сосо тоящих из двух полутороидов 180 о вместимостью 5 шариков в тороид 360 и прямых участков канала, соединяющих полутороиды, причем общая вместимость одного бесконечного канала составляет 11 шариков с диаметром 16 мм, где

6 шариков находятся в части канала шириной 1-2 диаметра шарика (плавный переход ширины выполнен в торообразной части канала), Желаемый коэффициент блокировки

К ) = 3,5 при ускорении (увеличении скорос-,и двигателем). Дифференциал изготовлен из закаленной стали и работает в масле, причем коэффициент трения равен 0,08.

Ширина части канала равна

a=d+ К, где d - диаметр шарика и сГ= d sin<

B = d + d sin < (19)

Неизвестный угол найдем из выражения (18) через заданные величины и 1:

10 (1 — f tg4 ) "

1 — f tgg, f ,1

----А т

f (18)

1- т7

3 (20) 10

1 — 0 546

3,5 0,84 0,741

1 — 0 5- 6

25 tg = -- — — - — — = 1 1976

Ы- 0 08 т т

50, 14 ;

В = 16 + 16 яп50т14 = 28,28 мм

Из выражений (5) и (6) найдем коэффициент блокировки К,—, обусловленный зацеплением шариков с двумя полуосевыми шестернями, ко — îðûé покажет отношение моментов большего к меньшему при торможении двигателем и использовании заднего хода:

35 1 тт т т;

К,) = --„--,— = 1 42

0 8 /

В случае, когда диаметр бесконеч40 ного канала близко к диаметру шарика и перпендикулярной силой к стенке канала N в прямых участках канала можно пренебречь, коэффициент блокировки при ускорении К:/„, равен

45.1

Ко"

Ат тт1 т

1 тт 0 842 0,741

Са мобло кирова ние диффер енци алом осуществляется в основном при ускорении (увеличении скорости) транспортного средства, причем силы, передаваемые шарикам от одной полуосевой шестерни к другой, уменьшаются на участке бесконечного канала, имеющего конструктивно выбираемые кривизну и ширину части канала в зависимости от нужного коэффициента блоq где т1 тра

{8) и где 7 = 1 — 2й; (9)

7, = (1 — f. tg .) {16)

1 (5)

Подставляя цифровые величины в приведенные выражения (9), (16), (-), (8), (20) и (19), найдем ширину час15 ти канала; — 1 - 20,08 = 0,84;

180 а (1 е, tg )" -= -- — = 36

Е5 о 5 (1 — 0,08 Ср; -6 ) = 0,741;

20 1

Ф

3 5 т

1. Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства, содержащий ,приводной корпус, в котором соосно друг другу размещены связанные с полуосями полуосевые элементы, имеющие на внешней IlcfBepxHocTH винтовые пазы противоположного направления спирали, тела качения в виде шариков, размещенных s по крайней мере в одном замкнутом канале, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью упроI I

1 g кировки, а при торможении двигателем и движении назад самоблокирование меньше и зависит практически от КПД передачи силы от одной полуосевой шестерни к шарикам и от КПД передачи силы от шариков к полуосевой шестерне.

Формула изобретения

07б03

12 щения конструкции, замкнутый выполненный торообразным канал расположен в приводном корпусе вдоль оси вращения полуосевых элементов, а шарики установлены в канале с контактом друг о друга, при этом одна выполненная прямой ветвь канала образована внешней поверхностью полуосевых элементов и корпусом, а другая, также прямая, - в виде продольного отверстия в корпусе.

2. Самоблокирующийся дифференциал по п.1, отличающийся тем, что ширина второй ветви больше одного диаметра шарика и меньше двух диаметров шарика.

3. Самоблокирующийся дифференциал по п,1, о т .п и ч а ю шийся тем, 20 что кривизна и ширина второй ветви канала выполнены меньшими, чем те же параметры первой ветви канала.

1507603

1 50 7603

Составитель С,Белоусько

Техред И.Моргентал Корректор B. Кабаций

Редактор A.ÍàêîâñêàR

Тираж 528

Подписное

Заказ 5501/20

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, R-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патечт", г. ужгород, ул. Гагарина, 101

Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к самоблокирующимся дифференциалам свободного хода

Изобретение относится к транспорту

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в колесных тракторах и автомобилях, снабженных системой подкачки шин на ходу

Изобретение относится к устройствам для перераспределения крутящего момента на полуосях ведущего моста транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в межколесном приводе

Изобретение относится к транспортным средствам ,в частности, к конструкции самоблокирующихся межосевых дифференциалов, и может быть использовано в других подобных механизмах

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к самоблокирующимся межосевым дифференциалам, и может быть использовано в других подобных механизмах

Изобретение относится к автотракторостроению и может быть использован в межколесном приводе

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к дифференциальным механизмам трансмиссий транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и касается транспортных средств преимущественно колесных

Изобретение относится к дифференциалам транспортных средств с механизмами автоматической блокировки и реверса ведущих колес одной оси для движения задним ходом, предназначенным для использования в колесных транспортных средствах в основном для движения по бездорожью (скользкая дорога, песчаная и т.п.)
Наверх