Тренажер радиотелеграфистов

 

Изобретение относится к обучающим устройствам. Цель изобретения - обеспечение контроля передачи элементов знака. Тренажер содержит телеграфные ключи 1, блоки 2 оценки ответов, электроакустические преобразователи 3, блок 4 кассификации ошибок, блок 5 управления, блок 6 предъявления учебной информации, пульт 7 руководителя, блок 8 индикации и звуковой генератор 9. Блок 4 классификации ошибок, блок 5 управления и блок 8 индикации позволяют выделить ошибки нарушения соразмерности по началу и концу элементов знаки и фиксировать их для всей группы одновременно, обеспечив постоянный контроль за успешностью освоения задания, отрабатываемого на данном занятии. 2 з.п.ф-лы, 8 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) 01) (51)5 G 09 В 19/26

3

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

flQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4632153/24-09 (22) 04,01.89 (46) 23.10.90. Бюл. У 39 (72) Н.И.Кудряшов, А.В.Карлов, В.В,Иухортов и В.А.Кирюхин (53) 681.136.51(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1287217, кл, G 09 В 19/26, 1985.

I (54) ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ (57) Изобретение относится к обучающим устройствам, Цель изобретения— обеспечение контроля передачи элементов знака. Тренажер содержит телеграфные ключи 1, блоки 2 оценки

2 ответов, электроакустические преобразователи 3, блок 4 классификации ошибок, блок 5 управления, блок 6 предъявления учебной информации, пульт

7 руководителя, блок 8 индикации и звуковой генератор 9, Блок 4 классификации ошибок, блок 5 управления и блок 8 индикации позволяют выделить ошибки нарушения соразмерности по началу н концу элементов знака и фиксировать их для всей группы одновременно, обеспечив постоянный контроль за успешностью освоения задания отрабатываемого на данном занятии, 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

1601622

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для тренировки и контроля качества передачи зубаков кода Морзе. 5

Цель изобретения — обеспечения контроля элементов знака, На фиг,1 изображена структурная электрическая схема предлагаемого тренажера; на фиг.2 — структурная 1О электрическая схема пульта руководи теля; на фиг.3 — структурная электри, .ческая схема блока предъявления учеб ойй информации; на фиг.4 — структур1 ная электрическая схема блока управ- 15 ,ления; на фиг.5 — структурная электри-!

:ческая схема блока классификации оши: бок; на фиг.б - структурная электри, ческая схема блока оценки ответов; на фиг.7 — структурная электрическая схе-20 :,ма блока индикации; на фиг.8 — вре менная диаграмма.

Тренажер радиотелеграфистов содер1 жит телеграфные ключи 1, блоки 2 оцен, :ки ответов, электроакустический преобразователь 3, блоки 4 классификации ошибок, блок 5 управления, блок 6 предъявления учебной информации, пульт

7 руководителя, блок 8 индикации и звуковой генератор 9. 30

Пульт руководителя содержит счетчик 10 ошибок, блок 11 индикации, элемент ИЛИ 12, одновибратор 13, первый триггер 14, счетчик 15 знаков, блок

16 дифференцирования, первый и вто- 35 рой формирователи 17 и 18 импульсов, элемент 19 запрета, элемент И 20, коммутатор 21, кнопки 22 контроля и второй триггер 23.

Блок предъявления учебной инфор- 40 мации содержит шифратор 24,регистр

25 сдвига, первый и второй элементы

26 и 27 задержки, генератор 28 тактовых импульсов, элемент ИЛИ-НЕ 29, ключ 30, генератор 31 звуковой час- 45 тоты, формирователь 32 коротких импульсов, элемент ИЛИ 33, распределитель 34 импульсов и переключатели 35.

Блок управления содержит дифференцирующий узел 36, первый и второй фор-50 мирователи 37 и 38 импульсов, элемент

ИЛИ 39, узел 40 задержки, одновибратор 41, сдвиговый регистр 42 и генератор 43 тактовых импульсов.

Блок классификации ошибок содержит .

55 первый, второй, третий и четвертый элементы И 44 - 47. Блок индикации содержит первый, второй, третий и четвертый элементы KJIH 48 — 51 и первый, второй, третий и четвертый счетчики

52 - 55. Блок оценки ответов содержит ключ 56, элемент ИЛИ 57, элемент ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 58.

Тренажер работает следующим образомм.

Предварительно преподаватель переключателями устанавливает длительность импульсов генератора 28, соответствующую определенной скорости пе" редачи, например 6 Гр/мин, и длительность импульсов формирователя 17, например, 107, с которой разрешается ра ботать обучаемым.

Включают питание. Счетчики 10, 15 и 52 — 55 устанавливаются в исходное состояние. Устройство готово к работе.

По готовно сти о буч аемых к перед ачв текста по методу ведущего преподаватель нажимает кнопку формирователя

18 "Пуск". Импульс с выхода формирователя 18 подается на вход блока 5 управления, записав "1" в первый (нулевой) разряд регистра 42, и через элемент ИЛИ 33 на вход элемента 26 задержки и вход распределителя 34, обеспечив появление наего первом выходе единичного потенциала. Единичный потенциал с первого выхода рас" пределителя 34, через переключатель

35, установленный в положение, например, буквы А, подается на входы шифратора 24, обеспечивая формирование íà его выходах укаэанного знака в виде двоичного формализованного числа, в котором точка соответствует

-"1", тире "111", а пауза между элементами знака "0".

Импульс с выхода элемента 26 задержки подается на элемент 27 задержки и первый управляющий вход регистра 25, осуществив перевод последнего в режим параллельной записи, а, пройдя элемент 27 задержки, поступит на второй управляющий вход регистра 25, обеспечив параллельную запись знака с выхода шифратора 24 в регистр 25, Тактовые импульсы с выхода генератора 28, подаваемые на тактовый вход регистра 25, производят выдвижение знака с. (n+2)-ro выхода на управляющий вход ключа 30 и на первый вход элемента ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 58 (фиг.8а), 11ервый элемент знака А (точка) с выхода ключа 30, заполненный частотой, 5 16016 генератора 31,через элемент ИЛИ 57 подается в электроакустические преобразователи 3.

Обучаемые, в соответствии с текстом, передают первый знак (А), манипулируя телеграфным ключом I.

При формировании первого элемента знака (точки) положительный потенциал с выхода телеграфного ключа 1 поступает на второй вход элемента ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 58 и на управляющий вход вход ключа 56, обеспечив прохождение звуковой частоты с выхода генератора

9, которая на 100-200 Гц выбирается выше или ниже частоты генератора 31.

Этот сигнал через элемент ИЛИ 57 также подается на электроакустический преобразователь 3.

Если обучаемый передает элементы 20 знака с запозданием (фиг.йб) или опережением (фиг.8в) по отношению к элементам знака ведущего сигнала, то в электроакустическом преобразователе

3 прослушиваются характерные "хлопки" которые следуют за однообразным тоном. Обучаемые при передаче элемента знака должны найти такой ритм, чтобы

"хлопки" не прослушивались, Одновременно кодовые комбинации 30 ведущего и ведомого сигналов (знаков), подаваемые на первый (с выхода регистра 25) и на второй (с выхода телеграфного ключа 1) входы элемента

ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 58, формируют на выходе импульсы, длительность которых определяется временем запоздания (фиг.8г) или опережения (фиг.8д) сфор.мированного обучаемым ведомого сигнала, которые подаются на информа- 40 ционные (первые) входы элементов И 4447.

Тактовые импульсы с выхода генератора 28, длительность которых равна длительности элементарной посылки 45 (точке ) ведущего сигнала, подаются ча блок 16 дифференцирования. Передний фронт поступающего тактового импульса формирует нечетный импульс, задний фронт — четный импульс, которые подаются на формирователь 17,формирующий положительные импульсы прямоугольной формы заданной длительности и с соответствующим сдвигом-задержкой (в зависимости от положения переключателя допустимой погрешности—

5, 10, 20Х фиг,8e).

Импульсы допуска с выхода формирователя 17 поступают на управляющий

22 6 вход элемента 19 запрета и на вход дифференцирующего узла 36. Передний фронт импульса допуска формирует нечетный импульс, задний фронт — четный импульс, которые подаются соответственно на входы первого и второго формирователей 37 и 38 коротких импульсов, формирующих импульсы прямоугольной формы (фиг.8ж), длительностью

200 мкс.

Пусть руководителю необходимо контролировать начало передаваемых элементов знака, тогда он включает кнопку 22 "Начало" пульта, т.е. подает единичные потенциалы на управляющие (четвертые) входы первого и второго элементов И 44 и 45.

Импульс (нечетный) с выхода формирователя 37 подается на управляющие (третьи) входы элементов И 44 и 46 и через элемент ИЛИ 39 на первый вход генератора 43, запуская последний.

Тактовые импульсы с его выхода частотой следования 1 мГц подаются на сдвиговый вход регистра 42, обеспечивая последовательное перемещение раннее записанной "1" по его разрядам и подачу единичного потенциала (импульса "Опрос" ) на управляющие (вторые) входы элементов И 44 — 47.

Следовательно, если обучаемый начал передавать раньше (фиг.8в), чем поступил ведущий (контрольный) сигнал (фиг.Ца) ° при этом превысил установленное время допуска, то при поступлении нечетного импульса "Опрос" с выхода регистра 42 на выходе элемента И 44 появится импульс, которь!й через элемент ИЛИ 48 поступит на вход счетчика 52 и зафиксирует опережение передачи данного элемента знака соответствующим обучаемым по его началу (фиг.8з).

Если же начало передачи элементов знака не превышает установленного допуска, то при поступлении импульса "Опрос" с выхода регистра 42 на информационном (первом) входе элементов И 44 — 47 единичный потенциал отсутствует (на выходе импульса не будет).

При появлении "1" на нулевом выходе кольцевого регистра 42 на выходе одиовибратора 41 сформируется импульс, который поступит на второй вход генератора 43 и выключит его;

1601622 передача тактовых импульсов с его выхода прекращается, Импульс (четный ) с выхода формирователя 38 подается на управляющие (третьи) входы четных элементов И 45 и 47 и через элемент ИЛИ 39 на первый вход генератора 43, запустив последний. Синхроимпульсы с выхода генератора 43 обеспечивают подаяу импульса "Опрос" на управляющие (вторые) входы элементов И 44 — 47.

Если обучаемый начал передавать

: позже (фиг.8б), чем поступил контроль" ный сигнал, и превысил время допуска, 15 то на информационном (первом) входе элементов И 44 — 47 имеется единичный ! потенциал с первого выхода блока 2 (фиг.8г). При поступлении четного им :пульса "Опрос" с выхода регистра 42 на выходе элемента И 45 появится им .пульс, который через элемент ИЛИ 49, поступит на вход счетчика 53 и зафик сирует запаздывание передачи элемента

: знака по его началу (фиг.8и).

Для контроля концов передаваемых элементов знаков руководитель включает кнопку 29 "Концы", т.е. подает единичные потенциалы на управляк1цие (четвертые) входы третьего и четвертого 30 элементов И 46 и 47.

Если обучаемый окончил передачу элемента знака раньше окончания поступающего ведущего (контрольного) сигнала (фиг.8а,в), при этом превысил время допуска (фиг.8д), то при поступлении нечетного импульса "Опрос" с выхода регистра 42 на выходе элемента И 46 появится импульс, который через элемент ИЛИ 50 поступит 40 на вход счетчика 54, зафиксировав опережение передачи данного элемента знака по его концу (фиг.8з).

Если обучаемый окончил передачу элемента знака позже окончания по- 45 ступающего ведущего сигнала (фиг.8а,б и превысил время допуска (фиг.8г), то при поступлении четного импульса

"Опрос" с выхода регистра 42 на выходе элемента И 47 появится импульс, 50 который через элемент ИЛИ 50 поступит на вход счетчика 55, зафиксировав запаздывание передачи элемента знака по его концу (фиг.8и), Если же конец передачи элементов знака не превышает установленного допуска, то при поступлении импульса

"опрос" с выхода регистра 42 на информационных (первых) входах элементов И 44 — 47 единичный потенциал отсутствует (на выходах импульса небудет).

Каждые пять секунд в блоке 8 высвечивается процент запаздываний (опережений) по началам и концам элементов знаков.

По окончании знака на выходах регистра 25 появляются нули, которые, воздействуя на входы элемента ИЛИ-НЕ

29, вызывают появление на его выходе единичного потенциала — импульса пау зы, который подается на вход триггера 14, обеспечив появление на его выходе единичного потенциала.

Контроль преподавателем передачи отдельных обучаемых осуществляется следующим образом.

Преподаватель на коммутаторе 21 пульта 7 нажимает кнопку (не показано), которая соответствует контролируемому обучаемому, например, рабочее место У 2, Положительный потенциал с второго выхода коммутатора 21, через элемент ИЛИ 12, подается на одновибратор 13 (с потенциальным входом). Импульс с выхода одновибратора 13 подается на вход триггера 14, обеспечив появление на его выходе нулевого потенциала (чтобы начать отсчет числа знаков с очередного знака), и на входы счетчиков 10 и 15, установив их в исходное состояние.

При поступлении на вход триггера

14 импульса паузы с второго выхода блока 6 на входе триггера 14 появится единичный потенциал, который прикладывается к второму входу элемента

И 20. Если передача ведомого сигнала не совпадает с ведущим сигналом, то на выходе элемента ИСКЛОЧАЮЩЕЕ ИЛИ

58 (рабочее место Ф 2) появится импульс ошибки, который через коммутатор 21 и элемент И 20 поступит на информационный вход элемента 19 запрета.

Если импульсы ошибок по дтительности не превышают импульсов допуска, поступающих с выхода формирователя

17, то на выходе элемента 19 импульсов ошибок не будет. Если импульсы ошибки по длительности превышают импульсы допуска, то на выходе элемента 19 появятся импульсы ошибки.

1б01622

Импульс ошибки с выхода элемента

19 перебрасывает триггер 23, который импульсом паузы был установлен в нулевое положение, в единичное положение. Импульс с выхода триггера 23 поступает на первый вход счетчика 10 и зафиксирует знак, переданный с ошибкой. Импульс паузы с выхода элемента

29,.поступая на входы триггеров 23 и

14, переведет их в нулевое положение, а, поступая на первый вход счетчика

15, зафиксирует переданный знак.

По окончании контроля преподаватель возвращает кнопку коммутатора

21 (рабочего места У 2) в исходное состояние, поступление информации с выхода элемента ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 58 прекращается.

Включением на контроль следующего 20 обучаемого (нажатие кнопки "Индикация непоказано), импульс с выхода одновибратора 13 возвращает счетчики

10 и 15 в исходное состояние и высвечивает в блоке 11 индикации число про-25 контролируемых знаков и число знаков из них, в которых допущены ошибки.

По показаниям в блоке 8 судят о тренируемости всей группы, а по показаниям в блоке 11 пульта 7 — отдель- 10 ных обучаемых.

Использование предлагаемого тренажера в устройствах для обучения радиотелеграфистов, применяющих метод ведущего, в сравнении с известным, позволяет осуществлять постоянный контроль за всей группой обучаемых в соблюдении темпа и ритма передачи знаков 11утем BbIIIwIeHHII Разницы Ме 40 передаваемым и эталонным (контрольным) элементом знака по его началу и концу, что дает возможность по результатам контроля, судить об успешн с и (неуспешности) ocBoeHHII тех 45 или иных знаков задания, а в процессе ;ренировки на заданном занятии предотвратить возникновение "почерка" в передаче и сократить время обучения эа счет успешно усвоенных зна- 50 ков.

Формула изобретения

1. Тренажер радиотелеграфистов, содержащий телеграфные ключи, выходы которых соединены с первыми входами соответствующих блоков оценки ответов, первые выходы которых подключены к соответствующим третьим входам пульта руководителя, первый и второй входы которого подключены соответственно к первому и второму выходам блока предъявления учебной информации, третий и четвертый выходы которого соединены соответственно с третьими и четвертыми входами блоков оценки ответов, вторые выходы которых соединены с входами соответствующих электроакустических преобразователей, звуковой генератор, выход которого подключен к вторым входам блоков оценки ответов, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью обеспечения контроля передачи элементов знака, введены блоки классификации ошибок, блок индикации и блок управления, первый вход которого соединен с входом блока предъявления учебной информации и с первым выходам пульта руководителя, второй и третий выходы которого подключены соответственно к пятому и шестому входам блоков классификации ошибок, третий и четвертый входы которых соединены соответственно с первым и вторым выходами блока управления, третьи выходы которого подключены к вторым входам соответствующих блоков классификации ошибок, выходы которых соединены с соответствующими входами блока индикации, при этом первые выходы блоков оценки ответов подключены к первым входам соответствующих блоков классификации ошибок, а четвертый выход пульта руководителя соединен с вторым входом блока управления.

2. Тренажер по п,1, о т л H— ч а ю шийся тем, что блок управления содержит одновибратор, регистр сдвига, узел задержки, элемент ИЛИ, генератор тактовых импульсов, два формирователя импульсов и дифференцирующий узел, первый и второй выходы которого соединены с входами соответственно первого и второго формирователей импульсов, выходы которых соединены соответственно с первым и вторым входами элемента ИЛИ, выход которого соединен с первым входом генератора тактовых импульсов, второй вход которого подключен к выходу одновибратора, вход которого подключен к первому выходу регистра сдвига, первый вход которого соединен с выходом ysла задержки, второй вход которого

1601622

12 подключен к выходу генератора такто.вых импульсов, при этом третий вход ,регистра сдвига соединен с входом уз" ла задержки и является первым входом блока управления, вторым входом которого является вход дифференцирующего узла, первым, вторым и третьим выходами которого являются соответственно выход первого формирователя им,пульсов, выход второго формирователя импульсов и вторые выходы регистра сдвига.

1

3. Тренажер по п.1, о т л и ч а ю" шийся тем„ что каждый блок классификации ошибок содержит первый,вто1 рой, третий и четвертый элементы И, ! при этом первый вход первого элемента И соединен с первым входом второго элемента И, с первым входом треть" его элемента И и с первым входом чет) ю

1 вертого элемента И, второй вход которого соединен с вторым входом третьего элемента И, с вторым входом второ5 го элемента И и с вторым входом первого элемента И, третий вход которого подключен к третьему входу третьего элемента И, четвертый вход которого подключен к четвертому входу четвер" того элемента И, третий вход которого соединен с третьим входом второго элемента И и является четвертым входом блока классификации ошибок, первым, вторым, третьим и пятым входами которого являются соответственно первый, второй, третий и четвертый входы первого элемента И, четвертый вход четвертого элемента И является шестым входом блока классификации ошибок, вы@ ходами которого являются выходы первого, второго, третьего и четвертого элементов И.

4ЬИ

Составитель О. Геллер

Редактор Е.Папп Техред И,Дидык Корректор Л.Бескид

Заказ 327!. Тираж 384 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

l/3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 10t

Тренажер радиотелеграфистов Тренажер радиотелеграфистов Тренажер радиотелеграфистов Тренажер радиотелеграфистов Тренажер радиотелеграфистов Тренажер радиотелеграфистов Тренажер радиотелеграфистов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для обучения радиотелеграфистов приему знаков кода Морзе на слух

Изобретение относится к тренажерам для обучения методам измерения характеристик кабельных линий связи, в частности для обучения измерению величины затухания методом обратного отражения в волокно-оптических линиях связи, и может быть использовано как в учебных целях, так и для объективной оценки квалификации специалистов

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при профессиональном отборе радиотелеграфистов

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов к передаче на ключе и тренировке радиотелеграфистов-спортсменов

Изобретение относится к технике обучающих устройств

Изобретение относится к радиосвязи

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для тренировки радиотелеграфистов-скоростников передач на ключе знаков кода Морзе

Изобретение относится к радиосвязи

Изобретение относится к автоматике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов передаче в ключе

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для контроля за работой радиотелеграфиста при передаче на ключе

Изобретение относится к автоматике

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к обучающим устройствам, и может быть использовано для контроля за работой при передаче ключом

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при проведении профессионального отбора

Изобретение относится к устройствам для исследования психофизиологических реакций
Наверх