Устройство для обучения радиотелеграфистов

 

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для обучения радиотелеграфистов приему знаков кода Морзе на слух. Цель изобретения - повышение эффективности обучения. Устройство содержит формирователь 1 импульсов, счетчик 2, дешифраторы 3 и 4, блок 5 сравнения, блок 6 задания программы, регистр 7, коммутатор 8, ключ 9, звуковой генератор 10, электроакустический преобразователь 11, инвертор 12, пульт 13 обучаемого и блок 14 изменения режима обучения. Изменение режима обучения позволяет осуществить переход с режима подсказки в контрольный режим и наоборот в зависимости от усваивания заданной программы, что улучшает и ускоряет формирование навыка восприятия знаков кода Морзе. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А2 (g1)g С 09 В 19/26

Г

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (61) 1328838 (21) 4435885/24-09 (22) 06.06.88 (46) 30.08.90. Бкл. Ф 32 (72) В;Д.Крюков и Н.И.Кудряшов. (53) 681.3.071 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1328838, кл. G 09 В 19/26, 1985 ° (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ (57) Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для обучения радиотелеграфистов приему знаков кода Морзе на слух. Цель изобретения — повышение эффективности

2 обучения. Устройство содержит формирователь I импульсов, счетчик 2, де- шифраторы 3 и 4, блок 5 сравнения, блок 6 задания программы, регистр 7, коммутатор 8, ключ 9, звуковой генератор 10, электроакустический преобразователь 11, инвертор 12, пульт 13 обучаемого и блок 14 изменения режима обучения. Изменение режима обучения позволяет осуществить переход с режима подсказки в контрольный режим и наоборот в зависимости от усваивания заданной программы, что улучшает и ускоряет формирование навыка вос-, приятия знаков кода Морзе. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

1589303

Изобретение относится к автомати-

Ке и вычислительной -технике, в част ности к обучающим устройствам, может быть использовано при обучении радиоТепеграфистов слуховому приему на этапе изучения признаков кода Морзе и является усовершенствованием изобретения по авт. св . Р 1328838, Цель изобретения " повышение эффективности обучения.

На чертеже изображена структурная электрическая схема предлагаемого устройства.

Устройство для обучения радиотеЛеграфистов содержит формирователь 1 импульсов, счетчик 2, первый и вто» рой цешифраторы 3 и 4, блок 5 сравнения, блок 6 задания программы, ре- .

1"истр 7, коммутатор 8, ключ 9, звуко- 20 вой генератор 10, электроакустический преобразователь 11, инвертор 12„ пульт 13 обучаемого и блок 14 изменеНия режима обучения. .Формирователь импульсов образуют 25 генератор 15 и первый и второй элементы 16 и 17 задержки, Блок задания программы включает переключатели 18 и шифра.тор 19.

Пульт обучаемого содержит кнопки

20, триггеры 21 и транспаранты 22.

Блок изменения режима обучения образуют первый и второй счетчики 23 и 24, RS-триггер 25,. первый и второй ключи 26 и 27, первый и второй элементы ИЛИ 28 и 29 и элемент 30 задержки.

Устройство работает следующим образом.

Предварительно переключатель, íà- 40 пример, на счетчике 23 устанавливают в десятое, а на счетчике 24 - во второе положение (емкость счетчиков, после которой наступает переполнение). °

При включении питания счетчик 23 45 устанавливается в исходное положение, a триггер 25 - во второе положение, обеспечивая подключение к транспарантам 22 пульта 13 через ключ 27 источника питания и блокируя вход счетчика 50

24 посредством ключа 26.

На первом выходе генератора 15 формирователя 1 появляется импульс, который воздействует на входы триггеров

21 пульта 13, устанавливая последние в исходное (нулевое) состояние, на второй (счетный) вход счетчика 23, фиксируя предъявление знака, и поступает на вход счетчика 2, вызывая появление на первом выходе дешнфратора

3 логической единицы. Эта единица прикладывается через переключатель 18 к входу шифратора 19, обеспечивая появление на его выходах соответствующего знака кода Морзе в виде двоичного формализованного числа, к входу блока 5 сравнения, подготавливая цепь правильного ответа.

Одновременно импульс с первого выхода генератора 15 через элемент 16 задержки поступает на первый вход регистра 7, осуществляя перевод последнего в режим параллельной записи, а затем, пройдя через элемент 17 задержки, поступает на второй вход регистра 7, обеспечивая параллельную запись формализованного числа с выходов шифратора 19 в регистр 7.

Импульс с первого выхода генератора 15 через инвертор 12 поступает на вто1 ой вход управления коммутатора 8, запрещая прохождение через него. сигчала управления с одного из выходов дешифратора 4, определяющего состояние шифратора 19, через коммутатор 8 на один из транспарантов 22.

Транспаранты 22 предназначены для высвечивания изображений, способствующих ассоциативному зрительному восприятию выражения знаков кода Морзе.

Например, словесное выражение буквы

"Д" звучит так "до-мн-ки". Этому выражению соответствует транспарант с изображением домиков ° Словесному выражению буквы "Г" - "га-ра-жик" — соответствует изображению гаражика и

1 так для всех знаков кода Морзе, По окончании импульса с первого выхода генератора 15 начинается поступление продвигающихся импульсов с, его второго выхода на третий (управляющий) вход регистра 7 .и выдвижение двоичной комбинации, которая с выхода регистра 7 поступает на первый (управляющий) вход ключа 9.

При исчезновении импульса на первом выходе генератора 15 на выходе инвертора 12 появляется импульс, разрешающий прохождение сигнала управления с одного из выходов дешифратора 4 через коммутатор 8 на один из транспарантов 22, на котором высвечивается изображение, способствующее ассоциативному восприятию обучаемым словесного выражения знаков кода Морзе, Звуковые колебания, вырабатываемые генератором 10 и поданные на информа15893 ционный вход ключа 9, преобразуют единичные сигналы двоичной комбинации в сигналы звуковой частоты, которые поступают в электроакустический преS образователь 11 для предъявления обучаемому.

Изображение на транспаранте 22 вьг свечивается до появления следующего импульса на выходе генератора 15. 10

При правильном опознании обучаемым предлагаемого знака кода Морзе иэображение светится непрерывно до появ» ления следующего импульса на первом выходе генератора 15 ° 15

При неправильном опознании обучае" мым знака изображение высвечивается в режиме миганий.

Регистрация опознания знака произ= водится обучаеьим пут м нажатия Hà 20 соответствующую кнопку 20 пульта .13.

При этом один из триггеров 21 устанавливается в единичное состояние.

Если опознание верно, то на выходе блока 5 сравнения присутствует нуле- 25 вой потенциал, а если опознание неверно — единичный. Единичный потенциал поступает на второй вход блока 14 измерения режима обучения — через элемент ИЛИ 28 на (обнуляющий) первый 30 вход счетчика 23, возвращая его в исходное положение, на первый вход управления коммутатора 8, обеспечивая прохождение сигнала управления с одного из выходов дешифратора 4 через коммутатор 8 на один из транспарантов

22 в прерывистом режиме (изображение мигает) .

С появлением следующегс импульса на первом выходе генератора 15 триг- 40 геры 21 устанавливаются в исходное (нулевое) состояние, счетчик 23 фиксирует предъявление очередного знака (при верном ответе) или первого (пос- . ле неверного ответа), счетчик 2 переходит в следующее состояние и логическая единица появляются на втором вьмоде дешифратора 3.

Импульс с инвертора 12 запрещает . прохождение сигнала управления через коммутатор 8, свечение транспаранта

22 прекращается.

Далее процесс происходит аналогично описанному, но уже для другого знака кода Морзе.

SS

Если обучаемый правильно распозна-. ет подряд десять знаков кода Морзе, то на выходе счетчика 23 появляется импульс переполнения, который посту03 6 пает на вход элемента 30 задержки, на (обнуляющий) первый вход счетчика 24, возвращая его в исходное положение, и на-S-вход триггера 25, перебрасывая последний в первое псложение. Ключ 27 закрывается, отключая транспаранты 22 пуль"а 13 от источника питания, ключ

26 открывается, подготавливая цепь для прохождения на счетный вход счетчика 24 импульсов неверного ответа с выхода блока 5 сравнения. Задержанный импульс с выхода элемента 30 задержки возвращает счетчик 23 в исходное положение

Если обучаемый при распознавании (ответе) знаков кода Морзе допускает одну ошибку, а затем передает десять знаков подряд без ошибки, то импульс переполнения с выхода счетчика 23 возвращает счетчик 24 в исходное положение и подтверждает нахождение триггера 25 в первом положении - тренировка продолжается в контрольном режиме .

Если обучаемый после первой ошибки допускает вторую, на выходе счетчика

24 появляется импульс переполнения, который через элемент ИЛИ 29 поступает на R-вход триггера 25 и переводит его во второе положение. Ключ 26 закрывается, блокируя счетчик 24, ключ

27 открывается, обеспечивая подачу питания к транспарантам 22 — дальнейшая тренировка гродолжается с подсказкой.

Использование предлагаемого устройства повышает эффективность обучения за счет автоматизации изменения режима тренажа в зависимости от проявления способностей обучаемого к формированию .навыка восприятия знаков кода Морзе путем переключения устройства.из режима подсказки в режим. контрольного опознания знаков при успешной их отработке и возвращение к ассоциативному зрительному восприятию (режим подсказки) ири допущении числа ошибок выше заданного руководителем.

При эч ом число подряд распознанных знаков и число допустимых ошибок может как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от успешности выполнения программы тренажа, рекомендуемой руководителем для тренировки индивидуально каждому обучаемому.

Все это способствует мобилизации внутренних ресурсов мотивационного

1589303 фактора и ускоряет процесс обучения ,радиотелеграфистов.

Формула изобретения

Составитель О. Геллер

Техред Л.Сердюкова

Корректор Т.Палий

Редакт,ор А,Orap

Заказ 2543 Тираж .382 Поднис ное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, уя. Гагарина,101

1. Устройство для обучения радиотелеграфистов. по авт. св. В 1328838, отличающееся тем,что, с целью повышения эффективности процес- 10 са обучения, введен блок изменения режима обучения, первый вход которого подключен к первому выходу формирователя импульсов, при этом выход блока сравнения соединен с вторым вхо-15 дом блока изменения режима обучения,, выход которого соединен с дополнительным управляющим входом пульта обучаемого.

2е Устройство по п е 1 у о т л и — 20 ч а ю щ е е с я тем, что блок изменения режима обучения содержит два ключа, два счетчика, два элемента

ИЛИ, RS-триггер и элемент задержки, выход которого соединен с первым вхо- 25 дом первого элемента ИЛИ, выход которого соединен с первым входом первого счетчика, выход которого соединен с входом элемента задержки,с первым входом второго счетчика и с S-входом

RS-Tpvr> ера, R-вход которого подключен к выходу второго элемента ИЛИ, первый вход которого подключен к выходу вт ор ого счетчика, втор ой вход которого подключен к выходу первого ключа, первый рход которого соединен с вторым выходом RS-триггера, первый выход которого соединен с пер,вым входом второго ключа, второй вход которого подключен к земляной шине, второй вход первого ключа подключен к второму входу первого элемента ИЛИ и является вторым входом блока изменения режима обучения, первым входом которого является второй вход первого счетчика, при этом выход второго ключа является выходом блока измененич режима обучения, управляющими входами которого являются третий вход первого

° элемента ИЛИ и второй вход второго элемента ИЛИ.

Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тренажерам для обучения методам измерения характеристик кабельных линий связи, в частности для обучения измерению величины затухания методом обратного отражения в волокно-оптических линиях связи, и может быть использовано как в учебных целях, так и для объективной оценки квалификации специалистов

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при профессиональном отборе радиотелеграфистов

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов к передаче на ключе и тренировке радиотелеграфистов-спортсменов

Изобретение относится к технике обучающих устройств

Изобретение относится к радиосвязи

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для тренировки радиотелеграфистов-скоростников передач на ключе знаков кода Морзе

Изобретение относится к радиосвязи

Изобретение относится к радиосвязи и может быть использовано для обучения и оценки профессиональной пригодности радиотелеграфистов, работающих на клавиатурных аппаратах

Изобретение относится к автоматике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов передаче в ключе

Изобретение относится к обучающим устройствам

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для контроля за работой радиотелеграфиста при передаче на ключе

Изобретение относится к автоматике

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к обучающим устройствам, и может быть использовано для контроля за работой при передаче ключом

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при проведении профессионального отбора

Изобретение относится к устройствам для исследования психофизиологических реакций
Наверх