Движитель транспортного средства

 

союз cce,тсних социАлистичесних

РЕСПУБИИН (191 (111 (1)5 P 60 В 19/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

M А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРМтиюм пРи Гннт сссР (46) 07. 12. 90. Бюл. Ф 45 (21) 4408255/31-ti (22) 11.04.88 (71) Красноярский политехнический институт (72) В.Г.Анопченко (53) 629.113.0I2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

К 1280824, кл. В 60 В 19/00, 1986. (54) ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к движителям высокой проходимости. Цель — повышение надежности. Движитель содержит обод, составленный из шарнирно соединенных звеньев 1,2,3,4, два иэ которых своими серединами шарнирно связаны с водилом 7, жестко прикрепленИзобретение относится к движителям транспортных средств высокой проходимости.

Цель изобретения — повышение надежности.

На фиг. 1 представлен вид движителя сбоку; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. t в увеличенном масштабе; на фиг. 3 — схема движителя в шестизвенном варианте исполнения.

Движитель транспортного средства (фиг. 1, 2) содержит четырехэвенный обод, образованный сегментообразными звеньями 1,2,3,4, связанными концами шарнирами 5, причем звенья 1 и 3 связаны средней частью шарнирами 6 с лучами водила 7, закрепленного на валу

8, размещенном в балке 9 корпуса.

К концу вала 8 жестко прикреплено любым известным способом водило 7, 2 ным к концу приводного вала. На водиле 7 установлен по крайней мере один кривошип 15, который тягой 17 соединен со звеном 3. На валу кривошипа жестко установлена шестерня, зацепленная с центральной шестерней подвижно в осевом направлении, ус"гановленной в корпусе с воэможностью жесткого соединения с водилом 7 или с корпусом при помощи возвратно-поступательного привода. При сцеплении центральной шестерни с корпусом качения движителя сопровождается изменением формы обода и постоянным радиусом качения. При сцеплении центральной шестерни с водилом форма обода не изменяется. 3 ил. а на цилиндрической части вала 8 поМ® воротно и подвижно в осевом направлении установлена центральная 10 шестер- п ня с торцовыми шлицами 11 и 12 на ее 4 1" концах, которые пепеременно сцепляют- 3 ся соответственно с балкой 9 и води- Я лом 7. 4Р

Шестерня 10 входит в зацепление фЬ с шестернями 13, эакреплеными на валах 14 кривошипов 15, 16 связанных соответственно со звеньями 3 и 1 тягами 17, 18 и шарнирами 19, причем число зубьев шестерни 10 вдвое больше числа зубьев шестерни 13, т.е. передаточное число зубчатой переда- В чи равно половине числа звеньев движителя. Управление шестерней 10 осуществляют зубчатой муфтой 20 с рычагом

2 1, связанным с силовым приводом (на фиг. не показан) поворота, а также

I 547204 с вильчатым рычагом 2?, установленным в кольцевой проточке шестерни

10, подвижным в осевом лМправлении г тносительно балки 9. Хорды звеньев

1,2,3,4 выполнены равной длины и образуют шарнирный квадрат, в центре которого расположена шестерня 10, оси шарниров 6 и 19 звеньев 1 и 3 совмещены с их хордами, причем шарниры

19 — в месте пересечения отрезка, перпендикулярного хорде и проходящего через центр вала 14 в том случае, когда хорды образуют квадрат, а кривошипы 15, 16 совпадают с отрезками 15 прямой, проходящей через центры ва лов 8 и 14. Радиус кривошипов 15, 16 установлен равным радиусу делительной окружности шестерни 13, максимальный прогиб звеньев 1,2,3,4 примерно вдвое 20 меньше прогиба дуги окружности, проходящей через шарниры 5. Профиль звена определен геометрическим построег1ием из условия обеспечения постоян ного клиренса при качении движителя. 25

На фиг. 3 показан шестизвенный движитель, звенья которого выполнены по дуге окружности, а число зубьев шестерни 10 в три раза превышает число зубьев шестерни 13, т ° е. передаточное 30 число равно половине числа звеньев обода.

Движитель работает следующим образом.

Для реализации движения без вертикальных колебаний оси шестерню 10 устанавливают в крайнее левое положение, при этом она шлицами 11 связана с муфтой 20, которая удерживает шес-. терню 10 от вращения. При этом от щ приводного вала 8 водило 7 приводится во вращение и шестерни 13, обкатываясь по неподвижной шестерне 10, вращают кривошипы 15, 16, .которые тягами 17 и 18 поворачивают звенья 1 и 3 относительно водила, обеспечивая пос— тоянный радиус качения.

Прн повороте рычагом 21 муфты 20, а следовательно, и шестерни 10 изменяется внешняя форма обода, которая из квадратной становится ромбовидной.

При необходимости движения с неизменяемой формой колеса, например на болоте, шестерню 10 вильчатым рычагом

22 перемещают в крайнее правое положение, в котором она шлицами 12 соединена с водилом 7, что делает неподвижным шестерни 13, которые фиксируют форму обода, установленную предварительно положением рычага 21.

Формула изобретения

Движитель транспортного средства, содержащий обод в виде шарнирно связанных между собой выпукльгх н сторону опорной поверхности звеньев, средней частью соединенньгх с концами многолучевого водила, жестко связанного с установленным в корпусе приводным . валом, и механизм изменения формы обода, о т л и ч а ю щ и A с я тем, что, с целью повьппения надежности, механизм изменения формы обода выполнен в виде шарнирно соединенного тягой с одним иэ звеньев обода, по крайней мере, одного кривошипа, вал которого смонтирован в водиле параллельно приводному валу и жестко соединен с шестерней, эацепленной с центральной шестерней, шарнирно установленной на корпусе и соединенной с приводом ее осевого перемещения для попеременного сцепл ния с водилом и шарнирно укрепленной на корпусе муфтой, связанной с приводом ее фиксированного поворота, причем передаточное число от центральной п естерни к шестерне кривошипа равно половине числа звеньев.

1 4 7? .) 4

Фиг. 1

1547204

Подписное

Тираж 416

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул. Гагарина, 101

Редактор В.Ахрам

Заказ 4339

ВНИИПИ Государственного

113035, Составитель Ю.Шурупов

Техред A.Кравчук Корректор Т.ПалиЙ комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Движитель транспортного средства Движитель транспортного средства Движитель транспортного средства Движитель транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к движителям транспортных средств на пневматических камерных шинах низкого давления

Изобретение относится к движителям высокой проходимости

Изобретение относится к колесным движителям транспортных средств

Изобретение относится к колесам с повьшенной проходимостью

Колесо // 1421544
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к преобразуемым колесам для транспортных средств, и обеспечивает расширение функциональных возможностей колеса путем изменения формы опорной поверхности

Колесо // 1404372
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к колесам транспортных средств

Изобретение относится к области колесного производства, в частности к колесам с гибкими ободьями и гибкими связями между ободьями и ступицами

Движитель // 2114006
Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к вездеходным транспортным средствам и колесным движителям для них, преимущественно к колесам с пневматическими шинами

Изобретение относится к транспортным средствам и может использоваться в электромобилях

Изобретение относится к транспортной технике и касается создания транспортных средств-амфибий с обычным негерметичным кузовом

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к движителям наземного, водного или воздушного транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозным колесам транспортных средств, и предназначено для использования преимущественно на объектах авиационной техники
Наверх