Стенд для испытания насоса-регулятора газотурбинного двигателя

 

Стенд для испытаний насоса-регулятора газотурбинного двигателя (ГТД) позволяет обеспечить безаварийные испытания насосов регуляторов ГТД Блок электронной модели ГТД вырабатывает сигнал управления электроприводом, выходной вал которого связан с валом испытуемого насоса-регулятора , с выхода преобразователя 5 расхода топлива на вход блока подается электрический сигнал соответствующий заданному насосом-регулятором расхоу топлива Сигналы частоты вращения с трехканального оптического датчика частоты вращения поступают на блок управления определяющий ситуации вращения вала насоса-регулятора в обоих направлениях, которые фиксируются элементом памяти, индикатором вращения В случае недопустимого направления вращения отключается электропривод через электронный ключ Такое выполнение стенда позволяет повысить его надежность Зил

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

ТОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4601707/06 (22) 01.11.88 (46) 36.10.93 Бюй йя 39-40 (72) Гусельников БА; Колчин Н.B.; Люлько B.M. (54) СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ НАСОСА-РЕГУЛЯТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (57) Стенд для испытаний насоса-регулятора газотурбинного двигателя (ГТД) позволяет обеспечить безаварийные испытания насосов регуляторов ГТД.

Блок электронной модели ГТД вырабатывает сигнал управления электроприводом, выходной вал которого связан с валом испытуемого насоса-регулятора, с выхода преобразователя 5 расхода топлива на (19) Я3 (11) 157401-0 Al (51) 5 G01M15 00 вход блока подается электрический сигнал, соответствующий заданному насосом — регулятором расхоу топлива. Сигналы частоты вращения с трехканального оптического датчика частоты вращения поступают на блок управления, определяющий ситуации вращения вала насоса-регулятора в обоих направлениях которые фиксируются элементом памяти, индикатором вращения. В случае недопустимого направления вращения отключается электропривод через электронный ключ. Такое выполнение стенда позволяет повысить его надежность. 3 ип.

1574010

Изобретение относится к машиностроению, в частности к управлению и регулированию газотурбинных установок, а также к стендам для испытаний топливо-регулирующей аппаратуры газотурбинных двигателей, например, насоса-регулятора.

Цель изобретения — повышение надежности работы стенда.

На фиг.1 изображена структурная схема стенда; на фиг.2 — пример конкретного выполнения трехканального оптического датчика частоты вращения; на фиг,3 — пример конкретного выполнения блока управления совместно с элементом памяти и индикатором вращения, Известно, что при работе насоса-регулятора на газотурбинном двигателе он имеет определенное направление вращения (по часовой стрелке) и не допускает обратного вращения, но при испытаниях насоса-регулятора на обычном полунатурном стенде ри моделировании быстрого сброс- частоты вращения, а также в случае значительного искажения напря>кения питающей сети электропривода, и в случае обрыва обратной связи или выхода из строя тахогенератора электропривода, и при других аварийных ситуациях возможно обратное вращение вала электропривода, что приводит к выходу из строя насоса-регулятора (заклинивание насоса, засасывание воздуха и т,д.) и к аварии на стенде, что, в свою очередь, приводит к снижению надежности работы стенда и простоям оборудования, так как после такого отказа на стенде необходимо проиэводить демонтаж и монтаж насоса-регулятора, определение неисправностей систем стенда (топливной, воздушной, электропитание и т,д,) и их устранение, а также комплексную наладку и настройку стенда на нормальную работу, Стенд (фиг.1) для испытаний насоса-регулятора газотурбинного двигателя, содержащий блок 1 электронной модели двигателя, выход которого по сигналу частоты вращения связан электроприводом 2 с системой 3 аварийного отключения, выходным валом, связанным с испытуемым насосом-регулятором 4, и преобразователь 5 расхода топлива, выход которого подключен к блоку 1 эталонной модели двигателя, а вход связан с выходом испытуемого насоса-регулятора 4, Кроме того, стенд содержит трехканальный оптический датчик 6 частоты вращения вала электропривода 2, логическое устройство 7, включающее блок 8 управления и элемент 9 памяти, электронный ключ 10 и индикатор 11 вращения, гервый, второй и третий выходы трехканального оптического датчика 6 частоты вращения под ключены соответственно к первому, второ«у и третьему выходам блока 8 управления, первый и второй выходы которого подключены соответственно к первому и второму входам элемента 9 памяти, первый выход которого подключен к первому входу индикатора 11 вращения, а второй выход — к второму входу индикатора 11 вращения и входу электронного ключа 10, выход которого подключен к системе 3 аварийного отключения электропривода 2.

Трехканальный оптический датчик 6 частоты вращения содержит (фиг.1,2) источник 12 света, установленный на валу 13 диск

14 с отверстиями и три канала светоприемников: светоприемник 15 синхроимпульса, светоприемник 16 правого вращения, светоприемник 17 левого вращения, причем каждый из светоприемников 15, 16 и 17 состоит из фотоприемника 18 и усилителя 19, Блок 8 управления (фиг.3) может быть выполнен на шести счетных триггерах 20, 21, 23, 24 и 25 типа l3-триггер.

Элемент 9 памяти (фиг,3) может быть выполнен на двух элементах ИЛИ вЂ” НЕ 26 и

27 с обратными связями, Индикатор 11 вращения (фиг,3) может быть выполнен на двух сопротивлениях 28 и

29 и двух световодах 30 и 31.

30 Стенд работает следующим образом.

При нормальной работе стенда, когда отсутствует обратное вращение вала насоса-регулятора 4, блок 1 электронной модели двигателя вырабатывает электрический сигнал постоянного тока, напряжение которого пропорционально частоте вращения ротора двигателя. Этот сигнал поступает на вход электропривода 2, который приводит во вращение вал насоса-регулятора 4, С выхода насоса-регулятора 4 через преобразователь 5 ра-õ:îäà топлива на вход блока 1 электронной модели двигателя поступает электрический сигнал, пропорциональный отдозированному насосом-регулятором 4

45 расходу топлива для данного режима работы. Таким образом, замыкается цепь насосрегулятор — модель ГТД, Одновременно при этом от вала электропривсда 2 приводится во вращение диск трехканального оптического датчика 6 частоты вращения, на трех выходах которого формируются в определенной временной последовательности импульсы, очередность поступления которых на три входа блока 8 управления логического устройства

7 зависит от направления вращения вала насоса-регулятора 4, Блок 8 управления анализирует последовательность поступления импульсов с трехканального оптического датчика 6 частоты вращения и

1574010 (56) Теория автоматического управления силовыми установками летательных аппаратов/ Под ред. А.А. Шевякова. М.:

Машиностроение. 1976, с.316 — 321, рис,11.7. ф о р м у л а и з о б р-е т е н и s . вала электропривода, логическое устройство, включающее блок управления и злеСТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ НАСОСА- мент памяти, электронный ключ и индикаРЕГУЛЯТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГА- 35.тор вращения, первый, второй и третий выТЕЛЯ, содержащий блок электронной мо- ходы трехканального оптического датчика дели двигателя, выход которого по сигналу частоты вращения подключены соответстчастоты вращения связан с злектроприво- венно к первому, второму и третьему входом с системой .аварийного отключения, дам блока управления, первый и второй выходным валом, связанным с испытуе- 40 выходы которого подключены соответстмым насосом-регулятором, и преобразова- венно к первому и второму входам элементепь - расхода топлива, выход которого та памяти, первый выход . которого подключен к блоку эталонной модели дви- подключен к первому входу индикатора гателя, а вход связан с выходом испытуе- вращения, а второй выход - к второму вхомого насоса-регулятора, отличающийся 45 ду индикатора вращения и входу электрон1тем, что, с целью повышения надежности, ного ключа, выход которого подключен к он дополнительно содержит трехканаль- системе аварийного отключения электроный оптический датчик частоты вращения привода вырабатывает признак направления вращения вала по часовой стрелке, который по двумя выходам записывается в элемент 9 памяти, с которого по двум выходам на индикатор 11 вращения поступает сигнал на- 5 правления вращения по часовой стрелке.

Индикатор 11 по этому сигналу сигнализирует оператору о том, что вращение происходит по часовой стрелке. При этом на вход электронного ключа 10 с элемента 9 памяти 10 логического устройства 7 не поступает сигнал обратного вращения (против часовой стрелки) и электронный ключ 10 не выдает на систему 3 аварийного отключения команду на остановку электропривода 2. 15

При моделировании быстрого сброса частоты вращения, а также при обрыве обратной связи или выходе из строя тахогенератора электропривода 2 и т.д., вал насоса-регулятора 4 начинает вращение в 20 обратную сторону (против часовой стрелки), и на трех выходах оптического датчика 6 формируется другая временная последовательность импульсов, поступающая на входы блока 8 управления логического 25 устройства 7. Блок 8 управления вырабатывает признак вращения против часовой стрелки и по двум выходам записывает его в элемент 9 памяти, с которого по двум

30 выходам поступает на индикатор 11 вращения информация о вращении против часовой стрелки, а на электронный ключ 10 с элемента 9 памяти поступает сигнал обратного вращения (против часовой стрелки), вследствие чего электронный ключ 10 вырабатывает команду на отключение электропривода 2, которая поступает на систему 3 аварийного отключения. Система 3 аварийного отключения срабатывает и останавливает электропривод 2. Таким образом, не допускается обратное вращение вала насоса-ре гул я тора 4.

Стенд обеспечивает только однонаправленное вращение (по часовой стрелке) вала испытуемого насоса-регулятора 4 и ни при каких условиях не допускает его обратного вращения (против часовой стрелки), тем самым исключается выход из строя при испытаниях насоса-регулятора 4 и аварийные ситуации на стенде, вызванные обратным вращением насоса-регулятора 4. Таким образом, повышается надежность работы стенда.

1574010

Составитель 6. Гусельников

Техред M.Moðãåíòàë Корректор Н. Ревская

Редактор

Заказ 3192

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Стенд для испытания насоса-регулятора газотурбинного двигателя Стенд для испытания насоса-регулятора газотурбинного двигателя Стенд для испытания насоса-регулятора газотурбинного двигателя Стенд для испытания насоса-регулятора газотурбинного двигателя Стенд для испытания насоса-регулятора газотурбинного двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к стендам для ускоренных испытаний двигателя внутреннего сгорания на надежность и позволяет повысить эффективность испытаний и сократить время их проведения путем приближения условий испытаний к эксплуатационным

Изобретение относится к средствам для испытания регуляторов скорости двигателей транспортных средств, в частности к стендам для исследования регуляторов частотными методами

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в устройствах, предназначенных для исследования, испытаний и диагностики дизельных двигателей, в частности, при измерении углов опережения начала подачи, впрыска топлива, частоты вращения, для синхронизации электронной аппаратуры

Изобретение относится к двигателестроению и предназначено для определения механического КПД двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к авиадвигателестроению и более конкретно к стендам для испытаний газотурбинных двигателей

Изобретение относится к методам определения мощности двигателей внутреннего сгорания, установленных на транспортных средствах с гидротрансформатором

Изобретение относится к авиадвигателестроению

Изобретение относится к области испытания двигателя внутреннего сгорания, в частности турбокомпрессоров наддува

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх