Машина трения для исследования характеристик трибосопряжений при возвратно-поступательном перемещении

 

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к конструкциям машин трения, позволяющим моделировать процессы знакопеременного трения. Цель изобретения - повышение достоверности результатов испытаний за счет стабилизации критерия теплостойкости, представляющего собой произведение удельной нагрузки на скорость скольжения. Узел нагружения выполнен в виде тарированной пружины 9, втулки 10 с роликом 11, ось вращения которого перпендикулярна оси втулки 10. Втулка 10 выполнена с возможностью осевого перемещения вдоль держателя 7 образца 8. Между втулкой 10 и держателем 7 образца 8 установлена тарированная пружина 9. Плоский кулачок 12 установлен неподвижно на держателе 16 контробразца 2. Кулачок 12 взаимодействует с роликом 11. Из-за плоского кулачка 12 тарированная пружина 9 получает дополнительное сжатие, закон изменения которого засинхронизирован с перемещением образца 8, а значит и со скоростью скольжения. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„, 1578579 щ) G 01 N 3/56

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСН0МУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

:В>

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР!

1 (21) 4429572/25-28 . (22) 23.05.88 (46) 15.07.90. Бюл. № 26 (71) Ивано-Франковский институт нефти и газа (72) В.Я.Белоусов, M.È.Бурда, Б,Д. Малько и И.М.Богатчук (53) 620.178.!6(088.8 ) (56) Шнейдер Ю.Г. и др. Зависимость толщины масляной пленки от микрорельефа трущихся поверхностей. — Вестник машиностроения, 1978, № 9, с.l7-19, рис, 1., (54) МАШИНА ТРЕНИЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИК ТРИБОСОПРЯЖЕНИЙ ПРИ

ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОМ ПЕРЕМЕЩЕНИИ (57) Изобретение относится к испытательной технике, а именно к конструкциям машин трения, позволяющим моделировать процессы энакопеременного трения. Цель изобретения- повышение

А A

2 достоверности результатов испытаний за счет стабилизации критерия тепло с тойк ос ти, предс тавляющего собой произведение удельной наГрузки на скорость скольжения. Узел нагружения выполнен в виде,тарированной пружины 9, в тулк и 1 О с роликом 1 1, ось в ращения которого перпендикулярна оси втулки .10. Втулка 10 выполнена с возможностью осевого перемещения вдоль держателя 7 образца 8. Ме жду втулкой 10 и держателем 7, образца 8 установлена тарированная пружина 9. Плоский кулачок 12 установлен неподвижно на держателе 16 контробразца 2. Кулачок 2 взаимодействует с роликом:. 1. Иэ-за плоского кулачка 12 тарированная пружина 9 получает дополнительное сжатие, закон изменения которого засинхрониэирован с перемещением образца 8, а значит, и со скоростью скольжения.

4 ил., 1 табл. ) 57857) Изобретение относится к испытательной технике, а именно к конструкциям машин трения, позволяющим моделировать процессы знакопеременного трения.

Целью изобретения является повышение достоверности испытания путем стабилизации критерия теплостойкости, представляющего собой произведение удельной нагрузки на скорость скольжения. ,На фиг.1 изображена машина. трения, общий впд; на фиг.2 — сечение А-А на фиг.)„на фиг.3 — график изменения ),5 критерия теплостойкости от пути трения (за полпериода работы);, на фиг,4 — профиль плоского кулачка.

Машина трения содержит оснонание

1, установленный на нем контробразец

2, привод его перемещения, выполненный в виде электродвигателя 3, на валу которого жестко закреплен кривошип 4 радиусом О/2, шатуна 5 длиной

1 и тяги 6, цилиндрический держатель 25

7 образца 8, узел нагружения, выполненный в виде тарированной пружины

9, установленной с возможностью перемещения вдоль оси цилиндрического держателя 7 образца 8 втулки 10, сня— эанного с ней ролика 11, продольная ось которого перпендикулярна продольной оси втулки 10, и связанного с контробразцом 2 кулачка 12, установ-ленного с возможностью перемещения относительно него и преднаэначенного для взаимодействия с роликом 11. На цилиндрическом держателе 7 образца 8

,выполнен упор 13, с которым соединен .один конец тарированной пружины 9, другой конец которой соединен с.втулкой 10. Ролик 1!.соединен с помощью оси 14 с втулкой 10. Цилиндрический держатель 7 образца 8 установлен с возможностью перемещения в направляющей 15. На держателе 16 контробраз45 ца 2 жес тко закреплена стойка "! 7 с пазами 18. Машина снабжена регистратором или регистрирующей аппаратурой (не показана), позволяющей фиксировать триботехнические параметры, например такие, как коэффициент трения, температура, износ и т,п.

Машина работает следующим образом.

При включении электродвигателя 3 начинает вращаться кривошип 4, кото- 55 рый через шатун 5 и тягу 6 обеспечивает возвратно †поступательн перемещение . ержателя 16 контробразца 2 от100 носительно основания I ..Для этого держатель 16 выполняется в виде направ— ляющей "лас точк ин хв ос т" .

Скорость перемещения контробраэца

2, неподвижно закреЬляемого (прижимами, винтами, клеем, пайкой и т.п.) на держателе 16, изменяется по сложному периодическому закону. Для обеспечения постоянства критерия теплостойкости предусмотрен узел нагружения, позволяющий изменять удельное давление на образец 8 по такому закону, ч тобы к рите рий теплос тойк ос ти, представляющий собой произведение удельного давления P на скорость скольжения V, был постоянным на большей части пути трения PV const.

Прижатие образца 8 к контробразцу

2 осуществляется тарированной пружиной 9. При возвратно-поступательном перемещении кулачка 12 втулка )0 получает нертикальное перемещение, обеспечивающее изменение давления на образец 8. Для нормального функционирования между держателем 7, втулкой 10 и направляющей 15 должно быть такое сочленение, которое обеспечивает толь ко осевое вертикальное перемещение, но исключает вращение этих деталей друг относительно друга. B качестве такого сочленения моЖно использовать шлицевое или шпоночное подвижное соединение или выполнять держатель 7 с некруглым сечением (эллипс, кнадрат, ромб, и т.п.).

Различные значения критерия PV можно получать путем изменения нагрузки, для чего предусмотрено перемещение кулачка 12 относительно стойки 17 в пазах 18. В процессе испытаний регистрирующая аппаратура фиксирует основные параметры трибонзаимодейс тния.

Пример. Определим профиль плоского кулачка 12 и характеристики пружины 9 для машины трения, обеспечивающей проведение испытаний при следующих режимах:

Критерий теплостойкости, (PV ), кПа, м/с 100

Площадь контакта (рабочее сечение образца

2), А, мм

Диапазон скорости сколь— жения, V м/с 0-1

Параметры механизма привода:

Диаметр криношипа, D, м 0,1

0,2 где F — сила пружины;

А = 1 00 мм — площадь контакта.

Связь между силой F пружины и ско- 10 ростью скольжения V: м м

= 0,1 — мм с

5 . Длина шатуна, 1, м

Угловая скорость кривошипа, с

Давление в паре образец-контробразец

P =F/А, РЧ = — Ч = f PV) = 100 кПа м/с

А

79 6 на фиг,4), координата у изменяется очень круто. Это приводит к заклиниванию ролика в кулачках, Поэтому ðàбочий участок профиля кулачка должен

5 быть в диапазоне от О, 08D до О, 95D, Использование машины трения позволяет повысить достоверность результатов испытаний за счет стабилизации критерия PV на 873 хода ползуна, Кроме того, данная машина трения позволяет экспериментально определять зависимость основных триботехнических параметров трибосопряжений от критерия теплостойкости при реверсивном возвратно-поступательном взаимодействии трибосопряжения.

Отсюда Р = = а.

1.РП О 1. 100

V . V

Н, В таблице п рив еде ны р е з уль та ты расчетов .

Из конструктивных соображений принимаем пружину, имеющую жесткость

С = 1 Н/мм, диаметр проволоки d =

1,2 мм, начальную длину 49 мм, количество витков n = 7. Сила пружины зависит oi ee деформации

+ h

С где h 0 = 10 мм — деформация пружины, g5 соответствующая минимальной силе F 10 Н.

Отсюда находим у — координату профиля кулачка, соответствующую дефор,мации пружины: 40

Я

y =--h

На участках поворота кривошипа

15-30, и 150-165, что соответствует перемещению образца (0,021D-0,082D) и (О, 948D-0, 987D) (пунктирные линии тФ о р м у л а и з о б р е т е н и я

Машина трения для исследования характеристик трибосопряжений при возвратно-поступательном перемещении,,содержащая основание, установленный на нем контробразец, привод его перемещения, узел нагружения с тарированной пружиной, связанный с ним цилиндрический держатель образца и регист. ратор, отличающаяся тем, что, с.целью повышения достоверности испытания путем с габилизации крите:рия теплостойкости, представляющего собой произведение удельной нагрузки на скорость скольжения, узел нагружения выполнен в виде установленной с возможностью перемещения вдоль оси цилиндрического держателя образца

1втулки, . связанного с ней ролика, продольная оСь которого перпендикулярна продольной оси втулки, и связанного с контробразцом кулачка, установленного с возможностью перемещения относительно него и предназначенного для взаимодействия с роликом, на цилиндрическом держателе рбразца выполнен упор, с которым соединен один конец пружины, другой конец которой соединен с втулкой.

1578579

Угол поворота кривошипа, Y

Показатель

30 60 90 120 150 165

0s 021D О, 0820 О, 2970 О, 562D О, 797D О, 948D 0,987D

Скорость V м/с, 0,321 0,608 0,974

0,321

31, 12

Сила, F, м 31,12 16,44 10,26

Координаты у, 21, 12 6,44

0,26

2l, 12

Перемещение образца в долях диаметра D

О, 974 О, 608

10,26 16,44

0,26 6,44

1578579

ОУ5Ю $(х) р.» Р» ц ъ о

С ос тав.и тель Ю. Ас риянц

Редактор А.Лежнина Техред М.Дидик Корректор О.Ципле

Заказ 1911 . Тираж 502 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям прп ГКНТ СЧСР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Машина трения для исследования характеристик трибосопряжений при возвратно-поступательном перемещении Машина трения для исследования характеристик трибосопряжений при возвратно-поступательном перемещении Машина трения для исследования характеристик трибосопряжений при возвратно-поступательном перемещении Машина трения для исследования характеристик трибосопряжений при возвратно-поступательном перемещении Машина трения для исследования характеристик трибосопряжений при возвратно-поступательном перемещении 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для контроля износа металлических деталей узлов трения газоперекачивающих агрегатов, двигателей внутреннего сгорания и других агрегатов и оборудования

Изобретение относится к трибоиспытаниям материалов, шпинтонных узлов и демпферов

Изобретение относится к испытанию материалов на трение и износ в контролируемых и управляемых условиях при знакопеременном перемещении образца относительно контробразца

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к области измерения износа металлов и может быть использовано в машиностроении и приборостроении

Изобретение относится к испытаниям материалов на изнашивание и может быть использовано для оценки износостойкости породоразрушающего инструмента

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для оценки износостойкости деталей поршневой группы буровых насосов

Изобретение относится к испытаниям материалов на износостойкость, задиростойкость и контактную прочность

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к машинам трения

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх