Трансмиссия гусеничной машины

 

Изобретение относится к трансмиссиям гусеничных машин. Цель изобретения - повышение скоростных свойств и улучшение маневренности. Трансмиссия снабжена эпициклическим планетарным рядом, выполненным блокируемым посредством зубчатой подвижной муфты 25, размещенной внутри ведомой шестерни низшей передачи 19 главного вала 4 коробки передач, раздаточный вал 3 которой выполнен полым, а консольно ему размещен дифференциальный механический редуктор 10 дополнительного привода, содержащего также регулируемую гидрообъемную передачу, регулируемый насос 12 которой соединен с ведущим валом 2 коробки передач, а нерегулируемый гидромотор 13 - с ведущей конической шестерней 15 редуктора 10. Одна из ведомых шестерен 16 редуктора 10 выполнена полой и охватывает дополнительный вал 18, размещенный внутри раздаточного вала 3. Трансмиссия однопоточная при прямолинейном движении машины и двухпоточная при повороте. Для суммирования потоков мощности от двигателя используются две бортовые трехзвенные планетарные передачи, первые звенья 5 которых соединены с ведущими колесами, вторые 6 - с главным валом 4, а третьи 7 - с дополнительным приводом. С помощью муфты 25 можно обеспечить две ступени на низшей передаче: нормальную - при блокировке планетарного ряда, и пониженную - при фиксации одного из его звеньев с корпусом 1 коробки передач. Для поворота на нейтрали с нулевым радиусом с помощью стопора 28 останавливают главный вал 4, а мощность к ведущим колесам идет через дополнительный привод. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОЕЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 (51) 4 В 62 D 11/18

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ущгиу

77

l5

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (2!) 4402314/31-11 (22) 04 ° 04 ° 88 (46) 07 ° !2 ° 89. Бюл. В 45 ("1) Московский автомобильно-дорожный институт (72) А.Н.Володин, В,(() ° Карпов, В.В.Кувшинов, В,В,Павлов, О.А,Стребко и А.В.!!!умилин (53) 629 ° 113 (088 ° 8) (56! Носов Н.А, и др, Расчет и конструирование гусеничных машин °

J1,: Машиностроение, !972, с ° 383, рис, ТХ,!4б, (544) ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МА!)!ИНЫ (57) Изобретение относится к трансмиссиям гусеничных машин. Цель изобретения — повьш(ение скоростных свойств и улучшение маневренности, Трансмиссия снабжена эпициклическим планетарным рядом, выполненным блокируемым посредством зубчатой подвижной муфты 25, размещенной внутри

77. 76 7д 19 73 27

2 ведомой шестерни низшей передачи 19 главного вала 4 коробки передач, раздаточный вал 3 которой выполнен полым, а консольно ему размещен дифференциальный механический редуктор 1О дополнительного привода, содержащего также регулируемую гидрообъемную передачу, регулируемь|й насос 12 которой соединен с ведущим валом 2 коробки передач, а нерегулируемый гидромотор

13 — с ведущей конической шестерней

15 редуктора 10, Одна из вел мых шестерен 16 редуктора 10 выполнена полой и охватывает дополнительнь1й вал

18, размещенный внутри раздаточного вала 3, Трансмиссия однопоточная при прямолинейном движении машииь(и двухпоточная при повороте, ДЛя суммирования потоков мощности от двигателя используются две бортовые трехзвенные планетарные передачи, первые звенья

1527072

35

5 которых соединены с ведущими колесами, вторые 6 — с главным валом 4, а третьи 7 — с дополнительным приводом. Г помощью муфты 25 можно обеспечить две ступени на низшей передаче: нормальную при блокировке планетарного ряда и пониженную при фиксаИзобретение относится к трансмис15 сиям транспортных средств и предназначено для использования на быстроходных гусеничных машинах, Цель изобретения — повышение скоростных свойств и улучшение маневренности, 20

На чертеже изображена кинематическая схема трансмиссии гусеничной машины.

Трансмиссия состоит из корпуса коробки передач, содержащей ведущий

2, связанный с двигателем машины, раздаточный 3 и главный 4 валы,т,е ° основной привод, Оба конца главного вала 4 соединены с бортовыми трехзвенными суммирующими планетарными передачами, В частности, применены эпициклнческие планетарные ряды или передачи, первые звенья 5 которых или водила снабжены остановочнымитормоэами и связаны с ведущими колесами, Вторые звенья 6 соединены с главным валом 4, а третьи 7 — с двигателем машины через дополнительный привод, В дополнительный привод входят две пары цилиндрических шестерен 8 и 9 пос то янно ro з аце пления, св я з анные с третьими звеньями 7,дифференциальный механический редуктор 10, корпус 11 которого прифланцован к 45 корпусу 1 коробки передач, и регулируемая гидроабъемная передача, состоящая из регулируемого аксиально- или радиальнопоршневого насоса 12 и нерегулируемого гидромотора 13 того же 50 типаа

Насос 12 и гидромотор 13 связаны гидравпически, имеют систему подпитки, гидробак и прочее ° Они могут быть выполнены и в едином блоке.

Управление насосом 12, т,е, изменение его производительности,осуществляется водителем посредством рулеции одного иэ его звеньев г корпусом

1 коробки передач, Для поворота на нейтрали с нулевым радиусом с помощью стопора 28 останавливают главный вал 4, а мощность к ведущим колесам идет через дополнительный привод, 1 э,п, A-лы, 1 ил ° вого привода, Насос 1? приводится во вращение от ведущего вала 2 эа счет зубчатой конической передачи

14 ° Вал гидромотора 13 соединен с ведущей конической шестерней 15 дифференциального механического редуктора 10, которая взаимодействует с парой ведомых конических шестерен

16 и 17, Одна из ведомых шестерен, например 16, выполнена полой, как и раздаточный вал 3, и соединена с парой шестерен Й постоянного зацепления ° Другая ведомая коническая шестерня 17 связана с одним иэ концов дополнительного вала 18, также входящего в дополнительный привод данной трансмиссии и вторым своим концом соединенного с другой парой шестерен

9 постоянного зацепления„ 11ополнительный вал 18 размещен внутри раздаточного вала 3 и конической шестерни 16, На главном валу 4 коробки передач установлены ведомые шестерни 19 низшей передачи, заднего хода 20 и промежуточных передач,, позиции на которые условно не даны, но они выделены пунктиром, 1

Внутри ведомой шестерни 19,находящейся в постоянном зацеплении с ведущей шестерней 21 раздаточного вала 3, размещен эпициклический планетарный ряд, выполненньп с воэможностью блокировки, т.е, получения передаточного числа этого ряда,равного 1,0. Эпициклическая шестерня 22 планетарного ряда соединена с шестерней 19 и через сателлиты 23 связана с солнечной шестерней 24.Последняя имеет полый вал, на наружных шлицах которого размещена подвижная зубчатая муфта 25, она может быть и другой конструкции, чо желательно ее унифицировать с ба овей трансмис— сией, Водило 2б этого ряда жестко

5 IS2 соединено с главным валом 4 коробки передач, а ведомая шестерня 19 установлена на валу 4 свободно, на подшипнике, Муфта 25 имеет свободу в осевом направлении и три позиции: нейтральную первую, когда она блокирует планетарный ряд, соединяя, например, водило 26 и солнечную шестерню

24, и вторую, когда соединяет полый шлицевой вал солнечной шестерни 24 с корпусом коробки 1 посредством зубьев, кулачков или иных конструктивных элементов °

Таким образом, в первой позиции муфты 25, показанной римской цифрой

I, передаточное число эпициклического планетарного ряда равно единице, а общее передаточное число коробки передач на низшей передаче

< вм

1-ткп>» =- — в вш где 7. в — число зубьев ведомой mecтерни 19;

7. в — то же, ведущей шестерни 21, Ro второй позиции муфты 25,показанной римской цифрой TI вал солнечной шестерни 24 посредством шлицев, муфты 25 и специальных зубцов на стенке корпуса 1 или других элементов практически блокируется с корпусом 1, затормаживая солнечную шестерню 24 ° При этом передаточное число эпициклического ряда p;,Ríî

К+ 1

К где К вЂ” передаточное отношение центральных колес планетарного ряда относительно водила или параметр планетарной передачи.

Общее передаточное число коробки передач низшей передачи в этом случае равно

7вм К+

U кп„ К

i в<><

Вторая ступень низшей передачи используетгя для движения машины с малыми скоростями и с большими тяговыми усилиями на гусеницах °

Кроме того, одно из третьих звеньев 6 (в данном случае эпициклическая ше терня бортовой трехзв нной сутп»ирующей планетарной передачи1 снабжено упорами 27, расположенными по периферии. Упоры 27 могут

7072

55 быть съемными, легко м<>«тf»f><>f<;f т >,<- ч к любому из звет»ьеB 6. Их чи<.л <<в жет быть произвольным, f»<» l»p. м< f»< е одного ° Для обеспечения f»ayfe>f ff<><. ти конструкции и быстрой остановки зт»е— на 6 без достаточно больптих уларов минимально должно быть не менее трех-четырех упоров 27, вьттто>тнг ннт,тх в виде зубьев, прикрепляемых к f»;»p>i>ной поверхности звена 6.

На стенке корпуса 1 коробки передач имеется опора, на которой m pf«»f>— но на оси с возможностью поворота в одной плоскости на ограниченный угол размещен стопор 28, Последний снабжен приводом и системой управле— ния и может иметь два положения: в первом он взаимодействует г одним из упоров 27, т.е, блокирует звено

6 с корпусом 1, не давая ему вг>зможности кругового проворота относительно центральной оси и глэвн<»го вала 4, а во втором повернут на т»екоторьпт угол, достаточный для ест«»бо»<— дения упора 27 и, следовательно,зве— на 6.

Схема привода стопора 28 f»p прив<— дится, поскольку она относи-.гя к гf«вЂ” теме управления, а не к собгzf»< f»ff<> трансмиссии. Но принципиальт«> она и<— жет быть гидравлическог пртпттттпта действия и иметь в качестве игт< »»<ив ка энергии насос подттиткп р<- гу:тf»f>i мой гидрообъемной передачи деп .т»ительного привода. Для управления <тот»<>ротом стопора 28 можно испольэ< паTf гидроцилиндр, а для вклн чепия послед- ° него, т,е ° соединения его нап< рт<ой полости с источником энергт»т», — гидрораспределитель с электромт»гт»птным управлением, В качестве источника электр<>»нергии системы управления привод<>м целе— сообразно использовать акк умул <» т iplff <е батареи гусеничной маптины, "прав..тепле включением привода стопора 8 должн > осуществляться водителем, дл< че г< 1<> жет быть предусмотрена киот»к а у<тт а f<— ления, размещенная на »птур»» е ле вого привода или в зоне деff< f>»» в<в дителя ° В системе управлеfff»я л ны быть предусмотрены сигнал»,f

Трансмиссия работает <..a<.;fief>f>f< "1 образом, Дополнительный привод трапе <т<гг используется для осуп»ест»»леllf1:I

1527072 рота гусеничной машины, обеспечивая бесступенчатое регулирование величины радиуса поворота. При повороте машины мощность от двигателя к ведущим колесам поступает через основной и дополнительный приводы, В прямолинейном движении мощность поступает только одним потоком через основной привод, а звенья 7 бортовых трехэвенных !р суммирующих планетарных передач гидравлически заторможены, так как насос

12 развивает нулевую производительность и вал гидромотора 13 остановлен, !5

Для остановки машины применяют остановочные тормоза, связанные с первыми звеньями 5 обеих бортовых трехзвенных суммирующих планетарных пере-, дач. 20

Лля осуществления поворота машины на нейтрали в коробке передач с нулевым радиусом при помощи :топора 28 останавливают звено 6 и, следователь- 25 но, главный вал 4, а затем при данных, определяемых подачей топлива в цилиндры двигателя, оборотах насоса

12, изменяя производительность последнего, пр изводят поворот, При этом 30 мощность к ведущим колесам от двигателя пост пает только через дополнитель1п 1й пгнтвод, При поворотах на различных переда- 35 чах в коробке мощность от двигателя к ведущим колесам проходит по основному и дополните.пьному приводам, Звенья 7 за счет имеющегося дифференциального механического редуктора 10 lp вращаются в противоположные стороны, но с одинаковыми скоростями, Скорость вращения звеньев 6 определяется включенной передачей в коробке передач.

Изменяя производительность насоса 12, 45 регулируют частоту вращения вала гидромотора 13 и, следовательно, скорость вращения звеньев 7 ° Мощность суммируется на звеньях 5 и поступает к ведущим колесам, Частота вращения 50 вала гидромотора 13, ведущей конической шестерни 15 дифференциального механического редуктора 10 возрастает с увеличением производительности насоса !2, Величина радиуса поворота мзшины зависит от включенной перецачи в кор-бке передач н от положения органа регупирования производительности и.". ога 13, <Ь о р м у л а и з î h р е т е н и я

1, Трансмиссия гусеничной машины, содержащая основной привод, размещенный в корпусе вальной коробки передач и включающий бортовые трехзвенные суммирующие планетарные передачи, первые звенья которых кинематически связаны с ведущими колесами, вторые через главный вал с установленными на нем ведомыми шестернями и подвижными зубчатыми муфтами, полый раздаточный вал связаны с ведущими шестернями и третьи через дополнительный привод, снабженный дополнительным валом, с цилиндрическими шестернями постоянного зацепления и дифференциальным механическим редуктором с двумя ведомыми коническими шестернями, связанными с валом двигателя, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения скоростных свойств и улучшения маневренности, она снабжена гидрообъемной передачей и эпициклическим планетарным рядом, выполненным блокируемым посредством подвижной зубчатой муфты и размещенным внутри ведомой шестерни низшей передачи, эпициклическая шестерня которого соединена с упомянутой ведомой шестерней, водило — с главным валом, а солнечная шестерня с полым шлицевым налом, на наружных шлицах которого размещена подвижная зубчатая муфта с возможностью осевого перемещения и соединения этого ва,а с корпусом коробки передач, причем дифференциальный механический редуктор размещен консольно с одной стороны дополнительного вала, одна иэ ведомых конических шестерен дифференциального механического редуктора выполнена полой, охватывающей дополнительный вал, и связана с первыми цилиндрическими шестернями постоянного зацепления дополнительного привода,другая, соединенная с концом дополнительного вала, — с вторыми цилиндрическими шестернями постоянного зацепления, а ведущая шестерня, эацепленная с ведомыми коническими шестернями, связана с гидромотором гидрообъемной передачи.

2 ° Трансмиссия по п,1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью обеспечения нулевого радиуса поворо-. та, одно из вторых звеньев бортовых трехзвенных суммирующих планетарных

1527072

Составитель С,Белоусько

Редактор А.Мотыль Техред Л.Сердюкова КорреКтор И. ly< к

Заказ 7463/25 т.ираж 480 Под пис ноР

ВНИИПИ Государ тненного комитета по изобретениям н открытиям <<1 I : I <,< (}

113035, Москва, Ж-35, Рау<г .,ая наб., д. /5

Производств< нн< — издательский комбинат "Патент", г. УжгopТрансмиссия гусеничной машины Трансмиссия гусеничной машины Трансмиссия гусеничной машины Трансмиссия гусеничной машины Трансмиссия гусеничной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях гусеничных машин для обеспечения поворота

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств и предназначено для использования на быстроходных гусеничных машинах, таких как транспортеры и тягачи

Изобретение относится к тракторостроению, а именно к механизмам управления поворотом тракторов

Изобретение относится к области трансплортного машиностроения, а именно с средствам управления транспортных средств с гидравлическим вспомогательным силовым приводом

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сочлененным тракторам, состоящим из дву.х активных секций и управляемым с рабочего места на одной из секций

Изобретение относится к автотракторостроению, в частности к системе управления дифференциалом колесного трактора

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ведущим мостам таких транспортных средств, как трактора, комбайны, бульдозеры, скреперы и т.д

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к полноприводным транспортным средствам, имеющим передачи, обеспечивающие дифференциальное распределение мощности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве привода ведущих колес транспортного средства или механизма управления поворотом

Изобретение относится к устройствам для управления транспортными средствами с помощью дифференциального привода движителей, расположенных на противоположных сторонах транспортного средства, использующим гидравлический привод

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к самоходным транспортным средствам на колесном и гусеничном ходу, в составе трансмиссии которых содержится гидрообъемная передача механизма поворота

Изобретение относится к наземной транспортной технике, а конкретно к механизмам поворота быстроходных гусеничных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве механизма передач и поворота в трансмиссиях, преимущественно гусеничных машин

Изобретение относится к области гидромашиностроения, более конкретно - к регулируемым гидравлическим передачам объемного типа, устанавливаемым в механизмах поворота трансмиссии гусеничных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в системе трансмиссии транспортных средств, преимущественно гусеничных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и, в частности, может быть использовано в тракторах, самоходных машинах, тягачах и транспортерах

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссии гусеничной машины
Наверх