Способ нанесения хромовых покрытий на изделия типа тел вращения

 

Изобретение относится к способам гальванического нанесения хромовых покрытий на изделия типа тел вращения и может быть использовано в производстве проката при изготовлении прокатных валков и в машиностроении. Цель - получение покрытий с изотропной шероховатостью с Rа = 0,3 - 7,0 мкм и повышение износостойкости покрытия. Способ нанесения хромовых покрытий на изделия типа тел вращения включает частичное погружение изделия в электролит, содержащий соединение хрома, и электрохимическое осаждение покрытия при напряжении 180 - 280 В, катодной плотности тока 10 - 50 А/дм2, вращении изделия с окружной скоростью 0,02 - 0,5 м/с относительно зоны осаждения. Способ за счет выбранного режима осаждения обеспечивает формирование на поверхности валков хромовых покрытий с изотропной 0,9 - 1,0 шероховатостью с rа = 0,3 - 7,0 мкм, обладающих повышенной износостойкостью по сравнению с известными. 1 табл.

Изобретение относится к способам гальванического нанесения хромовых покрытий на изделия типа тел вращения и может быть использовано в производстве проката при изготовлении прокатных валков в машиностроении. Целью изобретения является получение покрытий с изотропной шероховатостью Ra 0,3-7,0 мкм и повышение износостойкости покрытия. Способ нанесения хромовых покрытий на изделия типа тел вращения включает частичное погружение изделия в электролит, содержащий соединение хрома и электрохимическое осаждение покрытий при напряжении 180-280 В и катодной плотности тока 10-50 А/дм2 при вращении изделия с окружной скоростью 0,02-0,5 м/с относительно зоны осаждения. П р и м е р. Обрабатывают валки диаметром 90 мм, длиной 1250 мм из стали 90ХФШ, с исходной шероховатостью Ra0,25 мкм в водном электролите, содержащем 150-200 г/л CrO3. Шероховатое покрытие получают с нагревом при катодном процессе в электролите, содержащем раствор соединений хрома, который осаждают на поверхность валка в виде капелек. Катодный процесс электролитного нагрева характеризуется образованием парогазовой оболочки, содержащей атомарный водород, являющийся восстановителем окислов в поверхностном слое валка, который очищает его поверхность (специальной предварительной очистки валка от окислов и жиров не требуется). При этом парогазовый слой отделяет валок-катод от электролита, т.е. разрывает электрическую цепь. При высоком напряжении 180-280 В происходит пробой парогазовой оболочки и электрический разряд приваривает частички наносимого металла к телу валка, что существенно укрепляет наносимый слой. Формирование шероховатости происходит за счет осаждения микрочастиц металла на поверхности валка. Указанный предел шероховатости валков получают за счет изменения плотности тока и времени обработки валка (2-15 мин), а стойкость покрытия за счет использования в качестве покрывающего металла хрома, а также за счет электроразрядного процесса, благодаря которому частицы металла привариваются к телу валка и который сопровождается закаливанием. Микротвердость хромового покрытия не менее 1200 кг/мм2. Валок, представляющий из себя катод, частично погруженный в электролит, приводят во вращение. Окружная скорость перемещения валка относительно зоны обработки 0,02-0,5 м/с. Нижний предел по скорости берется из условия обеспечения однородности и изотропности шероховатости. Верхний предел по скорости определяется условием обеспечения устойчивости катодного процесса. На вращающийся валок-катод подается напряжение 180-280 В при плотности тока 10-50 А/дм2. Нижний предел напряжения ограничивается недостаточностью энергии большей части электрических разрядов для осуществления наплавки и приваривания к телу валка частичек осажденного металла. Верхний предел напряжения ограничивается тем, что отдельные электрические разряды превращаются в сплошной разряд, который разрушает обрабатываемую поверхность, расплавляя ее. Пределы по плотности тока лимитируются интенсивностью процесса. При плотности тока менее 10 А/дм2 процесс нарастания шероховатости идет медленно, хотя и более равномерно, при плотности тока более 50 А/дм2 процесс настолько интенсивен, что разброс шероховатости в разных точках валка превышает допустимый и, следовательно, падает изотропность. В таблице приведены данные по обработке валков диаметром 90 мм, длиной 1250 мм из стали 90ХФШ с исходной шероховатостью Ra 0,25 мкм в водном электролите, содержащем 150-200 г/л CrO3. Как видно из таблицы, предлагаемый способ позволяет получить износостойкое хромовое покрытие с изотропной шероховатостью на прокатных валках и тем самым повысить качество и производительность изготовления полос кинескопной стали.

Формула изобретения

СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ХРОМОВЫХ ПОКРЫТИЙ НА ИЗДЕЛИЯ ТИПА ТЕЛ ВРАЩЕНИЯ, преимущественно прокатные валки, включающий частичное погружение изделия в электролит, содержащий соединение хрома, и электрохимическое осаждение покрытия при вращении изделия с окружной скоростью 0,02 - 0,5 м/с относительно зоны осаждения, отличающийся тем, что, с целью получения покрытий с изотропной шероховатостью с Ra = 0,3 - 7 мкм и повышения износостойкости покрытий, электрохимическое осаждение ведут при напряжении 180 - 280 В и катодной плотности тока 10 - 50 А/дм2.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 8-2000

Извещение опубликовано: 20.03.2000        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрохимической обработке изделий с высоким внутренним сопротивлением

Изобретение относится к способам электрохимического золочения, а именно к способам нанесения золотого покрытия с дендритообразной структурой, и может быть использовано в ионной физике, в частности при производстве масс-спектрометров и ионных микроскопов

Изобретение относится к оборудованию для нанесения гальванопокрытий, а именно к оборудованию для покрытия проволоки

Изобретение относится к машиностроению, а именно к оборудованию для нанесения покрытий, преимущественно к устройствам для нанесения износостойких гальванических покрытий поршневых уплотнительных колец

Изобретение относится к гальванотехнике , в частности, к устройствам для нанесения гальванических покрытий на диски, например диски магнитной памяти

Изобретение относится к гальваническому нанесению покрытий на металлические поверхности

Изобретение относится к оборудованию для электрохимического растворения благородных цветных металлов и сплавов и может быть использовано для приготовления электролитов

Изобретение относится к прикладной электрохимии, в частности к констргукциям устройств .для нанесения электрофоретических и гальванических покрытий на внутреннюю поверхность труб

Изобретение относится к гальваностегии, в частности к износостойкому хромированию, и может найти применение в различных областях машиностроения

Изобретение относится к гальваностегии и может найти применение в различных областях техники, где предъявляются требования к повышенной износостойкости деталей машин и механизмов

Изобретение относится к гальванотехнике, в частности к жидкостям, предназначенным для смывки электролитов, содержащих соединения хрома, и может быть применено в различных областях техники, в которых используется гальваническое нанесение покрытий

Изобретение относится к гальваностегии, в частности для нанесения защитно-декоративных хромовых покрытий и может найти применение в производстве санитарно-технических изделий

Изобретение относится к гальваностегии , в частности, к электроосаждению хромовых покрытий, и может найти применение в различных отраслях промышленности, где требуется нанесение защитно-декоративных и износостойких хромовых покрытий

Изобретение относится к области гальваностегии, в частности к электролитическому получению хромовых покрытий

Изобретение относится к химической обработке изделий, в частности к устройствам для хромирования пазов и Отверстий

Изобретение относится к гальваностегии , в частности к электролитическому хромированию, и может быть использовано в машиностроительной авиационной, судостроительной и др

Изобретение относится к гальванотехнике и может быть использовано в машиностроении, приборостроении и других областях техники
Наверх