Способ ускоренных испытаний поршня двигателя внутреннего сгорания на термоциклическую долговечность

 

Изобретение относится к двигателестроению, служит для испытания поршня двигателя на термоциклическую долговечность и позволяет повысить достоверность и сократить продолжительность испытаний. Это достигается тем, что перед испытанием определяют аналитически или экспериментально предельное значение перепада температур термоциклического нагружения, условно разделяют поршень на объемы с одинаковыми усредненными напряжениями, а после установки на стенд продолжительность термического нагружения устанавливают как отношение энергии, рассеиваемой в материале поршня за период, равный полному ресурсу двигателя, к энергии, рассеиваемой за 1 ч термического нагружения, а перепад температур поддерживают постоянным, меньшим предельного значения. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) {11) А1 щ) С 01 И 13/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4354222/25-06 (22) 04,01.88 (46) 30,06,90, Бюл, и 24 (71) Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей (72) А,H,Ãîö и С.В,Папонов (53) 621,436.001.4(088,8) (56) Третьяченко Г,Н, и др, Термическая усталость материалов в условиях неоднородного термонапряженного состояния, Киев: Наукова думка, 1985, с, 59-65, (54) СПОСОБ УСКОРЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ ПОР???—

НЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

НА ТЕРИОЦИКЛИЧЕСКУЮ ДОЛГОВЕЧНОСТЬ (57) Изобретение относится к двигателестроению, служит для испытания поршня двигателя на термоциклическую

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проведении ускоренных испытаний поршней двигателей внутреннего сгорания (ДВС) на термоциклическую.долговечность, Цель изобретения - повышение достоверности информации о вероятностной оценке долговечности и сокращение продолжительности испытаний, На фиг,i показана схема испытательного стенда, реализующего предлагаемый способ; на фиг,2 - схема разбиения поршня на объемы с усредненными напряжениями.

Испытательный стенд (фиг,1) состоит из основания 1, рамы 2, тележ долговечность и позволяет повысить достоверность и сократить продолжительность испытаний, Это достигается тем, что перед испытанием определяют аналитически или экспериментально предельное значение перепада температур термоциклического нагружения, условно разделяют поршень на объемы с одинаковыми усредненными напряжениями, а после установки на стенд продолжительность термического нагружения устанавливают как отношение энергии, рассеиваемой в материале поршня эа период, равный полному ресурсу двигателя, к энергии, рассеиваемой эа 1 ч гермического нагружения, а перепад температур поддерживают постоянным, меньшим предельного значения, 2 ил, ки 3, роликов 4, размещенных на раме 2. В цилиндре 5 размещен и закреплен шпилькой 6 испытуемый поршень 7, Плита 8 размещена в тележке

3 и несет испытуеьа|й поршень 7, На стойке 9 размещен экран 1О с галогенными лампами 11, которые образуют в целом нагреватель 12. Стенд имеет зону нагрева А и зону охлаждения Б, а привод тележки 3 осуществляется пневмоцилиндром 13, На фиг,2 показана четверть сечения поршня (учитывая симметрию) с разбиением на объемы с усредненными напряжениями, Способ осуществляется следующим образом, 4

X. y. (V; (3)

i=1!

57!

s,= 2:

i=1

y. W,, 45

) 1л я определения и редел ьи«го значеиця nt репада температур ири перехо1 д ; и«ршня из зоны нагрева в зону

«хлаждения определяют прежде всего максимальную температуру поршня пугем термометрироваиия его или расчетным путем, например, методом конЕчных элементов, построив иэотермы, а также определив число циклов до разрушения, Определяют максимальную температуру и сравнивают ее с допуст мой, Используя чертеж испытуемого. поршня, условно разделяют его на объемы с одинаковыми усредненными напряжениями, используя для этого, ! например, метод конечных элементов, Э;гим же методом определяют напряжения в каждом объеме поршня, установ1 ленного в двигателе с учетом газовых сил и термического нагружения, а для

Поршня, установленного на испытательный стенд, только с учетом термического нагружения, Рассеяние энергии S в материале u, Поршня за один цикл при термоцикли ческом нагружении определяют по формуле: n где, - относигельное рассеяние

1 энергии;

W . — амплитудное значение потенI циальной энергии в каждом объеме, Лмплитудное значение потенциальной энергии в каждом объеме определяют по формуле 7 с

1 Я (2)

1 где, — амплитудное напряжение в

1 объеме материала при термоциклическом нагружении;

V. — объем выделенного участка

1 поршня;

Е - модуль упругости материала поршня, Таким образом, используя (I) и (2), перед установкой поршня можно аналитически вычислить рассеяние энергии за период, равный полному ресурсу двигателя

m 1

8, = Зооо Т, ., K. . Ы, = .1=1

5076

1800 Т

j=l

"«3

5 ) 2,60 где f -- — — частота термоциклического нагружения при работе двигателя (для двухтактного дизеля в знаменателе 2 отсутствует);

n . — число оборотов коленчатого вала;

Т - ресурс двигателя до перP вого капитального ремонта, ч;

15 m - число режимов работы двигателя;

1 - число объемов, на которые разделен поршень, Суммирование проводится сначала по всем объемам 1, а затем по всем

° режимам ш.

3а один час терм«циклического нагружения на испытательном стенде в объеме материала поршня рассеивается количество энергии

k--1

30 где f — частота термоциклического э нагружения на испытательном стенде.

Продолжительность термического

35 нагружения на испытательном стенде

Т„„д в часах определяют как отношение энергии, рассеиваемой в материале поршня за период, равный полному ресурсу двигателя к величине энергии

40 за один час термического нагружения

m 1

4 V

Т вЂ” - =Т -1=- исп S p э

E v„6„ 2 7

k=1

Поддерживая перепад температур за время испытаний Т д „постоянный, меньший предельного значения, обеспечивают рассеяние в материале поршня такого количества энергии, которое рассеивается за весь ресурс двигателя, 55

Из зависимости (5) следует, что ускорение достигается за счет увели. чения амплитуды напряжений 6 ! 5/5()7 :

Т, f

Nett 1= 1 J

Т 1

Р

k=1

Пример реализации способа для поршня двигателя 8ДВТ-330, Поршень изготовлен из алюминиевого сплава

Ал-25, Предельно допустимая температура для поршня из такого сплаваь

350 С. При нагреве поршня на стенде галогенными лампами максимальная температура кромки поршня была 320 С, о а после охлаждения водой 65ОС. Поршень условно был разбит на объемы с одинаковыми усредненными температурами (фиг,2). Учитывая кольцевую симметрию поршня, таких объемов было 47, 20

Для каждого объема при различных режимах работы дизеля 8ДВТ-330 в эксплуатации вычислены амплитуды напряжений, а также амплитуды напряжений при перепаде температур на стенде 25

2555 С. Ресурс двигателя 8ДВТ-330 до первого капитального ремойта—

6000 м,ч, По данным завода дизель

8ДВТ-330 при установке на трактор

Т-330 40% работает на режиме макси- 3р мального крутящего момента и

865 мин ", 40ь на режиме номинальной мощности n = 1720 мин и около

207. - на минимальных оборотах холостого хода и э = 650 мин

Используя зависимость (3), в поршне рассеивается энергия

1800 .6000 f -; p 6 7 =

1,05 10 j-1 1=1 40 — 2,474 -10 Лж = 2,474 ° 10 кДже

Экспериментально замеренные в точках температуры и напряжения в поршне после установки его на испытательный стенд показывают, что при частоте нагружения f э = 0,15, в материале поршня за 1 ч рассеивается энергия

k=47

18 0 15, = Q V

3 з

l 05 10 k=1 50

1676193 4 Дж = 1,676 ° 10З кДж

)1родо. и ь ельностJ термического иа:,гружения при поддержании постоянного !

1Iåреиада температур равна

2 474 10 — — — 1476 ч, 1,676 . 10

Способ ускоренных испытаний поршня ДВС позволяет повысить достоверность информации о вероятностной оценке долговечности поршня и ускорить наработку поршня при испытаниях до появления одинаковых oòêàýèB или предельного состояния, 11ри испытании поршня на дизеле информацию о долговечности его получают через 4-5 лет работы дизеля в эксплуатации, в то время как по способу ускоренных испы" таний подобную информацию получают эа 1500-2000 ч, Ф о р м у л а и э о б р е т е н и я

Способ ускоренных испытаний поршня двигателя внутреннего сгорания на термоциклическую долговечность, заключающийся в том, что поршень устанавливают на испытатсльный стенд, создают термоциклические нагружения, нагревая и охлаждая днище поршня, регистрируют количество циклов нагружения до разрушения, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения достоверности и сокращения продолжительности испытания, условно делят поршень на объемы с одинаковыми усредненными напряжениями, определяют предельное значение перепада температуры термоциклического нагружения, а продолжительность термического нагружения поршня после его установки на стенд определяют как отношение энергии, рассеиваемой в материале поршня эа период, равный полному ресурсу двигателя, к величине энергии, рассеиваемой эа один час термического нагружения, причем перепад температур поддерживают постоянным, меньшим предельного значения, 1575076

@99 Р б Х Ф е Я I а

// р У

t fl /7

ФЯ

ЛУ // //Я

/us /ze

/УФ АР9

ФУУ /4Ю

Составитель В, ГорбУнов

Техред М. Ходанич Корректор М,Максимишинец

Редактор M,Òoâòèí

Заказ 1780 Тираж 437 Подписное

ВНИИПО Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ 00ы

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издатель< кий комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина„ 101 5

АФ/

Ж

Я 73

ФЗ

Х/ ф

ФУ

Ю

Способ ускоренных испытаний поршня двигателя внутреннего сгорания на термоциклическую долговечность Способ ускоренных испытаний поршня двигателя внутреннего сгорания на термоциклическую долговечность Способ ускоренных испытаний поршня двигателя внутреннего сгорания на термоциклическую долговечность Способ ускоренных испытаний поршня двигателя внутреннего сгорания на термоциклическую долговечность 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для контроля момента срабатывания предохранительных муфт, работающих в составе приводных контуров машин

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при определении динамической составляющей осевой гидравлической силы, действует на рабочее колесо гидроагрегата

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при испытаниях ведущих мостов транспортных средств

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при испытаниях агрегатов трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для ускоренной приработки, испытания и исследования зубчатых колес из токопроводящих материалов под нагрузкой по схеме замкнутого контура

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при контрольных испытаниях на выносливость изготовленных зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при откатке и испытании различных механизмов по разомкнутой схеме нагружения, например редукторов, исполнительных механизмов, двигателей внутреннего сгорания и т.д

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании по схеме замкнутого контура зубчатых механизмов, например, на износ и долговечность

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для испытания элементов механических передач, например редукторных узлов и их валов, подшипников, зубчатых колес и т.д

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации
Наверх