Лабораторный автоматизированный стенд для сборки электрических цепей

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в учебном процессе для обучения навыкам сборки электрических цепей. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей - достигается за счет введения дополнительного режима работы устройства, при котором индицируются электрические элементы цепи, которые должны быть соединены, и определяется номер ошибочно подключенного элемента цепи. В устройство, содержащее набор электрических элементов 1, многополюсный двухпозиционный переключатель 2, датчик 3 ошибок, коммутатор 4 и наборное поле 5, введены источник 6 контрольного сигнала, однополюсный многопозиционный переключатель 7, дополнительные входы датчика 3 ошибок, дополнительные контактные гнезда наборного поля 5 и коммутатора 4. 3 з.п.ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОНЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСН ИХ

РЕСПУБЛИН (51) 5 С 09 В 23/18

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННИЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫГИЯМ

ПРИ ГННТ СССР (21) 4365222/24-21 (22) 15,01.88 (46) 28.02.90. Бюл. Н- 8 (71) Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) В.Н. Мелешкин, А,Н. Артюх, Б.А. Дудин и А.И. Терехов (53) 621.371.6 (088.8) (56) Патент США 1г- 3845573, кл. С 09 В 23/18, 1974 °

Авторское свидетельство СССР

У 1059603, кл. G 09 В 23/18, 1979. (54) ЛАБОРАТОРНЫЙ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ

СТЕНД ДЛЯ СБОРКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в учебном процессе для обучения навыкам сборки электрических цепей. Цель

„„Я0„„1542020 А 1

2 изобретения — расширение дидактических возможностей — достигается за счет введения дополнительного режима работы устройства, при котором индицируются электрические элементы цепи, которые должны быть соединены, и определяется номер ошибочно подключенного элемента цепи. В устройство, содержащее набор электрических элементов 1, многополюсный двухпозиционный переключатель 2, датчик 3 ошибок, коммутатор 4 и наборное поле 5, введены источник 6 контрольного сигнала, однополюсный многопозиционный переключатель 7, дополнительные входы датчика 3 ошибок, дополнительные контактные гнезда наборного поля 5 и ком мутатора 4. 3 з.п.ф-лы, 3 ил.

1547020 4 ра электрической цепи.

Устройство содержит набор электрических элементов 1, многополюсный двухпозиционный переключатель {МДП)

2, датчик 3 ошибок, коммутатор 4 с контактными гнездами и соединительными штырями, наборное поле 5 с контакт- ными гнездами и соединительными проводниками, а также источник 6 контрольного сигнала с выключателем и однополюсный многопозиционный переключатель (ОМП) 7.

Выводы электрических элементов 1 через нормально разомкнутые контакты МДП 2 соединены с соответствующими контактными гнездами наборного поля 5 и через нормально замкнутые 35 контакты МДП 2 — с соответствующими основными входами датчика 3 ошибок.

Дополнительные .контактные гнезда наборного поля 5, объединенные между собой в сборные узловые группы, сое- 40 динены с одноименными узловыми группами контактных гнезд коммутатора 4 и с одноименными неподвижными контактами ОМП 7, подвижный контакт которого подсоединен к выключателю ис- 45 точника 6 контрольного сигнала.

Контактные гнезда коммутатора 4 подсоединены к соответствующим дополнительным входам датчика 3 ошибок, причем источник контрольного сигнала и датчик ошибок заземлены.

Набор электрических элементов 1 содержит все необходимое для сборки разнообразных электрических цепей (источники, потребители и накопители энергии, а также измерительные приборы) .

1ЩП 2 выполнен на реле с перекидными контактами, причем его обмотка

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в учебном процессе, в частности для обучения навыкам сборки электрических цепей и выявления допущенных ошибок 5 при проведении лабораторных занятий по физике или электротехнике в высших и средних учебных заведениях.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей за счет вве- 1О дения дополнительного режима работы и возможности определения номера ошибочно подключенного элемента заданной цепи.

На фиг.1 приведена схема устройства; на фиг.2 — пример выполнения электрической цепи, на фиг.3 — -- реализация устройства для данного примезаземлена и подключена к источнику контрольного сигнала через однополюсный переключатель 7.

Датчик 3 ошибок выполнен на резисторах и сигнальных лампах, причем каждые два резистора и лампа соединены между собой по схеме "треуголь-.

t1 ник, в котором объединенные выводы резисторов заземлены, а зажимы лампы соединены с основными и дополнительными входами датчика 3 ошибок.

Коммутатор 4 выполнен в ниде штепсельного разъема, контактные колодки которого используются в качестве основных и дополнитепьных контактных гнезд, а одноименные контакты его вставки соединены между собой перемычками в соответствии с заданной электрической схемой соединения элементов и узлов цепи, собираемой на стенде.

Наборное поле S представляет собой плату из электроизоляционного материала с металлическими контактными гнездами и условными изображениями электрических элементов 1.

Источник 6 контрольного сигнала выполнен в виде источника электроэнергии с постоянным или переменным во времени напряжением на зажимах, один из которых заземлен, а другой соединен с выключателем.

0MII 7 выполнен в виде одногалетного переключателя, в котором число неподвижных контактов на единицу больше количества N сборных узлов групп на наборном поле и в коммутаторе, причем последний из этих контактов соединен с обмоткой реле в МДП 2.

Лабораторный автоматизированный стенд для сборки электрических цепей может быть использован во время учебHblz занятий в следующих четырех режимах.

Первый режим предназначен для ознакомления и обучения студентов рациональным приемам поузловой сборки электрических цепей. В этом режиме перед сборкой студент устанавливает соответствующую собираемой цепи вставку коммутатора 4, переводит

ОМП 7 в положение I, а затем включает источник: 6 контрольного сигнала. При этом датчик 3 ошибок посредством некоторых из своих индикаторов "указывает" студенту номера гнезд элементов наборного поля 5, которые следует объединить проводами с гнезда5 15470 ми первой узловой шины. По мере того, как указанные соединения верно осуществляются студентом, возбужденные индикаторы отключаются ° Отсутствие возбужденных индикаторов при уста5 новленном положении OMI 7 означает, что все необходимые выводы элементов

1 на наборном поле подсоединены к первому узлу правильно, и студент может перевести ОИП 7 в очередное положение.

В результате этого возбужденными .окажутся индикаторы тех выводов элементов, которые следует подключить к второй узловой шине и т.д.

На фиг.2 изображена схема простечшей электрической цепи, предназначенной для экспериментального определения сопротивления резистора. Она состоит из исследуемого резистора R, 2О амперметра, вольтметра V и источника

ЭДС Е. Залямы названных элементов цепи на схеме обозначены арабскими цифрами, а ее узлы — римскими цифрами. 25

На фиг.3 приведена схема соединений на стенде применительно к данной цепи. Для упрощения на ней изображе- ны только те элементы, их выводы и узлы, а также соединительные проводники и перемычки, которые входят лишь в эту электрическую цепь.

В первом режиме, когда изначально соединения на наборном поле 5 отсутствуют при установке ОМП 7 в положение I и включении источника 6 контрольного сигнала, напряжение последнего через коммутатор 4 попадает на первый и третий дополнительные, входы датчика 3 ошибок и возбужденными 40 оказываются первый и третий индикаторы.

Второй режим служит для закрепления у студентов приобретенных навыков поузловой сборки цепей. В этом режиме студент начинает сборку электрической цепи с первого узла при отключенном источнике 6 контрольного сигнала, а по окончании этой процедуры устанавливают ОИП 7 в положение I и затем включает источник 6 контрольного сигнала. Отсутствие возбужденных индикаторов в таких ус- ловиях означает, что все требуемые соединения s первом узле цепи выпол нены студентом верно и он может перейти к сборке элементов во втором узле, разумеется, сохранив предьду щее положение OMII 7 или выключив

20 6 источник 6 контрольного сигнала, Если же при сборке элементов в первом узле допущена ошибка, то при включении источника 6 контрольного сигнала возбужденными окажутся индикаторы тех выводов элементов, которые на наборном поле ошибочно подсоединены или не подсоединены к первой узловой шине.

Третий режим может быть использован для контроля умения студента правильно собирать сложные электрические цепи. В этом режиме студент .приступает к сборке заданной цепи при отключенном источнике 6 контрольного сигнала, а по окончании ее устанавливают OMI ? в положение I и включает источник 6 контрольного сигнала (фиг.3).

При замыкании выключателя источника 6 контрольного сигнала в исходном положении, когда подвижный контакт

ОИП 7 соединен с его неподвижным контактом 1, а обмотка реле M@II 2 обесточена, потенциал источника 6 контрольного сигнала передается на первые узловые группы гнезд напорного паля 5 и коммутатора 4. В свою очередь; потенциал первой узловой группы наборного поля 5 через соединительные проводники передается через нормально замкнутые контакты

Mls 2 первому и третьему основным входам датчика 3 ошибок. С другой стороны, потенциал первой узловой группы коммутатора 4 через перемычки на контактах его вставки передается на первый и третий дополнительные входы датчика 3 ошибок. Все остальные входы датчика 3 ошибок имеют нулевой потенциал и потому все сигнальные лампы обесточены.

При переводе ОИП 7 в положение

Il отличные от нуля потенциалы оказываются только на четвертых, пятых и седьмых основных и дополнительных входах датчика 3 ошибок, а в положении III ОИП 7 ненулевые потенциалы имеют лишь вторые, шестые и восьмые входы датчика 3 ошибок.

Предположим, что четвертое контактное гнездо на наборном поле 5 ошибочно соединено с первой узловой группой. В таком случае в положении

I 0MII 7 отличные от нуля потенциалы окажутся на первом, третьем и четвертом основных и на первом и третьем дополнительных входах датчика 3 оши1547020 бок. Следовательно, сигнальная лампа, соответствующая четвертому. зажиму амперметра А, окажется.под напряжением. Если же в таких условиях OMH 7 перевести в положение ХТ, то отличные от нуля потенциалы будут иметь пятый и седьмой основные входы и четвертый, пятый и седьмой дополнительные входы датчика 3 ошибок. Следовательно,сигнальная лампа, соответствующая чет.. вертому зажиму амперметра А, снова окажется под напряжением.

Четвертый режим применяется для выполнения студентом запланированных исследований электрической цепи после ее сборки и проверки. При этом ОМП

7 переводится в последнее положение и источник 6 контрольного сигнала подключается к обмотке реле МДП 2.

В результате нормально замкнутые контакты реле размыкаются, а его нормально разомкнутые — замыкаются, вследствие чего гнезда наборного поля

5 отключаются от основных входов дат- 25 чика 3 ошибок и подключаются к выводам электрических элементов 1. В итоге все необходимые элементы посредством проводников на наборном поле 5 объединяются в заданную электрическую цепь.

Таким образом, предлагаемый стенд не только фиксирует ошибку, допущенную при сборке электрической цепи, на наборном поле, но и позволяет определить номер узла и порядковый номер вывода элемента, ошибочно с ним соединенного. Он может быть использован для проверки достаточно произвольного количества электрических цепей, ограниченного лишь имеющимся набором элек40 трических элементов и числом узловых потенциалов.

Формула изобретения

1. Лабораторный автоматизированный стенд для сборки электрических . цепей, содержащий набор электрических элементов цепи и соединительных проводов, многополюсный двухпозиционный переключатель, датчик ошибок, коммутатор с контактными гнездами и соединительными штырями и наборное поле, контактные гнезда которого соединены с соответствующими 55 подвижными контактами многополюсного двухпозиционньго переключателя, первые неподвижные контакты которого соединены с соответствующими основными входами датчика ошибок, о. т л и ч аю шийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей стенда„ в него введены источник контрольного сигнала, однополюсный многопозиционный переключатель, дополнительные объединенные в группы контактные гнезда на наборном поле и в коммутаторе и дополнительные входы датчика ошибок, причем одноименные дополнительные группы контактных гнезд соединены с соответствующим неподвижным контактом однополюсного многопозиционного переключателя,подвижный контакт которого соединен с первым выводом источника контрольного сигнала, второй вывод которого соединен с общей шиной, вторые неподвижные контакты многополюсного двухпозиционного переключателя соединены с соответствующими выводами электрических элементов цепи, а дополнительные входы датчика ошибок соединены с соответствующими контактными гнездами коммутатора.

2. Стенд по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что датчик ошибок содержит резисторы и сигнальные лампы, причем каждые два резистора и сигнальная лампа соединены между собой по схеме "треугольник", в которой объединенные выводы резисторов соединены с общей шиной, а вторые выводы резисторов — соответственно с одним из основных и дополнительных входов датчика ошибок.

3. Стенд по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что многополюсный двухпозиционный переключатель выполнен в виде реле, один вывод обмотки которого соединен с неподвижным контактом однополюсного многопозиционного переключателя, а второй вывод — с общей шиной.

4. Стенд по п.1, о т л и ч а ющ и и с .я тем, что коммутатор выполнен в виде штепсельного разъема,, контакты колодки которого служат основными и дополнительными контактными г гнездами, а контакты его вставки сое- динены между собой, перемычками в соответствии с электрнческой схемой цепи.

1547020

Составитель В. Быков

Редактор Е. Копча . Техред М.Ходанич Корректор М. Кучерявая

Тираж 389 Подписное

Заказ 83

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, 3-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. ужгород, ул. Гагарина, 101

Лабораторный автоматизированный стенд для сборки электрических цепей Лабораторный автоматизированный стенд для сборки электрических цепей Лабораторный автоматизированный стенд для сборки электрических цепей Лабораторный автоматизированный стенд для сборки электрических цепей Лабораторный автоматизированный стенд для сборки электрических цепей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тренажерам для обучения методам измерения характеристик кабельных линий связи, в частности для обучения измерению величины полного затухания безобломным двухточечным методом в волоконно-оптических линиях связи, и может быть использовано как в учебных целях, так и для объективной оценки квалификации специалистов

Изобретение относится к учебно-лабораторному оборудованию и может быть использовано в учебном процессе, а также в конструкторских бюро для моделирования и отладки дискретных устройств, построенный с использованием программируемых логических матриц

Изобретение относится к учебно-лабораторному оборудованию для исследования вольт-амперных характеристик двухполюсников

Изобретение относится к лабораторным учебным приборам и может быть использовано при изучении движения электронов в электрических и магнитных полях

Изобретение относится к учебно-лабораторному оборудованию, в частности к установкам для исследования электроприводов робототехнических систем, обеспечивающих изменение динамического момента нагрузки

Изобретение относится к учебным моделям и может быть использовано для демонстрации явлений при развитии главноканальной стадии разряда молнии

Изобретение относится к физическому моделированию разряда молнии , в частности, к процессам формирования главной стадии разряда, и может быть использовано при исследованиях главной стадии молнии в учебных целях

Изобретение относится к наглядным учебным пособиям по физике и может быть использовано для демонстрации незатухающих колебаний груза в курсе механики

Изобретение относится к учебным пособиям по электротехнике для проведения сопоставительного анализа в токопроводимости шин со сложным профилем

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к средствам обучения и может использоваться в качестве дидактического материала при индивидуальном и групповом обучении сборке электрических цепей

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано на лабораторных занятиях в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам по физике и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных учебных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных учебных заведениях по курсу физики и электротехники для изучения и углубления знаний физических законов и явлений

Изобретение относится к средствам обучения учащихся в учебных заведениях различного уровня на уроках физики, а именно к средствам проведения лабораторных работ по разделу "Электродинамика" школьного курса физики

Изобретение относится к области электротехники
Наверх