Ведущий мост транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - повышение надежности путем обеспечения эффективного предохранения от перегрузок о Ведущий мост транспортного средства содержит два трехзвенных планетарных механизма 1 и 2, первые одноименные звенья 3 и 4 которых связаны между собой через вал 5 и с двигателем 6 через главную передачу 7, вторые одноименные звенья 8 и 9.- с движителями ведущими колесами 10 и II, а третьи одноименные звенья 12 и 13 - мезвду собой через коническую шестерню 14, установленную с возможностью вращения относительно корпуса 15, С дополнительным венцом 16 конической шестерни 14 связана шестерня 17 привода гидронасоса 18, гидравлически связанного с гидробаком 19 и клапаном 20 с регулирующим органом 21 давления его открытия. Магистрали 22 и 23 насоса 18 соединены с гидробаком 19 и клапаном 20 через обратные клапаны 24 - 27, при этом обратные клапаны 24 и 25 установлены с проводимостью В СТорону магистралет 22 и 23,а клапаны26 и27 -с прозодимостьюв сторону клапана20. 1з.п. А-льцЗ ил. сл

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 В 60 К 17/20 В 62 D 11/18

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H д ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4137672/31-1! (22) 17.10.86 (46) 30,03.88. Бюл, У 12 (71) Белорусский политехнический институт (72) О.К.Довнар, В.Л.Николаенко, А.Т.Скойбеда и А,И,Бобровник (53) 629.113 578/587 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

К - 992255, кл. В 60 К 17/20, 1981, (54) ВЕДЛ1ИЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения — повышение надежности путем обеспечения эффективного предохранения от перегрузок, Ведущий мост транспортного средства содержит два трехзвенных планетарных механизма

1 и 2, первые одноименные звенья 3 и 4 которых связаны между собой че„„SU„„1384430 А 1 рез вал 5 и с двигателем 6 через главную передачу 7, вторые одноименные звенья 8 и 9 с движителями ведущими колесами 10 и 1I а третьи одноименные звенья 12 и 13 - между собой через коническую шестерню 14 установленную с возможностью вращения относительно корпуса 15. С дополнительным венцом 16 конической шестерни 14 связана шестерня 17 привода гидронасоса 18, гидравлически связанного с гидробаком 19 и клапаном 20 с регулирующим органом 21 давления его открытия, Магистрали

22 и 23 насоса 18 соединены с гидробаком 19 и клапаном 20 через обрат" ные клапаны 24 - 27, при этом об- 3 ратные клапаны 24 и 25 установлены с проводимостью в сторону магистралей22 и

23, а клапаны26 и27 -с проводимостъюв сторону клапана20. 1 з.п. A-лы,3 ил.

1384430

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ведущим мостам таких транспортных средств, как тракторы, автомобили повышеннои проходимости, бульдозе5 ры, скреперы и т,д.

Цель изобретения — повьш ение надежности путем обеспечения эффективного предохранения от перегрузок.

На фиг.1 изображена схема ведущего моста транспортного средства с выполнением гидравлической связи насоса с гидробаком и с клапаном с регулируемым давлением открытия в виде обратного клапана, на фиг,2фрагмент схемы ведущего моста транспортного средства с выполнением гидравлической связи насоса с гидробаком и с клапаном с регулируемым давлением открытия в виде распределителя, на фиг.3 — то же, со связью элемента, обеспечивающего регулирование давления открытия клапана, с рулевым управлением транспортного 25 средства.

Ведущий мост транспортного средства содержит два трехзвенных планетарных механизма 1 и 2, одни иэ одноименных звеньев (3 и 4) ко- 30 торых в данном случае солнечные шестерни, связаны между собой через вал 5,а с двигателем 6 — через главную передачу 7, другие (8 и 9), а именно водила, связаны с двияителяьы ведущими колесами 10 и 11, а третьи (12 и !3) — коронные шестерни связаны между собой через коническую шестерню 14, установленную с возможностью вращения относительно корпуса 15. Возможны и другие варианты выполнения связи третьих звеньев !2 и 13 планетарных механизмов 1 .и 2 между собой с возможностью противоположного относительного вращения, а именно в виде взаимодействующих с данными коронными шестернями дополнительных цилиндрических шестерен, связанных через их дополнительные венцы, и т.д, С дополнительным венцом 16 конической шестерни 14 связана шестерня 17 привода гидронасоса

18, гидравлически связанного с гидробаком 19 и клапаном 20 с регулирующим органом 21 давления его открытия.

Выполнение гидравлической связи насоса 18 с гидробаком 19 и клапаном

20 возможно в нескольких вариантах.

На фиг.1 приведен вариант, при котором магистрали 22 и 23 насоса 18 связаны с гидробаком 19 и клапаном 20 через обратные клапаны 24 — 27, при этом обратные клапаны 24 и 25 установлены с проводимостью в сторону магистралей 22 и 23, а клапаны 26 и 27 — с проводимостью в сторону клапана 20. На фиг.2 приведен другой вариант, при котором магистрали 22 и 23 насоса 18 связаны с гидрабаком

19 и клапаном 20 через распределитель

28 с позициями 29 и 30> связанный с датчиком 31 направления вращения кониче ской шестерни 14, выполненным, например, в виде фрикционного тела

32, взаимодействующего с валом 33 шестерни 17 привода насоса 18, а также двух о гр аничи тел ьных упоров 34 и 35 смещения распределителя 28, Возможны и другие выполнения гидравлической связи насоса 18 с гидробаком 19 н клапаном 20.

Управление регулированием давления открытия клапана 20 может быть как ручным (фиг.1 и 2), так и автоматическим (фиг,З), для чего параллельно клапану 20 установлен двухпозиционный распределитель Зб с позициями 37 и 38, отсоединяющий в позиции 37 магистрали 39 и 40 клапана

20 одна от другой, а в позиции 38 связывающий их между собой, а регулирующий орган 21 связан с рулевым управлением 41 транспортного средства.

Предлагаемый ведущий мост транспортного средства работает следующим образом..

При движении транспортного средства по опорной поверхности с улучшенным сцеплением, когда повышенная проходимость не требуется (движение по сухому асфальту или твердому грунту), клапан 20 или за счет регулирующего органа 21 выводится на перепуск рабочей жидкости без сопротивления (фиг.! и 2), нли за счет распределителя 36, в котором включена позиция

38, выключается из работы (фиг.З), в результате чего насос 18, а с ним и коническая шестерня 14 могут вращаться без сопротивления. Эта позволяет коронным шестерням 12 и 13 планетарных механизмов 1 и 2 иметь про( тивоположное вращение, чта, обеспечивая дифференциальный эффект ведущему мосту транспортного средства, повышает его маневренность и уменьшает износы ходовой системы.

1384430

При движении тр анспор тно го средства по опорной поверхности с ухудшенным сцеплением (грязь, мягкий грунт, гололед, слякоть и т.д.) клапан 20 эа счет регулирующего ор5 гана 21 (фиг.1 и 2) или за счет распределителя 36, в котором включена позиция 37 (фиг.3), выводится íà рабочее давление. В результате этого возникновение вращения конической шестерни 14, которое является следствием попадания одного из колес 10 или ll на опорную поверхность с низким коэффициентом трения с последующим его буксованием и непередачей другим колесом 11 или 10 крутящего момента, исключается. Это повышает проходимость транспортного средства в тяжелых дорожных условиях.

Выполнение гидравлической связи насоса 18 с гидробаком 19 и клапаном 20 в виде обратных клапанов 24—

27 (фиг.l) или в виде распределителя 28, .связанного с датчиком 31 нап- 2 равпения вращения конической шестерни 14 (фиг.2), или в другом виде необходимо для того, чтобы автоматически подключать к меняющим функции магистралям 22 и 23 насоса 18 упомянутых гидробака 19 и клапана 20.

Изменение функций магистралей 22 и

23 связано с изменением направления вращения насоса 18 и конической mecтерни 14, которое зависит от того, какое из колес 10 или ll в рассматриваемый момент попадает на опорную поверхность с меньшим коэффициентом трения. При этом за счет клапанов

24 " 27 (фиг,l) или за счет распре- 0 делителя 28 (фиг.2) магистраль 22 или 23 насоса 18, являющаяся всасывающей, обязательно связывается с гидробаком 19, а противоположная магистраль 23 или 22 насоса 18, являю- 45 щаяся нагнетательной, обязательно связывается с клапаном 20, При возникновении в ведущем мосту перегрузок автоматически повышается давление в магистрали 22 или 23 насоса 18, являющейся в данный мо50 мент нагнетательной. Если данное давление превышает допустимое, на которое рассчитан клапан 20 (выбирается с учетом реально действующих допустимых максимальных нагрузок, имеющих место при работе моста ), происходит его открытие, что (сливая рабочую жидкость от насоса 18 в гидробак 19 ) приводит к возможности его вращения и вращения совместно с ним конической шестерни 14. Это освобождает коронные шестерни 12 и 13 с воэможностью их противоположного вращения и прекращает передачу повьш(енного крутящего момента на одно из колес

l 0 или 11, что предохраняет ведущий мост от разрушения. Продолжительность такого предохранения практически не ограничена по времени, так как износы отсутствуют, а выделение тепла осуществляется непосредственно в рабочую жидкость беэ перегрева других элементов.

Отличие в работе схемы на фиг,3 от рассматриваемых состоит в том, что торможение конической шестерни

14 насоса 18 осуществляется только при прямолинейном движении транспортного средства. При повороте транспортного средства, для чего изменяется положение рулевого управления 41, клапан 20 эа счет регулирующего органа 21 настраивается на меньшее давление или вообще свободный перепуск рабочей жидкости, что, освобождая коническую шестерню 14 и коронные шестерни 12 и 13, улучшает маневр е ни о с Tb тр ан спор THo го ср ед с тв а.

Таким образом, связь элемента, обеспечивающего возможность противоположного относительного вращения третьих звеньев планетарного механизмаа, с насо сом, гидр авлически связанным с гидробаком и клапаном с регулируемым давлением открытия, . обеспечивает повышение работоспособности и надежности ведущего моста транспортного средства путем обеспечения эффективного предохранения от перегрузок при одновременном упрощении конструкции.

Формула изобретения

1 . Ведущий мо с т тр ан спор тно го средства, содержащий два трехэвенньгх планетарных механизма, одни из одноименных звеньев которых связаны между собой и кинематически с двигателем, другие - с движителем,а третьимежду собой через шестерню для обеспечения возможности их противоположного относительного вращения, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения эффективного предохране1384430

ВНИИПИ Заказ 1110/11 Тираж 55я Подписное

Произв-полигр. пр-тие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ния от перегрузок, шестерня, обеспечивающая противоположное относительное вращение третьих звеньев планетарных механизмов, связана с реверсивным насосом, гидравлически сообщенным с гидробаком и клапаном с регулируемым давлением открытия, при этом гидравлическая связь насоса с гидробаком и клапаном с регулируемым давле- 1р нием открытия выполнена в виде связанного с датчиком направления вращения приводной шестерни, двухпозиционного четырехлинейного распределителя, первая и вторая линии которого связаны с магистралями насоса, третья— с клапаном с регулируемым давлением открытия, а четвертая — с гидробаком при этом в первой позиции распределителя первая линия связана с треть- 2п ей, а вторая — с четвертой, и во второй позиции распределителя первая линия связана с четвертой, а вторая — с третьей.

2. Мост по п,1, о т л и ч а юшийся тем, что параплельно клапану с регулируемым давлением открытия установлен двухпозиционный двухлинейный распределитель, связанный линиями с магистралями клапана с регулируемым давлением открытия, а орган, обеспечивающий регулировку давления открытия клапана, связан с рулевым управлением транспортного средства, нри этом в первой позиции распределителя магистрали клапана с регулируемым давлением открытия разобщены между собой, а во второй позиции распределителя — связаны между собой.

Ведущий мост транспортного средства Ведущий мост транспортного средства Ведущий мост транспортного средства Ведущий мост транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к назем- ,ной транспортной технике

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам з гравления муфтами поворота гусеничного трактора

Изобретение относится к активным сочлененным тракторам, состоящим из двух секций и управляемым с рабочего места на одной из секций

Изобретение относится к автомобильному и тракторному машиностроению , а именно к межколесным дифференциалам в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к устройствам блокирования дифференциалов транспортных средств и приводам валов отбора мощности

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к системам управления блокировкой дифференциала

Изобретение относится к трансиортному машиностроению, в частности к дифференциалам , устанавливаемым в ведущих мостах трансиортиых средств

Изобретение относится к автомобилестроению , в частности может быть использовано в трансмиссиях трехосных полноприводных автомобилей для дифференциального распределения (или трансформации и дифференциального распределения) крутящего момента между их ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к дифференциальным механизмам с устройствами блокировки

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к автотракторостроению , в частности к системам блокировки дифференциала транспортного средства , работающего с нагрузкой на крюке

Изобретение относится к дифференциалам транспортных средств с механизмами автоматической блокировки и реверса ведущих колес одной оси для движения задним ходом, предназначенным для использования в колесных транспортных средствах в основном для движения по бездорожью (скользкая дорога, песчаная и т.п.)
Наверх