Устройство для испытания материалов на износ

 

Изобретение относится к испытаниям материалов на износостойкость, задиростойкость и контактную прочность. Целью изобретения является повышение производительности и достоверности результатов путем моделирования циклически изменяющейся по амплитуде и числу циклов нагрузки. На ведущем диске 1 выполнены рабочие дорожки 23, 24, каждая из которых состоит из смещенных вдоль оси диска центрального и боковых поясков, составленных из групп центральных и боковых секторных участков, цилиндрических и с сегментными срезами, с одинаковыми дугами в каждой группе в отдельности. Секторные участки каждой группы расположены с угловым шагом, равным 360°/A или 360°/(KA+M), и выполнены чередующимися в шахматном порядке с перекрытием друг друга по дуге цилиндрических секторных участков, где K - целая часть смешанного числа K<SP POS="POST">.</SP>M/A

M и A - соответственно числитель и знаменатель правильной дроби смешанного числа. Цилиндрические секторные участки чередуются в шахматном порядке с перекрытием друг друга. Секторные участки ведомого диска 2 объединены в группы 33-36, число которых равно числу групп ведущего диска 1 с теми же угловым шагом между группами и дугами между участками в пределах группы. При нагружении испытуемого ролика 3 с помощью нагружающего узла и дисков 1, 2 в ходе испытаний соответствующие участки поверхности ролика 3 подвергаются воздействию циклически изменяющейся по амплитуде и числу циклов нагрузки. 2 з.п. ф-лы, 11 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЯИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (1l) А2 (g1)g G 01 N 3/56

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР (61) 643781 (21) 4455113/25-28, (22) 05.07.88 (46) 23.06.90. Бюл, r- 23 (71) Киевскни политехнический институт им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (72) В.А..Стадник, M.Ñ. Тривайло и В.В. Стадник (53) 620.178.162 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 643781, кл. G 01 N 3/56, 1977. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ МАТЕРИАЛОВ НА ИЗНОС

2 (57) Изобретение относится к испытаниям материалов на износостойкость, задиростойкость и контактную прочность. Целью изобретения является повышение производительности и достоверности результатов путем моделиро-. вания. циклически изменяющейся по амплитуде и числу циклов нагрузки. На ведущем диске 1 выполнены рабочие дорожки 23, 24, каждая из которых состоит из смещенных вдоль ос)(диска центрального и боковых поясков, составленных иэ групп центральных и боковых секторных участков, цилиндрических и с сегментными срезами, с

1573394

30 одинаковыми дугами в кажпой группе в отдельности. Секторные участки каж. дой группы расположены с угловым шагом, равным 360 /а или 360/ (ka +

+ тп), и выполнены чередующимися в шахматном порядке с перекрытием друг друга по дуге цилиндрических секторных участков, rpe k — целая часть

m смешанного числа k - m и а — соота ветственно числитель и знаменатель правильной дроби смешанного числа.

Цилиндрические секторные участки чередуются в шахматном порядке с пеИзобретение относится к испытанию материалов на износостойкость, задиростойкость, контактную прочность материалов в условии трения качения с, и трения качения со скольжением, и является усовершенствованием устройст-25 ва по авт. св. № 643781.

Цель изобретения — повышение производительности и достоверности результатов путем моделирования циклически изменяющейся нагрузки по амплитуде и числу циклов и приближение условий испытания к условиям работы пар трения.

На фиг.1 представлено устройство, общий вид; на фиг.2 — вид А на

35 фиг.1; на фиг.3 и 4 — развертка различных вариантов выполнения ведущего диска; на фиг.5 и 6 — развертка различных вариантов ведомого диска, на фиг.7. — вариант ведомого диска с 40 секторными участками, наклоненными к оси диска на фиг.8 и 9 — диаграммы чисел циклов нагружения и величины нагрузки на секторных участках; на фиг.10 и 11 — диаграммы чисел циклов нагружения и контактных напряжений.

Устройство содержит ведущий 1 и ведомый 2 диски, расположенные между ними испытуемья ролик 3, нагрузочньтй узел выполненный например В виде рычага 4, воздействующего через траверсу 5 и подвижные опоры 6 на ведомый диск 2. Валы 7 — 9, на которых установлены ведущий диск 1, испытуемый ролик 3 и ведомый диск 2, соединены с помощью жесткой. муфты 10 и крестовых муфт 11 и 12 с валами 13—

15 зубчатых колес 16 — 18, установленных на отдельной стойке 19. Привод рекрытием друг друга. Секторные участки ведомого диска 2 объединены всгруппы 33-36, число которых равно числу групп ведущего диска 1 с теми же угловым шагом между группами и дугами между участками в пределах группы. При нагружении испытуемого ролика 3 с помощью нагружающего узла и дисков 1, 2 в ходе испытаний соответствующие участки поверхности ролика 3 подвергаются воздействию циклически изменяющейся по амплитуде и числу циклов нагрузки.

2 з.п.ф-лы, .11 ил.

20 через муфту 21 связан с ведущим диском 1. Числа зубьев колес 16 и 18, установленных на валах !3 и 15, соединенных с валами 7 и 9 ведущего 1 и ведомого 2 дисков, одинаковы. Отношение числа зубьев 7.„ колеса 17, установленного на валу 14, соединенном с валом 8 испытуемого ролика 3, к числу зубьев К колеса 16, установленного на валу 13, соединенном с валом 7 ведущего диска выражено в виде смешанного числа k —, где k— а целая часть смешанного числа, тп и а — .соответственно числитель и знаменатель правильной дроби смешанного числа. Например, если отношение числа зубьев Z 7 к К принять равным

5/4, Iok= l,m= l,а а=4. с

Ведущий диск 1 выполнен в центральной части с кольцевой проточкой 22, образующей две рабочие дорожки 23 и

24 (А и В). Каждая из рабочих дорожек

23 и 24, например дорожка 23, состоит из смептенных вдоль оси диска 1 центрального и боковых поясков, составленных из нескольких групп, например четырех групп (фиг.3) центральных

25 — 28 и боковых 29 — 32 секторых участков, цилиндрических, например, .

25, 26 и 30, 32 и с сегментными срезами 27, 28 и 29, 31, с одинаковыми дугами в каждой группе в отдельности, например 0(, ф,, tx . и оС и расо положенных с угловым шагом 360 /а, о равным, например, 90 при а = 4.

Центральные. 25 — 28 и боковые

29 — 32 секторные участки, цилиндрические 25, 26, 30, 32 и с сегмент5 157 ными срезами 27 — 31 выполнены чередующимися в шахматном порядке с перекрытием друг друга по дуге (3 цилиндрических секторных участков.

Секторные участки одной из рабочих дорожек, например дорожки 23 (А), принадлежащие к каждой группе в отдельности и имеющие дуги, равные соответственно с О с и 0 расположены в пределах секторов с дугами 360 /а, равными, например, 90, при а = 4, Группы секторных участков смещены в окружном направлении друг относительно друга -на величину дуг секторных участков В каждой группе в отдельности и равных соответственно с(О, К,, 0 и М З..

Количество центральных секторных участков с сегментными срезами Ь в каждой группе в отдельности различно, не превосходит числа а и равно, например, для группы секторных участков с дугой Фо — Ь д, = О, с дугой — b4,-- 1, с дугои a —. Ьд = 2, с дугой ф — Ьд = 3.

Центральные секторные участки с сегментными срезами, принадлежащие одной и той же группе, обозначены на фиг.3 одинаковыми геометрическими фигурами. Расположение центральных секторных участков с сегментными срезами в пределах каждого из сектоо ров с дугой 360 /а, равной, например, 90, при а = 4 произвольно, Противоположная дорожка 24 (В) ведущего диска содержит таков же количество групп секторных участков, например четыре группы, как и дорожка 23. Каждая группа в отдельности содержит такое же количество, напри— мер 0,1,2 и 3, центральных секторных участков с сегментными срезами, как и на дорожке 23. При этом секторные участки каждой из четырех групп в отдельности рабочей дорожки 23 расположены против секторных участков каждой из четырех групп в отдельности рабочей дорожки 24 и имеют одинаковые дуги, равные соответственно с о, of< с, и М q(фиг,3), Центральные секторные участки с сегментными срезами на дорожке 24 расположены по отношению к центральным секторным участкам с сегментными срезами на дорожке 23 таким образом, что количество центральных участков с сегментными срезами в противополож. но расположенных друг к другу груп3394 6 расстояния р <, р и р» расположенных по периметру диска с угловым шагом

О о

360 /а, равным, например, 90 при а = 4 и частично перекрывающих друг друга по дуге, образуя замкнутую

35 поверхность (фиг.5). Секторные участки 33 — 36 в каждой в отдельности из смещенных вдоль оси ведомого диска

2 плоскостей образуют наборы сектор- .

40 ных участков. Количество наборов секторных участков ведомого диска. равно количеству групп секторных участков одной из рабочих .дорожек, например дорожки 23, ведущего диска 1 и равно, 45 например, четырем.

Наборы секторных участков 33 — 36 смещены в окружном направлении друг относительно друга на величииу тех же дуг с,, с(,, с(,и О(, что и группы

50 секторных участков ведущего диска 1.

Каждый в отдельности набор секторных участков 33 — 36 соответствует определенной паре противоположно расположенных друг к другу групп секторных участков ведущего вала 1 по равенству дуг их секторных участков, соответственно равных Ф, р(,, оС и оС >с количеством центральных секторных участков с сегментными срезами в каждой

30 пах дорожек ? 3 и 24 (А и В) различно, а их суммарное количество T.Ь постоянно и равно, например, сумме максимального b ä и минимального

Ь„щ„ количества центральных секторов участков с сегментными срезами в группах одной из рабочих дорожек, и равно, например, Ь„ = Ьдз = 3;

b,„ = Ъ = О. Поэтому на дорожке

23 (Б) для группы секторных участков с дугой Ф b = 3, с дугойЫ,— — Ьв,= 2, с дугой о(— Ьв = 1, с дуЖ - Ь = О ° ,Выполнение условия постоянства суммы количества центральных сек— торных с сегментными срезами .Ъ

= Ь „+ Ь „„„= b Ai + bi позволяет получить в противоположно друг к другу расположенных группах секторных участков рабочих дорожек 23 и

24 по два сочетания cd u dc центральных секторных участков с сегментными срезами, состоящих из двух различных чисел с и и (например 0-3, 1-2, 2-1 и 3-0).

Ведомый диск 2 имеет рабочую дорожку, выполненную в виде секторных участков, например, 33-36, смещенных вдоль оси на одинаковые или разные

1573394 паре, равным соответственно 0 и 3, I и 2, 2 и 1 3 и 0 и с дугами о(и

Ы; но, о о,, Мэ ио

Наборы секторных участков 33 и 36, 34 и 35, соответствующие двум парам противоположно расположенных друг к другу групп секторных участков с одинаковым сочетанием количества центральных секторных участков с сегментными срезами, равным соответственно

0 и 3, 3 и О, а также 1 и 2, 2 и 1, расположены по разные стороны от плоскости LL проходящей посредине ведомого диска 2. Расстояния t и tq,t > и 5

t< между серединами секторных участков каждой пары наборов 33 и 36, 34 и 35 и плоскостью 1.L, приходящей посредине ведомого диска 2, одинаковы, т.е. t = t» t< = t . Наборы сектор-20 ных участков 33 — 36 расположены в осевом направлении справа налево или . слева направо в порядке возростания от 0 до 3 количества центральных секторных участков с сегментными срезами в группе соответственно на рабочей дорожке 23 или 24 ведущего диска 1.

Расстояние 1 между серединами крайних по оси ведомого диска 1 сек— торных участков 33 и 36 и центральных секторных участков рабочих дорожек 23 и 24 ведущего диска 1 равны, При таком относительном расположении наборов ведомого диска 2, секторные 35 участки 33 и 36 его крайних и участки 33 и 34 его соседних по оси наборов соответствуют по величине своих дуг секторным участкам, содержащим соответственно наименьшее (Ъо = О) и на в 40 ибольшее (Ъэ = 3), а также промежуточные меньшие и большие значения (Ь = 1, Ь 2) чисел центральных секторных

2 участков с сегментными срезами на одной из рабочих дорожек, например на дорожке 23 ведущего диска 1. Это позволяет получить на центральных поясках этой дорожки в пределах цилиндрических секторных участков с дугами, равными о(о, о „, оС и оС э со- 50 ответственно наименьшую и наибольшую величины нагрузок в зависимости от количества сегментных срезов, а на рабочей дорожке 24 — наоборот, в пределах цилиндрических секторных участ- 55 ков с дугBMH No I, оС и о э наибольшую и наименьшую величины наг» рузок.

Условие равенства расстояний 1 между серединами крайних по оси ведомого диска 2 секторных участков 33 и 36 и центральных секторных участков рабочих дорожек 23 и 24 веду щего диска 1 обеспечивает равенство нагрузок на цилиндрических секторных участках центральных поясков дорожек 23 и 24, соответствующих группам с одним и тем же количеством центральных секторных участков с сегментными срезами, но расположенных по разные стороны от кольцевой проточки 22.

На испытуемом ролике 3 выполнены проточки 37; 38 и 39, 40, разделя. ющие цилиндрическую поверхность на центральные дорожки 41 и 42, предназначенные для испытания на износ и усталостное выкрашивание, и боковые дорожки 43 — 45, Боковые дорожки 43 — 45 обеспечивают непрерывность обкатывания ведущего 1 и ведомого 2 дисков и испытуемого ролика 3.

Ведущий 1 и ведомый 2 диски в исходном положении расположены в окружном направлении друг относительно друга таким образом, что крайние образующие одного из центральных цилиндрических секторных участков одной из групп ведущего диска, например секторного участка 25 дорожки

24 с дугой Qp и секторного участка

33 из соответствующего ей набора ведомого диска 2, находятся в контакте с испытуемым роликом, при этом контак. тирующие участки расположены по разные стороны от линии центров дисков

1 и 2 (фиг ° 2).

В рабочем положении диски 1 и 2 прижимаются к испытуемому ролику 3 постоянной силой Q от нагружающего устройства 4. В результате сжатия дисков на рабочих дорожках 23 и 24 ведущего диска 1 и испытуемом ролике

3 возникают силы А и В, а на одном из секторных участков, например на участке 33 ведомого диска 1, — сила Q. Наличие проточки 22 на ведущем диске 1 позволяет рассматривать испытуемый ролик, зажатый между дисками 1 и 2, как балку на двух опорах которая нагружена силой О, вызывающей на опорах (на рабочих дорожках

23 и 24) реакции А и В. Таким образом, А + В = 0 и A 1А,= В1,, где

1 1, и 1 6 — плечи сил A u E.

9 1573394 l0

nlz

1

t (— —— о 2 и12

1 + а — bs а— а— а-Ь м (1)

При исследовании износостойкости—

И контактной прочности опережающих поверхностей при различных числах циклов нагружения и величинах нагрузки центральные и боковые секторные участки (цилиндрические и с сегментными срезами) могут быть расположены в каждой группе в отдельности на рабочих дорожках 23 и 24 ве

0. дущего диска 1 с угловым шагом 360 / . /(ka + т), где 1с — целая часть сме"

m шанного числа k — - m и а — соответста венно числитель и знаменатель правильной дроби смешанного числа. При этом максимальное количество центральных секторных участков с сегментными срезами в группе не превосходит число (ka + m) и равно, например, 4 при

k = 1, m = 1 и а = 4, а секторные участки в каждой в отдельности из смещенных вдоль оси ведомого диска плоскостей,(в каждом наборе секторных участков ведомого диска) расо положены с угловым шагом 360 /(ka +

+ m). В этом случае отношение числа зубьев Z(7 колеса 17 к числу зубьев

Z колеса 16 равно отношению а/(ka+

+m), где k — целая часть смешанного

m числа k — - m и а — соответственно а числитель и знаменатель правильной дроби смешанного числа, Для обеспечения равновероятности усталостного выкрашивания секторных участков испытуемого ролика 3, подверженных различным величинам нагрузки и числам циклов нагружения за время испытания, на отдельных секторных участках центральных дорожек 41 и 42 испытуемого ролика 3 в пределах секторов с дугами, равными

360 /(ka + m) или 72 при k = 1, m = 1 и а = 4, создают разные нагрузки и числа циклов нагружения. Для этого при расположении секторных участков ведущего диска с угловым шагом, равным 360 /а или 90 при а = 4, количество дополнительных секторных участков Ь, с сегментными срезами в каждой из групп секторных участков рабочих дорожек 23 и 24 равно соответственно на дорожке 23: Ьд

О, Ъд„= 1, Ьд = 2 и Ъд 3. Дуги секторных участков каждой группы в отДельности Равны tX z, 4<,. g и О(з (фиг.4).

На другой рабочей дорожке, например на дорожке 24, количество центральных секторных участков с сегмент ными срезами равно соответственно а дуги секторных участков каждой группы в отдельности равны соответ" ственно <о ю, Ы и о .з (фиг.4).

При этом количество центральньгх секторных участков с сегментными срезами равно числу а или, например, 4 при а = 4,:по крайней мере в одной группе секторных участков, например, в двух группах (be = 4, be 4) сек-. торных участков с дугами, йапример, Ы, и Ы,одной или обеих рабочих дорожек, например дорожки 24, ведущегодиска 1 (фиг,4).Противоположно расположенные этим двум группам группы секторных участков рабочей дорожки 23 содержат количество центральных секторных участков с сегментными срезами, равное соответственно

Ьд, 1, Ьд = 2, а в двух противоположно расположенных друг к другу группах с дугами секторных участков, равными и о, это количество меньше а и равно соответственно Ьд = О, Ъд =

30 = 3, Ь,= 3, be;=-. О, при этом меньшие Ь = Ьд = be и большие Ь

= Ь д = be их количества равны между

Ъ о собой, а их сумма постоянна, т.е.

Ь Ъ +Ь 31 Ь Ьд +be

35 з а

Расстояния t (фиг.6) между серединами секторных участков наборов ведомого диска, соответствующих этим

40 двум. группам (Ьд = О и Ьв 3 Ьд

3 и be = О) и серединой LL ведомов го диска одинаковы и определены по зависимости

50 а расстояния с,(t „и t ) между серединой секторных участков наборов ведомого диска, соответствующих группам секторных участков дорожки 24 (Ьд = 1 и Ьд = 2), распоютоженных

55 пРотив групп сектоРных участков, содержащих а или 4, при а = 4, центральных секторных участка с сегмент". ными срезами (be = 4, Ь 4) и сре1573394 диной LL ведомого диска определены по зависимости а - Ьм

1 а — Ьм, ° — (1 — »- - - - )

2 пИ а

1 + щ а-Ь (2) 5 где 1 — расстояние между середи нами центральных поясков обеих рабочих дорожек 23 и 24 ведущего диска;

Ь и Ьд, — соответственно большее и меньшее значения коли- .

f5 чества центральных секторных участков с сегментными срезами в противоположно расположенных друг к другу 20 группах секторных участков ведущего диска, для которых Ьд, bg (а, Ь |ц — количество центральных

1 секторных участков с 25 сегментными срезами в группах секторных участков ведущего диска, расположенных против групп с количеством централь- 30 ных секторных участков с сегментными срезами, равным а или 4 . при а =

= 4;

n — показатель степени кри- 35 вой усталостного выкрашивания, принимаемый равным 6.

Тогда, например, при а = 4, Ъ =

О b>, = 1, b«=2, Ъ =Зи и 40

6 расстояния to, и t будут соответственно равны tq = 0,111, t = 0,0741 и t< = 0,0131.

При расположении секторных участков каждой из групп ведущего диска 45 с угловым шагом, равным 360 /(ka + ш), количество центральных секторных участков с сегментными срезами в каждой из четырех групп на одной из рабочих дорожек, например на дорожке 23,. может быть принято меньшим (ka + m) и равным, например, b „, = О, Ъд .1, Ьд = 2 и Ъд = 4 (не показано), а на противоположно расположенной дорожке две группы секторных

S5 участков содержат по (ka + m) или, например, при k = 1, m = 1 и а 4 по пять центральных секторных участков с сегментными срезами, а остальные две группы 4 и О, т.е. Ъ@ = 4, Ь, 5, b> 5 и Ъ ; О. При этом дуги секторных участков соответственнО PaaHbt Ы, P(» О(, И ОС

Расстояния t и t; (t „и и ) в случае расположения секторных участков каждой иэ групп ведущего диска с угловым шагом, равным 360 /(ka +

+ m)> определены по зависимостям

1

t ц 2

+ (3) 2 (1

1,(4) где k — целая часть смешанного

m числа k —, m и а — соответственно числитель и знаменатель правильной дроби смешанного числа, значения остальных величин 1, b» Ь, Ъ и и аналогичны значениям, входяPili щим в формулы 1 и 2.

Тогда, например, при k = 1, m = 1, а = 4, n = 6, Ъц= О, Ъ = 4, Ьц,» 1, Ъд = 2 расстояния, t„ и t соответственно равны tо = 0,131, 0,11, t g = 0,0621.

Устройство работает следующим образом.

Нагружение осуществляют, например, грузом q на рычаге 4 через траверсу 5 и подвижные опоры 6 на ведомый диск 2, При этом на секторном участке 33 ведомого диска 2 действует постоянная сила 0 прижатия его к испытуемому ролику 3. Включают привод 20 и приводят во вращение вал 7 с установленным на нем ведущим диском 1. С помощью муфты 10, соединяющей валы 7 и 13, приводят во вращение зубчатое колесо 16, от которого вращательное движение передается зубчатым колесам 17 и 18, а через их валы 14 и 15 и крестовые муфты 11 и 12 — к валам 8 и 9 с установленными на них ведомым диском 2 и испытуемым роликом 3. При отношении диаметра испытуемого ролика к диаметру ведущего диска l, равной отношению чисел зубьев i, и К колес 17 и 16, осуществляется трение качения в контакте рабочих дорожек

1573394

23 и 24 ведущего диска 1 и испытуемого ролика 3. При равенстве их диаметров, а также при их отношении, не равных отношению чисел зубьев и Z<< колес 17 и 16, осуществляется

5 трение качения с проскальзыванием.

Поскольку отношения числа зубьев

Z „7 колеса 17 к числу зубьев Z<< колеса 16 определено по занисимости

Z /Е = (ka + m)/à в общем случае 7 и как частный случай по зависимости а + 1 — — — при k u m равных единице, и равно, например, 5/4 при а = 4, то после каждых k оборотов например 1-го оборота при k = 1, ведущего диска 1 происходит его смещение относительно испытуемого ролика 3 на m секторов, например на один сектор c pyroA

360 /а, равной 90 при а = 4, контактирующих с секторами испытуемого ролика 3 с дугой 360 /(ka + m), равной, например, 72 при k = l, m = l и а 4. По завершению (ka + m) или 25 пяти оборотов при k = 1, m = 1 и а = 4 относительное положение ведущего диска 1 испытуемого ролика 3 становится исходным, затем цикл повторяется. 30

Поскольку каждый иэ а секторов ведущего диска 1 или из четырех сектоо ров при а = 4 с,дугой, равной 360 /а, или, например, 90 при а .= 4, периодически эа цикл (ka + ш)оборотов ведущего диска 1 и а оборотов испытуемого ролика 3, равных соответственно пять и четыре оборота при k = 1, m = — 1 и а = 4, контактирует последона- 40 тельно с каждым иэ (ka + m) секторов или с каждым иэ пяти секторов при — 1 тп = 1 и а = 4 испытуемого рой

О лика 3, с дугами, равными 360 /(ka +

+ m) или 72 при k = 1, m = 1 и а = 4, то секторные участки с дугами о о, Ы„Ф и Ыэ, взятые по одному из каждой группы в отдельности и расположенные на каждом иэ а секторов, или на каждом из четырех секторов при а = 4, последовательно контактируют с одними и теми же секторными ! I I участками с дугами ЫО, Ы,, a и расположенными на каждом из (ka + m) секторов или на каждом иэ пяти секторов при k = 1, m = 1, и а = 4 испытуемого ролика, содержащих дуги

360 /(ka + m) или 72 при k = 1, m.= 1 иа=4, Так как количество b центральных секторных участков с сегментными срезами в каждой группе в отдельности различно и меньше а, то соответствующие участки с дугами о(, о,, К

t c

0 2 и о каждого иэ секторов центральных дорожек 41 и 42 испытуемого ролика 3 с дугами, равными 360 /(ka + m) или

72 при 1 = 1, m = 1 и а = 4, последовательно контактируя по дуге с соответствующими центральными секторными участками с сегментными срезами на рабочих дорожках 23 и 24 ведущего диска !., разгружаются эа цикл (за четыре оборота) столько раэ, сколько центральных секторных участков с сегментными срезами в каждой группе. Тогда при k = 1, m = 1 и а = 4 и количестве центральных секторных участков с сегментными срезами в каждой группе в отдельности на дорожке

23, равном соответственно ЬО = О, b4,,=

ЬА = 2 и Ьп = 3, а в противоположно им расположенных группах дорожки 24 Ьп,= 3 Ьб,= 2 Ь п= 1 и

Ьп = О, на центральных дорожках 41 и 42 испытуемого ролика 3 в пределах каждого иэ секторов, или каждого из пяти секторов при k = 1, m = — l и а = 4 с дугами секторов, равными 360 /(ka + m) или 72 при k = 1, m = и а = 4, получим по четыре участка с дугами, равными соответстI f венно Ф,, о,, о(и оl, подверженным различным числам циклон нагружения, равных соответственно 4N, ЭИ, 2N и N на центральной дорожке 41 (фиг.8) и N, 2N, 3N и 4N на противоположно расположенных им участках центральной дорожки 42 (фиг.9). При этом сумма чисел циклов нагружения противоположно расположенных на центральных дорожках 41 и 42 участков гостоянна и равна 5N.

Поскольку числа зубьев 4(6 и Z18 колес 16 и 18 одинаковы, то угловые скорости ведущего 1 и ведомого 2 дискон также одинаковы, а время поворота ведущего диска 1 на угол 360 /a равно времени поворота ведомого диска

2 на тот же угол. В период контакта секторного участка 33 крайнего набора секторных участков ведомого диска 1, как это показано на фиг,l, реакции А и В на рабочих дорожках 23 и 24 ведущего диска 1 распределяются обратно пропорционально расстояниям

1, и 1б, от линии действия силы Я

1573394 (от середины секторного участка 33) до середины центральных поясков дорожек 23 и 24. Эти реакции имеют постоянное значение в пределах дуги oL сек- 5 торного участка 33 и равны соответственно А и В

При последующем вращении в контакт с испытуемым роликом 3 вступает секторный участок 34 соседнего по оси набора секторных участков ведомого диска 2, При этом, благодаря его смещению в осевом направлении на величину Р, происходит соответственно увеличение плеча 1 и уменьшение оо плеча 1А,. В соответствии с этим сила А уменьшается, а сила В увеличивается, сохраняя свои постоянные значения в пределах дуги К; контакта секторного участка 34 с испытуемым роли- Z0 ком 3, равные соответственно А и В,.

При последующем вращении ведомого диска 2 в контакт с испытуемым роликом 3 вступает секторный участок 35 очередного соседнего по оси набора секторных участков ведомого диска 2, При этом происходит очередное увеличение плеча 1о и уменьшение плеча

О

1д на величину P,В соответствии с о этим сила А опять уменьшается, а 30 сила В увеличивается, сохраняя свои постоянные значения в пределах дуги о контакта секторного участка 35 с испытуемым роликом 3, равные соответственно А и В 35

При последующем вращении ведомого диска 2 в контакт с испытуемым роликом 3 вступает очередной по оси секторный участок 36 левого крайнего набора секторных участков ведомого дис- 40 ка. При этом происходит очередное увеличение плеча 1 о до 18 = 1д и о 9 о уменьшение плеча 1д до !A = .1

0 3 0 поскольку расстояния между серединами крайних по оси ведомого диска 2 сектор- 45 ных участков 33 и 36 и центральных секторных участков рабочих дорожек 23 и 24 ведущего диска 1 равны. В результате сила А достигает наименьшего а сила В наибольшего значения, которые сохраняются постоянными на протяжении угла поворота о секторно-, го участка 36 и равны соответственно

А и В, При этом А з = B>,à В = A . При последующем повороте ведомого диска 2 на угол 360 /а или на 90 при а = 4 цикл нагружения рабочих дорожек

23 и 24 повторяется и т.д, до полного оборота ведомого диска.

Поскольку цилиндрические секторные участки одной из групп, например группы 25 с дугой секторного участка,.равной и соответствующео>

ro ей набора, например набора 33, расположены по разные стороны от линии центров ведущего 1 и ведомого 2 дисков, а крайние их образующие находятся в контакте с испытуемым роликом, то при равенстве угловых скоростей ведущего 1 и ведомого 2 дисков обес— печивается синхронизация времен контакта секторных участков с дугами о(о о ф и о ведущего 1 и ведомого 2 дисков с соответствующими участками с дугами e ф „, о и Ы на испытуемом ролике 3. Это достигается за счет того, что наборы секторных участков смещены в окружном направлении друг относительно друга на величину тех же дуг осо, о,, о и

O(>, что и группы секторных уч стков ведущего диска 1 (фиг.2), l в результате того, что секторные участки с дугами с „, ос,, ф. и оС на ведомом диске 2 расположены в осевом направлении в порядке возрастания количества центральных секторных участков с сегментными срезами в группе, например справа налево, с дугами х,, М,, с и Ы, что соответствует возрастанию количества центральных секторных участков с сегментными срезами в группе от 0 до 3 на дорожке 23 ведущего диска 1 (bA = о

=О, BA,= 1, Ьд = 2, Ьд = 3), а времена их контакта с соответствующими участками с дугами ж р Q » о/ и

o/o на испытуемом ролике 3 синхронны, на центральных дорожках 41 и 42 испытуемого ролика 3 в пределах каждого из (ka + m) секторов, или каждого из пяти секторов при k = 1, m = 1 и а =

4 с дугами секторов, равными

360 /(ka + тп) или 72о при k = 1, m =

1 и а = 4, получим четыре участка ! с дугами, равными соответственно о о,, ф и о, подверженным различf (( ным нагрузкам Ао, А <, Az и А и различным числам циклов нагружения, равных соответственно 4N, ÇN, 2N и

N на центральной дорожке 41 (фиг,Я) и соотьетственно — различным нагрузкам

В, В,, В и В и различным числам циклов нагружения И, 2N, ÇN и 4N на противоположно расположенных им участках центральной дорожки 42

17!

573394

18 (фиг.9), пРичем А A a A A a

Во> В,) В > В .

Поскольку наборы секторных участков ведомого диска расположены симметрично по отношению к плоскости LL ф проходящей посредине ведомого диска

2, а расстояния 1 между серединами а крайних по оси ведомого диска 1 секторных участков 33 и 36 и централь-!0 ных секторных участков рабочих дорожек 23 и 24 ведущего диска 1 равныэ то Aî — Вэу A = Bz> А2 = B1 и

А = В, В результате этого каждая пара участков испытуемого ролика 3, расположенных на противоположных друг к другу центральных дорожках

41 и 42 и подверженных одному и тому же числу циклов нагружения, равных соответственно 4N, ÇN, 2N и . N, подвергается одинаковой нагрузке, равной соответственно А = В, А 1

B<„ A = В 1 и А = В, при этом с уменьшением числа циклов нагружения нагрузка на участках увеличивает- 25 ся, поскольку А А A (А ° о

Таким образом,, за время испытания на обеих дорожках испытуемого ролика в зависимости от углового шага расположения секторных участков в 30 группе и количества групп секторных участков ведущего диска 1, равного, например, 90о при а = 4, и четырем группам секторных участков получают результаты при различных нагрузках и числах циклов нагружения: по четыре серии опытов при четырех значениях нагрузки Ao< А1< А

Если количество центральных секторных участков с сегментными срезами в четырех группах каждой из рабочих дорожек 23 и 24 ведущего диска 1 равны соответственно — на дорожке 23 ЬА = О, Ьд,= 1, ЬА = 2, и ЬА = 3, на дорожке 24 Ь .= 3, Ь 4 1

= 4, Ья = 4 и Ъя = О, а расстояния 0 т и 2рассчитаны согласно фор- . 55 мул 1 и 2, то в пределах каждого из (ka + m) секторов испытуемого ролика 3 или кал цого из пяти секторов при 1с = 1, m = 1 и а = 4 с дугами

360 /(ka + m) или 72 при k = 1, m 1 и а = 4, на центральной дорож ке 41 получим по четыре секторных участка с дугами, равными o(о

I I

1 (7 1 У и(и пт > (фиг. 10), а на центральной дорожке 42 — по два секторных участка с дугами, равными соответственно (( ф и N (фиг,!1), подверженным различным числам циклов нагружения 4N, 3N,2N и N,N и 4N при различных величи- нах контактных напряжений бд, б,т,, бп

Г>„,Гп, G, соответствующих различным о точкам кривой усталостного выкрашивайття: четыре точки Т 1, 4N; Ga,, ÇN;

G„,: 2N и бд,, И на центральной дорожке 41 (фиг, 10) и две точки бп, N и (7п, 4N на центральной дорожке 42 (фиг. 11) . Поскольку различные числа у циклов нагружения достигаются одновременно за время испытания роликового образца, то этим достигается равновероятность разрушения секторных участков обеих центральных дорожек

41 и 42.

В случае расположения секторных участков в каждой из групп и в каждом из наборов ведущего и ведомого о дисков с угловым шагом, равнь!м 360 /

/(ka + тп), и определении расстояний и t <, согласно формул 3 и 4, устройство работает аналогично, как и в предыдущем случае, обеспечивая на каждом из четырех секторов центральных дорожек 41 и 42 испытуемого ролика

3 контактные напряжения и числа циклов нагружения соответственно на 4 и на 2-секторных участках, удовлетворяющие наклонной ветви кривой усталостного выкрашивания.

Формула и з о б р е т е н и я

1. Устройство для испытания материалов на износ по авт.св. Р 643781, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения производительности и достоверности результатов, расположенные на ведущем диске по обе стороны кольцевой проточки кольцевые участки состоят из выполненных с зазором друг относительно друга центрального и двух боковых поясков, на каждом из которых выполнено одинако; вое количество групп секторных участков, часть из них в каждой группе выполнены цилиндрическими, а остальные — с сегментными срезами с одинаковыми дугами в каждой группе, сек19 1573394

20 торные участки каждой группы располо", жены с угловым шагом в 360 /а или

360 /(ka + m), где k — целая часть смешанного числа, m и а — числитель и знаменатель правильной дроби смешанного числа, цилиндрические секторные участки на разных кольцевых участках расположены с чередованием в шахматном порядке, перекрывая друг друга, количество секторных участков с сегментными срезами в противоположно расположенных на центральных поясках группах различно и не превосходит числа а для углового шага 360 /а или ka + m для углового шага 360 /

/(ka + m), секторные участки ведомого диска объединены в группы, число которых равно числу групп ведущего диска, расположенные с такими же угловыми шагами и такими же как на ведущем диске дугами между участками в пределах группы, а крайние секторные участки одной из групп центральных поясков ведущего диска и соответствующей группы .ведомого диска размещены по разные стороны от линии, соединяющей центры дисков.

2, Устройство по п,1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью приближения условий испытания к условиям

5 работы пар трения путем воспроизведения реальных нагрузок и чисел циклов нагружения, соответствующих различным точкам кривой усталостного выкрашивания, количество секторных участков с сегментными срезами на центральных поясках равно числу а для углового шага 360 /а или ka +

+ m для углового шага 360 /(ka + m) по крайней мере в одной группе на одном или обоих кольцевых участках ведущего диска и меньше этих чисел в двух противоположно размещен- . ных группах, минимальные и максимальные количества секторных участков в указанных двух группах соответственно равны между собой, а расстояние между серединами секторных участков групп ведомого диска, соответствующих этим группам, и серединой ведомого диска одинаковы.

3. Устройство по пп ° 1 и 2, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что секторные участки ведомого диска наклонены под острым углом к оси диска.

1573394

1573394

1573394

1573394

1573394

Йм 17

Со с т авит ел ь В, Данило в

Редактор Н.Яцола Техред A.Êðàâ÷óê Корректор И. Муска а

Заказ 1640 Тираж 501 . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, И-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для испытания материалов на износ Устройство для испытания материалов на износ Устройство для испытания материалов на износ Устройство для испытания материалов на износ Устройство для испытания материалов на износ Устройство для испытания материалов на износ Устройство для испытания материалов на износ Устройство для испытания материалов на износ Устройство для испытания материалов на износ Устройство для испытания материалов на износ Устройство для испытания материалов на износ Устройство для испытания материалов на износ Устройство для испытания материалов на износ Устройство для испытания материалов на износ Устройство для испытания материалов на износ 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к машинам трения

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для оценки гидроэрозионной и кавитационной стойкости металлов

Изобретение относится к испытаниям материалов на трения и износ

Изобретение относится к испытаниям на износ и может быть использовано для исследований газоабразивной износостойкости материалов, эксплуатируемых в авиационной и газовой промышленности

Изобретение относится к технической вибродиагностики механических колебательных систем с сухим позиционным трением

Изобретение относится к испытанию материалов, в частности к способам приработки пар трения типа вал-вкладыш, вал-втулка

Изобретение относится к трибодиагностики

Изобретение относится к определению триботехнических свойств композиционных материалов на основе полимеров

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх