Способ определения несоосности последовательного ряда отверстий в детали

 

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при контроле несоосности отверстий в детали при изготовлении, ремонте и проведении экспериментальных исследований. Целью изобретения является повышение точности при контроле деталей с изменяющимся во времени взаимным расположением осей отверстий. При измерении контролируемую деталь устанавливают в положение, соответствующее ее рабочему состоянию. Вводят в нее оправку с измерителями так, чтобы измерители, расположенные в плоскости XOY, перпендикулярной оси оправки, находились во всех контролируемых отверстиях во взаимно перпендикулярных направлениях. Каждая пара измерителей имеет самостоятельный выход, что обеспечивает измерение проекций эксцентриситетов окружностей отверстий на соответствующие координатные оси. Измерение проекции эксцентриситетов производят одновременно, а величины и направления несоосности отверстий определяют по формулам. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОЕ 1В (!) G 01 В S/24

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А STOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ fHHT СССР (21) 4358963j25-28 (22} 05.01 .88 (46) 23.09.90 Бюл. 11 (71) Восточно-Сибирский филиал

Государственного научно-исследовательского института автомобильного транспорта (72) Б.А. Григорьев (53) 531 .717(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 1486751, кл, G 01 В 5/24, 1987. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕСООСНОСТИ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО РЯДА ОТВЕРСТИЙ В.

ДЕТАЛИ (52} Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при контроле несоосности от" верстий в детали прн изготовлении, ремонте и проведении экспериментальных исследований. Целью изобретения

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при контроле несоосности отверстий в детали при изготовлении, ремонте и проведении экспериментальных исследований.

Цель изобретения — повьннение точности при контроле деталей с изме-. няющимся во времени взаимньм расположением осей отверстий.

На Фиг. 1 показана схема определения несоосности последовательного ряда отверстий в детали; на Фиг.2— вид А на Фиг. 1, на фиг. 3 — схема геометрических построений при определении несоосности.

2 является повьапение точности при контроле деталей с изменяющимся во времени взаимным расположеиием осей отверстий. При измерении контролируемун деталь устанавливают в положение, соответствующее ее рабочему состоянию. Вводят в нее оправку с измерителями так, чтобы измерители, расположенные в плоскости ХОУ, перпендикулярной оси оправки, находились

an всех контролируемых отверстиях во взаимно перпендикулярных направлениях.

Каждая пара измерителей имеет самостоятельный выход, что обеспечивает измерение проекций эксцентриситетов окружностей отверстий на соответствующие координатные оси. Измерение проекции эксцентриснтета производят одновременно, а величины и направления несоосности отверстий определяют по

Формулам. 3 ил.

Схема содержит оправку с измерителями 2-5, деталь 6, отверстия 7-1! детали 6.

Способ осуществляют следующим образом, Контролируемую деталь 6 устанавливают в положение, соответствующее ее рабочему состоянию. Вводят в нее, оправку так, чтобы измеритепи 2-5, расположенные в плоскости УОУ, нерпендикулярной оси оправки 1, находились во всех контролируемых отверстиях 7-3l и производят одновременное измерение проекций эксцентрнситетов окружностей этих отверстий и оправки (е „;, e>-,) на соответствую1551963

А>А>В1

= ьэсдВ, А1А В

Из треугольника

»

АВВ8 = АтВ8

Из треугольника

Я, h„„;+ Ь

arcing

h, _#_a

40

50 нане оси координат. далее определяют проекции несоосности отверстий на с си Х и Т по формулам

h е -е + (е -е ) — ° (I) и L, ««к «и к р

Ь» «+ (e - .) —, (-) де е„;,е; — проекции эксцентрисите- 10 та i-й окружности отверстия и оправки на соответствукщие оси координат; ехК» ефк»

15 е„„, е — проекции зксцентриситетов k"й н и-ой окружности отверстий и оправки, через которые проходит общая ось отверстий, иа соответствующие оси координат»

1-,, Ь„- расстояние от k-го центра окружности до

i-го и и-го соответст- 25 венно.

Затем определяют величины и направления несоосности отверстий па Формулам где h; - несоосность i-го oTsepстия, Ч ° — направление, несооснос ти

1 х-Fo отверстия Относительно оси Х (i = 7-11 — номер отверстий в детали).

Несоосность отверстий 7-11 относительно оси оправки 1, совпадающей с осью Е, определяют с помощью измерителей 2-5 но расположению центров их окружностей с координатами А, (Х;, т,, z„).

Так, величины проекций эксцентриситетов окружностей отверстий и оправки по осям (е,, е„;) являются соответствующими координатами центров окружностей А, в плоскости ХОУ °

Третьей координатой является расстояние по оси оправки Е,. Таким образом, расположение центров окружностей отверстий определено A;(ax,, 1»

Рассмотрим их проекции на плоско1 сти XOZ u YOZ (Фиг.3). Соединяя прямой центры окружностей, например крайних отверстий (k и n), получаются проекцию общей оси отверстий на данную плоскость . Тогда отрезки А А, А,А ;А А о являются цроекциями йесоосности соответствующих отверстий на ось Y т.е.

I I

4 8 АВАВ, Ь з А А, h),= Ap A,о . (4)

Их величины находят следуюЩим образом. Из фиг, 3 следует, что

I I

А»»А = А Са - А С = А С8(5)

- (А70 + Ass ) - е — (e>,+ A a ).

tg = — ° 7)

9 . " " - — » — "=

А1 В<» . L«

Подставив (7) в уравнение (6), получат

А В = (e e- ee,) —.. (8)

1 Lg

8 6 н ф

Тогда уравнение (53 с учетом (8) будет иметь следующий вид:

А А = Ь„з е„з- е,--(е „- е ) — °

?, Аналогично можно. получить уравнение для h и h>, а также для плоскости ХОЕ - значения Ь ®». h„> и Ь«ю.

Обобщая их, получают уравнения (1) и (2). Знак перед выражениями в скобках в указанных уравнениях зависит от расположения рассматриваемого (i-го) отверстия относительно отверстия с центром К (Фиг.3}: минус для расположенных правее, плюс - левее.

При зтом отверстие и расположено всегда справа от К. В приведенных формулах значение всех величин подставлять со своим знаком.

Для рассматриваемого случая (фиг.3) все контролируемые отверстия (8-10) находятся правее центра К, поэтому перед скобками в соответствующих Формулах следует ставить знак минус.

В случае, если общая ось отверстий изделия проходит не через центры крайних окружностей (7 и 11), как в приведенном примере, а через другие, например, через 8 (K) и 10 (n) »

963 6 честве оправки используют коленчатый вал, что позволяет измерить иесоосность на полностью комплектном двигателе в реальных условиях эксплуатации. Показания датчиков записываются на регистрирующий прибор с последующей математической обработкой на ЭВИ.

Формула и з о б р е т е н и я

Способ определения несоосности последовательного ряда отверстий в детали, заключающийся в том, что рас- . полагают оправку с измерителями в отверстиях детали и в каждом из отверстий определяют положения их осей относительно оси оправки, по которым судят о величинах несоосности, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности при контроле деталей с изменяющимся во времени взаимным расположением осей отверстий, положение этих осей определяют путем одновременного измерения проекции иа координатные оси эксцентриситетов центров окружностей отверстий относительно оси оправки, а величины и направления несоосности отверстий определяют о формулам

hi" .t.

Li е, — е„„+(е„„- 億—

Ц; = arctg (",3

11 ех екк+.(ехо - е„к )—

1к Ьп где h, и

Ц, 5

Ь;aL„

60 ех,ие3,— екк, ец,, i е к е „

5 155) тогда отверстие 7 лежит левее центра

К (отверстие 8). Поэтому при определении его проекций иесоосности hzz и h> перед выражениями в скобках следует ставить знак плюс, Для остальных отверстий (9 и 11) — знак минус.

Проекции эксцентриситетов окружностей отверстий и оправки находят прямым измерением, например, с помощью четырех измерителей 2-5, расположенных по двум взаимно перпендикулярным диаметрам окружности оправки

Каждая пара измерителей 2, 4 и

3, 5, расположенных на одном диаметре, имеет самостоятельный выход на усилитель, что позволяет сразу получать значения проекций эксцентриситетов на соответствующие Оси (p. е, ).

Практическая реализация предлагаемого способа осуществлена при исследовании динамики деформации блока двигателя внутреннего сгорания при 2

его тепловой подготовке. Измерения проекций эксцентрнситетов окружно,стей иэделий осуществляют с помощью

1 датчиков, расположенных во всех контролируемых отверстиях по двум взаимно перпендикулярным диаметрам. В кавеличина и направление несоосности i-го отверстия, проекции эксцентриситета центра ь-й окружности относительно оси оправки аа координатные оси, проекции эксцентриситетов центров окружностей k-гс и и-го отверстий относи- тельно оси оправки, про- i ходящей через эти центры, на координатные оси; расстояния от центра ок" ружности k-.го отверстия до центров окружностей

° г соответственно х-го и прего отверстий.

1551963

Составитель В. Харитонов

Техред А. Кравчук Корректор 8. Самборская

Редактор Л. Зайцева. Заказ 320 Тираж 489 Подписное

BHHHIIH Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКИТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ определения несоосности последовательного ряда отверстий в детали Способ определения несоосности последовательного ряда отверстий в детали Способ определения несоосности последовательного ряда отверстий в детали Способ определения несоосности последовательного ряда отверстий в детали 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в робототехнических комплексах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при автоматизации сборочных работ

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения несоосности отверстий

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для центрирования

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, а именно к средствам центрирования оптических деталей

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для контроля взаимного расположения осей

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике ,в частности, к средствам измерения несоосности отверстий

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к средствам точного базирования деталей по отверстиям на позициях измерения

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к способам для измерения ширины и отклонения расположения шпоночного паза относительно оси отверстия

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к приспособлениям для контроля положения ходовых колес подъемно-транспортного средства

Изобретение относится к средствам измерения и может быть использовано для определения и сравнения размеров между предподступичными частями осей тележек вагона с левой и правой сторон

Изобретение относится к машиностроению, в частности к турбостроению, и может быть использовано при взаимной выверке соосности агрегатов

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля соосности при монтаже и центровке механизмов, например дизеля с генератором, электродвигателя с насосом и т.д

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении, в частности к способам контроля отклонения направления шлицев на зубчатых колесах и шлицевых валах, и может быть использовано при изготовлении коробок приводов и агрегатов авиационных газотурбинных двигателей, повышении точности и скорости контроля за счет осуществления замера отклонений общей для всех профилей шлицев детали оси одновременно
Наверх