Устройство для регулирования скорости электропривода

 

Изобретение относится к управляемым системам регулирования скорости электропривода. Целью изобретения является повышение быстродействия и точности устройства. Цель достигается тем, что в устройство для регулирования скорости, содержащее генератор 1 импульсов, первый, второй и третий делители частоты 2,3 и 4, элемент ИЛИ 10, первый элемент задержки 11, первый триггер 12, блок 13 расширения импульсов, первый и второй формирователи импульсов 9 и 14, блок 17 задания скорости, сумматор 16 кодов, преобразователь 15 временной интервал сравнения-код, блок 5 сравнения, выход которого через последовательно соединенные силовой преобразователь 6, исполнительный двигатель 7, датчик 8 скорости подключен к входу первого формирователя импульсов 9, введены второй, третий и четвертый триггеры 18,19 и 20, элемент И 21, второй и третий элементы задержки 23 и 24, второй элемент ИЛИ 22, выход которого подключен к первому входу преобразователя 15 временной интервал сравнения-код, вход второго триггера 18 подключен к первому выходу второго делителя 3 частоты, а выход соединен с первыми входами элемента И 21. Введение новых элементов и связей позволяет повысить точность электропривода в области низких скоростей вращения его вала. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕОЪБЛИН

А1 (19) (11) (51)5 G 05 Ъ -11/26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н A ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (г, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4357004/24-24 (22) 04.01.88 (46) 30.01.90. Бюл ° 1(4 (72) А.С.Белов и А.B.Бестугин (53) 62-50(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N - 1107241,,кл. Н 02 Р 5/16, 1983.

Авторское свидетельство СССР

Ф 1322229, кл. С 05 В 11/26, 1987. (54) УСТРОЙСТВО ЛЛ, 1 РЕГУЛИРОВАНИЯ

СКОРОСТИ ЭЛЕКТРОИРИВОДА (57) Изобретение относится к управляемым системам регулирования скорости электропривода. Целью изобретения является повышение быстродействия и точности устройства. Цель достигается тем, что в устройство для регулирования скорости, содержащее генератор 1 импульсов, первый, второй и третий делители частоты 2,3 и 4, элемент ИЛИ 10, первый элемент задержки 11, первый триггер 12, блок ,13 расыирения импульсов, первый и

2 второй формирователи импульсов 9 и 14, блок 17 задания скорости, сумматор 16 кодов, преобразователь 15 временной интервал сравнения — код, блок 5 сравнения, выход которого через последовательно соединенные силовой преобразователь 5, исполнительный двигатель 7, датчик 8 скорости подключен к входу первого формирователя импульсов 9, введены второй, третий и четвертый триггеры 18, 19 и 20, элемент И 21, второй и третий элементы задержки 23 и 24, второй элемент ШП(22, выход которого подключен к первому входу преобразователя 15 временной интервал сравнения — код, вход второго триггера 18 подключен к первому выходу второго делителя 3 частоты, а выход соединен с первыми входами элемента И 21. Введение новых элементов и связей позволяет повысить точность электропривода в области низких скоростей вращения его вала. 2 ил.

3 1539725 4

Изобретение относится к управляемым системам автоматического регулирования скорости и фазы вращения вала электропривода, построенным на основе замыкания системы по разности фаз сравниваемых частотных .сигналов, и может быть использовано в прецизионных устройствах для записи H воспроизведения информации, в частности в ip фоторегистраторах. Дпя нормальной работы этих устройств требуется точное регулирование скорости и текуще,го значения угла (фазы) вращающегося вала механизма. 15

Цель изобретения — повышение быст-, родействия и точности устройства ! для регулирования скорости электропривода.

На фиг. 1 приведена блок-схема устройства для регулирования скорости; на фиг. 2 — временные диаграммы работы устройства.

Устройство содержит генератор 1 импульсов, первый 2, второй 3 и тре- 25 тий 4 делители частоты, блок 5 сравнения, силовой преобразователь 6, ис- полнительный двигатель 7, датчик 8 скорости, первый формирователь 9 импульсов, первый элемент ИЗП1 10, первый элемент 11 задержки, первый триггер 12, блок 13 расширения импульсов,. второй формирователь 14 импульсов, преобразователь 15 временной интервал сравнения — код, сумматор 16 кодов, блок 17 задания скорости, вто35 рой 18, третий 19 и четвертый 20 триггеры, элемент И 21, второй элемент ИЛИ 22 н второй 23 и третий 24 элементы задержки.

Устройство работает следующим образом.

Блок 17 задания скорости представляет собой ручное или автоматическое 45 устройство, выдающее и-разрядный двоичный код в форме электрических сигналов высокого и низкого уровней..

В простейшем случае это кнопочный наборник код», при автоматическом зада- 0 нии кода — программо-задающее устройство или ЭВМ. Код М с блока 17 задания скорости, соответствующий требуемому значению скорости, поступает ня управляющие входы второго 3 и третьего 4 IPJIHTPJIPA частоты и на вход сумматор» 16 кодов. В соответствии с кодом Мз в делителях 3 и 4 частоты уст»я»вливаются требуемые знячения коэффициентов деления И и N „ соответственно.

В первом делителе 2 частоты коэфI фициент деления N устанавливается значением кода М., выдаваемым сумматором 16 кодов. Управляемые делители

2-4 частоты могут быть выполнены как по традиционной схеме, в которой реверсивный счетчик типа СТ2-ИЕ7 охвачен обратной связью, например, с выйода: "--60".на вход С, так и с использованием счетчиков 072-ИЕ8.

Корректировянняя кодом Мэ эталонная .частота f =g -, где 1 ц — частота з кварцевого генератора 1 импульсов, поступает на первый вход логического блока 5 сравнения.

Сигнал с датчика 8 скорости с числом Е импульсов ня оборот имеет частоту Й =f +223/21, пропорциональную скорости вращения нала двигателя Я., где f — частота возбуждения датчика скорости. Импульсный сигнал частоты

fz, с выхода первого формирователя 9 поступает на вход элемента 11 задерж, ки и цифровое корректирующее устройство (на фиг. 1 ограничено пунктирной линией), включающее третий делитель 4 частоты, элемент ИЛИ 10, триггер 12, блок 13 расширения импульсов, и второй формьфователь 14 импульсов, которое преобразует частоту fpa новую последовательность импульсов Е, сдвинутых по отношению и по фазе, и выдает ее на вход третьего триггера 19 и на второй вход блока 5 сравнения. Корректирующее устройство,. как и в непрерывных системах, предназначено для обеспечения устойчивой работы устройства для регулирования скорости и придания ему желаемых динамических качеств. Работа корректирующего устройства заключается в выявлении отклонения периода частоты Й от эталонного периода частоты f> и в расширении пблученного отклонения (импульса) в необходимое число Кр раз, определяемое из условия устойчивости системы.

Полс чение временного интервала, содержащего информацию об отклонении скорости,.получают на триггер 12 путем вычитания из периода частоты йр э периодов частоты гк, выдаваемых третьим делителем 4 частоты. Коэффициент деления которого N „ связан с ко5 153 эффициентОм BTopo! О де.11ителя 3 час

ТОтЫ Иэ СООТНОШЕНИЕМ

Й, 2К, где 1 tt — коэффициент расширения блока 13 расширения импульсов.

Изменение N» во всем диапазоне изменения рабочих скоростей происходит синхронно с N в соответствии с кодом И блока 17 задания скорости.

В иячестве частотного датчика 9 могут быть использованы бесконтактные сельсины или многоиолюсные вращающиеся трансформаторы в режиме фазовращателей с частотой f заиитки синуснокосинусных обмоток, например такие как ДУ-100 с Z=2p-64. Формирователь 9 импульсов усиливает периодический аналоговый сигнал с датчика 8 скорости и преобразует его в импульсный сигнал частоты и обычно состоит из операционного усилителя и компаратора ° Логический блок 5 сравнения производит сравнение частотных .сигналов Й и 1.„, поступающих на его входы, и по результатам этого сравнения формирует широтно-импульсный сигнал

,. который поступает на вход силового преобразователя 6.

На фиг. 2я представлен рациональный алгоритм работы блока 5 пропорционального тина в виде направленного графя, обеспечивающегo нормальную работу устройства ири всех возможных комбинациях частот на его входах ири разгоне, торможении в устано-. с вившемся режиме, когд» ..<=f =Йэ=fz, Например, ири пуске двигателя есть f u HPT fp блок 5 пеРехоДИт в состояние b, идет pasгон, редко

IIOHB JIHIOTCR f p IlpOHCXOJ1H T кратковременный переход из Ь -т Ьд- Ь .

Двигатель разгоняется, приходят подряд два импульса fp, ири этом блок 5 переходит из Ь- Ь -Ъ, . Установившейся режим, когдя импульсы fp=f, HMeIOT MeCTO tlap& xOItIt b Ь,- Ь - Ь l и т.д.

При фазовом ряссогл»совянии, большем периода частоты f, блок 5 занимает двя крайних состояния Ьз или Ь .

Сидо: Ой преобразователь 6 производит усиление ыиротtln-импульсного сигнала lent, поступ»ющ1 го с выхода блока 5, и подает его ня якорную обмотку лвигятеля 7. 111 сравнительного анализа време1и1ь1х,1н»грямм, поясняю9725 щих работу предлагаемого устройства (фиг. 2в), видим, что относительная

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ШИроТНО ИМПУЛЬСНОГО СИГ

5 наля lit возрастяет с увеличением момента нагрузки 11@ на валу исполнительного двигателя. Причем в переходном режиме работы устройства имеют место ошибки как по скорости hf, так

1р и ио углу ИЯ20) (фазе). В установивыемся режиме ошибка по скорости

hf=U, я оыибка по yI.JIy (фазе) h$ =

= 1„- 1» равна приращению фазового сдвига межцу частотами.

15 С целью повыыения точности стабилизации скорости и угла (фазы) вращения вала электродвигателя при внеыних задающем и возмущающем воздействиях в устройство для регулирования

20 скорости введены второй 18, третий.

19 и четвертый 20 триггеры, элемент

И 21, второй элемент УШ 22 и второй 23 и третий 24 элементы задержки, которые в совокупности с преоб25 раэователем 15 временной интервалкод, сумматором 16 кодов и первым делителем 2 частоты образуют в предлагаемом устройстве дополнительных контур системы управления электро3р приводом 7. Работа дополнительного контура происходит следующим образом.

Второй 18 и третий 19 триггеры, выходы которых через элемент И 21 соединены с входами сброса этих триггеров, образуют фязовый дискриминатор, который измеряет разность фаз между входными сигналами в соответствии с выражением

40 < 2" (э fp)<1tПричем, если ttepBbta приходит им1 и-, льс частоты f, я вторым f >, то

-1

fs-fp 0. и первьнt срабатывает триггер 18, а затем и триггер 19, в мо45 мент срабатывания обоих триггеров на выходе элемента И 21 появляется сигнал, который устанавливает Оба триггера в исходное нулевое состояние.

Таким образом, на выходе триггера 18

5р ПОявляется имиортнО импульсный сиг нал +, длительность которого равна фаэовому сдвигу чистот fz u fp

В другом случае, когд» f — f О, то, очевидно, сигнал — 1 появится теперь на выходе триггер» 19. При fs fp=p сигнал =0. В соответствии со знаком фазового сдвига, О11реде 1яемого

1 U, четвертый триггер 20, BItttoJI1539725 н>,.ющий функцию знакового преобразователя, сигналами с выходов триггеров

18- 19 через элементы 23-24 задержки устанавливается н единичное или нулевое состояние. Здесь элементы 23-24

5 выполняют роль .фильтров, не пропуская короткие импульсы. Эти элементы задержки выполняются довольно просто с помощью элемента И и нечетного чис- о ла инверторов, суммарное время срабатывания которых больше в 2-2,5 раза, чем время срабатывания триггера 18 или 19. Ыиротно-импульсные сигналы +g или -g через второй элемент KIH 22 поступают на первый вход преобразова-. теля 15 временной интервал - код.

В качестве генератора частоты заполнения использован. второй делитель

3 частоты, первый выход которого выдает на вход второго триггера 18 эталонную частоту

N f qq

f =f +- —-э о 2п,д1 ь а с его второго выхода поступает на второй вход преобразователя 15 временной интервал — код частота заполнения

f %art ИЭ1 и /2 где и ц,20 — частоты генератора 1 импульсон и возбуждения датчика 8 скорости соответственно; п — число управляемых входов делителя частоты, равное числу разрядон И, И я — коэффициент деления неуправляемой части делителя.

Частоту Кз 1я. Выбирают, исходя из

40 следующих сообряжений. Угловая Ошибка г поворота вала двигателя ЬЧ1=Ф вЂ . не

"2 зависит От скорости его вращения и

211 при ф=+1, 64 = h1 ; †;, вЂ, учитывая, что

2 .э

=И/Тэ, где Тэ — период эталонной чястоты, то угловой ошибке 511можно

М поставить в соответствие временнои интерВял ЬТ KoTopbIH и поступает на вход преобразователя 15.

В преобрязователе 15 временной интервал l9. преобразуется н ко11 углоВои Ошибки 11:1 11 Йэ011a

N период эталонной частоты Тэ жТ=-1/ о

И, ЧТО В УСТЯНОВИВШРМСЯ СОСТОЯНИИ

Ез Тэ =11э, То мОжнО зя11исять что ." =- 1.

Некоторая погрешность в воспроизведении кода ошибки, вследствие принятых допущений, не существенна, так как она проявляется только в изменеНии коэффициента передачи К 11р преобразователя 15, Причем эта погрешность проявляется только в области высоких скоростей вращения двигателя и редко превышает более 5Х, что соизмеримо с пределами изменения коэффициента передачи электродвигателя вследствие нелинейной зависимости его электромеханических характеристик. В области средних и низких скоростей эта погрешность .составляет десятые и даже сотые доли процента, что особенно важно, так как в этих режимах работы устройства наиболее трудно обеспечить требуемую точность.

Полученный в преобразователе 15 код 5И ошибки поступает на вход сумматора 16 кодов,,где с учетом знака суммируется или вычитается с кодом

Иэ скорости, Сформированный таким образом код

Иэ=И тЦ1э поступает на управляющие входы первого делителя частоты, изменяя его коэффициент деления, а следовательно, и эталонную частоту Йэ=

=f «Яэ . Очевидно, что в установившемся режиме имеют место соотношения

f = f y= fp= f p > =О; $ И=О; И, =И,.

Формула и.нобретения

Устройство для регулирования скорости электропривода, содержащее генератор импульсов, первый, второй и третий делители частоты, первый элемент ИЗП1, первый элемент задержки, первый триггер, блок расширения импульсов, первый, второй формирователи импульсов, блок задания скорости, сумматор кодов, преобразователь временной интервал - код, блок сравнения, выход которого через последовательно соединенные силовой преобразователь, исполнительный двигатель и датчик скорости подключен к входу первого формирователя импульсов, выход которого соединен с входом сброса третьего делителя частоты, с первым входом первого элемента ИЛИ и через первый элемент задержки -. с входом сброса первого триггера, подключенного выходом через последовательно соединенные блок расширения импульсон и второй формирователь нм1

1539725

Тс маженое

Р/

7p рПЗгОИ

Фиг. 2

Составитель Г. Нефедова

Редактор М.Недолуженко Техред Л.Олийнык Корректор O.цнпле

Тираж 650

Заказ 217

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101 пульсон к первому входу блока сравнения, второи с выходом первого делителя частоты, подключенного входом к выходу генератора импульсов и к входу третьего делителя частоты, выход которого соединен с вторым входом первогo элеMpH та ИЛИ, подключенного выходом к информационному входу первого триггера, выход преобразователя временной интервал — код соединен с первым входом сумматора кодов, второй вход которого нодключен к выходу блока задания скорости и к управляющим входам второго и третьего делителей частоты, причем управляющий вход первого делителя частоты соединен с выходом сумматора кодов, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения быстродействия и точности устройства, введены второй, третий и четвертый триггеры, элемент И, второй и третий элементы задержки и второй элемент ИЗШ, выход которого подключен к управляющему входу преобразователя временной интервал — код, информационный вход второго триггера подключен к первому выходу второго делителя частоты, выход второго триггера соединен с ltppными входами элемента И, второго элемента ШЫ и через второй элемент. задержки — с информационным входом четвертого триггера, причем выход 3Jlpмента И соединен с входами сброса второго триггера и третьего триггера, вход которого подключен к ныходу второго формирователя импульсов, а выход соединен с вторыми входами элемента

И, второго элемента ИЗИ и через третий элемент задержки — с входом сброса четвертого триггера, подключенного выходом к третьему входу суммато-, ра кодов, причем информационный вход греобразонателя временной интервал— код подключен к второму выход5 второго делителя частоты, первый вход ко-. торого соединен с выходом генератора

25 импульсов.

Устройство для регулирования скорости электропривода Устройство для регулирования скорости электропривода Устройство для регулирования скорости электропривода Устройство для регулирования скорости электропривода Устройство для регулирования скорости электропривода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано для регулирования частоты вращения электрических машин

Изобретение относится к системам автоматического регулирования скорости электропривода и может быть использовано для построения высокоточных систем

Изобретение относится к судостроению ,в частности, к системам управления двигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для реверсивного управления электродвигателем постоянного тока в системах регулирования давления с помощью цифрового кода, который преобразуется в широтно-импульсный сигнал управления

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для стабилизации скорости вращения электродвигателей в системах автоматического управления

Изобретение относится к электроавтоматике и может быть использовано при построении аналого-цифровых автоматизированных систем управления температурой технологических процессов, например диффузии, окисления и эпитаксии полупроводниковых пластин

Изобретение относится к импуль- CHbfri следящим системам

Регулятор // 1440203
Изобретение относится к электронным техническим средствам автоматизации технологических процессов и может бьл ь использовано в различных отраслях промышленности в качестве аналогового регулирующего блока

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано при регулировании и стабилизации час тот частотных генераторов

Изобретение относится к технике автоматического регулирования, в частности к устройствам формирования подстроечных перемещений рабочего органа станка с ЧПУ, компенсирующих погрешности отработки программной траектории движения инструмента Цель изобретения - повышение производительности программного регулятора и качества регулирования при вводе корректирующего воздействия через привод программного регулятора

Изобретение относится к области сельского хозяйства и предназначено для автоматизации полива

Изобретение относится к технике автоматического управления, в частности к технике формирования управляющих сигналов

Изобретение относится к автоматизированным системам регулирования с цифровым управлением и может быть использовано в магнитостроении при создании роторных механизмов на электромагнитных опорах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в роторных механизмах на электромагнитных опорах

Изобретение относится к машинам и механизмам, использующим управляемый электромагнитный подвес ротора

Изобретение относится к технике автоматического управления, в частности к технике формирования управляющих сигналов

Изобретение относится к технике автоматического управления, в частности к технике формирования управляющих сигналов

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в оптических телескопах и лидарных станциях обнаружения и сопровождения космических объектов
Наверх