Устройство для обучения радиотелеграфистов

 

Изобретение относится к радиосвязи. Цель изобретения - повышение эффективности обучения радиотелеграфистов. Устройство содержит блок задания 1 режимов работы, формирователи 2 - 4 тактовых импульсов, блок задания 5 программ обучения, индикаторы 6 и 7, блок управления 8, коммутатор 9, блоки 10 и 11 предъявления информации, генератор 12 тональной частоты, блок 13 анализа ответов, пульт 14 оператора, регистры 15 и 16 и элемент ИЛИ 17. Цель достигается путем передачи основного сигнала при воздействии мешающих телеграфных сигналов со скоростью передачи выше или ниже скорости основного сигнала. Это дает возможность вести контроль за выработкой навыка запоминания скорости передачи на слух по "мелодии" знака в заданное время, на предъявленную для восприятия скорости передачи последовательность знаков, определять ее степень различения от аналогичной последовательности телеграфных помех, отличающихся от основного сигнала, а также выявлять возможности оператора отстраиваться от телеграфных помех. Устройство по п. 2 ф-лы отличается выполнением блока задания 1. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБ ЛИК

20 А1 (!91 (11) (51? 5 09 В 19/26

- *.„--,." I! 11k: L»;1». ° » - -

: »13 » - . »

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

70 »

42 9 Ф7 ФВ 1 3

2»8

21

20 25

22 26

ZZ гз

° ве

Г

58 57

„| (З2 . гВ 2

Ф9 52 И

61

° ° °

I

Ç8 35 Л 39 37 в

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21} 4304959/24-09 (22) 08.09.87 (46} 30,01.90. Бюл. Ь" 4 (72) Н.И.Кудряшов, В.А.Кирюхин, В.В.Мухортов и А.С.Гетман (53) 681.3 ° 071 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Н 1185369, кл. С 09 В 19/26, 1984, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ (57) Изобретение относится к радиосвязи. Цель изобретения - повышение эффективности обучения радиотелеграфистов. Устр-Во содержит блок задания режимов работы, формирователи 2

4 тактовых импульсов, блок 5 задания программ обучения, индикаторы 6 и 7, блок 8 управления, коммутатор 9, блоки 10 и 1.1 предъявления информации, r-р 12 тональной частоты, блок 13

2 анализа ответов, пульт 14 оператора, регистры 15 и 16 и эл-т ИЛИ 17. Цель достигается путем передачи основного сигнала при воздействии мешающих телеграфных сигналов со скоростью передачи выше или ниже скорости основного сигнала, Это дает возможность вести контроль за выработкой навыка запоминания скорости передачи на слух по мелодии знака в заданное время,на предъявленную для восприятия скорости передачи последовательность знаков, определять ее степень различения от аналогичной последовательности телеграфных помех, отличающихся от основного сигнала, а также выявлять возможности оператора отстраиваться от телеграфных помех. Устр-во по п.2 ф-лы отличается выполнением блока эа" дания 1. 1 э.п. Ф-лы, 1 ил.

1539820

Изобретение относится к радиосвязи и может быть использовано для обучения радистов приему и передаче знаков кода Морзе.

Цель изобретения — повышение эффективности обучения путем передачи основного сигнала при воздействии мешающих телеграфных сигналов со скоростью передачи выше или ниже скорости основного сигнала, л

На фиг.1 изображена структурная электрическая схема предлагаемого устройства, Устройство для обучения радиоте- 15

,леграфистов содержит блок 1 задания, режимов работы, первый, второй и третий формирователи 2, 3 и 4 тактовых импульсов, блок 5 задания программ обучения, первый и второй индикаторы 20

6 и 7, блок 8 управления, коммутатор

9, первый и второй блоки 10 и 11 предьявления .информации, генератор

12 тональной частоты, блок 13 анализа ответов, пульт 14 оператора, регистры 2

15 и 16 и элемент ИЛИ 17.

Блок 5 задания программ обучения содержит первый и второй формирователи 18 и 19 кодов Морзе. Блок 1 задания режимов работы содержит таймер 20, первый и второй элементы 21 и 22 запрета, первый и второй триггеры 23 и 24 первый второй и третий элеменt 1 е„ ты 25, 26 и 27 задержки, индикатор 2 первый, второй и третий ключи 29, 30, и 31, первый и второй элементы И 32 и 33 и элемент ИЛИ 34. Блок 8 управления содержит первый и второй формирователи 35 и 36 импульсов паузы, первый и второй элементы И 37 и 38 и формирователь 39 случайной последовательности импульсов. Коммутатор 9 содержит первый, второй, третий и четвертый элементы И 40 - 43, триггер 44 и первый и второй элементы ИЛИ 45 и 46, Каждый бпок предъявления информации содержит ключ 47 и электроакустический преобразователь 48. Блок 13 анализа ответа и регистрации резуль- 50 тата содержит первый, второй и третии элементы И 49, 50 и 51, первый и второй элементы ИЛИ 52 и 53, элемент 54 запрета, счетчик 55 правильных ответов, счетчик 56 ответов, счетчик 57 циклов и индикатор 58. Пульт 14 one55 ратора содержит кнопку 59 "Контроль" и и первую и вторую кнопки 60 и 61 "Ответ".

Устройство работает следующим образом.

Предварительно руководитель (обучаемый) определяет (задает) время, в течение которого обучаемый должен запомнить скорость передачи знаков контрольной последовательности, устанавливая переключатель (не показан) таймера 20 в соответствующее положение.

При включении питания устанавливаются в исходное состояние счетчики

55, 56 и 57, в первое положениесдвигающие регистры 15 и 16, индикаторы 6 и 7, во второе положение (на первом выходе - нулевой потенциал) триггер 23. Запускается генератор 12, подавая звуковую частоту на входы блоков 10 и 11 предъявление информации.

На индикаторах 6 и 7 горят первые лампочки, сигнализируя о разности между контрольной и мешающими скоростями передачи знаков, равной 5 гр/мин.

О готовности устройства к работе сигнализирует. светящийся индикатор 28.

Руководитель (обучаемый) нажимает кнопку 59 "Контроль". Импульс о ее выходе поступает на первый вход триггера 23, перебрасывая его в первое положение, при этом гаснет индикатор

28, а единичный потенциал с первого выхода триггера 23 прикладывается к управляющим входам элемента 21 запрета и ключа 29; на вход таймера. 20, запуская последний на время, установленное переключателем, например, 30 с, при этом единичный потенциал с выхода реле времени 20 прикладывается к управляющему (первому) входу элемента

22 запрета, и на вход элемента ИЛИ 34, импульс с выхода которого запускает формирователь 2 тактовых импульсов и, воздействуя на первый (информационный) вход формирователя 18 кодов Морзе, подготавливает последний для выдвижения знака. Тактовые импульсы с выхода формирователя 2 тактовых импульсов, поступающие на тактовый вход формирователя 18 кодов Морзе, производят выдвижение кодовой комбинации знака с его выхода, которая подается на вход формирователя 35 импульсов паузы и входы элементов И 40 и 41.

Пусть триггер 44 в данный момент находится в первом положении, тогда единичный потенциал с его первого выхода поступает на второй вход элемента И 40. Кодовая комбинация знака

5 153 с выхода элемента И 40 подается через элемент ИЛИ 45 на управляющий вход ключа 47, на информационный вход которого поступает тональная частота с выхода генератора 12. В электроакустическом преобразователе 48 звучит мелодия знака с контрольной скоростью.передачи. Обучаемый, прослушав, запоминает контрольную скорость передачи знака.

После окончания знака на выходе формирователя 35 импульсов паузы появляется импульс, который поступает на входы элементов И 37 и 38. Импульс с выхода элемента И 38 поступает на первый вход формирователя тактовых импульсов, выключая последний, и на информационный (второй) вход ключа

29, на первый управляющий вход которого подан единичный потенциал с первого выхода триггера 23. Импульс с выхода ключа 29, пройдя элемент 26 задержки, поступает на информационный (второй) вход элемента 22 запрета, а пройдя элемент 25 задержки, поступает на вход элемента ИЛИ 34, обеспечивая предъявление следующего контрольного знака, выдвижение которого осуществляется аналогично выше описанному.

По окончании заданного на запоминание времени (39 с) с выхода таймера 20 на управляющий (первый) вход элемента 22 запрета подается нулевой лотенциал. При поступлении очередного импульса с выхода блока 8 управления на информационный вход ключа 29 импульс с выхода последнего поступает на вход элемента 26 задержки. Задержанный импульс проходит через элемент 22 запрета на второй вход триггера 23, обеспечивая появление на его первом выходе нулевого потенциала, который подается на управляющий (второй) вход элемента 21 запрета, подготавливая цепь для прохождения сигналов, управляющих мешающей последовательностью (помехой), и на управляющий вход ключа 29, прекращая подаl чу последующих импульсов с выхода блока 8 управления на второй вход формирователя 2. тактовых импульсов.

Единичный потенциал с второго выхода триггера 23 зажигает индикатор 28

"Отвечайте", предписывающий обучаемо" му с данного момента времени выбирать из двух предъявляемых мелодий знаков контрольный знак.

98?О зе подаются на входы формирователей

35 и 36 импульсов паузы и первые входы соответственно элементов И 40, 41 и 42, 43. Так как единичный потенциал с выхода триггера 44 подан на вторые входы элементов И 40 и 42, то

40 с выхода последних двоичные комбинации знаков поступают на управляющие входы ключей 47, на информационные, входы которых подана тональная частота с выхода генератора 12. В

45 электроакустических преобразователях

48 звучат мелодии знаков различной скорости передачи.

Обучаемый, прослушивая одновременно оба сигнала, определяет, в каком

50 преобразователе 48 звучит мелодия знака кода Иорэе с контрольной скоростью передачи, и нажимает соответствующую кнопку 60 или 61

При правильном ответе импульс с выхода кнопки 60 поступает на первый вход элемента И 49, на второй вход

Задержанный импульс с выхода элемента 25 задержки через элемент ИЛИ

34 поступает на второй вход формирователя 2 тактовых импульсов, запуская последний, на первый вход формирователя 18 кодов Иорзе, подготавливая цепь для выдвижения контрольного знака, а также через элемент 21 запрета на первый вхсд формирователя 19 кодов

Иорзе, подготавливая цепь для выдвижения мешающего знака, и на информационные входы (первые) ключей 30 и 31.

Пусть в данный момент времени на первом выходе триггера 24 имеется единичный потенциал, который приложен к управляющему (второму) входу ключа

30 и второму входу элемента И 32. На выходе ключа 30 появляется импульс, который поступает на второй вход фор" мирователя 3 тактовых импульсов и запускает его. Тактовые импульсы с выхода формирователя 3 тактовых импульсов, частота следования которых меньше частоты следования импульсов с выхода формирователя 2 тактовых импульсов, через элемент ИЛИ 17 поступают на тактовый вход формировател

19 кодов Иорзе и производят выдвижение двоичной кодовой комбинации мешающего знака.

Кодовые комбинации знаков с выходов формирователей 18 и 19 кодов Иоркоторого подается единичный потенциал с первого выхода триггера 44, и через элемент ИЛИ 52 — на вход счетчика 55, 1539820

50 который фиксирует правильный ответ.

Одновременно импульс с выхода кнопки

60 проходит через элемент ИЛИ 53 и поступает на информационный вход эле5 мента 54 запрета и вход счетчика 56, Счетчик 56 фиксирует ответ.

Во время паузы между знаками на выходах Формирователей 35 и 36 появЛяются импульсы, которые поступают на входы элементов И 37 и 38, Импульс выхода элемента И 38 выключает формирователи 2, 3 и 4. Если в это время с выхода Формирователя 39 также поступает "1" на вход элемента И 37, то на его выходе появляется единичный потенциал, который, поступая на счетный вход триггера 44, изменяет его состояние: на первом выходе появляетСя "0" на втором выходе - "1".

Ф /О

Так как на управляющий вход элемента 54 подан нулевой потенциал с выхода счетчика 56, то после ответа обучаемого импульс с его выхода поступает через элемент ИЛИ 34 на входы Формирователей 2, 18 и через элемент 21 запрета - на вход ключа 30, соединенный выходом с формирователем 3, и вход формирователя 19 кодов Морзе, осуществляя перевод их в следующее положение и обеспечивая выдвижение с выходов формирователей 18 и 19 вторых знаков. При этом знак контрольной последовательности подается на второй, а мешающей - на первый электроакустические преобразователи.

Обучаемый, прослушивая сигналы обеих последовательностей, снова оп,ределяет местонахождение основного

-знака и нажимает соответствующую

40 кнопку.

Если обучаемый правильно опознал все знаки контрольной последовательности, то на выходах счетчиков 55 и

56 появляются импульсы переполнения„ которые прикладываются к входам эле 15 мента И 51, обеспечивая появление импчльса на его выходе. Импульс с выхода элемента И 51 поступает на вход элемента 27 задержки и через первый вход элемента И 32 проходит на вход кольцевого сдвигающего регистра 15, переводя его во второе положение. В индикаторе 6 загорается вторая лампочка, которая показывает, что скорость передачи телеграфной помехи с 55 формирователя 3 увеличилась на

1 гр/мин, т.е. формирователь 3 подготовлен для работы в последующем цикле, Одновременно импульс переполнения с выхода счетчика 56 поступает на управляющий вход элемента 54 запрета„ предотвращает запуск формирователей

2 и 3 и перевод формирователей 18 и 19 в первое положение, а также возвращает счетчики 55 и 56 в исходное состояние.

Задержанный импульс с выхода элемента 27 поступает на вход триггера

24 и переводит его во второе положение, Единичный потенциал с второго выхода триггера 24 подается.на управляющий вход ключа 31 и второй вход элемента И 33, на выходе последнего импульса нет, так как время задержки элемента 27 больше длительности импульса. Ключ 30 закрыт, ключ 31 открыт единичным потенциалом с второго выхода триггера ?4. В индикаторе 7 горит первая лампочка ° Устройство готово для предъявления обучаемому телеграфной помехи, скорость передачи которой выше скорости передачи контрольного знака на 5 гр/мин.

Для возобновления следующего цикла после правильного опознавания (различения) предыдущей последовательности необходимо нажать на кнопку 60 или 61 "Ответ", которая была нажата последней в предыдущем цикле.

Пусть .последней в цикле была нажата кнопка 60. Единичный потенциал с первого выхода триггера 44 коммутатора 9 подается на вход элемента И 49, !

Обучаемый повторно нажимает кнопку.

60, Импульс с ее выхода Фиксируется счетчиками 55 и 56, т.е. результаты показаний индикаторов не изменяются, и с второго выхода блока 13 анализа ответов поступает на второй вход блока 1 задания режимов работы, обеспечивая выдвижение с выхода блока 5 задания программ обучения контрольного и мешающего знаков аналогично описанному выше. Мешающая кодовая комбинация выдвигается тактовыми импульсами формирователя 4.

При правильном ответе он фиксируется только счетчиком 56. По окончании цикла (предъявлении всей последо вательности, только на одном входе ф элемента И 51 - единичный потенциал, Следовательно, триггер 24 не пере" брасывается, обучаемому повторно предъявляют контрольные знаки с мешающими знаками той же скорости передачи„

Ч 15

По окончании тренировки руководитель (обучаемый) по заданному времени на запоминание контрольного сигна ла, установленному на таймере 20, и светящимся индикаторам 6 и 7 определяет степень подготовленности оператора (себя) к различению сигнала в условиях телеграфных помех.

Использование изобретения в устройствах для обучения радиотелеграфистов позволяет вести контроль за выработкой навыка запоминания скорости передачи на слух по мелодии знака в заданное время на предъявленную для восприятия скорости передачи последовательность знаков, определять ее степень различения от аналогичной последовательности телеграфных помех, отличающихся от основного (контрольного) сигнала не только в сторону понижения (как в прототипе), но и в сторону повышения скорости передачи мешающих знаков, и выявлять возможности оператора отстраиваться от телеграфных помех, скорость передачи которых не только ниже, но и выше скорости передачи основного сигнала.

Это дает возможность своевременно заметить недостатки в приеме сигналов в условиях активных помех и, применяя соответствующие методики, устранить их, ускорить подготовку высококвалифицированных радиотелеграфистов. формула изобретения

1. Устройство для обучения радиотелеграфистов, содержащее генератор тональной частоты, выход которого соединен с первыми входами первого и второго блоков предъявления информации, вторые входы которых подключены соответственно к первому и второму выходам коммутатора, первый вход которого подключен к первому выходу блока задания программ обучения и к первому входу блока управления, первый выход которого соединен с вторым входом коммутатора, третий вход которого подключен к второму выходу блока задания программ обучения и к второму входу блока управления, второй выход которого соединен с первыми входами первого и второго формирователей тактовых импульсов, первый регистр, выходы которого соединены с соответствующими входами первого индикатора и второго формирователя тактовых импульсов, пульт оператора, первый и

39Р20

10

40 выходами второго регистра, вход которого подключен к шестому выходу блока задания режимов работы, пятый выход которого соединен с входом первого регистра, при этом первый и второй входы блока задания режимов работы подключены соответственно к первому и второму выходам блока анализа ответов, третий выход пульта оператора соединен с третьим входом блока зада-, ния режимов работы, а выход элемента

ИЛИ соединен с четвертым входом блока задания программ обучения, 2. Устройство по п.i, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что блок задания режимов работы содержит два элемента запрета, два триггер», три элемента, задержки, три ключа, два элемента И, таймер, индикатор и элемент ИЛИ, вы45

55 второй выходы которого соединены соответственно с первым и вторым входами блока анализа ответов, третий и четвертый входы которого подключены соответственно к третьему и четвертому выходам комм„ татора, о 1 л и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью повышения эффективности обучения путем передачи основного сигнала при воздействии мешающ:;х телеграфных сигналов со скоростью передачи выше или ниже скорости основного сигнала, в него введены второй регистр, второй индикатор, третий формирователь тактовых импульсов, элемент ИЛИ и блок задания режимов работы, первый выход которого соединен с первым входом блока задания программ обучения и с вторым входом первого формирователя тактовых импульсов, выход которого соединен с вторым входом блока задания программ обучения, третий вход которого подключен к второму выходу блока задания режимов работы, третий выход которого соединен с вторым входом второго формирователя тактовых импульсов, выход которого соединен с первым входом элемента ИЛИ, второй вход которого подключен к выходу третьего формирователя тактовых импульсов, первый вход которого соединен с вторым выходом блока управления и с четвертым входом блока задания режимов работы, четвертый выход которого соединен с вторым входом третьего формирователя тактовых импульсов, соответствующие третьи входы которого соединены с входами вто" рого индикатора и соответствующими

15391120

Составитель О. Геллер

Редактор И.Рыбченко Техред М.Моргентал корректор M.Ðîæî

Заказ 222 Тираж 380 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент, г.Ужгород, ул. Гагарина,101 ход которого соединен с первым входом первого элемента запрета, второй вход которого подключен к первому входу первого ключа и к первому выходу пер5 вого триггера, первый вход которого соединен с вторым входом элемента ИЛИ и с входом таймера, выход которого соединен с первым входом второго элемента запрета, второй вход которого подключен к входу первого элемента задержки и выходу второго элемента задержки, вход которого подключен к ! выходу первого ключа, второй выход первого элемента запрета соединен с первыми входами второго и третьего

«<лючей, вторые входы которых соединены соответственно с первым и вторым выходами второго триггера, вход кото" рого подключен к выходу третьего эле- 20 мента задержки, вход которого соедиНен с первыми входами первого и второго элементов И, вторые входы которых подключены соответственно к первому и второму выходам второго триггера, вход индикатора подключен к второму выходу первого триггера, второй вход которого соединен с выходом второго элемента запрета, выход первого элемента задержки соединен с третьим входом элемента ИЛИ, выход которого является первым выходом блока задания режимов работы, вторым, третьим, четвертым, пятым и шестым выходами которого являются соответственно выход первого элемента запрета, выход второго ключа; выход третьего ключа, выход первого элемента И и выход второго элемента И, первым, вто" рым, третьим и четвертым входами блока задания режимов работы являются соответственно вход третьего элемента задержки, первый вход элемента ИЛИ, вход таймера и второй. вход первого ключа °

Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов Устройство для обучения радиотелеграфистов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для тренировки радиотелеграфистов-скоростников передач на ключе знаков кода Морзе

Изобретение относится к радиосвязи

Изобретение относится к радиосвязи и может быть использовано для обучения и оценки профессиональной пригодности радиотелеграфистов, работающих на клавиатурных аппаратах

Изобретение относится к тренажерной технике и может быть использовано при профотборе радиотелеграфистов

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для оценки нижнего слухового порога операторов

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть иснользовано для подготовки учащихся к работе на телеграфных аппаратах

Изобретение относится к тренажерам радиотелеграфистов и может найти применение в качестве устройств для обучения и профессионального отбора радиотелеграфистов и операторов систем управления, а также при проведении различных психофизиологических исследований

Изобретение относится к телеграфии , модет использоваться для обучения операторов

Изобретение относится к автоматике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов передаче в ключе

Изобретение относится к технике обучающих устройств

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов к передаче на ключе и тренировке радиотелеграфистов-спортсменов

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при профессиональном отборе радиотелеграфистов

Изобретение относится к тренажерам для обучения методам измерения характеристик кабельных линий связи, в частности для обучения измерению величины затухания методом обратного отражения в волокно-оптических линиях связи, и может быть использовано как в учебных целях, так и для объективной оценки квалификации специалистов

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для обучения радиотелеграфистов приему знаков кода Морзе на слух

Изобретение относится к обучающим устройствам

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для контроля за работой радиотелеграфиста при передаче на ключе

Изобретение относится к автоматике
Наверх